СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Творческий путь к народному искусству"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная образовательная программа направлена на изучение декоративных видов искусств. Декоративная деятельность позволяет детям понимать значение декоративного искусства в жизни людей.

     

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Творческий путь к народному искусству"»

Муниципальное Общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов».




Утверждена Методическим советом школы

Протокол № ____ ____________________

Директор _______________ И. В. Лебедева






Творческий путь к народному искусству.



(Дополнительная образовательная программа).



Возраст детей: 9-11 лет

Срок реализации: 2 года




Составила программу: учитель ИЗО Коробова Раиса Николаевна











г. Моршанск



Пояснительная записка.



Данная образовательная программа направлена на изучение декоративных видов искусств. Декоративная деятельность позволяет детям понимать значение декоративного искусства в жизни людей.

В результате организации занятий у детей проявляется интерес к народному творчеству. Они приобретают опыт творческого общения, что способствует созданию комфортного психологического климата в коллективе.

Изучая темы данной программы, у детей формируется творческое начало, которое проявляется в различных видах художественной деятельности. Занятия художественно-творческой деятельностью отвлекают детей от грустных мыслей, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное и эмоциональное состояние ребенка.

Изучение декоративного искусства способствует развитию творческой активности и направлено на совершенствование его эстетического, художественного и духовного развития, способствует нравственному воспитанию, приобретению навыков декоративной работы.

Новизна образовательной программы заключается в том, что дети овладевают различными приемами народных росписей по мотивам гжели, хохломы, жостова, проявляют умение лепить из пластилина и глины различные формы игрушек, составлять разнообразные аппликации, коллажи, овладевают различными видами техники оформительской, художественной деятельности.

Актуальность программы состоит в развитии творческих способностей детей, которые должны быть сопряжены с формированием высокой нравственности, так как нравственность является основой человеческих взаимоотношений жизни человека в обществе.

Все виды занятий имеют одно общее - знакомить детей с миром прекрасного, воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности, народному, декоративному искусству. Занятия построены таким образом, чтобы помочь детям увидеть многообразие форм и цвета, красоту предметов народных мастеров, декоративного искусства в целом.

Педагогическая целесообразность – использование элементов народной культуры в воспитании подрастающего поколения, прочувствование народных традиций, изучение и воссоздание утраченных корней русской культуры. Учащимся предоставляется возможность осваивать художественные различные материалы, придумывать узоры и учиться у мастеров творить на плоскости и в объеме, выбирать свои решения.




Цель образовательной программы.



Формирование художественной культуры обучающихся через творческий подход к познанию народного искусства. Приобщение обучающихся к искусству русского народа, их художественному дару.



Задачи образовательной программы.



Образовательные задачи

  1. Знакомить с видами декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения и развития.

  2. Обучать освоению различных видов и приемов декоративного народного творчества.

  3. Расширить представление детей о многообразии предметов народного, декоративного творчества.

  4. Учить выделять основные средства выразительности предметов, различных видов промыслов.

  5. Прививать интерес к декоративному искусству.

  6. Формировать навыки художественной деятельности.



Развивающие задачи

  1. Учить понимать роль декоративного искусства в жизни общества.

  2. Развивать эстетический вкус, творческое воображение, фантазию.

  3. Способствовать формированию художественных знаний, умений и навыков.

  4. Формировать художественно-творческую активность.


Воспитательные задачи

  1. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, народному творчеству.

  2. Воспитывать бережное отношение к предметам старины, прививать любовь к искусству.

  3. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.




Отличительные особенности программы в том, что в основу программы положен декоративный вид работ. Он поможет обучающимся овладеть различными видами художественной деятельности. Так, при изучении темы «Волшебная дымка», дети не только изображают игрушки на плоскости и в объеме, но и учатся расписывать их. Воспитанники узнают различные виды узоров, которые применяют в своих изделиях, учатся правильно грунтовать и лакировать их.

В программе отводится время на изучение отдельных видов народной росписи. Обучающиеся учатся кистевым приемам различных элементов росписи: линий, точек, листиков, ягод, травинок и др., создают изделия из «папье-маше» с последующей росписью.

При выполнении аппликаций из бумаги и ткани, воспитанники знакомятся с видами аппликаций, правилами вырезания и наклеивания деталей на картон. Здесь используются формы демонстративной и конструктивной работы.

Программой предусмотрено выполнение русского сувенира- матрешки. Обучающиеся не только знакомятся с русским сувениром, но и украшают бумажные силуэты матрешки узором, выполняют из пластилина рельефные фигуры, их расписывают, применяя соответствующий вид росписи. Результаты работ обсуждаются товарищами. Эта форма чрезвычайно активизирует внимание учащихся, обсуждаются не только достоинства, но и недостатки работ.

Для успешного усвоения изобразительной деятельности обучающемуся необходимо овладеть умениями и способами этой деятельности: умение изображения на плоскости и в объеме, работать кистью, а самое главное применять необходимые элементы техники народных мастеров.

Программа рассчитана на обучающихся 7-12 лет и предусматривает изучение различных видов искусства. По данной программе могут заниматься обучающиеся младшего и более старшего школьного возраста, проявляющие интерес к изучению декоративного искусства.

Пользуясь программой, руководитель может внести изменение в содержание тем, углубить или сократить материал в зависимости от условий и желания воспитанников. Знания, полученные в объединении, помогут юным художникам в дальнейшей их творческой деятельности. Программа предназначена для педагогов дополнительного образования.






Этапы реализации программы.



1 этап- (1 год обучения).



  • Знакомство с некоторыми видами народного искусства

Первый год обучения посвящен ознакомлению обучающихся с «Волшебной дымкой». Дети работают с пластилином, выполняя плоскорельефные и объемные игрушки, изображают дымковские узоры с помощью кисти, печатки-тычка. Знакомятся обучающиеся с изделиями Городецкой росписи, учатся выполнять элементы росписи и расписывать деревянные изделия по мотивам Городецкой росписи. Составляют эскизы иллюстраций к сказкам, подбирают сюжеты для аппликаций.



2 этап- (2 год обучения).



  • Знакомство с русским народным костюмом, узором для вышивки.

  • Знакомство с видами народных промыслов: гжели, хохломы, жостова.

  • Знакомство с русским сувениром и составлением мозаики из бумаги.

На протяжении второго года обучения дети изучают виды русского костюма, составляют эскизы узоров. Знакомятся с возникновением народных промыслов, при этом выполняя работы по мотивам гжельской, хохломской и жостовской росписей. Обучающиеся выполняют изделия в технике «папье-маше», составляют панно в технике мозаики коллективно, расписывают деревянные предметы быта, принимают участие в выставках.










Ожидаемые результаты.


1 год обучения.

Должны знать

Должны уметь

-Виды народного искусства

-Виды художественных материалов для лепки

-Элементы росписи дымковской игрушки

-Историю возникновения Городецкой росписи

-Русские народные сказки, их значение

-Основные понятия: эскиз, грунтовка, лакировка изделия, аппликация, орнамент.

-Подбирать иллюстративный материал по искусству

-Уметь лепить разными способами фигурки игрушек - Выполнять узоры с помощью кисти, печатки-тычка

-Выполнять кистевые приемы изображения растительных элементов

-Составлять эскизы предметов с использованием орнаментов - Расписывать изделия городецкими узорами

- Выполнять иллюстрации, составлять аппликации из бумаги и ткани

- Владеть навыками работы различными материалами

-Работать в группе и паре.


2 год обучения.


К ЗУН первого года обучения добавляются:

Должны знать

Должны уметь

-Виды узоров вышивки

-Виды русского костюма

-Виды народных промыслов (гжель, хохлома, жостово), и их различие

-Виды русских сувениров

-Основные понятия «папье-маше», мозаика

- Основные правила построения орнамента в квадрате, круге.


-Выполнять эскизы элементов узора вышивки

-Украшать бумажные силуэты русского костюма

-Изображать гжельские узоры

-Изготавливать предметы из папье-маше

-Составлять эскизы с элементами хохломской росписи

-Лепить плоскорельефные фигуры матрешки

-Расписывать предметы, грунтовать и лакировать их

-Подбирать необходимые цветовые отношения.

Форма проверки результатов освоения программы.


  1. Год обучения.


1. Проверка ЗУН после изучения ключевых тем путем выполнения творческих работ.

2. Тестирование.

3. Конкурсы, выставки.

4. Итоговая выставка детских работ.


  1. Год обучения.


1. Тестирование.

2. Смотр- конкурс творческих работ.

3. Участие в конкурсах, выставках.

4. Отчетная выставка с обсуждением работ.


Срок реализации программы: 2года


Всего 180 учебных часов.


1 год обучения- 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Продолжительность учебного часа занятия- 45 минут.


2 год обучения- 3 часа в неделю, 108 часов в год.

Продолжительность учебного часа занятия- 45 минут.


Количество воспитанников в группах:


1 год обучения – 15 человек.

2 год обучения – 12-15 человек.


Возраст обучающихся: 7-12 лет.




Учебно-тематический план.



1год обучения.



Тема

Всего часов

Ознакомление с искусством (количество часов)

Художественная деятельность (Количество часов)

1

Знакомство с работой кружка

2

2

-

2

Народное искусство

2

1

1

3

Волшебная дымка

22

1

21

4

Городецкие цветы

25

2

23

5

Волшебный мир сказки

10

2

8

6

Аппликации

5

1

4

7

Лепка из соленого теста

5

1

4

8

Отчетная выставка

1

-

1


Итого:

72

10

62



















Содержание занятий

(1 год обучения).



  1. Тема: «Знакомство с работой кружка (студии)».



Теоретическая часть.


Ознакомление обучающихся с особенностями работы кружка изобразительного искусства. Организация рабочего места.

Правила техники безопасности при работе с материалами и принадлежностями. Ознакомление с разнообразными художественными материалами.



2.Тема: «Народное искусство».


Теоретическая часть.

Ознакомление с видами народного искусства. Беседа.


Практическая часть.

Просмотр образцов предметов народного быта. Выполнение зарисовок.




3.Тема: «Волшебная дымка».


Теоретическая часть.

Ознакомление с предметами «волшебной дымки». Изготовление из бумаги печатки- тычка.


Практическая часть.

Зарисовка элементов дымковской росписи.

Изображение дымковских узоров на бумажных силуэтах с помощью кисти и печатки-тычка.

Эскиз игрушки лошадки. Роспись рисунка.

Эскиз игрушки петуха. Роспись рисунка.

Эскиз игрушки барышни. Роспись рисунка.

Эскиз игрушки сувенира. Роспись рисунка.

Лепка лошадки из пластилина.

Грунтовка игрушки.

Роспись игрушки гуашью.

Лепка петуха.

Грунтовка игрушки.

Роспись петуха гуашью.

Лепка барышни.

Грунтовка игрушки.

Роспись барышни гуашью.

Лепка сказочных персонажей. (Плоскорельефная композиция).

Роспись плоскорельефной композиции.

Творческая работа. Лепка игрушки-сувенира.

Грунтовка игрушки сувенира.

Роспись игрушки-сувенира.

Лакировка изделий.




  1. Тема: «Городецкие цветы».


Теоретическая часть.

История возникновения Городецкой росписи. Беседа.

Просмотр образцов изделий народных мастеров. Зарисовка образцов.


Практическая часть.

Основные элементы, используемые в изделиях Городецкой росписи.

Кистевые приемы изображения прямых и волнистых линий, сеточек, капелек, листиков.

Зарисовка основных элементов орнаментов Городецкой росписи.

Зарисовка растительных элементов листика, купавки.

Зарисовка растительных элементов Городецкой росписи- розана

Зарисовка элементов Городецкой росписи- птиц, лошадок.

Украшение бумажных силуэтов Городецкими узорами.

Роспись бумажных силуэтов Городецкими узорами.

Украшение бумажных силуэтов (предметов быта) Городецкими узорами.

Роспись бумажных силуэтов (предметов быта) Городецкими узорами.

Выполнение эскиза с использованием орнаментальных мотивов Городецкой росписи для деревянного изделия.

Подготовка основы под роспись, грунтовка.

Нанесение рисунка на основу предмета.

Роспись деревянного изделия.

Роспись деревянного изделия.

Лакировка изделия.

Эскиз деревянного изделия - разделочной доски.

Подготовка изделия под роспись, грунтовка.

Нанесение рисунка на основу изделия.

Роспись изделия Городецкими узорами.

Роспись изделия Городецкими узорами.

Роспись изделия Городецкими узорами.

Лакировка изделия.




5.Тема: «Волшебный мир сказки».


Теоретическая часть.

Слушание русской народной сказки. Просмотр иллюстраций.

Копирование иллюстраций знаменитых художников..


Практическая часть.

Рисование сказочных сюжетов (карандаш).

Рисование сказочных сюжетов (акварель).

Выполнение иллюстрации к сказке: «Пошел котик на Торжок…» (карандаш).

Выполнение иллюстрации в цвете (акварель).

Нанесение рисунка на основу картона.

Лепка плоскорельефной картины из пластилина.

Лепка плоскорельефной картины из пластилина, грунтовка картины.

Роспись плоскорельефной картины и лакировка.




6.Тема: «Аппликации».


Теоретическая часть.

Виды аппликаций. Подбор ткани для аппликации.


Практическая часть.

Выполнение аппликации к сказке: «Гуси-лебеди».

Вырезание деталей с помощью ножниц, наклеивание деталей на тонированный картон.

Выполнение аппликации к сказке: «Колобок».

Вырезание деталей с помощью ножниц, наклеивание деталей на тонированный картон.




  1. Тема: «Лепка из соленого теста».


Теоретическая часть.

Материалы и принадлежности для лепки из соленого теста. Мелкая пластика.




Практическая часть.


Выполнение панно: «Сюжетная сценка на сказочную тему». Коллективная работа.

Лепка из соленого теста плоскорельефных фигурок.

Роспись плоскорельефных фигурок гуашью.

Сборка панно, отделка и лакировка.




  1. Тема: «Отчетная выставка».


Практическая часть.

Оформление работ обучающихся для школьной выставки.



















Учебно-тематический план.



2 год обучения.



Тема

Ознакомление с искусством (количество часов).

Художественная деятельность (количество часов).

Всего (часов).

1

Русская вышивка

1

3

4

2

Русский народный костюм

1

4

5

3

Голубая гжель

2

19

21

4

Золотая хохлома

2

20

22

5

Русская матрешка

2

16

18

6

Жостово

1

11

12

7

Мозаика из бумаги

1

12

13

8

Книжки малышки

3

8

11

9

Отчетная выставка

-

2

2


Итого:

13

95

108















Содержание занятий.

(2 год обучения).



1. Тема: «Русская вышивка».


Теоретическая часть.

Ознакомление с видами орнамента.


Практическая часть.

Зарисовка элементов орнамента русской вышивки.

Составление эскиза орнамента в полосе

Выполнение эскиза орнамента в цвете (акварель).



  1. Тема: «Русский народный костюм».


Теоретическая часть.

Ознакомление с видами русской народной одежды.


Практическая часть.

Эскиз женского костюма.

Эскиз мужского костюма.

Украшение бумажного силуэта женского русского костюма.

Украшение бумажного силуэта мужского русского костюма.



  1. Тема: «Голубая гжель».


Теоретическая часть.

История возникновения гжельской росписи. Беседа.

Знакомство с творчеством гжельских мастеров.


Практическая часть.

Зарисовка элементов гжельской росписи.

Изображение узоров по мотивам гжельской росписи.

Украшение бумажного силуэта петуха элементами гжельской росписи.

Украшение бумажного силуэта кувшина элементами гжельской росписи.

Украшение бумажного силуэта кофейника элементами гжельской росписи.

Эскиз вазочки с изображением гжельских роз.

Изготовление вазочки в технике папье-маше. Ознакомление с приемами работы.

Изготовление вазочки в технике папье-маше.

Грунтовка предмета.

Роспись предмета гжельскими узорами.

Подготовка основы предмета (коробки) под роспись. Грунтовка, нанесение рисунка.

Роспись предмета гуашью.

Лакировка изделия.

Творческая работа. Эскиз сувенира.

Плоскорельефная работа из пластилина.

Изготовление сувенира (пластилин).

Грунтовка изделия.

Роспись изделия гжельскими узорами.

Лакировка изделия.



  1. Тема: Золотая хохлома».


Теоретическая часть.

Ознакомление с художественным промыслом хохломы.

Просмотр образцов предметов хохломы.


Практическая часть.

Изображение элементов хохломской росписи.

Кистевые приемы изображения различных линий, травинок, ягод, завитков.

Зарисовка основных элементов растительного узора.

Составление эскиза предмета с элементами растительного узора (карандаш).

Роспись рисунка (акварель).

Изготовление предмета в технике папье-маше.

Грунтовка предмета.

Нанесение рисунка и роспись предмета.

Роспись предмета с использованием узоров хохломы.

Закрепление рисунка с помощью лака.

Эскиз деревянного изделия по мотивам хохломской росписи.

Подготовка основы под роспись, грунтовка.

Нанесение рисунка, роспись изделия.

Роспись изделия хохломскими узорами.

Лакировка изделия.

Составление эскиза предмета быта. Творческая работа.

Подготовка предмета для росписи.

Нанесение рисунка на изделие.

Оформление изделия по мотивам хохломской росписи.

Лакировка изделия.



  1. Тема: «Русская матрешка».


Теоретическая часть.

Виды русской матрешки. Просмотр образцов.

Матрешка- Русский сувенир. Беседа.


Практическая часть.

Изображение узоров для русской матрешки.

Зарисовка различных элементов геометрических и растительных форм.

Украшение бумажного силуэта матрешки (матрешка № 1).

Украшение бумажного силуэта матрешки (матрешка № 2).

Украшение бумажного силуэта матрешки (матрешка № 3).

Украшение бумажного силуэта матрешки (матрешка № 4).

Украшение бумажного силуэта матрешки (матрешка № 5).

Украшение бумажного силуэта матрешки (матрешка № 6).

Украшение бумажного силуэта матрешки (матрешка № 7).

Украшение бумажного силуэта матрешки (матрешка № 8).

Подготовка основы для лепки матрешки.

Лепка плоскорельефной фигуры матрешки (пластилин).

Лепка плоскорельефной фигуры матрешки. Грунтовка изделия.

Роспись изделия гуашью.

Роспись и отделка изделия.

Лакировка изделия.



  1. Тема: «Жостово».


Теоретическая часть.

Ознакомление с художественным промыслом Жостова. Просмотр образцов жостовских подносов.


Практическая часть.

Зарисовка основных элементов жостовской росписи.

Изображение линейного орнамента в квадрате, прямоугольнике.

Изображение линейного орнамента в круге, овале.

Эскиз подноса с элементами растительного узора.

Нанесение рисунка на основу бумажного силуэта (карандаш).

Роспись бумажного силуэта подноса (гуашь).

Изготовление предмета из папье-маше.

Грунтовка изделия.

Роспись изделия из папье-маше.

Роспись изделия из папье-маше.

Лакировка изделия.




  1. Тема: «Мозаика из бумаги».


Теоретическая часть.

Материалы и принадлежности для мозаики. Беседа.


Практическая часть.

Эскиз сюжетной композиции «Зимняя сказка».

Выполнение композиции в технике мозаики из цветной бумаги.

Подготовка основы, нанесение рисунка, подбор цветной бумаги.

Нарезание квадратов, выклеивание композиции.

Выклеивание композиции. Завершение работы.

Оформление композиции в рамку.

Составление эскиза панно. Выбор темы. Коллективная работа.

Выполнение панно в технике мозаики.

Подготовка основы, нанесение рисунка, подбор цветной бумаги.

Нарезание квадратиков, выклеивание композиции.

Выклеивание композиции. Завершение работы.

Оформление панно.



  1. Тема: «книжки-малышки».


Теоретическая часть.

Просмотр книг. Беседа.

Книжка собственного сочинения. Составление текста.


Практическая часть.

Оформление книги в соответствии с составленным текстом.


Теоретическая часть.

Средства выразительности обложки.


Практическая часть.

Использование аппликации, мозаики, рисунка.

Выполнение титульного листа.

Выполнение иллюстраций (карандаш).



Выполнение иллюстраций (акварель).

Оформление иллюстраций в цвете (акварель).

Выполнение буквицы в соответствии с общим замыслом.

Оформление текста.



  1. Тема: «Отчетная выставка».


Практическая часть.

Подготовка работ к отчетной выставке.

Отчетная выставка.

























Методическое обеспечение образовательной программы.



Основные формы занятий:


  1. Беседа.

  2. Деловые игры.

  3. Конструктивная работа.

  4. Самостоятельная или практическая работа.

  5. Коллективное творчество.

  6. Экскурсия.

  7. Отчетные выставки с обсуждением работ.



Основные формы художественно-творческой работы:


  1. Деловые игры - игра в художников и зрителей. На протяжении занятия дети выступают то в роли художника, то в роли зрителя, приобщаясь к основным видам художественной деятельности.

  2. Коллективное творчество – имеет большое значение в воспитательном процессе. Художественные работы обучающихся можно использовать как подарки для родных и близких. Коллективно выполненные работы могут стать хорошим украшением кабинета или интерьера школы.

  3. Отчетные выставки – Чрезвычайно активизируют внимание детей, они с готовностью в них участвуют. Работы обучающихся создают эстетически богатую среду, дают радость детям, увеличивают их желание работать.

  4. Практическая деятельность – нацеливает ребенка отражать посильными для его возраста художественными средствами видение декоративного искусства.



Основные методы обучения.

  1. Словесный метод.

  2. Конструктивный метод.

  3. Иллюстративный метод.

  4. Коллективный метод.



Для реализации программы необходимо:



Методическое обеспечение:

- образцы изделий народных мастеров;

- открытки;

- таблицы;

- альбомы;

- книги и методические пособия;

- диапозитивы и видеоматериалы.


Материально-техническое обеспечение.

Необходимые художественные материалы, от которых зависит результат обучения детей:

  1. Бумага.

Бумага для рисования должна быть плотной и немного шероховатой.

  1. Простые карандаши.

Простые карандаши лучше использовать круглые, средней мягкости («ТМ», «НВ»).

  1. Ластик.

Он должен быть мягким, упругим и желательно белого цвета.

  1. Цветные карандаши.

Лучше использовать мягкие цветные карандаши 2М-4М в наборе из 12-24 цветов и оттенков.

  1. Фломастеры.

Их можно использовать в смешанной технике с карандашами, для контурной обводки деталей рисунка.

  1. Акварель.

Прозрачные краски. Лучше использовать полумягкую - в чашечках. 12-24 цветов. Насыщенность цвета зависит от соотношения краски и воды.

  1. Гуашевые краски.

Это непрозрачные, легко накладывающиеся слоем на слой. Техника работы гуашью легче. Светлый тон получается с помощью белил.

  1. Палитра.

Небольшая тонкая доска, на которой смешивают краски. Она должна быть белой.

  1. Кисти.

Жесткие и мягкие. Имеют размеры № 1-№6- тонкие, №6-№10- средние, №10 и выше_ толстые.

  1. Баночки для воды.

Лучше пластмассовые.

  1. Салфетки.

Матерчатые или бумажные.


Материал для лепки.

  1. Пластилин.

Его используют тогда, когда нужно выполнить предмет из мелких форм.

  1. Глина.

Основной материал для лепки.

  1. Стеки.

Стекой снимается лишняя глина, делаются надрезы.

  1. Доска для лепки.

Необходимо лепить на доске, чтобы рабочее место было чистым.


Материал для аппликации.

1. Бумага разной фактуры.

2. Картон.

3. Клей.

Лучше клей- карандаш.

4.Ножницы с прямыми концами.

  1. Простой карандаш.

Следует иметь карандаш М и ТМ (для рисования контуров изображения будущей аппликации).























Уровни усвоения образовательной программы.


Высокий уровень характеризуется проявлением у детей постоянного интереса к процессу рисования. Учащийся владеет навыками работы карандашами, красками, гуашью, применяя при этом различные приемы рисования. В декоративном рисовании использует яркие цвета, соответствующие народному характеру росписи. Умеет самостоятельно украшать предметы с помощью узоров. В своих иллюстрациях отражает главное содержание литературных героев. Рисует самостоятельно, без помощи взрослого. Умеет смешивать краски на палитре, точно передает форму предметов.

Средний уровень характеризуется проявлением у ребенка интереса к процессу рисования. Владеет навыками работы различными материалами. Не всегда может самостоятельно смешивать краски на палитре. Умеет составлять простейшие узоры из растительных и геометрических форм. В процессе рисования изредка обращается за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей деятельности.

Уровень ниже среднего характеризуется у ребенка желанием рисовать. Но не всегда удается правильно передать форму предмета. Цвета знает, но не всегда правильно их применяет при раскрашивании. В декоративном рисовании не знает, какие цвета нужно использовать. Не владеет приемами народной росписи. Не умеет правильно работать с художественными материалами. Затрудняется в составлении растительного узора. В процессе работы часто обращается за помощью к педагогу.
















Список используемой литературы.


Для учителя:


  1. Алексахин Н. Н. Матрешка: Методика преподавания матрешки.- М. Народное образование 1998 г. Стр. 96.

  2. Богуславская Н. Я. Дымковская игрушка.- Л. Художник РСФСР, 1988 г.

  3. Виноградова Т.Г. Изобразительное искусство в школе. г . Москва. «Просвещение» 1990 г.

  4. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Книга для учителя. Г. Москва «Просвещение» 1991 г.

  5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. Учебное пособие для студентов. Сред. пед. Учеб. Заведений, 1998 г.

  6. Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. – М. Изобразительное искусство. , 1997 г.

  7. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы. г . Москва «Просвещение» 1999 г.

  8. Орлова Л. В. Знакомство с хохломской росписью.- М. 1991 г.

  9. Соломенникова О. А. «Радость творчества». Методическое пособие под редакцией Т. С. Комаровой. Г. Москва 2001 г.

  10. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративного искусства. Альбом . Просвещение, 1993 г.

  11. Шпикалова Т. Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования». М. Просвещение 1979 г.



Для обучающихся:


  1. Вильчанский В. М. Учитесь рисовать. Альбом для 5 класса. 1985 г.

  2. Каменева Е. Какого цвета радуга. Детская литература. 1984 г.





















24