СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Час истории" 7 класс. Дополнительная образовательная программа.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная  образовательная программа нацелена на создание условий для развития познавательно-творческих способностей учащихся на основе освоения исторического материала, приобщение учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«"Час истории" 7 класс. Дополнительная образовательная программа.»

Комитет образования города Курска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 42 им. Б.Г. Шуклина» г. Курска



ПРИНЯТА на заседании

педагогического совета

от «29» мая 2024 г.

Протокол № 7


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 42» _____________Н.А. Ковтонюк

Приказ от «29» мая 2024 г.

№ 77/1




Дополнительная

общеразвивающая программа

социально - гуманитарной направленности

«Час истории»

(стартовый уровень)



Возраст обучающихся: 13-14 лет

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель:

Лобасова С.С.

педагог дополнительного образования














г. Курск, 2024 г.

В программу внесены изменения и дополнения в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»


ПРИНЯТА на заседании

педагогического совета

от «___» ________ 2024 г.

Протокол № ___


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 42» _____________Н.А. Ковтонюк

Приказ от «___» ________ 2024 г.

№ _____

М.П.


Оглавление

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ….……….…...….4

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………...……..4

1.2. Цель и задачи программы…………..………………………………………………...6

1.3. Планируемые результаты ……………………………………………………………7

1.4. Содержание программы……………………...……………………………………....8

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ……….. 10

2.1. Календарный учебный график………………………………………..……….…...10

2.2. Оценочные материалы……………………………………………………………...10

2.3. Формы аттестации…………………………………………………..………………11

2.4. Методические материалы………………………………………………………….12

2.5. Условия реализации программы…………………………………………………..14

3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ………………………………………..15

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….…...17

4.1. Список литературы, рекомендованной педагогам……………..…………………17

4.2. Список литературы, рекомендованной обучающимся………..………………….17

4.3. Список литературы, рекомендованной родителям…..………..………………….18

5. ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................19


1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка


Нормативно-правовая база программы «Час истории»:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (21.12.2012 г. № 273-ФЗ) (ст.75, ст.2 п.9, ст.2 п.25, ст.25 п.4, ст.28 п.3 п.п. 6 п.6 п.п. 1);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629);

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г. № 28);

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 года № 687-р);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 г. № 09-3242;

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом особых образовательных потребностей (Минобрнауки от 29.03.2016 г. № ВК-641/09);

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 24 марта 2023 г. № 196);

Приказ Министерства образования и науки Курской области от 17.01.2023 года № 1-54 «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;

Приказ от 03.05.2023 г. № 1-845 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Курской области от 17.01.2023 года №1-54 «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;

Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО (ред. от 23.12.2022) «Об образовании в Курской области» (принят Курской областной Думой 04.12.2013);

Устав МБОУ «СОШ № 42» (приказ комитета образования г. Курска от 24.12.2015 г. № 1309);

Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (приказ от 29.05.2024 г. № 77/3).

Направленность программы: социально - гуманитарная.

Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения мотивации школьников к занятиям в рамках социально - гуманитарной направленности и изучению исторических закономерностей как одного из условий устойчивого развития общества. Программа направлена на преодоление школьной неуспешности.

Отличительная особенность программы

Дополнительная образовательная программа «Час истории» является модифицированной. Особенность программы заключается в системном углубленном подходе к изучению каждой темы истории с привлечением большого количества дополнительной литературы, авторских методических и дидактических разработок, а именно:

- в содержании курса (привлечение дополнительных источников);

- в структуре курса (крупноблочная подача теоретического материала, чередующаяся с практическими занятиями нетрадиционной формы: семинарами, мастерскими, ролевыми играми и др.);

- в формах обучения (широкое применение практико-ориентированных, деятельностных форм обучения).

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Уровень программы – стартовый.

Адресат программы: обучающиеся 13-14 лет, средний школьный возраст.

Ведущей становится учебная деятельность. Появляется произвольность, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия, чувство компетентности. Для мотивационной сферы характерна учебная мотивация, внутренняя позиция школьника. Возраст характеризуется теоретическим мышлением, анализирующим восприятием, произвольной смысловой памятью и произвольным вниманием.

В среднем школьном возрасте происходит развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности младшего школьника, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое отражение в стиле мышления.

Объём и срок освоения программы: Программа «Час истории» рассчитана на 1 год обучения.

Количество часов – 36.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому

часу, продолжительностью 45 минут в каждой из групп.

Форма обучения: очная.

Язык обучения: русский.

Форма организации образовательного процесса: групповая, 2 группы.

Особенности организации образовательного процесса: традиционная – реализуется в рамках учреждения.

На обучение по программе могут быть приняты все желающие независимо от уровня подготовки, физических данных. Количество обучающихся в группе – от 10 до 15 человек. Занятия по программе могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Набор в группы осуществляется через регистрацию заявки в АИС «Навигатор дополнительного образования детей Курской области» https://р46.навигатор.дети .


1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для развития познавательно-творческих способностей учащихся на основе освоения исторического материала, приобщение учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Задачи программы:

Обучающие: расширить и углубить знания учащихся об истории, исторических личностях, включить в познавательную деятельность, мотивировать на творческую работу, участие в конкурсах и викторинах;

Развивающие: развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи, составлять характеристику исторической личности; формировать потребность в самопознании и саморазвитии; умение формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, что позволит обучающимся подготовиться к сдаче ГИА.

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества, родного края, патриотические чувства, активную гражданскую позицию.

1.3. Планируемые результаты

В ходе освоения данной программы обучающиеся будут:

Учащиеся будут знать:

- как давать оценку историческим событиям;

- как описывать историческую личность.

- анализировать прошлое и будущее, обобщать факты, использовать полученные знания в ходе изучения истории

-свою идентичность как гражданина России и этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

- целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Учащиеся будут уметь:

- анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, сообщением для выступления на школьных научно-практических конференциях;

- вносить необходимые изменения в исполнение как по ходу реализации проекта (исследования), так и в конце действия;

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

- готовить сообщения и выступать с ними;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности.

Учащиеся будут владеть:

- любознательностью, познавательным интересом;

- дружелюбием, стремлением к взаимопомощи;

- основами здорового образа жизни;

- самостоятельным принятием решений;

- стремлением к овладению новыми знаниями и умениями;

- способностью к определению цели учебной деятельности;

- способностью к оптимальному планированию действий;

- умением действовать по плану;

- способностью к анализу, оценке, коррекции полученных результатов.

1.4. Содержание программы

1.4.1. Учебный план

Таблица 1

П/П

НАИМЕНОВАНИЕ

РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Всего часов

В том числе

Форма аттестации и отслеживание результатов

Теория

Практика

1

Что изучает история?

8

2

6

тестирование, опрос, индивидуальные задания

2

Как изучают историю?

11

4

7

карточки, индивидуальные задания, работа в группах, экскурсия, опрос, лекция, опрос, письменная работа

3

История семьи в истории России

17

4

13

карточки, индивидуальные задания, тестирование, опрос, письменная работа, работа в группах


Итого

36

10

26



1.4.2. Содержание учебного плана

Раздел «Что изучает история» (8 часов)

Формы занятия: комбинированные занятия (опрос, беседа, практическое задание).

Теория. Инструктаж по технике безопасности труда. Правила поведения. Знакомство учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы содержанием программы на учебный год.

Понятие «наука». Основные разделы исторической науки. Основные периоды истории. Создатели науки. Историки России. Входной контроль.

Понятие «время» (год, век, столетие, тысячелетие). Исторические эпохи, эры. Счёт лет в истории. Христианская эра. Время на карте истории. Практикум по ленте времени.

Понятие «первобытные люди», их отличие от животных, переход от варварства к цивилизации. Присваивающее хозяйство. Расселение. Род, племя, община, государство, человечество.

Понятие «историческое событие», причины событий, виды причин, виды событий. Основные события истории. История – это цепь разнообразных событий, их причины. Базовые исторические события. Понятие «историческое событие». События всеобщие (глобальные). Первобытность, дикость. Цивилизация.

Практическая работа. Посещение школьного музея, библиотеки, решение тестирования по разделу.

Раздел «Как изучают историю?» (11 часов)

Формы занятия: комбинированные занятия (опрос, беседа, практическое задание).

Теория. Понятие «исторический источник». Виды источников. Что и как изучает археология. Археология нашего края. Что дают истории археологи? Понятие «культурные слои». Раскопки. Археологи. Вещественные памятники. Реставраторы. Археологические карты. Карта Курской области.

Понятие «памятники». Виды исторических памятников (материальные, культурные, движимые, недвижимые, под открытым небом, бытовые, древние, современные). Создатели памятников (зодчие, архитекторы, художники, поэты и писатели, народ). Что дают истории памятники? История в памятниках. (времена, эпохи, события)

Знакомство с историческим источником «нумизматикой».

Исторические явления и события на монетах и бумажных деньгах (время, материал изготовления, стоимость, место изготовления, авторство и т.д.) Виды монет и бумажных денег. Русские деньги. Время, материал, авторство изготовителей монеты России.

Понятие «герб», «геральдика», «геральд.». Где и когда появились гербы, их содержание и виды. Герб России. Герб Курска. Возникновение эмблем, их значимость. Виды эмблем.

Знакомство с особенностями печатей как исторического источника, их внешним видом и способами изготовления. Печать – исторический источник.

Знакомство с историческим источником «Топонимика».

Знакомство с исторической дисциплиной метрология.

Практическая работа. Посещение школьной библиотеки, решение тестирования по разделу.

Раздел «История семьи в истории России» (17 часов)

Формы занятия: комбинированные занятия (опрос, беседа, практическое задание).

Теория. Изучение происхождения фамилий.

Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.

Знакомство с термином «генеалогическое дерево».

Разбор термина «фотография». Примеры семейных фотографий, надписи на фотографиях.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Солидарность, лояльность, толерантность.

Примеры семейных документов.

Понятие «семейные традиции» и знакомство с ними.

Практическая работа. Индивидуальные сообщения, проекты, тестирование.


2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Таблица 2

№ п/п

Год обучения, уровень, номер группы

дата начала занятий

дата окончания занятий

количество учебных недель

Количество учебных дней

количество учебных часов

Режим занятий

Нерабочие праздничные дни

Срок проведения промежуточной аттестации

1

1 год обучения, стартовый уровень, группа № 1

02.09.

2024

31.05.

2025

36

36

36

1 час 1 раз в неделю

4 ноября,

1-9 января,

8 марта,

23 февраля,

1, 9 мая

декабрь, май


2.2. Оценочные материалы

В ходе реализации программы проводятся:

- тестирование (входной контроль);

- практическое задание/практическая работа (текущий контроль);

- защита проекта (промежуточная аттестация).

Примеры оценочных материалов представлены в Приложениях:

- примерный перечень вопросов для обсуждения (входной контроль) – Приложение 2;

- критерии оценивания выполнения практической работы и практических заданий – Приложение 3;

- задания к выставке проектов и критерии оценивания проектных работ – Приложение 4.

2.3. Формы аттестации

Программа предусматривает:

‒ входной контроль: на первом занятии проводится тестирование, позволяет выявить уровень подготовки обучающихся;

‒ текущий контроль: регулярно осуществляется в виде наблюдений, бесед, опросов, анализа выполнения обучающимися практических заданий/работ по пройденным темам/разделам;

‒ промежуточная аттестация: для определения уровня освоения программы проводится конференция с защитой проектов обучающихся. Оценка уровней освоения программы проводится по критериям, представленным в Таблице 3.


Уровни освоения программы и критерии оценивания

Таблица 3

Уровни

Показатели

Высокий

Теоретические знания: обучающийся усвоил материал и способен уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагать; умеет обосновывать и аргументировать выдвигаемые им идеи, делать выводы и обобщения; владеет понятиями. Практические навыки: обучающийся способен применять в ходе практической деятельности полученные знания, умения и навыки. Работу выполняет самостоятельно с соблюдением правил техники безопасности, доводит ее до конца. Самостоятельно выбирает необходимое оборудование, проводит опыты, описывает их. Может оценить результаты своей работы и дать оценку работы одногруппника.

Средний

Теоретические знания: обучающийся усвоил материал, но вызывает трудности логичное, последовательное и грамотное его изложение, допускает несущественные ошибки и неточности; слабо аргументирует научные положения; затрудняется в формулировании выводов и обобщений; частично владеет системой понятий. Практические навыки: обучающийся владеет базовыми знаниями, умениями и навыками, но не всегда может выполнить самостоятельное задание без помощи педагога. В работе допускает небрежность, делает ошибки, но может устранить их после наводящих вопросов или самостоятельно. Выбирает необходимое оборудование, проводит опыты, описывает их с помощью педагога. Оценить результаты своей деятельности может с подсказкой педагога, оценивание результатов работы одногруппника вызывает трудности.

Низкий

Теоретические знания: обучающийся не усвоил значительную часть материала, допускает существенные ошибки и неточности при его изложении; не может аргументировать научные положения; не формулирует выводов и обобщений; не владеет понятийным аппаратом. Практические навыки: обучающийся владеет минимальными начальными знаниями, умениями и навыками; способен выполнять каждую операцию только с подсказкой педагога или одногруппников. В работе допускает грубые ошибки, не может их найти даже после указания педагога. Проведение опытов с выбранным оборудованием, их описание вызывает трудности даже с помощью педагога. Не способен самостоятельно оценить результаты своей работы и работы одногруппника.


Результаты фиксируются в диагностической карте, представленной в Таблице 4.


Сводная таблица результатов освоения программы

Таблица 4

№ п/п

ФИО обучающегося

Теоретические знания

Практические знания

Итог







Уровни освоения программы (в %):

Низкий__________________

Средний______________________________

Высокий_________________


2.4. Методические материалы

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированное обучение;

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии исследовательской деятельности;

- групповые технологии;

- педагогика сотрудничества.

Методы обучения:

- наглядно-образный метод (использование наглядных пособий, обучающих и сюжетных иллюстраций, видеоматериалов и т.д.);

- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);

- практический метод (выполнение упражнений и практических заданий);

- интерактивные методы (взаимодействие обучающихся между собой);

- проектный метод (подготовка итогового проекта);

- метод контроля, самоконтроля и другие.

На занятиях могут использоваться элементы и различные комбинации методов обучения по выбору педагога.

Принципы организации учебной деятельности:

- в основе обучения лежит системный, деятельностный и личностноориентированный подходы;

- наглядность и доступность обучения;

- учет возрастных особенностей детей при подаче учебного материала и другие.

Особенности и формы организации образовательного процесса: групповая.

Типы учебного занятия по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированное занятие и другие.

Формы учебного занятия по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, проектная деятельность, защита проектов, эксперимент и другие.

Алгоритм учебного занятия:

I этап – организационный. Задача: подготовить обучающихся к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя, активизация внимания.

II этап – подготовительный. Задачи: настроить обучающихся на восприятие нового материала, мотивировать на учебно-познавательную деятельность. Содержание этапа: постановка темы, цели учебного занятия.

III этап – основной, направлен на актуализацию имеющихся и усвоение новых знаний и способов действий. Задача: восприятие и осмысление обучающимися нового материала. Содержание: использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. Первичная проверка понимания. Использование практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующего материала, а также заданий для самостоятельной работы. Происходит закрепление знаний и умений, их обобщение и систематизация.

IV этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Содержание: используются разнообразные виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности, практические задания и т.д.

V этап – рефлексия. Задача: оценивается психологический климат на занятии, обучающиеся соотносят цели и задачи, которые были поставлены, и результаты своей деятельности.

Методические материалы: наглядные пособия, раздаточный материал, мультимедийные презентации, видео-, фотоматериалы и т.д.

Дидактические и методические материалы

Карточки тестирования (вводное тестирование, тесты диагностик, тесты по темам); вопросы для тематических опросов; тематические таблицы к разделам («Что изучает история», «Как изучают историю?», «История семьи в истории России» и др.), исторические карты России и Курской области, атлас Курска, фото- и видеоматериалы (по темам занятий); тематический демонстрационный материал (награды, коллекции, презентации).

Таблица 5

Название темы,

раздела

Дидактические и методические материалы

1.

Что изучает история?

1. История России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2018. - 128 c.
2. История государства и права России. Альбом схем. Учебное пособие / Под ред. Михайловой Н.В.. - М.: Юнити, 2016. - 159 c.

2.

Как изучают историю?

1. Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2018. - 592 c.

2. Вилков, М.И. История России: иллюстрированный путеводитель / М.И. Вилков, Д.М. Шарковский. – М.: Эксмо, 2017. – 960 c.

3. Вурста, Н.И. История России: даты, события, личности / Н.И. Вурста. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 160 c.

3.

История семьи в истории России

1. Касьянов, В.В. История России в схемах, таблицах, картах и заданиях / В.В. Касьянов. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 96 c.

2. Куприянова, Е.И. О семейной политике в Российской Федерации - некоторые итоги реализации / Е.И. Куприянова // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. - 2002. - № 1. - С. 2-18.

3. Антокольская, М.В. Семейное право / М.В. Антокольская. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 336 с.


2.5. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Кабинет. Для проведения занятий используется просторное сухое светлое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением.

Оборудование: столы и стулья, ноутбук, проектор, доска магнитно-маркерная;

Инструменты и материалы: в кабинете имеются памятки, инструкции по ТБ и ПБ, огнетушитель. При реализации программы предусматриваются специально организованные места, предназначенные для индивидуальной, коллективной работы, общения, демонстрации достижений учащихся. Для учащихся организованы рабочие места. Учебный кабинет оснащен компьютером, колонками, интерактивной доской, проектором. В кабинете имеется информационно-методический комплект, включающий учебные пособия, дидактические материалы (историческая литература, сборники упражнений, таблицы, карточки, электронно-образовательные ресурсы). Для проведения занятий используются компьютер, учебная доска, информационный стенд.

Информационное обеспечение:

1. Единый национальный портал дополнительного образования детей: [Электронный ресурс]. URL: http://dop.edu.ru;

2. Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей – ресурсный центр социально - гуманитарной направленности: [Электронный ресурс]. URL: https://eco.fedcdo.ru/?PAGEN_1=2;

3. Канал по социально - гуманитарной направленности Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей – ресурсный центр социально - гуманитарной направленности: [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UC6q3gjYnQyaJQBTwICWuYSw.

Информационно – коммуникативные средства:

Адреса сайтов в Интернете:

1. http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;

2. http://www.metodsovet.ru - учебно – методическая помощь;

3. http://www.nachalka.ru – учебно – методическая помощь.

Компьютерные программы:

1. графические редакторы: Paint;

2. презентации – Microsoft Office PowerPoint;

3. аудио и видео: Windows Media Player;

4. текст: Microsoft Word, Acrobat Reader.

Кадровое обеспечение программы. Образовательная деятельность по реализации программы осуществляется педагогом дополнительного образования МБОУ «СОШ № 42», соответствующим требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н.

3.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ


Цель – создание условий для усвоения детьми основных норм и правил поведения в обществе.

Задачи:

– вовлечь обучающихся в разнообразные мероприятия, направленные на расширение общекультурных компетенций;

– включить обучающихся в общение со сверстниками, построенное на принципах уважения и доброжелательности;

– расширить представление о составляющих позиции активного социально-ответственного гражданина, формирующейся на основе общих национальных нравственных ценностей: семья, природа, труд и творчество, социальная солидарность и других.

Формы и содержание деятельности: проводятся тематические беседы, конкурсы, викторины, организуются просмотры видеороликов и т.д.


Планируемые результаты

В результате освоения программы у обучающихся:

– будут расширены общекультурные компетенции;

– будет налажено общение со сверстниками, построенное на принципах уважения и доброжелательности;

– будут расширены представления о составляющих позиции активного социально-ответственного гражданина.


Работа с родителями/законными представителями

В рамках реализации программы организуется индивидуальная и коллективная работы с родителями (тематические беседы, консультации, родительские собрания, досуговые мероприятия).

Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год

Таблица 6

№ п/п

Наименование мероприятий

Форма проведения

Сроки и место проведения

Ответственные

Окончание Второй Мировой войны – 2 сентября

Беседа о значимости исторических событий

Сентябрь

Педагог дополнительного образования

День рождения Российского морского флота

Участие в социальной акции

Октябрь

Педагог дополнительного образования

– День народного единства – 4 ноября –

Воспитательная беседа, викторина Конкурс рисунков

Ноябрь

Педагог дополнительного образования

– «Новый год приходит к нам»

Беседа о правилах безопасного поведения на дорогах во время каникул и праздников, конкурсная программа с привлечением родителей

Декабрь

Педагог дополнительного образования

День снятия блокады города Ленинграда (1944). День воинской славы России

Беседа «Блокадный Ленинград», викторина

Январь

Педагог дополнительного образования

– День защитника Отечества – 23 февраля

Беседа, конкурсная программа

Февраль

Педагог дополнительного образования

– Международный женский день – 8 марта

Беседа, конкурсная программа Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему «История праздника»

Март

Педагог дополнительного образования

– День космонавтики – 12 апреля

Беседа, просмотр тематического видеоролика «Курский край и космос»

Апрель

Педагог дополнительного образования

9 мая - День Победы. Праздничный день, День воинской славы России

24 мая - День славянской письменности и культуры

Праздник, посвященный окончанию учебного года

Квест «По страницам Победы» Беседа о правилах безопасного поведения на дорогах во время летних каникул, конкурсная программа с привлечением родителей

Май

Педагог дополнительного образования



4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4.1. Список литературы, рекомендованной педагогам

  1. Варанкина Л.И. Моя родословная, Курганск, 2001.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2011г.

  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва, 2011

  4. Фроленкова Н.М. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная», 2011г.

4.2. Список литературы, рекомендованной обучающимся

1. Суслов, А.Г. История России с древнейших времен до наших дней / А.Г. Суслов. - М.: КноРус, 2013. - 544 c.

2. Толстой, Д.А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II / Д.А. Толстой. - М.: КД Либроком, 2012. - 272 c.

3. Чунаков, А.В. История России с древнейших времен до середины XIX века. / А.В. Чунаков. - М.: Омега-Л, 2010. - 282 с.

4. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века: Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо, 2012. - 256


4.3. Список литературы, рекомендованной родителям

1. Суслов, А.Г. История России с древнейших времен до наших дней / А.Г. Суслов. - М.: КноРус, 2013. - 544 c.

2 Касьянов, В.В. История России в схемах, таблицах, картах и заданиях / В.В. Касьянов. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 96 c.

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год

Таблица 7

Дата

(план)

Дата

(факт)

Тема занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма

Занятия

Форма контроля



История – наука о прошлом, настоящем человечества. Входной контроль.

1

кабинет

беседа/получение новых знаний

практическая работа



Экскурсия в школьный музей

1

школьный музей

беседа/получение новых знаний

практическая работа, опрос



Историческое время.

1

кабинет

беседа/получение новых знаний

опрос, игра, работа в группах

опрос, работа в группах.



История человеческого общества

1

кабинет

беседа, опрос, самостоятельная работа

опрос, самостоятельная работа



Исторические события

1

кабинет

беседа, практическая работа

практическая работа, наблюдение



«Здравствуй, мудрый дом. История книги» – познавательный час. Экскурсия в школьную библиотеку

1

школьная библиотека

беседа, получение новых знаний

работа с

текстами, опрос



Тестирование по разделу «Что изучает история?»

1

кабинет

беседа, практическая работа

работа с

текстами, опрос



ПОУ по разделу «Что изучает история?»

1

кабинет

беседа, практическая работа

карточки



Археология – главный источник о прошлом времени

1

кабинет

беседа, практическая работа

практическая

работа



Памятники старины

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая

работа, работа с

текстами, опрос



Виртуальная экскурсия

в исторический архив

1

кабинет

беседа, практическая работа

практическая

работа



О чём может рассказать старинная монета?

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая

работа



Какое место в истории занимает геральдика?


1

кабинет

беседа, практическая

работа

работа с

текстами, опрос



Сфрагистика


1

кабинет

беседа, практическая

работа

индивидуальные задания



Топонимика

1

кабинет

беседа, практическая

работа

тест, работа с

текстами, опрос



Историческая

метрология

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая работа, работа с

текстами, опрос



«История возникновения разных вещей» – познавательный час. Экскурсия в школьную библиотеку

1

школьная библиотека

беседа, практическая

работа

практическая работа, работа с

текстами, опрос



Тестирование по разделу «Как изучают историю?»

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая работа



ПОУ по разделу «Как изучают историю?»

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая работа



Происхождение имен и фамилий в семье

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая работа



Происхождение имен и фамилий в семье

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая работа



Поколение, потомки, предки. Кто кому кем приходится. Степени родства в семье

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая

работа



Как составить свою родословную

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая

работа



Генеалогическое древо семьи.

1

кабинет

беседа,

практическая

работа

опрос, карточки



Музей моей семьи: семейные реликвии

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая

работа



Семейная фотография – особая реликвия семьи.

1

кабинет

беседа, практическая

работа

самостоятельная работа



Семейная фотография – особая реликвия семьи.

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая

работа



Семейные традиции

1

кабинет

беседа, практическая работа

практическая

работа



Участие семьи в событиях истории России.

1

кабинет

беседа, практическая

работа

практическая

работа



«Моя семья в Великой Отечественной войне»

1

кабинет

практическая

работа

практическая

работа



«Плох тот солдат, который не хочет стать генералом!»

1

кабинет

практическая

работа

практическая

работа



Тестирование по разделу «История семьи в истории России»

1

кабинет

практическая

работа

тест



ПОУ по разделу «История семьи в истории России»

1

кабинет

практическая

работа

практическая

работа



ПОУ (защита проекта на выбранную тему)

1

кабинет

практическая

работа

практическая

работа,



ПОУ (защита проекта на выбранную тему)

1

кабинет

практическая

работа

практическая

работа



ПОУ (защита проекта на выбранную тему)

1

кабинет

практическая

работа

практическая

работа

Приложение 2


Примерный перечень вопросов для обсуждения (входной контроль)

    1. Что такое герб? (Символ государства, города, рода…)

    2. Очертания какого старинного вооружения напоминает герб? (щит)

    3. Где может изображаться герб в настоящее время? (на официальных документах России, в кабинетах директоров, руководящих лиц, на знамёнах и печатях, в паспорте, денежных знаках, на знамёнах, свидетельстве о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах).


Критерии оценивания:

Таблица 8

Уровень

Критерий оценки поведения

Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал

Реакция на новизну

Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории

Любопытство

Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.

Устойчивый учебнопознавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

Обобщенный учебнопознавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентир на общие способы решения системы задач.


Уровни:

Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебнопознавательного интереса в диапазоне шести качественно различающихся уровней, указанный в таблице. Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – высокий





Приложение 3


Критерии оценивания выполнения практической работы и практических заданий

Таблица 9

Уровень выполнения

Показатели

Высокий

правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места, экономно использует расходные материалы). Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Базовый

опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; или было допущено два-три недочета; или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или эксперимент проведен не полностью; или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Минимальный

не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки: в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и обору


Пример практического задания

1. Выберите любую историческую карту. Используйте при этом специальную литературу по истории.

2. Определить к какому временному периоду карта относится.

3. Данные запишите на карточке.

4. Информация, которая заносится в карточку:

- Название карты;

- Временной период;

- Основные события;

- Главные сражения;

- Реки;

- Войска.



Приложение 4


Задание к выставке проектов

Необходимо представить проектные работы и результаты исследования для выставки согласно требованиям.


Критерии оценивания проектных работ

− новаторство и оригинальность;

− качество изготовления, соблюдение технологии;

− сложность выполнения;

− качество представленных работ.


Краткий план проведения конференции

Тема проведения: «Удивительный мир истории».

План проведения:

1.Организационный этап;

2.Представление и зачитывание докладов участников;

3.Обсуждение результатов;

4.Подведение итогов конференции.