Эссе «Я классный руководитель»
Более 30 лет я классный руководитель. Как это много, и в то же время кажется, что годы пролетели мгновенно! Сколько их, моих любимых Наташ, Серёж, Татьян, Иванов, Дарьев, Настен, Андреев…, было за эти годы… Все они – в моём сердце И я могу себе сегодня позволить оглянуться назад чтобы посмотреть на результат своего труда.
Труд классного руководителя виден только через много лет, когда наши воспитанники становятся взрослыми. В своём произведении «Как закалялась сталь» Островский А.Н. написал о жизни следующие слова: «… её надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Моя часть жизни не прошла бесследно, у моих выпускников всё в порядке, они стали хорошими людьми: самостоятельными, инициативными, патриотами своей родины. Они люди разных профессий: педагоги, инженеры, сотрудники полиции, медицинские работники, руководители в нефтегазовой промышленности, работники в сфере связи с общественностью, да и просто рабочие специальности.
А есть среди них и те, кто сегодня стоит на страже нашей Родины, отдавая долг защитника своей стране, сохраняя честь солдата, и совершая подвиг. Встречаясь с ними, слушая их, понимаю, что не зря вложила в них часть своей жизни. Значит, я не просто занималась своим делом, я жила с ними, учила, воспитывала, наставляла, слушала, ценила, любила.
И мой девиз: с детьми всегда быть рядом. Даря тепло и согревая взглядом. Учу я жизни и любви к труду. Я педагог. Наставник. Воспитатель. За что судьбу свою благодарю.
Воспитать личность – именно такую цель я всегда ставлю в своей работе.
А воспитать личность может только личность! И я всегда стремлюсь идти в ногу со временем, быть интересной моим детям. Сколько труда, терпения, усилий нужно прилагать, чтобы услышать, как твои дети называют тебя любимым классным руководителем.
Одним из направлений моей деятельности как классного руководителя является гражданско-патриотическое воспитание.
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Тема гражданственности и патриотизма очень близка мне по духу. Я здесь родилась. Здесь работаю. Здесь проживаю свою жизнь. Я люблю свой край, люблю свою Родину и испытываю неподдельную гордость за нашу страну. Ежедневно входя в класс к своим воспитанникам, я верю в их лучшие качества и имею огромное желание вести их к истокам духовности, нравственности, к познанию жизненных ценностей, необходимых для становления истинного гражданина и патриота своей страны.
Тем более, что в современной России, находящейся на крутом историческом переломе особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания.
Меня всегда волнует вопрос не только, кем станут мои ребята, а главное – какими они будут. Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?
Определяя патриотизм как любовь к Родине, я даю своим ребятам возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи.
Приоритетное место в моей работе занимает раскрытие ценностей гуманистической этики и формирование у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла.
Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у школьников таких свойств личности, как:
чувство собственного достоинства, уважение к себе;
требовательность к себе, ответственность;
отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
протест против любых проявлений насилия;
жизнестойкость и уверенность;
самообладание при промахе, ошибке;
умение не падать духом при неудачах;
умение радоваться жизни;
верить в добро и справедливость.
Программа, по которой я работаю сегодня с классом называется «Я – будущее моей России!». В её основе – ориентация детей на общечеловеческие ценности –. Поэтому программа включает в себя следующие основные разделы:
1. Я – человек
2. Моё отечество
3. Я и семья
4. Я и природа
5. Здоровый образ жизни
6. Культура, духовность, творчество
7. Профессиональное самоопределение и труд
Принцип моей работы – это систематичность в формировании сознания общечеловеческих ценостей, неразрывно связанных с будущим родного края и страны, стремления встать на защиту государственных интересов. Есть еще принцип открытости. Принцип создания благоприятной атмосферы. Принцип добровольности. Взаимодействия. На последнем я остановлюсь. Это моя идея, воплощенная в жизнь и имеющая свои результаты. Взаимодействие или переемственость поколений выпускников. Так получилось, что мне достаются классы, где больше мальчиков. Как известно с парнями работать труднее, чем с девочками. Как, на чьем примере, можно добиться положительного результата на поставленные цели. кто мне в этом может помочь? И помощь приходит от моих бывших выпускников, с которыми я поддерживаю отношения на протяжении всех лет работы. Мы организовываем, конечно, по возможности, встречи на которых уже состоявшиеся в профессии ребята рассказывают моим сегодняшним ученикам о своих достижениях. Как добиться успеха. Какими качествами необходимо обладать. Что уже сегодня нужно для этого сделать. Сегодня мои ребята знают о многих бывших моих выпускниках, проявляют видимое стремление к самосовершенствованию, к осознанному выбору будущей профессии. На недавно состоявшемся волейбольном турнире противостояли друг другу команда моих пятнадцатилетних и нынешних учеников. За кого болеть? Я болею за каждого, с кем мне довелось быть рядом в этой жизни.
А ребятам я сказала: Я горжусь своими бывшими и хочу гордиться вами нынешними в вашем будущем.
Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей страны. В этом заключается педагогический подход меня, как классного руководителя к воспитанию подрастающего поколения - граждан России.
Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!
В год педагога и наставника я хотела бы дать моим молодым коллегам несколько советов, которые помогут им стать тем самым классным руководителем классным:
Если полюбить чужого ребенка не можешь, то постарайся просто его принять, уж коли так распорядилась госпожа судьба свести вас вместе.
Забудь фамилию ученика. Вспоминай ее только в самых крайних случаях. Называй его только по имени!
Улыбайся, шути и проявляй добро к детям! И всегда помни: «что посеешь, то и пожнешь».
Умей прощать. И забывать обиды.
Будь справедлив и терпим ко всем.
Реализуй себя в творчестве, а не в конфликтах!
Умей признавать свои ошибки и научись за них просить прощения, даже перед детьми.
Желаю всем успехов! Здоровья! И веры только в лучшее.
Вы согласитесь – школа-это целый мир! Учитель в ней трудяга и подвижник. Совсем не божество и не кумир.
А если классный ты руководитель, то силы должен приложить вдвойне, чтобы ценил и уважал родитель, чтоб дети не остались в стороне.
Так нужно жизнь свою суметь построить, чтоб каждый ученик вам стал родным. Чтоб чувствовал заботу и поддержку и коллективом был весь класс одним.
Пять выпусков – велик мой опыт. И думаю сумела я понять, как много нужно сил, тепла, умений, чтоб самой классной классной стать.
Знаний вагон, терпения тонна. Творчества – тысячи тонн. Любви и терпения без исчесленья. Здоровья на миллион.
Я к каждому сердцу нить протянула, а их у меня сполна. У каждого свой интерес и проблемы, кто ценит дела, кто слова…
Считаю я важным растить в каждом личность, и пусть наши дети наивны, юны. Они как птенцы взрослеют и крепнут. В себя для полета поверить должны.
Родители рядом, они как опора. Мы радость и горести делим на всех. Любовь и согласье, а вовсе не споры, рождают удачу, победу, успех!
Всем мира, добра и счастья!
3