Актуализация знаний и постановка цели урока | Предлагает использовать текст для определения темы урока и постановки учебной задачи – взглянуть на текст параграфа 9 «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.» При растворении в воде кристаллические вещества распадаются на отдельные частицы. Процесс растворения сопровождается разрушением кристаллической решётки — кристаллики вещества, например поваренной соли или сахара, при попадании в воду постепенно уменьшаются в размерах, пока не исчезнут полностью, перейдя в раствор. В каком виде вещества находятся в растворе? Почему одни из них хорошо растворимы в воде, а другие практически нерастворимы? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучить свойства растворов и явления, сопровождающие растворение | Учащиеся смотрят в текст П.УУД – установка причинно-следственных связей: растворение – разрушение кристаллической решетки К.УУД – формирование собственного мнения по отношению к теме урока Р.УУД – учатся определять цель на основе предложенной информации |
Изучение нового материала | Организует работу с текстом параграфа и презентацией: Изучая свойства растворов различных веществ, учёные заметили, что растворы большинства неорганических соединений, например поваренной соли, соды, калийной селитры, хорошо проводят электрический ток, а чистая вода и растворы многих органических веществ — сахара, этилового спирта — не обладают этим свойством. Многие соли, даже нерастворимые в воде, например сульфат бария, проводят электрический ток в расплавленном виде. (см. презентацию) Запишите определение: «Вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток, называют электролитами, а вещества, не проводящие ток ни в растворе, ни в расплаве, — неэлектролитами.» Термин «электролит» происходит от греческого литос — «растворённый». Принадлежность вещества к электролитам или неэлектролитам определяется видом химической связи. К электролитам относятся соединения с ионными или сильнополярными ковалентными связями — соли, кислоты, основания, к неэлектроли там — вещества с неполярными или слабополярными связями, например кислород, спирт. Ток — это направленное движение заряженных частиц. Какие же частицы содержатся в растворах и расплавах электролитов? Ответ на этот вопрос дал шведский учёный Сванте Аррениус. Он обнаружил, что растворы, проводящие электрический ток, содержат больше частиц, чем можно было бы ожидать исходя из количества растворённого вещества. Например, если в воде растворить 1 моль поваренной соли NaCl, то общее число частиц в растворе будет в 2 раза больше — 2 моль. Зная строение поваренной соли, мы можем объяснить это явление. Хлорид натрия — ионное соединение, в узлах его кристаллической решётки находятся ионы. В 1 моль хлорида натрия содержится 2 моль ионов — 1 моль ионов Na+ и 1 моль ионов Сl-. В воде эти ионы переходят в раствор. Запишите определение: «Процесс распада вещества на ионы при растворении в воде или плавлении называют электролитической диссоциацией.» Таким образом, главное отличие электролитов от неэлектролитов состоит в том, что в водном растворе электролиты распадаются (диссоциируют) на положительные и отрицательные ионы. Этот вывод, сделанный Аррениусом, лёг в основу сформулированной им теории электролитической диссоциации. Проводя многочисленные эксперименты, Аррениус доказал, что под действием электрического поля положительно заряженные ионы (катионы) движутся к отрицательному электроду (катоду), а отрицательно заряженные ионы (анионы) — к положительному электроду (аноду) (см. презентацию). Направленное движение ионов обеспечивает электрическую проводимость раствора. Процесс электролитической диссоциации обычно записывают в форме уравнения, где вместо знака равенства используют стрелку. При попадании в воду ионного кристалла, например хлорида натрия, его окружают со всех сторон молекулы воды. Они притягиваются отрицательными концами к ионам натрия, а положительными — к ионам хлора. Такие ионы постепенно теряют связь с другими ионами кристаллической решётки и переходят в раствор, окружённые молекулами воды, т. е. гидратированные. Постепенно весь кристалл слой за слоем растворяется с образованием гидратированных ионов. (см.презентацию). При диссоциации солей и оснований в раствор переходят содержащиеся в них ионы. А как происходит диссоциация веществ с полярными ковалентными связями, например хлороводорода? Хлороводород — газ, состоящий из полярных молекул НСl. Каждую попавшую в раствор молекулу тотчас окружают диполи воды, притягиваясь к ней противоположно заряженными концами. В результате такого взаимодействия полярная связь в молекуле НСl превращается в ионную, а образующиеся ионы переходят в раствор.(см.презентацию) В растворах некоторых соединений с полярными ковалентными связями наряду с ионами присутствуют и недиссоциированные молекулы. Именно они обусловливают резкий запах растворов уксусной кислоты, сероводорода и некоторых других веществ. Электролитическая диссоциация веществ может протекать не только в воде, но и в других полярных растворителях: метиловом и этиловом спиртах, жидком аммиаке. | П.УУД – перевод информации из словесно-описательной в графическую, структурирование текста – записывают определения и ключевые моменты К.УУД – организуют и планируют учебное сотрудничество, участвуют в коллективном обнаружении проблем Р.УУД – осуществляют правильное выполнение действий и вносят необходимые коррективы |
Закрепление | Организует самостоятельную работу учащихся, проводит лабораторный опыт: «Изучение электропроводности растворов и движения ионов в электрическом поле». 1. В гнёзда выданной вам керамической пластинки поместите по одной ложечке хлорида натрия, нитрата калия и сахара. Прибор для испытания электропроводности включите в сеть и прикоснитесь на несколько секунд электродами поочерёдно к каждому веществу. Что вы наблюдаете? 2. Аккуратно прилейте в каждое гнездо дистиллированную воду и вновь исследуйте электропроводность. Запишите наблюдения. 3. Положите на стеклянную пластинку полоску фильтровальной бумаги и смочите её раствором сульфата меди(ll). Голубая окраска раствора обусловлена ионами меди Сu2+.Прикоснитесь к бумаге электродами и включите ток. Наблюдайте, в сторону какого электрода смещается цветное пятно. Запишите наблюдения. Выключите прибор из сети, промойте электроды и оботрите их тряпкой или фильтровальной бумагой. Так как опыт не может быть проделан очно, посмотрите видео в презентации. | П.УУД – проведение эксперимента К.УУД – применение полученных знаний об электролитах, неэлектролитах и электролитической диссоциации для проведения опыта, работа с паре – то есть, осуществление взаимопомощи. Р.УУД – учатся оценивать свои возможности при самостоятельной деятельности |
Этап выдачи домашнего задания | Выдает домашнее задание: параграф 9, конспект урока, записанный в тетради – повторить, Оформить лабораторный опыт, ответить письменно на вопросы. | П.УУД – овладевают основами саморегуляции – записывают домашнее задание К.УУД – отсутствуют, так как пишут Р. УУД – осуществляют осознанный выбор, устанавливают целевые приоритеты, учатся объяснять явления |