СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы к докладу "Формирование читательской компетентности младших школьников" из опыта работы. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности младших школьников»

Формирование читательской компетентности младших школьников
(из опыта работы с обучающимися 2016 – 2020 уч.г.)

Учитель начальных классов Тойбохойской средней общеобразовательной

школы им.Г.Е.Бессонова Иннокентьева Жетта Николаевна,

Сунтарского улуса РС(Я)



Актуальность опыта работы: Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями как формирование читательской компетентности, которая составляет основу умения учиться.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • создать условия, направленные на формирование интереса к чтению, на развитие читательских умений и навыков младших школьников;

  • содействовать поддержке внутренней учебной мотивации на основе познавательного интереса учащихся;

  • развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге;

  • создать условия для раскрытия личностного потенциала учащихся;

  • внедрить в педагогическую практику такую организацию учебного процесса, которая способствовала бы формированию интереса к чтению младших школьников.

Была выдвинута гипотеза: использование инновационных педтехнологий эффективно влияет на процесс формирования читательской компетенции, был составлен план действий:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по вопросам формирования навыка чтения;

2. Отбор методик;

3. Апробация методик;

4. Проведение мониторинга сформированности читательских умений;

5. Установление сотрудничества с библиотекой;

6. Расширение форм работы по привлечению родителей к формированию любви к чтению.

В соответствии с поставленной целью и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства формирования интереса к чтению у младших школьников на 2016- 2020 уч.годы.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется:

- владением техникой чтения,

- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

От достижения цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе.

Возникает проблема: Как поддержать интерес учащихся к чтению? Какие приёмы и средства помогут в формировании читательской компетентности младших школьников? Как создать ситуацию успеха?

Формы работы по формированию читательской деятельности младших школьников:

  • Уроки литературного чтения

  • Школьный проект «Читаем сами»

  • Школьный проект «Школьная газета»

  • Внеклассные мероприятия (конференции, конкурсы чтецов, олимпиады и тд)

  • Театр юных читателей «Книгочей»

  • Семейное чтение

  • НПК младших школьников «Я – исследователь»



Заключение

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования навыка чтения; отобрав методики для апробации; проведя мониторинги для проверки сформированности читательских умений; активно привлекая обучающихся к школьным проектам «Читаем сами», «Школьная газета», установив сотрудничество с библиотекой, расширив формы работы по привлечению родителей к формированию любви к чтению, я убедилась, что использование инновационных педтехнологий эффективно влияет на процесс формирования читательской компетенции.

Результатом работы с Тойбохойской модельной сельской библиотекой является, что был создан театр юных читателей «Книгочей», который впоследствии принял участие в VII республиканском конкурсе – фестивале “Бриллиантовые нотки” с постановкой произведения К.И.Чуковского “Краденое солнце” и стал Дипломантом 1 степени.

По итогам 1 четверти обученность обучающихся 5 «а» класса 2020 – 21 уч.г. составил 100% качества знаний по родной и русской литературе.





Список литературы:

  1. Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/

  2. Программные материалы школьных проектов МО начальных классов «Читаем сами», «Школьная газета».

  3. Мишакина Т.Л. Тренажер по чтению/для учащихся 1 – 4 классов. – Ювента, 2006.

  4. Иннокентьева Ж.Н. статья: Работа с текстом / адрес публикации https://multiurok.ru/files/stat-ia-rabota-s-tiekstom.html.

  5. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. — М., 2008. с. 18

  6. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная школа.- 2007. - №5. – С.71-73.

  7. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. — 2007. — № 8. — С. 35-43.

  8. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61

  9. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. - С.15-17

  10. Интернет-ресурсы: www.festival.1september.ru , www.hr-portal.ru.