УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 4
КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА
ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
для организации театрализованной деятельности
с детьми дошкольного возраста
2019
Дидактические игры для организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста/Составитель: Вашанова Н.Н., 2019.
Рецензент: Фильчакова Т.Л. – старший воспитатель МДОУ № 4 г.Макеевки
Одобрено: Педагогическим советом МДОУ № 4 (Протокол № 1
от 30.08.2019г.)
В содержание методического пособия входят материалы опыта педагога МДОУ № 4. Раскрыто содержание дидактических игр по художественно-эстетическому, речевому развитию для детей дошкольного возраста.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям.
Содержание
Дидактические игры для детей 3-7 лет 4-11
Пантомимические этюды 12-14
Игры-пантомимы 15-19
Глоссарий 20-21
Дидактические игры для детей дошкольного возраста
Тема: «В гостях у бабушки» (для детей 3-6 лет)
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса.
Ход
Педагог, встречая детей, говорит, что сегодня к ним в гости обещала прийти
необычная гостья – бабушка Забава, которая любит играть и веселиться.
Предлагает позвать бабушку Забаву словами:
Здравствуй, бабушка Забава,
В гости ждем тебя сюда!
Приходи к нам поиграть,
Веселиться, хохотать.
Т-с-с-с, тихо, тишина.
Может, бабушка пришла?
Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать бабушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» бабушку (надевает фартук и платок) и действует от ее имени.
Бабушка Забава хочет познакомиться с детьми и подружиться. Предлагает
поиграть. Дети встают в круг. До кого бабушка Забава дотронется, тот называет свое имя. После этого бабушка Забава интересуется, как дети узнают друг друга при встрече (подсказать детям, что у каждого есть свои особенности).
Тема: «Узнай героя сказки» (для детей 3-7 лет)
Цель: учить детей по описанию узнавать героя сказки.
Ход
Педагог подробно описывает сказочного героя, а дети его узнают.
Тема: «Измени голос» (для детей 3-7 лет)
Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Ход
Дети приветствуют друг друга от имени любого придуманного или сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.
Тема: «Изобрази настроение» (для детей 3-7 лет)
Цель: учить детей показывать на своем лице настроение.
Ход
Детям предлагается при помощи мимики показать свое настроение.
Тема: «Скажи о друге ласковое слово» (для детей 3-7 лет)
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, учить подбирать прилагательные.
Ход
Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод. В хоровод
Здесь собрался народ!
Раз-два-три – начинаешь ты!
Вслед за этим педагог берет в руки надувное сердечко и ласково обращается к рядом стоящему ребенку. Например: - Сонечка, доброе утро!
Педагог уточняет, какие ласковые и добрые слова мы можем произносить,
обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какие красивые у тебя волосы; у тебя нарядная рубашка и пр.) После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает сердечко
следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к рядом стоящему малышу.
Тема: «Сказочные герои» (для детей 5-7 лет)
Цель: учить детей подбирать сказочных героев из разных сказок, развивать память детей, мышление.
Ход
Дети находят сказочных героев, называют их и располагают на полотне.
«Ассоциации» (для детей 5-7 лет)
Цель: учить детей подбирать персонажей к определенной сказке, развивать ассоциативное мышление.
Ход
Дети подбирают персонажей к сказке, называют их и складывают «цветок» сказки.
Тема: «Чей голос» (для детей 4-7 лет)
Цель: учить детей по голосу узнавать героя сказки.
Тема: «Диктор» (для детей 5-7 лет)
Цель: учить детей монологической речи.
Ход
Один ребенок описывает кого-то из детей, остальные по приметам угадывают.
Игра повторяется несколько раз. Водящие меняются.
«Изобрази героя сказки» (для детей 5-7 лет)
Цель: учить детей изображать сказочного героя, развивать творческие способности детей, выразительность мимики, жестов, движений, способствовать актерскому мастерству.
Ход
Педагог предлагает при помощи мимики и жестов изобразить сказочного героя.
Тема: «Хитрый маленький зверек» (для детей 4-7 лет)
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Ход
Педагог предлагает детям представить, что все они разные зверята, и сидят в
клетках в зоопарке. Одного из детей выбирают на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и жесты. «Зверята»
передразнивают посетителя, точно повторяя его жесты и движения. «Посетителя» выбирают с помощью считалки:
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло в небе коромысло.
Ребятишек радует золотая радуга.
Посетители в течение игры меняются несколько раз.
Тема: «Где мы были, мы не скажем» (для детей 5-7 лет)
Цель: способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; обучению согласованным действиям.
Ход
Дети выбирают водящего, который уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! (если действие). Кого видели, покажем (если животное) и т.д. во время игры педагог помогает найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.
Тема: «Изобрази эмоцию» (для детей 5-7 лет)
Цель: учить детей рисовать эмоции на смайликах.
ход
Детям предлагаются пустые смайлики, на которых они должны изобразить эмоцию.
Тема: «Угадай эмоцию» (для детей 5-7 лет)
Цель: учить угадывать пиктограммы с эмоциями.
Ход
Детям предлагают назвать эмоцию по предложенной пиктограмме.
Тема: «Что я умею» (для детей 3-6 лет)
Цель: способствовать развитию памяти, чувства правды.
Ход
Педагог встречает детей и предлагает поиграть в игру «Я умею…» Дети,
передавая мяч друг другу, говорят о том, что они умеют делать. Первым игру
начинает взрослый (например: «Я умею веселиться» и т.д.)
Тема: «Изобрази вкус яблока» (для детей 4-7 лет)
Цель: развивать выразительность мимики, воображения.
Ход
Педагог предлагает детям имитировать, как они кусают яблоко, изображая
мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т.д.). Педагог нацеливает детей на то, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.
Тема: Интонируй (для детей 5-7 лет)
Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Ход
Детям предлагается с различным интонированием проговорить привычные слова:
«здравствуйте» - радостно, приветливо, небрежно, угрюмо;
«до свидания» - с сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу;
«спасибо» - уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно;
«извините» - неохотно, с раскаянием.
ЭТЮДЫ
Этюд «Хвастливый заяц»
Цель: развитие умения передавать характер с помощью движения, мимики,
голоса.
Ход
Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.
Этюд повторяется несколько раз разными детьми.
Этюд «Настроения»
Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью
мимики и жестов.
Ход
Грустное настроение – брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта
слегка опущены.
Настроение радости – веселые глаза, приподнятые уголки рта.
Этюд «Изобрази жестом»
Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.
Ход
Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог:
«высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.
Этюд «Глухая бабушка»
Ход
Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог),
которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо
разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.
Этюд «Тише»
Ход
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям
предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».
Этюд «Ласка»
Ход
Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т.д.
Этюд «Вкусная конфета»
Ход
У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по
очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус.
Этюд «Невоспитанный мышонок»
Ход
Мышонок идет по лесу. С ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.
Этюд «Мышонок хочет играть с друзьями»
Мышонок подбегает к друзьям, а они отворачиваются от него.
Этюд «Мышонок мирится с друзьями»
Мышонок подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.
ИГРЫ – ПАНТОМИМЫ
Игра – пантомима «Утка»
Цель: развитие пантомимических навыков, мелкой моторики рук.
Ход
Педагог читает стихотворение:
Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря:
В толстую дудку утка гудела «Кря, кря, кря!»
Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаясь с боку на бок.
Реплику утки говорят громко все вместе.
Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом:
- Утятки мои, идите ко мне. Я вас покормлю.
Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями.
Вытягивают шеи, едят.
Игра – пантомима «Лиса»
Цель: развитие пантомимических навыков, умения свободно двигаться.
Ход
Педагог предлагает детям во время чтения стихотворения изобразить
характерные особенности движений, голоса, мимики лисы, побуждая показать наиболее выразительный образ:
Ступает мягко, хитрее всех,
Пушистый хвост, рыжий мех!
Голосом ласковым говорит она. Что за красавица эта лиса!
Игра – пантомима «Озорной щенок»
Цель: развитие пантомимических навыков и творческого воображения.
Ход
Исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и пр.
Игра – пантомима «Щенок ищет»
Ход
Исполнитель заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается, вертит головой и т.д.
Игра – пантомима «Гордый петушок»
Ход
Исполнитель идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и пр.
Игра – пантомима «Пугливый мышонок»
Ход
Ребёнок сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки, пытается
спрятаться, стать незаметным.
Игра – пантомима «Злая собака»
Ход
Исполнитель с широко открытыми глазами зло рычит, лает.
Игра – пантомима «Пчела»
Ход
Ребенок со злым выражением лица машет «крыльями», жужжит «Уж-ж-жалю!»
Игра – пантомима «Лягушка»
Ход
Исполнитель приседает, растопырив «лапки», неторопливо прыгает и квакает.
Игра – пантомима «Озорная кошка»
Ход
Изображающий выгибает спину и с бегающими глазами шипит и фыркает.
Игра – пантомима «Угадай, кого покажу»
Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с
заданным персонажем.
Ход
Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически, передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются.
Игра – пантомима «Угадай, кого встретил щенок?»
Цель: обучение умению свободно двигаться, используя все окружающее
пространство; формирование навыков импровизации.
Ход
Детям предлагается самостоятельно выбрать персонаж из сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? и, храня свой выбор в секрете, изобразить его путем имитации движений. Игра повторяется по желанию детей, т.к. одного и того же героя каждый ребенок изображает по-своему.
Игра-пантомима «Пойми меня»
Цель: развитие пантомимических навыков.
Ход
Педагог дает детям задание загадать любого персонажа из сказки В. Сутеева
«Яблоко», но держать свой замысел в секрете. Затем загадавшему нужно
изобразить своего героя, а детям отгадать, обосновывая ответ. Игра повторяется по желанию детей.
Игра-пантомима «Угадай, кто попросился под грибок»
Ход
Ребенок, имитируя движения сказки В.Сутеева, просится под грибок. Остальные дети пробуют догадаться, кто это.
Глоссарий:
Активная речь - спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать.
Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания и закрепленная в памяти человека.
Внимание – это направленность психики, сознания на определенный объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную значимость. Оно предполагает повышение функционирования сенсорики, памяти, интеллекта. Внимание может быть направлено на процессы, происходящие внутри нас и на предметы окружающего мира. Внимание обеспечивает положительную задержку активности на том или ином предмете.
Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.
Жест - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Мимика – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека.
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).
Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.
Память — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
Пантомима – пантомим (актер, играющий с помощью одних телодвижений) вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.
Пиктограмма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.