Анализ работы кафедры учителей математических дисциплин ВУВК №2 «Берегиня»
за 2015 – 2016 учебный год.
В 2015 – 2016 учебном году кафедра учителей математики, информатики и физики работало над проблемой: « Повышение эффективности и качества урока через использование традиционных и современных педагогических технологий».
Главная цель деятельности нашей кафедры: непрерывное совершенствование уровня и педагогического мастерства преподавателей и их компетенции в области определенной науки (учебного предмета) и методики преподавания в рамках подготовки к реализации ФГОС».
Исходя из этого перед кафедрой, стояли задачи:
Знакомство с современными педагогическими технологиями в обучении математики, физики и информатики.
Продолжить работу по предупреждению отклонений и освоению учащимися обязательного минимума содержания образования по предметам.
Продолжить работу по формированию и систематизации банка ЦОР членами кафедры.
Вести планомерную работу по преемственности в обучении в целях перехода на ВГОС.
Совершенствовать качество подготовки обучающихся по математике, физике и информатике на основе использования современных образовательных технологий.
Развивать интерес к предмету через применение форм активного обучения.
Совершенствовать формы входного и выходного контроля.
Применять здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе для сохранения физического здоровья учащихся.
Анализ деятельности кафедры по реализации целей и задач
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
Прохождение плановой курсовой подготовки и аттестации
Участие в семинарах различного уровня
Работа над индивидуальной методической темой
Обобщение опыта собственной педагогической деятельности
Изучение передового педагогического опыта
Прохождение курсовой подготовки
Величко Л.Д.
Аттестация
№ п/п | Фамилия учителя | Предмет | Присвоена категория |
1 | Величко Л.Д. | математика | высшая |
2 | Вирченко Н.И. | математика, информатика | высшая |
Участие в работе городского МО, педсоветах, семинарах различного уровня
На базе нашего комплекса прошел в феврале месяце 2016 года городской семинар по математике и информатике по теме: «Формирование ИКТ компетентности как предметной, так и ключевой в процессе изучения математики и информатики».
Открытые уроки провели следующие учителя:
Вирченко Н.И. Тема: «Кодирование графической информации»
Рыженко С.Н. Тема: «Применение первообразной к вычислению площадей фигур»
Вольчик С.Н. и Величко Л.Д. подготовили и продемонстрировали открытое мероприятие «Математика и в шутку, и всерьез».
Материалы семинара были опубликованы на сайте методцентра УО администрации Красного Луча. Семинар получил высокую методическую оценку.
Работа кафедры по его методической теме.
Организация работы кафедры была связана с методической работой школы, учителя принимали активное участие в реализации этой темы. Вся работа учителей имела практическую направленность и была ориентирована на повышение профессионализма.
Формы организации методической работы в этом учебном году были традиционными:
Участие в работе педагогических советов
Тематические заседания кафедры.
Совершенствование навыков владения ИКТ
Обмен опытом и накопленным дидактическим материалом.
Обзоры педагогической литературы
Открытые уроки.
Содержание работы включало в себя множество вопросов, связанных:
• с освоением методики преподавателя предмета;
• с планированием работы кафедры;
• с изучением методики преподавания в рамках подготовки к реализации ФГОС ;
• с овладением новыми методами, средствами и формами обучения;
• с изучением опыта коллег;
• проверкой качества знаний и умений учащихся
В этом учебном году было проведено 5 заседаний кафедры.
Для решения поставленных задач на заседаниях рассматривались различные теоретические и практические вопросы:
- работа с образовательными стандартами ВГОС (ФГОС);
- способы отслеживания результативности обучения учащихся;
- мониторинг и его роль в повышении качества обучения ( диагностические контрольные работы);
- современные педагогические технологии как средство повышения качества образования;
- методики работы с одаренными и требующими педагогической поддержки детьми;
- качество подготовки выпускников на каждой ступени обучения;
- технология и техника проведении ГИА;
- вопросам преемственности в обучении математике при переходе школьников из начального звена в среднюю школу и из среднего (9 класс) в старшую школу (10 – 11 класс)
Повышение качества обучения математике, физике и информатике и совершенствование уровня преподавания - основное направление методической работы нашей кафедры. Все усилия учителей были направлены на вооружение учащихся системой знаний по предметам, на подготовку к контролю знаний, на изучение индивидуальных способностей детей и их всестороннее развитие.
При организации учебно-воспитательного процесса образовательные и воспитательные задачи обучения всеми учителями решались комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
При этом особое внимание обращалось на выбор рациональных методов и приемов обучения, на рациональное сочетание устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач; на развитие речи учащихся; формирование у них навыков умственного труда;
внедрение в практику работы современных образовательных технологий, при этом разумно сочетая новые методы обучения и традиционные.
Наиболее часто используемые формы учебных занятий: урок-лекция, урок-зачет, урок-исследование, урок-презентация.
Учебные кабинеты частично соответствуют современным требованиям. Имеются раздаточный материал, настенные таблицы, отражающие направленность предмета, оснащены оборудованием для проведения лабораторных работ, имеется компьютеры, медиапроэктор, интернет для проведения уроков с использованием ИКТ.
Использование ИКТ технологий с целью повышения качества обучения математике, физике и информатике
Заметное влияние на содержание, формы и методы обучения оказывает использование информационных технологий. Большинство учителей используют ИКТ в своей работе достаточно часто. Учителя владеют навыками работы с офисными программами Word, Excel, Power Point. В своей работе компьютер используют для распечатки наглядного материала и индивидуальных карточек, для проведения уроков и внеклассных мероприятий с мультимедиа аппаратурой. Оформлены рекомендации по использованию ресурсов сети Интернет для подготовки к ГИА . Разработаны уроки с применением ИКТ.
Работа с одарёнными детьми
Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися посредством вовлечения их к участию в различных конкурсах, турнирах, олимпиадах, проектной деятельности.
Олимпиады.
Работая над проблемой выявления одарённых детей, члены кафедры провели школьные предметные олимпиады. В олимпиаде по математике, информатике и физике приняли участие 102 человека, из них 57 по математике, 18 по информатике и 27 по физике. Во 2 туре участвовало 7 человек: 5 по математике, 2 по физике
Результаты городского этапа олимпиады:
Карпенко Владлен (6 класс) – 1 место. Учитель Рыженко С.Н.
Кузнецова Арина (7 класс) – 3 место. Учитель Вирченко Н.И.
Результаты олимпиад (как на школьном, так и на городском уровнях) говорят о том, что работа по подготовке к ним находится не на должном уровне. При подготовке к олимпиаде необходимо значительно глубже рассматривать изучаемый в школе материал, знакомиться с терминологией, учиться применять знания для решения практических задач. Обратить внимание на задания межпредметного характера. Развивать логические операции и процессы теоретического мышления, такие как анализ, синтез, обобщение, умение делать умозаключение на основе имеющихся суждений, использовать процессы индукции и дедукции при определении правильности суждений. Больше внимания обратить на задачи, связанные с практической деятельностью. Для этого нужна система в подготовке, индивидуальные программы работы с одарёнными детьми, а не 2-3 занятия перед олимпиадой.
Работа с неуспевающими детьми.
В течение всего года проводилась систематическая работа со слабоуспевающими учащимися, как в индивидуальной работе на уроках, так и во внеурочное время, контролировался уровень домашних заданий, влияние нагрузки на здоровье учащихся.
Основные формы работы с отстающими учениками:
Отработка вычислительных навыков
Отработка повторных вариантов к/р
Работа по дополнительным сборникам, тестам
Помощь в выполнении д/з
Регулярная работа над ошибками во всех видах работ
Проведение консультаций в любое время
Индивидуальная работа по подготовке итоговой аттестации
Работа с родителями по организации учебной деятельности учащихся
Совершенствование системы контроля усвоения образовательных стандартов в 5-8, 10 классах, а также в рамках подготовки к ГИА.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учёбе. Нулевой, промежуточный и итоговый контроль проводился в течение учебного года. На заседаниях кафедры итоги контроля подвергались тщательному анализу, вырабатывались рекомендации по дальнейшему повышению качества знаний и ликвидации пробелов.
Особое внимание в работе кафедры было уделено подготовке учащихся к сдаче ГИА в 9 и в 11 классах.
Учащиеся и их родители были ознакомлены с основными положениями по проведению и проверке экзаменационных работ. В течение всего учебного года с учетом дифференцированного подхода проводили консультации и индивидуальную работу по подготовке к выпускным экзаменам. Было проведено много дополнительных занятий по математике, где решались задания из тестов ЕГЭ и ГИА прошлых лет, проводились тренировочные занятия, как по отдельным темам, так и работе в целом. С мотивированными учащимися были проведены индивидуальные консультации по отработке решений сложной части задач.
Выводы
Проанализировав состояние работы кафедры учителей математического цикла за 2015-2016 учебный год, можно сделать следующие выводы:
Среди членов кафедры систематически проводится работа по повышению квалификации
Ведется работа над темами самообразования
Качество знаний учащихся и степень обученности находятся на среднем уровне и требуют систематической работы и контроля
Члены кафедры учителей математики, физики и информатики понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы
Все заседания кафедры проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе кафедры следует отметить и некоторые слабые стороны, такие как:
- невысокое качество знаний;
- домашние задания не всегда носят дифференцированный характер;
- мало времени на уроках и в домашних заданиях уделяется повторению пройденного;
- не в полном объеме используются наглядные и технические средства обучения;
- недостаточная организация работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам по предметам;
- недостаточность работы по преемственности между начальной школой и средним звеном.
Поэтому нужно отметить падение успеваемости учащихся от класса к классу, при переходе из начального звена в среднее и из основной школы в старшую.
В связи с этим определены задачи на 2016 – 2017 учебный год:
Совершенствование методики преподавания математики, физики и информатики с целью повышения результативности обучения через изучение и применение новых современных педагогических технологий и взаимный обмен опытом.
Обеспечение оперативности и эффективности ознакомления с научно-методической информацией по предметам математики и информатики, усвоения учителями новых стандартов, подходов, требований к содержанию образования.
Продолжение работы по внедрению тестовых технологий как одного из видов контроля учащихся в 5-8 классах, совершенствование системы по подготовке выпускников 9 классов к ГИА и 11 классов к итоговой аттестации.
Раскрытие и развитие интеллектуального творческого потенциала учителя.
Продолжение работы с учащимися, имеющими более высокую мотивацию к изучению математики, информатики, физики.
Совершенствование системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей через индивидуальную работу, внеклассные мероприятия ( олимпиады)
Оказание взаимной методической поддержки.
Руководитель кафедры: _______________/Вирченко Н.И./