Эссе «Я - педагог»
учителя русского языка и литературы
МБОУ ВСОШ №2
Барсуковой Натальи Владимировны
Осень... У некоторых это слово ассоциируется с непогодой, первыми заморозками, грустью. Для меня же осень - это золотые листья, запах цветов, веселый детский смех, лица ребят, радующихся новой встрече, школьный звонок...
Вот уже пятнадцать лет подряд новый год для меня начинается с осени, с 1 сентября, а утро – со школьного звонка. Пятнадцать лет я с удовольствием вхожу в дом, в котором меня встречают десятки детских глаз, которые ждут новых открытий. Несложно догадаться: этот дом - школа. А я педагог.
Школа… Мой путь к ней был определен далекой мечтой - быть учителем.
Почему? Сейчас я могу точно ответить на этот вопрос – на моём пути были прекрасные творцы человеческой души, мои учителя. Это люди, которые и определили мой дальнейший путь. Я часто вспоминаю слова великого писателя Федора Михайловича Достоевского: «Удивительно, что может сделать один лучик солнца с душою человека». Для меня таким «лучиком» стал мой классный руководитель, Медко Надежда Егоровна, - начитанный, эрудированный, творческий учитель. Своими уроками она зажигала в нас свечу познания, прививала любовь к поэзии, вводила в мир искусства. Именно она стала для меня тем образцом, которому хотелось подражать, эталоном, на который хотелось быть похожим. Именно ее уроки и подтолкнули меня к поступлению в педагогический ВУЗ.
Прошли годы… Что я могу сказать о себе сегодня? Педагог - это не профессия, это образ жизнь. Как утверждал Симон Львович Соловейчик: «Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится… Педагог тот, кто помогает найти себя в этом сложном мире, создает будущее страны ».
Я учитель русского языка и литературы, и именно от меня напрямую зависит, каким будет это будущее, ведь словесник в школе – это и психолог, и философ. Он учит постигать, переживать чувства другого человека, обогащая свой духовный мир.
Мне повезло, на своих занятиях я могу видеть непросто ученика, рассуждающего в рамках заданной темы, но и личность, многогранную, неповторимую, уникальную. Изучение произведений литературы помогает детям раскрывать в себе новые и новые таланты.
На уроках русского языка и литературы стараюсь вовлечь учащихся в замечательный мир языка, показать красоту великой русской речи, научить бережно относиться к родному слову, поэтому в своей работе делаю акцент на формирование культурологической компетенции, позволяющей ребенку почувствовать себя частью культурно-исторического процесса.
Как говорится: «Что посеешь, то и пожнешь!». Как важно засеять поле в срок добротными семенами, а учителю - заложить в души воспитанников добрые зерна эстетического сознания.
Валентин Григорьевич Распутин говорил: «Каждый урок учителя – это начало многих начал и продолжение продолжений, которые в самом широком смысле отражаются на нашей духовной атмосфере». Мне хочется верить, что мои уроки станут началом любви к родному языку, к Отечеству.
Я часто замечаю, как ребята с интересом беседуют о произведениях, изученных на уроке, используют в своей речи слова, которые ранее им были непонятны. Они учатся у меня, а я учусь у них быть искренней, открытой. Ведь учитель и ученик не разделимы. И только тот, кто признает это, сможет стать настоящим учителем. Считаю, чтобы добиться успеха в профессии, нужно быть энергичным творческим человеком.
Признаюсь честно, что быть педагогом нелегко: бесконечные кипы бумаг, стопы тетрадей, ты должен быть всегда активным, справедливым … Но все эти трудности - ничто по сравнению с радостью за успех своих учеников, с чувством гордости за то, что детям нравятся твои уроки. Блеск в их глазах пробуждает во мне силы и желание делать каждый урок насыщеннее и интереснее для них.
Школа – это место великих событий. Моя работа приносит мне положительные эмоции, чувство уверенности в себе и завтрашнем дне. Именно школа дает мне возможность постоянно пребывать в мире бесконечного детства и юности, черпать силы, заряжаться энергией, видеть своими глазами незабываемый процесс взросления детей. Все это вдохновляет меня на бесконечное педагогическое творчество, заставляет ежедневно самосовершенствоваться.
Для меня очень важно, чтобы на каждом уроке ученик ощущал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы, в свои таланты. Поэтому для каждого ученика я создаю ситуацию успеха.
Опорой моей работы является Федеральная целевая программа «Русский язык», которая направлена на комплексное решение имеющихся проблем и создание необходимых условий для дальнейшего развития системы поддержки русского языка, повышения популярности и престижа русского языка и образования на русском языке.
Я горжусь тем, что я учитель именно русского языка - национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.
Самый важный для меня результат не поддаётся измерению, но именно он показывает, насколько эффективен мой педагогический поиск. Когда увлечённые работой ученики не замечают, что звенит звонок с урока и не спешат покинуть класс – это тоже результат! Значит, я выбрала правильный путь!..
1