Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Чувашское республиканское училище культуры (техникум)» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
Литература (отечественная и зарубежная)
специальность 51.02.01. «Народное художественное творчество»
по видам: «Хореографическое творчество», «Этнохудожественное творчество»
углубленная подготовка
Чебоксары
2018
Организация – разработчик:
БПОУ «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)» Минкультуры Чувашии
Составитель:
Васильева В.Н., преподаватель БПОУ «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)»
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Паспорт фонда оценочных средств 4 стр.
Приложение 1. Контрольно – оценочные средства по учебной дисциплине «Наименование дисциплины» для текущей аттестации 10 стр.
Приложение 2. Контрольно – оценочные средства по учебной дисциплине «Наименование дисциплины» для промежуточной аттестации стр.
ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
«Литература (отечественная и зарубежная)»
специальность 51.02.01. «Народное художественное творчество»
по видам: «Хореографическое творчество», «Этнохудожественное творчество» (углубленная подготовка)
Результаты освоения учебной дисциплины.
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания, компетенции | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценивания (заполняется в соответствии с разделом 4 УД) |
Уметь: |
У1. Анализировать творчество писателя и отдельное литературное произведение, формулировать своё отношение к авторской позиции | Развивает умение анализировать литературное произведение; находит необходимые аспекты в произведении; аргументировано формулирует своё отношение к авторской позиции; | Устный опрос Анализ текста Сочинение |
У2. Использовать литературные произведения в профессиональной деятельности | Применяет знание литературных произведений в профессиональной деятельности; | Устный опрос Выразительное чтение поэтических и прозаических произведений |
Знать: |
З 1. Роль и значение отечественной и зарубежной литературы XX века в системе современной культуры, в воспитании и развитии личности | Понимает важную роль и значение отечественной и зарубежной литературы XX века в системе современной культуры, в воспитании и развитии гармоничной личности; | Устный опрос Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
З 2. Основные периоды развития и направления отечественной и зарубежной литературы XX века | Демонстрирует знание основных периодов развития и направления отечественной и зарубежной литературы XX века; | Устный опрос Практическое занятие |
З3. Знаменитых писателей XX века, их жизнь и творчество | Вспоминает и перечисляет основные факты из жизни и творчества знаменитых писателей XX века; | Устный опрос Практическое занятие Анализ текста |
З 4. Содержание изученных произведений | Знание содержания изученных литературных произведений; | Устный опрос Тестирование Практическое занятие |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Демонстрирует интерес к будущей профессии, участвуя в олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях по предмету | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Использует полученные знания при организации своей деятельности для чтения произведений, анализа текста, составления отзывов, написания рецензий, сочинений; расширяет свой словарный запас | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | Определяет проблему на основе самостоятельно проведённого анализа ситуации (задания), предлагает решение и пути устранения ошибок | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Находит нужную информацию в литературе, информационно-технических средствах, выделяет её и перестраивает под наиболее эффективное выполнение профессиональных задач | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | Применяет навыки и умения использования ИКТ в работе над докладами, презентациями | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством | Выполняет работу « в парах», «в команде», выбирает наиболее эффективные пути решения проблемы | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания | Выполнение функций целеполагания, организации и контроля в ходе обучения; самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Анализирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, ценности) для решения профессиональных задач | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Ведёт поиск новых технологий для дальнейшего использования в профессиональной деятельности (анализ и использование инноваций в области профессиональной деятельности;) ( проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.- проявление способности изменять содержание своей деятельности с учетом изменяющихся условий: целей, содержания, технологий) | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ПК 1.3. Разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы, художественные программы и постановки | Демонстрирует умение разрабатывать, подготавливать и осуществлять репертуарные и сценарные планы; грамотное составление художественных программ и постановок; | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ПК 1.4. Анализировать и использовать произведения народного художественного творчества в работе с любительским творческим коллективом | -демонстрирует способности проводить качественное психолого-педагогическое обоснование использования произведений народного творчества в работе с любительским творческим коллективом. | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ПК 1.5. Систематически работать по поиску лучших образцов народного художественного творчества, накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников | -умеет выбирать лучшие образцы народного художественного творчества; демонстрирует способности накапливать репертуар, необходимый для исполнительской деятельности любительского творческого коллектива и отдельных его участников. | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ПК 1.6. Методически обеспечивать функционирование любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений) | Разрабатывать методические материалы для функционирования любительских творческих коллективов, досуговых формирований (объединений) | Выступление на семинаре Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) |
ПК 2.2. Использовать базовые теоретические знания и навыки, полученные в процессе профессиональной практики, для педагогической работы | Качественная организация репетиционной работы любительского творческого коллектива; владение системой принципов, методов и средств личностно ориентированного взаимодействия с отдельными участниками любительского творческого коллектива. | Выступление на семинаре Устный опрос Контрольная работа Выполнение индивидуальных заданий (доклад, устное сообщение) Зачёт |
Тематический план и содержание фонда оценочных средств по учебной дисциплине «Литература (отечественная зарубежная)»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | ПК, ОК | Наименование темы | Уровень освоения темы | Наименование контрольно – оценочного средства |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
З1, З2 | ОК4 ОК5 | Введение. Общая характеристика литературного процесса в России ХХ века. Проблема периодизации. | 1 | | |
Раздел 1. Литература русского Зарубежья. |
У1, У2, З1, З2, З3 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.1. Литература русского Зарубежья. | 1,2 | | |
У1, У2, З1, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.2. Жизнь и творчество В.В. Набокова. | 2 | | |
У1, У2, З1, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.3. Жизнь и творчество А.И. Солженицына | 2 | | |
У1, У2, З1, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.4. Роман «В круге первом»: история и современность. | 2 | | |
У1, У2, З1, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.5. Творчество В. Гроссмана. | 1,2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.6. Сочинение по теме «Сатира в современной литературе» (по роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». | | | |
У1, У2, З1, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.7. Творчество С. Довлатова. | 1,2 | | |
У1, У2, З1, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.8. Жизнь и творчество Иосифа Бродского. | 2 | | |
Раздел 2. Литература России 90-х годов XX века. |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 2.1. Литературная ситуация в России последних десятилетий XX века. | 2 | | |
У1, У2, З1, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 2.2. Новая проза. | 2 | | |
У1, У2, З1, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 2.3. Творчество Т. Толстой. | 2 | | |
У1, У2, З1, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 2.4. Современная русская поэзия. | 2 | | |
У1, У2, З1, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 2.5. Постмодернизм в русской литературе в конце XX века. | 2 | | |
У1, У2, З1, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 2.6. Творчество Л. Улицкой. | 2 | | |
Зарубежная литература XX века. |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Введение. Общая характеристика литературного процесса XX века. | 2 | | |
Раздел 1. Европейская литература XX века. |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.1. Литература Англии. | 2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.2. Жизнь и творчество Бернарда Шоу. | 2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.3. Послевоенная английская литература. Творчество Грэма Грина. | 2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.4. Литература Франции. | 2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.5. Творчество А. Камю. | 2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.6. Нетрадиционные школы драматургии XX века. | 2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.7. Творчество Б. Брехта. | 2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.8. Литература Германии. | 2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 1.9. Творчество Томаса Манна. | 2 | | |
Раздел 2. Американская литература. |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 2.1. Общая характеристика литературы США. | 2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 2.2. Творчество Э. Хемингуэя. | 1,2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 2.3. Латиноамериканская литература. | 2 | | |
У1, У2, З1, З2, З3, З4 | ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Тема 2.4. Постмодернизм. | 2 | | |
| ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 ОК8 ПК2.2 | Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. | | | |
Приложение 1
Контрольно – оценочные средства по учебной дисциплине «Литература (отечественная и зарубежная)» для текущего контроля знаний, умений обучающихся
Отечественная литература.
Тема 1.1. Литература русского Зарубежья.
Вопросы и задания по теме
1. Каковы причины появления литературы русского зарубежья в 20 веке?
2. Какова судьба русской интеллигенции, покинувшей Россию в первую волну эмиграции?
3.
Темы докладов:
1. Жизнь и творчество И.С. Шмелёва.
2. Творчество Г.В. Иванова.
3. Творчество В.Ф. Ходасевича.
4. Творчество Тэффи.
5. Творчество А.Т. Аверченко.
Тема 1.2. Жизнь и творчество В.В. Набокова.
Вопросы и задания по теме
Роман «Машенька». Проблематика и система образов в романе.
1) Чем вам понравился роман? Может, что-то отталкивает? Что-то неприемлемо для вас?
2) Можно ли назвать произведение автобиографическим? Каковы ваши доказательства?
3) Почему так рельефно, зримо выписаны мельчайшие детали дворянской усадьбы героя. Подкрепите рассуждения текстом.
4) Критики называют Набокова продолжателем традиций И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Докажите или отвергните это умозаключение.
5) Как вы можете объяснить, почему воспоминания юности для Ганина реальнее окружающей его жизни?
6) Отчего Ганину, человеку без дела, без семьи, без денег и даже без будущего, так важны воспоминания о Машеньке, о юношеской светлой и такой короткой любви?
7) Портрет героини. Вы помните портреты Татьяны Лариной и Маши Троекуровой, княжны Мери и княгини Веры, Ольги Ильинской, Натальи Ласунской, Лизы Калитиной. Что нового привнес в мировую литературу портрет Машеньки?
8) Психологический портрет юного героя романа. Чем он похож и непохож на героев русской классической литературы? Наложило ли время свой отпечаток или сам он принципиально отличается от юных дворян XIX века? Мы только что закончили изучение романа «Рудин» И.С. Тургенева, сравните Рудина и Ганина.
9) Каково ваше мнение, почему Ганин не решился на встречу с повзрослевшей Машенькой? Почему сначала сделал все, чтобы свидание произошло (даже перевел стрелки будильника у Алферова), отправился ее встречать, а потом, дождавшись прихода ее поезда, все же ушел?
10) Как в романе показана эмигрировавшая интеллигенция? Как автор-эмигрант относится к героям-эмигрантам?
11) Какие выводы о цели и смысле жизни, о славе и смерти можно сделать, читая страницы о Подтягине и других обитателях пансиона госпожи Доры?
12) Ностальгия не оставляла Набокова до самой смерти. Образ утраченной России переходит из романа в роман. Можно ли сказать, что герои романа «Машенька» «…живут в изгнании и мучаются ностальгией, заняты поисками утраченного рая?» (Цитата из статьи Г.Л. Коровкиной).
13) «Полно, я возвращусь когда-нибудь, » - так писал Владимир Владимирович в одном из стихотворений. Он мечтал вернуться в Россию, но категорически не признавал власти большевиков, однозначно воспринимая СССР как тоталитарную державу. Сейчас он вернулся на Родину, но уже после своей смерти… Вернулся своими произведениями… Как вы думаете, чему может научить своих потомков великий писатель?
Тема докладов:
1. Жизненный и творческий путь В. Набокова.
2. История создания романа «Машенька».
Тема 1.3. Жизнь и творчество А. Солженицына.
Вопросы и задания по теме
1. Назовите годы жизни А.И.Солженицына.
2. Что вы знаете о предках (родителях, дедах) А.И.Солженицына?
3 . За что был осужден на 8 лет лагерей и ссылку А.И.Солженицын?
4 . После публикации какого произведения Солженицына приняли
в Союз писателей?
5 . Что стало причиной его насильственного изгнания из Советского
Союза?
6. Где жил Солженицын после освобождения?
7. Как называется роман, в основу которого положен факт болезни писателя раком?
8. В каком журнале печатались произведения А.Солженицына? Кто был его главным редактором?
9. Какими наградами был награжден Солженицын?
10. О каком из своих произведений Солженицын сказал
11. Как называлась одна из значимых работ Солженицына, которую он
обнародовал, вернувшись в СССР?
Тема 1.4. Роман «В круге первом»: история и современность.
План практического занятия по роману
1. История создания и публикации романа.
2. Смысл и поэтика заглавия.
3. Система персонажей. Главные и второстепенные персонажи.
4. Анализ поступка Иннокентия Володина.
5. Концепция свободы в романе.
Тема 1.5. Творчество В. Гроссмана.
Вопросы и задания по теме
1. История создания и публикации романа. Арест текста романа. Трудный путь к читателю.
2. Идея произведения. Смысл заглавия.
3. Композиция. Традиции классического романа XIX века.
4. «Лагерная тема» в романе. Организация немецких и советских лагерей (Ч. 1, гл. 1–2; ч. 2, гл. 10). Образы большевика Мостовского, коммунистов Абарчука и Магара (Ч. 1, гл. 40–41). Проблема свободы и нравственного выбора в лагере. Смысл спора Мостовского и Лиса (Ч. 2, гл. 15).
5. Изображение подвига сталинградцев. Образ снайпера Зайцева. Защитники дома «шесть дробь один». Образ «управдома» Грекова. Любовная линия «Сергей Шапошников – радистка»
6. Причины конфликта Новикова и Гетманова. Подвиг командира Новикова.
7. Критическое изображение советской партийной номенклатуры, бюрократизма советских учреждений (Ч. 1, гл. 21–24). Чиновник Гришин как символ бюрократической организации советского государства. Образ большевика Крымова, причины его ареста.
8. «Еврейский вопрос» в романе. Сцены фашистского геноцида в отношении евреев (письмо Анны Семеновны Штрум, образ сумасшедшего бухгалтера Наума Розенберга, ссора Короля и Соломатина, поведение комиссара Бермана, гибель Софьи Левингтон в немецком плену).
9. Образ Виктора Павловича Штрума. Противоречивость образа. Проблема ответственности ученого за судьбы мира. Лирическая тема, связанная с образом, ее автобиографический характер.
10. Смысл авторских отступлений о пасынках времени (Ч. 1, гл. 12), человеке и смысле его существования (Ч. 1, гл. 53), о философии боя (Ч. 1, гл. 11) и др.
11. Составьте план анализа основных сюжетных линий романа.
Тема 1.6. Сочинение по теме «Сатира в современной литературе» (по роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»)
Общие рекомендации:
— объем сочинения 4—5 страниц;
— суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
— почерк должен быть разборчивым;
— соблюдать поля;
—писать желательно синей или фиолетовой пастой:
— выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
— на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);
— удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т. д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. — М. Е. Салтыков-Щедрин, «Е. О.» — роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и т. д.); нумеровать страницы черновика;
— строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
— не сбиваться на пересказ текста;
— не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;
— не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;
— если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
— если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);
— то же относится к именам героев, датам и т. п. — всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т. п.;
— главное — умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом нежелательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок — великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») — это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация; подобные выражения только испортят впечатление от сочинения;
— удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
— привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
— рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста — разделить сочинение на абзацы.
Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. Во введении можно обосновать выбор темы: ее актуальность, привлекательность для вас.
Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «/»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение.
В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества, о вашем отношении к прочитанному.
Тема 1.7. Творчество С. Довлатова.
Вопросы и задания по теме
1.Традиции освоения «лагерной» темы в литературе Х1Х-ХХ веков (Достоевский, чехов, Солженицын, Шаламов)
2.Две точки зрения на проблему «заключенный/охранник» в классической и детективной литературе; позиция Довлатова относительно этой проблемы.
3.«Добро» и «зло», «свобода» и «несвобода» в «Зоне» Довлатова
4.Мир зоны и государство
5.Композиция романа.
Тема 1.8. Жизнь и творчество Иосифа Бродского.
Вопросы и задания по теме
1. Какую роль в становлении Бродского-поэта сыграли личность и творчество Анны Ахматовой?
2. Объясните понятие «внутренняя эмиграция» применительно к жизни и творчеству И. Бродского.
3. Каковы истоки поэзии Бродского? К каким историко-культурным пластам он обращается чаще всего?
4. Каковы основные темы эссеистики И. Бродского?
5. Какую роль играет сочетание литературной и разговорной лексики в стихотворениях Бродского?
6. В чем заключается новаторство Бродского в области рифмы?
7. Прочитайте стихотворение «Пилигримы» и ответьте на следующие вопросы:
Проанализируйте эпиграф. Кто такие пилигримы?
Почему стихотворение не делится на четверостишия?
Каковы основные образы стихотворения?
Проанализируйте антитезы в стихотворении.
Какова роль повторов в стихотворении?
Какова ритмическая организация стихотворения? Какую роль она играет, какое впечатление создает?
Какова роль знаков препинания — только грамматическая или интонационная?
Какие времена и культуры упоминаются в стихотворении? Какова роль этих упоминаний?
Тема 2.1. Литературная ситуация в России последних десятилетий 20 века.
Вопросы и задания по теме
1. Какие самые существенные изменения произошли в обществе и литературе начиная с 1987 года?
2. Какие периоды можно выделить в истории новейшей русской литературы?
3. Назовите основные идеи, тенденции, мотивы, характеризующие каждый из этих периодов.
4. Что включает в себя феномен «возвращающейся литературы»?
5. Разделяете ли вы точку зрения Виктора Ерофеева о «гиперморализме» русской литературы?
6. Определите понятия «новая литература», «самиздат», «андеграунд».
7. Почему «новую литературу» называют «другой», или «альтернативной»?
8. За что и как присуждается Букеровская премия? Кто из русских писателей стал лауреатом Букера?
9. Какие новые жанры появились в русской литературе 1990-х годов? С чем связано расширение жанрового репертуара?
10. Что такое проза fiction?
Темы докладов:
1. Массовая и элитарная литература.
2.
Тема 2.2. Новая проза.
ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ НОВОЙ ПРОЗЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ «ВРЕМЯ НОЧЬ» И «ПЕСНИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»
1. Понятие «женской прозы». Основные представители, темы, проблематика произведений.
2. Жанровое своеобразие прозы Петрушевской.
3. Поэтика повести «Время ночь» (1992).
4. Проблематика повести. Своеобразие конфликта;
- Особенности повествования;
- Быт и Бытие в повести. Неонатурализм.
- Характер и символика героини.
- Значимые символические детали в повести;
Тема 2.3. Творчество Т. Толстой.
Вопросы и задания по теме
1. Выпишите цитаты, которые характеризуют Соню в начале рассказа: внешность, характер, другие качества личности.
2. Выпишите цитаты, характеризующие великолепную Аду.
3. Какая литературная иллюзия возникает в эпизоде с фарфоровыми голубками? (Самый дорогой подарок любимому человеку)
4. Какой подвиг во имя любви совершает Соня в конце рассказа?
5. Исчезает дли ирония автора к концу рассказа?
6. Кто, по вашему мнению, в рассказе более счастлив?
7. Сформулируйте идею рассказа.
Тема 2.4. Современная русская поэзия.
Вопросы и задания по теме
1. Каково отношение современных поэтов к поэтам-классикам?
2. Прочитайте стих А. Еременко «Сонет». Какие общие мотивы связывают его со стихотворениями Нины Искренко и других поэтов-иронистов? Охарактеризуйте поэзию иронизма.
3. Чьи именно «чужие слова» используют в своем творчестве иронисты (попробуйте определить еще не названных авторов в прочитанных вами произведениях)?
4. Прочитайте стихотворения Д. А. Пригова «Течет красавица Ока...» и «Милицанер вот террориста встретил...». Какие концепты лежат в основе этих «дубликатов»? Травестийным образом какого литературного героя является приговский Милицанер?
5. Сравните стихотворения Д. А. Пригова «Течет красавица Ока...» и И. Иртеньева «Все отлично!». В чем сходство и различие эстетических позиций поэта-ирониста и соц-артовского поэта?
6. Как вы думаете, почему Тимур Кибиров посвятил поэму «Любовь, комсомол и весна» Дмитрию Пригову?
7. В чем различие соц-арта и концептуализма? Можно ли считать соц-арт течением внутри концептуализма?
8. Прокомментируйте следующее утверждение критика Ивора Северина: «Как психотерапия пытается освободить пациента от комплексов, так и подобные тексты, ничего по сути дела не утверждая и не отрицая, ... обладают способностью освобождать наше сознание от спазмов, вызванных ощущением заштампованности жизни и литературы, переидеологизированности и трафаретности сознания». С вашей точки зрения, выполняют ли соц-артовские и концептуалистские тексты психотерапевтическую функцию?
9. Прочитайте стихотворения Всеволода Некрасова «Жизнь ужасна жизнь прекрасна» и «Надо уметь» и сравните их с произведением Льва Рубинштейна «Всюду жизнь».
10. Прочитайте стихотворение «Золотая труба. Ритм Заболоцкого» Ольги Седаковой.
Над просохшими крышами
и среди луговой худобы
в ожиданье неслышимой
объявляющей счастье трубы
все колеблется, мается
и готово на юг, на восток,
очумев от невнятицы —
то хлопок, то свисток,
то щелчок.
Но уж — древняя ящерка
с золотым светоглазом во лбу —
выползает мать-мачеха,
освещает судьбу:
погляди, поле глыбами,
скрепами смотрит вверх,
словно вниз, и крестьянскими требами
вдруг себя узнает. Объявись!
Объявись, ибо сладко, я думаю,
разнестись, как сверкающий дым,
за ослепшей Фортуною, —
за ее колесом золотым —
что ослепнет, то, друг мой,
и светится,
то и мчит, как ковчег
над ковшами Медведицы —
и скорей, чем поймет человек.
Там-то силой сверхопытной —
соловей, филомела, судьба —
вся из жизни растоптанной
объявись, золотая труба!
— Какие образы вы можете выделить в поэзии Ольги Седаковой?
— Как вы понимаете смысл стихотворения?
— Как развертывается тема предначертания поэта (через «челнок Ариадны»)?
Тема 2.5. Постмодернизм в русской литературе в конце 20 века.
Вопросы и задания по теме
1. Что такое постмодернизм?
2. Назовите причины возникновения постмодернизма на Западе и в России.
3. Какие этапы можно выделить в развитии русского постмодернизма?
4. Назовите характерные черты постмодернизма.
5. Какие черты присущи герою постмодернизма?
6. Что такое интертекстуальность?
Тема 2.6. Творчество Л. Улицкой.
Вопросы и задания по теме
1. О чём рассказ «Перловый суп»? Какова его событийная основа?
2. Исходя из содержания рассказа, мы убедились, что в нём можно выделить несколько микротем. Сколько и какие?
3. Обратим внимание, что в названии эпизодов повторяется один и тот же персонаж. С чем это связано? Почему?
4. Обратим внимание, что все эпизоды объединяет ещё один повтор. Определите его. Как вы думаете, с чем это связано?
5. Итак, какова проблематика данного рассказа? Что утверждает автор?
Зарубежная литература.
Введение
Вопросы и задания по теме
1.Назовите основные темы в зарубежной литературе первой половины 20 века.
2. Каковы особенности развития реализма в 20 веке?
3. Дайте определение термина «модернизм».
4. Каковы черты модернизма?
5. Назовите основные художественно-эстетические течения первой половины 20 века.
Тема 1.1. Литература Англии.
Темы докладов
1. Психологическая школа Вирджинии Вулф.
2. Д. Джойс и «поток сознания».
Тема 1.2. Жизнь и творчество Бернарда Шоу.
Тест
1. Бернард Шоу -
советский 4) ирландский
индийский 5) французский
английский 6) американский
ПИСАТЕЛЬ, ДРАМАТУРГ
2. БЕРНАРД ШОУ {родился, умер} В
Лондоне
Дублине
Эйот-Сент-Лоренсе
3. ПОСЛЕДНЯЯ ПЬЕСА Б.ШОУ – ЭТО
«Майор Барбара» 4) «Миллиарды Байанта»
«Ученик дьявола» 5) «Другой остров Джона Булля»
«Святая Иоанна» 6) «Дом, где разбиваются сердца»
4. БЕРНАРД ШОУ
отказался
не отказался
ОТ ПОЛУЧЕНИЯ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ
5. ПУТЕШЕСТВУЯ ПО МИРУ, Б.ШОУ ПОСЕТИЛ
США 5) Новую Гвинею
СССР 6) Новую Зеландию
Индию 7) Южную Америку
Ирландию 8) Южную Африку
6. ГЛАВНАЯ ТЕМА ПЬЕСЫ «ПИГМАЛИОН»
1) розыгрыш
2) перевоплощение
3) роль науки в жизни общества
4) радикальная перестройка характера
7. В «ПИГМАЛИОНЕ» ШОУ СОЕДИНИЛ ВОЛНУЮЩИЕ ЕГО ПРОБЛЕМЫ:
детерминизма
социального неравенства
классического английского языка
8. ПРИЧИНА ВНУТРЕННИХ ПЕРЕМЕН ЭЛИЗЫ:
обучение правильной речи
изменение обращения с ней
обучение правилам поведения
освобождение от наследия старого
9. ЗАСЛУГА В ПРЕВРАЩЕНИИ ЭЛИЗЫ В ЛЕДИ ПРИНАДЛЕЖИТ
Альфреду Хиггинсу
миссис Хиггинс
Пигмалиону
Пикерингу
Элизе
10. ЛЕДИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦВЕТОЧНИЦЫ ТЕМ, КАК
она говорит
она одевается
она себя держит
с ней себя держат
11. МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО ТЕАТР ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ «ИЗОБРАЖАТЬ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА КАК ПОДДАЮЩУЮСЯ ИЗМЕНЕНИЮ И ЗАВИСЯЩУЮ ОТ КЛАССОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» ВЫСКАЗАЛ(А):
Брехт 4) Пикеринг
Элиза 5) миссис Хиггинс
Б.Шоу 6) Альфред Хиггинс
12. ЭЛИЗА {стала, не стала}
графиней, как об этом неоднократно вещал Хиггинс
женщиной, сила и энергия которой вызывают восхищение
13. ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
его поведением
непосредственно средой
языковыми отношениями
через межчеловеческие отношения и связи
Тема 1.3. Послевоенная английская литература. Творчество Грэма Грина.
Темы докладов и сообщений:
1. Сведения о биографии Грэма Грина.
2. Экранизация произведений Грэма Грина.
Вопросы и задания по теме
1. Назовите известные вам произведения писателя.
2. Какие две жанровые разновидности выделяет писатель в своём творчестве?
3. Какие проблемы волнуют Грэма-писателя?
4. Перечислите характерные особенности творчества Грэма Грина.
Тема 1.4. Литература Франции.
Тест по теме экзистенциализм (выберите один правильный вариант ответа)
1. Экзистенциализм это –
Музыкальное произведение;
Философское и литературное напрвление;
Медицинский термин.
2. В центре внимания экзистенциализма стоит
Божественный промысел;
Проблема смысла человеческого существования;
Любовные переживания человека.
3. Кто из списка писателей принадлежит к экзистенциализму
Ж.П. Сартр;
Г.Г. Маркес;
Бернард Шоу.
4. Когда, по мнению экзистенциалистов, человек открывает истинную сущность своего бытия?
Когда у него хорошо идут дела;
Когда он спит;
В кризисные моменты, на грани жизни и смерти.
5.Экзистенциалисты считают, что человек
Несёт ответственность за свои поступки;
Должен жить как ему захочется;
Должен служить богу.
6. Какая из тем соответствует философии экзистенциализма?
Абсурдность существования человека;
Борьба за выживание;
Любовь.
Темы докладов:
1. Творчество Ж.П. Сартра.
2. Творчество Р. Ролана;
3. Творчество М. Пруста;
4. Творчество Л. Арагона.
Тема 1.5. Творчество А. Камю.
Вопросы и задания по теме
1. В чём заключается суть экзистенциальной философии? Обозначьте центральные проблемы экзистенциализма.
2. Существуют ли различия в развитии довоенного и послевоенного экзистенциализма?
3. Раскройте притчевый характер романа А.Камю «Чума».
4. Проанализируйте роман А.Камю «Чума» с точки зрения наличия в нём экзистенциальных черт.
5. В чём суть проблемы выбора в романе. Охарактеризуйте образ Сопротивления.
6. Раскройте смысл названия и охарактеризуйте жанровое своеобразие романа А. Камю «Чума».
7. Какие смыслы выражает эпиграф в романе?
Тема 1.6. Нетрадиционные школы драматургии 20 века.
Вопросы и задания по теме
1. Эстетические, философские и политические взгляды Г. Ибсена. Этапы творчества.
2. Философский характер драматической поэмы «Пер Гюнт».
а) Полемика с принципами романтического искусства (образ героя; принципы двоемирия и местного колорита; основные романтические мотивы);
б) жизненная философия Пер Гюнта: оппозиция мировоззрения человека и тролля («быть собой» и «быть собой довольным»).
3. Принципы «новой драмы»: построение сюжета вокруг раскрытия тайны, использование детективной линии; ретроспекция – внимание к прошлому персонажей; разрыв между внешней ситуацией и внутренним миром героев, постепенное разоблачение разницы между кажущимся и действительным; изменение характеров персонажей; интеллектуальная насыщенность диалога.
4. Проблематика драмы «Кукольный дом»:
а) социально-психологическая направленность драмы;
б) образы Норы, Хельмера, Крогстада;
в) Символика и ее роль в раскрытии конфликта пьесы и характеров персонажей.
Тема 1.7. Творчество Бертольда Брехта.
План семинара:
1.Жизненный и творческий путь Б. Брехта. Этапы творчества. Проблема творческого метода писателя.
2. Новаторство Брехта – драматурга. Теория «эпического театра», его задачи, основные принципы и положения.
3. Идейное своеобразие пьесы «Мамаша Кураж и ее дети»:
· время создания пьесы и стоявшие перед ней задачи;
· проблематика пьесы;
· тема войны и человеческой ответственности в пьесе;
· смысл названия пьесы.
4. Художественные особенности пьесы «Мамаша Кураж и ее дети»:
· особенности композиции и разрешения конфликта пьесы;
· эффект «очуждения» и другие элементы «эпического театра» в пьесе, их художественная функция;
· система образов в пьесе;
· полемика в пьесе, особенности ее введения, художественная функция.
5. Значение теории эпического театра Б. Брехта для развития драматургии ХХ века.
Тема 1.8. Литература Германии.
Темы докладов:
1. Творчество Э.М. Ремарка.
2. Творчество Г. Манна.
3. Творчество П. Зюскинда.
Тема 1.9. Творчество Томаса Манна.
Вопросы и задания по теме
Специфика жанра интеллектуального романа.
Творчество Томаса Манна: Поэзия как искушение и боль.
Новеллистика 1890 – 1910-х годов: тема красоты и смерти;
Эволюция темы творчества в романах Томаса Манна от «Будденброков» до «Избранника».
1. Специфика жанра интеллектуального романа.
2. Поэзия Томаса Манна.
3. Новеллистика 1890-1910 годов: тема красоты и смерти.
4. Проблематика романа «Волшебная гора».
Тема 2.1. Общая характеристика литературы США.
Вопросы и задания по теме
1. Особенности американского модернизма.
2. Расскажите о литературном приёме, получившем название «поток сознания».
Темы докладов:
Творчество Теодора Драйзера.
Творчество С. Фицжеральда.
Творчество Д. Стейнбека.
Творчество У. Фолкнера.
Тема 2.2. Творчество Э. Хемигуэя.
Вопросы и задания по произведению «Старик и море»
1. История создания повести «Старик и море».
2. Смысл названия повести.
3. Тематическое многообразие повести:
Человек и природа:
Смысл жизни;
Преемственность поколений;
Торжество жизни над смертью
4. Жанровое своеобразие повести.
5. Образ Сантьяго.
6. Художественное своеобразие повести.
Вариант устного опроса
1. Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество.
2. Повесть «Старик и море»:
– Кратко передайте содержание произведения. Какие страницы повести привлекли ваше особое внимание?
– Какова, по-вашему, тема произведения?
– В чем проявилось мужество главного героя?
– В чем проявляется глубокий психологизм повествования?
– Докажите, что повесть «Старик и море» проникнута гуманизмом.
– Почему рассказ о мужественном человеке наполнен грустью?
Тема 2.3. Латиноамериканская литература.
Вопросы и задания по роману Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества»
1. Интерпретация термина «магический реализм».
2. Тематическое своеобразие (история, миф, насилие, отсталость, мужчина и женщина, ребенок, чудеса, война, религия…).
3. Особенности повествовательной манеры (сказка, притча, литературные ассоциации, ирония).
4. Род Буэндиа – латиноамериканское генеалогическое древо.
5. Пространственно-временные отношения в романе.
6. Цыган Мелькиадес – олицетворение творческого метода писателя.
7.Магия реальной жизни: люди и вещи в романе («вещи – они тоже живые, надо только уметь разбудить их душу»).
8. Художественные приемы.
Тема 2.4. Постмодернизм.
Вопросы и задания по теме
1. Причины, обусловившие появление постмодернизма.
2. Характерные черты постмодернизма.
3. Определение постмодернизма по Эко («Заметки на полях»).
4. «Имя розы» как исторический, политический роман, детектив, роман-диспут.
5. Интертекстуальность как основа повествовательной структуры.
6. «Имя розы»: диалог культурных эпох.
(^ 1. Теоретическая часть
1. Прочитать работу У. Эко «Заметки на полях «Имени Розы»»;
2. Выписать определение ключевых понятий Постмодернизма (Постмодернизм, автор, текст, интертекстуальность, ирония и др.).
3. На основе анализа «Заметок на полях… » охарактеризовать особенности постмодернисткого романа.
^ 2. Практическая часть
1. История создания романа У. Эко «Имя Розы». Место произведения в творчестве писателя и в истории мировой литературы;
2. Анализ «сильных позиций» текста (название, эпиграф, начало и конец произведения);
3. Тематика и проблематика романа;
4. Жанровое своеобразие;
5. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях;
6. Центральные персонажи;
7. Сюжет и особенности строения конфликта;
8. Пейзаж, потрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия. Природные образы в контексте японской культурно-философской традиции;
9. Речевой строй произведения (авторские описания, особенности повествовательной техники и т.д.);
10. Композиция сюжета и отдельных образов, общая архитектоника произведения;
11. Реализация эстетических принципов Постмодернизма в проблематике и поэтике романа У. Эко «Имя Розы».)
Критерии оценки работы на практических занятиях:
Процесс обучения предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины, играя важную роль в выработке у обучающихся навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Работа обучающегося на практическом занятии признается удовлетворительной, если он: заинтересованно участвует в дискуссии по вопросам, умеет аргументировано вести беседу; демонстрирует четкое знание, а также умение анализировать тексты, сопоставлять их; имеет развернутые конспекты рекомендованной к практическим занятиям литературы, читательский дневник. Работа на практикумах может повлиять на итоговую оценку.
Приложение 2
Контрольно – оценочные средства по учебной дисциплине «Литература (отечественная и зарубежная)» для промежуточной аттестации обучающихся
Вопросы для контрольной работы
Сколько «волн» эмиграции знает русская культура XX столетия?.
Кто из писателей Серебряного века был вынужден покинуть родину и эмигрировать?
Какую уникальную задачу поставили и осуществили русские интеллигенты, оказавшись в эмиграции: «Мы не в изгнании – мы в послании»?
Кто был первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии? Когда и за что она была присуждена ему?
Когда произошла «вторая волна» эмиграции?
Чем была вызвана «третья волна» эмиграции?
Назовите одну из основных тем в творчестве В. Набокова.
Проблема нравственного выбора в романе А. Солженицына «В круге первом».
Смысл названия романа А. Солженицына «В круге первом».
Основные сюжетные линии романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
11. Новаторство поэзии И. Бродского.
«Возвращённая литература».
В чём разница между массовой и элитарной литературой?
14.Каковы темы, идеи, герои «новой прозы».
Интертекстуальность творчества Т. Толстой.
Что такое постмодернизм?
Основные направления в современной русской поэзии.
Проблематика произведений Л. Улицкой.
Вопросы для дифференцированного зачёта
1. Назовите причины появления литературы русского зарубежья в 20 веке?
2. Три волны русской эмиграции.
3. Основная идея романа «Машенька» В. Набокова.
4. Основная идея романа «В круге первом» А. Солженицына.
5. Основные сюжетные линии романа «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.
6. «Новый автобиографизм» С.Довлатова.
7. Тема времени в поэзии И. Бродского.
8. Социокультурная ситуация и литературный процесс во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XX века.
9. Феномен «возвращённой» литературы в культурной жизни 80-90-х гг. XX века.
10. Постмодернизм в русской литературе. Этапы развития и художественная практика (писатели, тенденции).
11. «Другая» проза в литературном процессе 80-х - 90-х годов XX века.
12. Интертекстуальность прозы Т. Толстой.
13. Новая русская поэзия (метареализм).
14. Новая русская поэзия (концептуализм).
15. Какие проблемы затрагивает в своём творчестве Л. Улицкая?
16. Назовите основные художественно-эстетические течения первой половины 20 века.
17. Нравственные и социальные проблемы в пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу.
18. Характерные особенности творчества Грэма Грина.
19. Характерные черты экзистенциализма.
20. Экзистенциальные взгляды А. Камю.
21. Генрик Ибсен – реформатор драмы.
22. Теория «Эпического театра» Бертольда Брехта.
23. Томас Манн – создатель интеллектуального романа.
24. Специфика литературы США.
25. Эрнест Хэмингуэй и литература «потерянного поколения».
26. «Магический реализм» в творчестве Г. Г. Маркеса.
27. Постмодернизм и творчество У. Эко.
2