Читательская грамотность младшего школьника. Содержание и особенности организации процесса обучения
В наше время очень часто:
- дети имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Актуальность данной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся начальной школы, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, и посредством чего их воспитывают и развивают.
В соответствии с требованиями ФГОС формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов выступает одной из ключевых задач обучения. Читательская грамотность младших школьников является метапредметным навыком, который затрагивает учебные предметы всего начального уровня образования. Без читательской грамотности младшему школьнику будет трудно осваивать школьную программу, что непосредственно отразится на качестве его образования в будущем.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Учитывая это, в начальной школе большое внимание обращается на проведение уроков чтения и внеклассного чтения.
Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока.
Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
Методов и приемов для решения данных задач создано достаточно много, некоторые из них, например, актуально использовать на уроках литературного чтения и окружающего мира, например: прием «Рефрейминг», «Паутинку ассоциаций», «Море вопросов», «Дом с колоннами», прием «Мудрые совы», подходят для более глубокого анализа текста.
Необходимо также проводить работу с текстом до чтения (по фамилии автора и названию высказываем мысли о героях, теме, содержании произведения). Работать с текстом во время чтения (проводить словарную работу, комментированное чтение). Беседовать по содержанию текста в целом, предлагать выборочное чтение, работать с текстом после чтения, задавать вопросы по тексту, сведениям из биографии автора, проводить беседу о смысле заглавия, его связи с темой текста, главной мыслью автора. Данная работа позволяет расширить понимание текста и интерпретировать его в соответствии с авторским замыслом.
Включение различных упражнений для развития навыков чтения помогает решить проблему с развитием техники чтения учащихся. Такими упражнениями могут быть: чтение вслух, чтение про себя, жужжащее чтение, хоровое чтение, чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу), выборочное чтение вопросительных или восклицательных предложений, чтение одного предложения с разной интонацией и др.
На уроках русского языка целесообразно использовать приемы: «Круги на воде», «Дом с колоннами» и др. Составление плана текста, нахождение опорных слов при чтении и составлении текста, написание изложений и сочинений.
На уроках математики необходимо делать упор на поиск опорных слов при чтении условия задачи, при составлении обратных задач и при чтении заданий.
Таим образом, начиная с 1 класса, учащийся погружается в систему знаков и их интерпретации, т.е. в процесс чтения, основным направлением в данной работе должна быть систематичность и разнообразие приемов и методов на каждом уровне развития ученика. Главная задача педагога, это вызвать интерес и положительный отклик у ученика к чтению, как к базовому навыку, на котором строится все образование ребенка.