Дискуссия.
В настоящее время в процесс обучения младших школьников внедряются все новые методы обучения. Одним из таких методов является дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.
Учебная дискуссия решает дидактическую задачу – поиск истины самими учащимися. Но, кроме этого, решается еще несколько задач. Например, развитие мышления детей. Как говорится, в споре рождается истина. Со сверстником ребенок спорит иначе, чем с учителем, так как к учителю складывается некритичное отношение. Слова учителя ребенок принимает, не пытаясь их опровергнуть. Тогда как точку зрения сверстника он подвергает анализу, что дает пищу для ума и ведет к развитию мышления.
Еще одна задача, которую решает дискуссия – воспитательная, так как в коллективном обсуждении ребенок учится общаться, а это умение дети переносят в реальную жизнь.
Этапы подготовки к дискуссии:
1. Выбрать и сформулировать тему, она должна иметь проблемный характер, содержать в себе противоречивые точки зрения. Выбирая тему для обсуждения, необходимо учитывать, чтобы она была актуальна, социально значима для учащихся, связана с вопросами школьной жизни и т. д. Тема обязательно должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у школьников, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение. Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учетом пожеланий участников дискуссии. Сама формулировка вопроса должна включать в себя возможность становления различных точек зрения, быть поводом для размышления.
2. Определить содержание и продолжительность дискуссии, основные проблемы и вопросы для обсуждения. Подобрать литературу, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии.
Чтобы дискуссия была эффективной, ученикам необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, или полученные ранее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изложенную во время занятий.
3. Сформулировать цель дискуссии: заключается ли она в достижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это просто рассмотрение предмета дискуссии с различных сторон.
4. Продумать основные способы и вопросы для контроля за ходом и направлением дискуссии, подведения промежуточных итогов, поддержания и стимулирования активности участников.
Приемы, повышающие эффективность ведения дискуссии:
уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда говорите...?», «Как вы докажете, что это верно?»);
парафраз - повторение учителем высказываний выступающих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Правильно ли я понял(а), что...»);
демонстрация непонимания - побуждение учеников повторить, уточнить свое суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);
выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо аргументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что утверждаете?»);
приведение альтернативной точки зрения;
«доведение до абсурда» - учитель соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
«задевающее утверждение» - учитель высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогласие учеников.
5. Определить способы фиксации предложенных идей и необходимое для этого оборудование.
После интенсивно прошедшего спора вполне успешной может быть коллективная рефлексия посредством организации анализа дискуссии. Педагог совместно с учащимися не только отмечает наиболее интересные суждения, обращая внимание на корректность спора, используемых аргументов, но и побуждает задуматься над смыслом сказанного, ответив на вопросы: Что дал нам этот разговор? Что помог понять, осознать?
В педагогической литературе отмечаются следующие достоинства применения дискуссии на уроках в начальной школе:
Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения. Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний.
В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. Активное взаимодействие обучающихся раскрепощает их, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе.
Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение, друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.
Список литературы.
1. Ануфриева Н.В. Дискуссионные формы работы с юношеством/ Юношеские библиотеки России: Информ. вестн. / Рос. гос. юнош. б-ка.- Вып. 1 (40).- М., 2007.- 99 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rubcolumba.ru/?p=1458
2. Волкова Е.А. Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы, 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/02/02/statya-dialog-kak-sredstvo-razvitiya-kommunikativnoy
3. Гуляева Л.И. Повышение качества обучения школьников через внедрение интерактивных методов обучения». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gulyaewa-l.narod2.ru/index/0-4
4. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я, 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v53037/кларин_м.в._корпоративный_тренинг_от_а_до_я?page=5
5. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр.и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. —463 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cross-kpk.ru/ims/ims%202014/3/files/Подласый%20И.П.%20Педагогика.pdf
6. Попова Н.Н. Организация дискуссии в начальной школе, 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://educontest.net/ru/1941928/организация-дискуссии-в-начальной-шк/