Тема: Анализ содержания примерной программы по математике.
Раздел | Основное содержание | Основные виды учебной деятельности |
Числа и величины (1 класс) | Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между | -Слушают объяснение учителя; -Наблюдают за демонстрацией учителя; - Сравнивают два объекта, два числа; -Наблюдают математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; —Понимают назначение и необходимость использования величин в жизни; |
Арифметические действия | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению. | -Слушают объяснение учителя; -Обнаруживают общее и различное в записи арифметических действий; -Проверяют правильность вычислений с помощью другого приёма выполнения действия; |
Текстовые задачи | Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. | -Понимают, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; - Читают таблицу и извлекают информацию, представленную в табличной форме; - Описывают своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; - Действуют в соответствии с предложенным образцом, инструкции; |
Пространственные отношения и геометрические фигуры | Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника. | —Приводят примеры геометрических фигур; —Характеризуют (описывают) геометрическую фигуру; - Копируют изученные фигуры, рисуют от руки по собственному замыслу; |
Математическая информация | Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов. Закономерность в ряду заданных объектов. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных). Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры | —Читают таблицу, извлекают информацию, представленную в табличной форме; —Распределяют объекты на группы по заданному основанию; |
Числа и величины (2 класс) | Числа в пределах 100. Запись равенства, неравенства. Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел. Сравнение по массе измерение длины. Соотношение между единицами величины, его применение для решения практических задач | —Наблюдают математические отношения (часть-целое, больше-меньше) в окружающем мире; - Сравнивают группы объектов (числа, величины) по самостоятельному выбранному основанию; - Объясняют выбор величины, соответствующей ситуации измерения; - Называют числа, величины, обладающие заданным свойствам; - Записывают, читают число, числовое выражение; - Следуют установленным правилам, по которым составлен ряд чисел, величин; |
Арифметические действия | Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие). Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях. Названия компонентов действий умножения, деления. 10 Примерная рабочая программа Табличное умножение в пределах 50. Переместительное свойство умножения. Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение. Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более). Рациональные приемы вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства. | —Воспроизводят порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок); - Комментируют ход вычислений; - Приводят примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия; |
Текстовые задачи | Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План решения задачи в два действия. Запись решения и ответа задачи. Расчётные задачи на увеличение/ уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа к задаче и его проверка. | —Извлекают и используют информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполняют таблицы; - Ведут поиск различных решений задачи; - Устанавливают логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач; - Составляют текстовую задачу с заданным отношением (готовым решением) по образцу; |
Пространственные отношения и геометрические фигуры | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Измерение периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах. | —Следуют установленному правилу, по которому составлены геометрические фигуры; - Сравнивают группы геометрических фигур, по самостоятельно выбранному основанию; - Распределяют (классифицируют) геометрические фигуры на группы; - Называют геометрические фигуры, обладающие заданными свойствами; |
Математическая информация | Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку. Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все». Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице. Внесение данных в таблицу, дополнение моделей готовыми числовыми данными. Алгоритмы устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур. Правила работы с электронными средствами обучения. | —Сравнивают группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному основанию; —Распределяют (классифицируют) объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы; —Конструируют утверждения с использованием слов «каждый», «все» —Извлекают и используют информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполняют таблицы; - Подбирают примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ; - Используют математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации; - Конструируют утверждения, выводы, относительно данных объектов, отношений; |
Числа и величины (3 класс) | Числа в пределах 1000. Равенства и неравенства. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел. Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в». Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации. Время (единица времени — секунда). Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи. Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). | —Сравнивают математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры); —Выбирают приём вычисления, выполнения действия; - Классифицируют числа и величины по выбранному признаку; - Составляют ряд чисел величин по самостоятельно выбранному правилу; - Выбирают, осуществляют переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией; |
Арифметические действия | Устные и письменные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами). Действия с числами 0 и 1. Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора). Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Порядок действий в числовом выражении, содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с вычислениями в пределах 1000. | —Выбирают и используют различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления; проверяют полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения; - Различают и используют разные приёмы и алгоритмы вычисления; - Заполняют таблицы сложения и умножения; |
Текстовые задачи | Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям. Проверка решения и оценка полученного результата. Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины. | —Объясняют на примерах отношения «больше/меньше на … », «больше/меньше в … », «равно» —Проверяют ход и результат выполнения действия; —Устанавливают последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи; - Понимают смысл зависимости и математических отношений, описанных в задаче; - Выбирают метод решения; - Составляют текстовую задачу; |
Пространственные отношения и геометрические фигуры | Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства. Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения. | —Конструируют геометрические фигуры; —Прикидывают размеры фигуры, её элементов; |
Математическая информация | Классификация объектов по двум признакам. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит». Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира; внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными. Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм). Столбчатая диаграмма. Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах). | —Классифицируют объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку; —Извлекают и интерпретируют числовые данные, представленные в таблице, на диаграмме; - Читают информацию, представленную в разных формах; - Используют дополнительную литературу для установления и проверки знаний математического термина; |
Числа и величины (4 класс) | Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз. Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости. Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами массы. Единицы времени, соотношение между ними. Единицы длины соотношение между единицами в пределах 100 000. Доля величины времени, массы, длины. | - Сравнивают математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры), записывают признак сравнения; - Определяют с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета, температуру, скорость движения, вместимость; - Конструируют, читают числовое выражение; - Характеризуют математические объекты, явления и события с помощью изученных величин; |
Арифметические действия | Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/двузначное число в пределах 100 000; деление с остатком. Умножение/деление на 10, 100, 1000. Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента. Умножение и деление величины на однозначное число. | - Выбирают и используют различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления; проверяют полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения; |
Текстовые задачи | Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения. Задачи на установление времени, расчёта количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения. | - Выбирают метод решения математической задачи (алгоритм действия, приём вычисления, способ решения, моделирование ситуации, перебор вариантов); - Инициируют обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в решении; |
Пространственные отношения и геометрические фигуры | Наглядные представления о симметрии. Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических фигур. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; различение, называние. Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов. Периметр, площадь фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов). | - Обнаруживают модели изученных геометрических фигур в окружающем мире; - Конструируют геометрическую фигуру, обладающую заданным свойством (отрезок заданной длины, ломаная определённой длины, квадрат с заданным периметром); - Контролируют правильность построения геометрической фигуры; |
Математическая информация | Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и проверка логических рассуждений при решении задач. Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор математических данных о заданном объекте. Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме. Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под руководством педагога и самостоятельно. Правила безопасной работы с электронными источниками информации. Алгоритмы решения учебных и практических задач. | - Представляют информацию в разных формах; - Извлекают и интерпретируют информацию, представленную в таблице, на диаграмме; - Используют справочную литературу для поиска информации, в том числе Интернет (в условиях контролируемого выхода). - Ориентируются в изученной математической терминологии, используют её в высказываниях и рассуждениях - Приводят примеры и контрпримеры для подтверждения, опровержения вывода или гипотезы - Составляют инструкцию, записывают рассуждения. |