Формирование читательской компетентности младших школьников
(из опыта работы с обучающимися 2016 – 2020 уч.г.)
Учитель начальных классов Тойбохойской средней общеобразовательной
школы им.Г.Е.Бессонова Иннокентьева Жетта Николаевна,
Сунтарского улуса РС(Я)
Актуальность опыта работы: Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями как формирование читательской компетентности, которая составляет основу умения учиться.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
создать условия, направленные на формирование интереса к чтению, на развитие читательских умений и навыков младших школьников;
содействовать поддержке внутренней учебной мотивации на основе познавательного интереса учащихся;
развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге;
создать условия для раскрытия личностного потенциала учащихся;
внедрить в педагогическую практику такую организацию учебного процесса, которая способствовала бы формированию интереса к чтению младших школьников.
Была выдвинута гипотеза: использование инновационных педтехнологий эффективно влияет на процесс формирования читательской компетенции, был составлен план действий:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по вопросам формирования навыка чтения;
2. Отбор методик;
3. Апробация методик;
4. Проведение мониторинга сформированности читательских умений;
5. Установление сотрудничества с библиотекой;
6. Расширение форм работы по привлечению родителей к формированию любви к чтению.
В соответствии с поставленной целью и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства формирования интереса к чтению у младших школьников на 2016- 2020 уч.годы.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения,
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
От достижения цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе.
Возникает проблема: Как поддержать интерес учащихся к чтению? Какие приёмы и средства помогут в формировании читательской компетентности младших школьников? Как создать ситуацию успеха?
Формы работы по формированию читательской деятельности младших школьников:
Уроки литературного чтения
Школьный проект «Читаем сами»
Школьный проект «Школьная газета»
Внеклассные мероприятия (конференции, конкурсы чтецов, олимпиады и тд)
Театр юных читателей «Книгочей»
Семейное чтение
НПК младших школьников «Я – исследователь»
Заключение
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования навыка чтения; отобрав методики для апробации; проведя мониторинги для проверки сформированности читательских умений; активно привлекая обучающихся к школьным проектам «Читаем сами», «Школьная газета», установив сотрудничество с библиотекой, расширив формы работы по привлечению родителей к формированию любви к чтению, я убедилась, что использование инновационных педтехнологий эффективно влияет на процесс формирования читательской компетенции.
Результатом работы с Тойбохойской модельной сельской библиотекой является, что был создан театр юных читателей «Книгочей», который впоследствии принял участие в VII республиканском конкурсе – фестивале “Бриллиантовые нотки” с постановкой произведения К.И.Чуковского “Краденое солнце” и стал Дипломантом 1 степени.
По итогам 1 четверти обученность обучающихся 5 «а» класса 2020 – 21 уч.г. составил 100% качества знаний по родной и русской литературе.
Список литературы:
Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
Программные материалы школьных проектов МО начальных классов «Читаем сами», «Школьная газета».
Мишакина Т.Л. Тренажер по чтению/для учащихся 1 – 4 классов. – Ювента, 2006.
Иннокентьева Ж.Н. статья: Работа с текстом / адрес публикации https://multiurok.ru/files/stat-ia-rabota-s-tiekstom.html.
Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. — М., 2008. с. 18
Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная школа.- 2007. - №5. – С.71-73.
Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. — 2007. — № 8. — С. 35-43.
Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61
Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. - С.15-17
Интернет-ресурсы: www.festival.1september.ru , www.hr-portal.ru.