СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование нравственных качеств личности, толерантности, навыков здорового образа жизни

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются способы формирования навыков здорового образа жизни, нравственных качеств личности, толерантного отношения к окружающим посредством литературных произведений. Статья будет полезна учителям, а так же родителям.

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных качеств личности, толерантности, навыков здорового образа жизни»

Формированиенравственныхкачествличности,толерантности,навыковздорового образа жизни посредством литературных произведений

ВоробьеваМ.В.,учитель Муниципальногобюджетногообщеобразовательногоучреждения средней общеобразовательной школы №81, г. Екатеринбург


Аннотация.

В статье раскрываются способы формирования навыков здорового образа жизни, нравственных качеств личности, толерантного отношения к окружающим посредством литературных произведений. Статья будет полезна учителям, а так же родителям.

Ключевыепонятия.

Здоровый образ жизни – предполагает включение в повседневную жизнь правил, выполнениекоторыхнаправленонасохранениеиукреплениездоровьяотдельного человека, его семьи, окружающих его людей. [2]

Нравственность – осмысленностьчеловеческойдеятельностивтоймере,вкакойона зависитотрешенийсамогодействующегосубъектаивоплощаетсявего ответственном существовании. [3]

Толерантность - (от лат. tolerantia – терпимость), неагрессивные отношения между людьми,которыепридерживаютсяразныхценностныхпозиций.[3]

Формирование у детей нравственных и духовных ценностей, приобщение ихк здоровому образу жизни одна из важнейших задач современного образования.

Одним из подходов достижения поставленной цели является использование на уроках литературного чтения и внеклассного чтения произведений, в которых отражен здоровый образ жизни, нравственные поступки, толерантное отношение к окружающим.

Во-первых, необходимо подобрать произведения, направленные на воспитание бережного отношения к своему здоровью. [1]

Во-вторых, нужно организовать чтение произведения с последующим его анализом, которые будут развивать стремление к ведению здорового образа жизни. Например, это может быть выразительное или осмысленное чтение, чтение по ролям, различные формы деятельности, направленные на формирование потребности в двигательной активности, закаливании, личной гигиене, правильном питании. [1]

Формирование нравственных качеств личности, толерантности, навыков здорового образа жизни (негативное отношение к вредным привычкам, в частности к курению) можно продемонстрировать на примере прочтения романа М.Твена «Приключения Тома Сойера».

Пример анализа одного из эпизодов, в котором описывается первый опыт курения трубки главным героем и его другом Джо.

Учитель:- Как вы думаете, почемуДжо пошелискать ножик, аТом пошелпомогать ему? Как говорил Джо? А Том? Прочитайте. Найдите в тексте и прочитайте, где и в каком состоянии нашел мальчиков Гек? (Дети отвечают).

Учитель: - Что же произошло в детском организме? Прочитайте об этом в тексте. На доске: побледнение кожныхпокровов (нарушение работы сердечнососудистой системы); тошнота, головокружение, слабость (реакция нервной системы); рвота (не восприятие табака пищеварительной системой); плохое состояние зубной эмали (появление микротрещин из-за перепада температур, т.к. температура табачного дыма 55-60 С, что на 40 С выше, чем температура поступающего в рот воздуха).

Формировать нравственные качества личности, толерантность, навыки здорового образажизниможно,например,посредствомтакихпроизведений,какК.Чуковский

«Мойдодыр» и «Айболит», р.н.с. «Репка», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Грипп» и «Не спать», Б.Заходер «Перемена», А.К.Лаптева «Тайна пирамиды здоровья», Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»и др.

Прочитав произведение К.Чуковского «Мойдодыр» по ролям, затем инсценировать. В процессе работы над анализом произведения, подготовкой инценировки у детей сформируется устойчивое мнение о необходимости личной гигиены.

Можно предложить детям сочинить собственную сказку, например «Приключения в королевстве Фрутоовощленд» на тему здорового образа жизни, нарисовать иллюстрации, сделать поделки.

СказкаГ.Х. Андерсена «Гадкий утенок»учит детей толерантномуотношению к тем, кто отличается от окружающих своей внешностью.То, что один не похож на другого, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения.

В сказке Аксакова С.Т «Аленький цветочек», сказке-повести Киплинга Р. «Маугли» толерантность – один из основных мотивов.

Повесть Железнякова В. К.«Чучело», повестьТроепольского Г. Н.«Белый бим Черное ухо»- моральные ценности, нравственность. Нравственность – это моральное качество человека и правила, которыми он руководствуется, когда стоит перед выбором.

Прочтение и подробный анализ данных произведений, вовлечение детей в творческую деятельность будет способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному развитию, навыкам здорового образа жизни. Будет способствовать формированию навыков осмысленного чтения, повышению мотивации к чтению.

Списоклитературы:

  1. Фатыхова Л. Р. Возможности уроков литературного чтения в формированииценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни // Актуальные исследования. 2021. №8 (35).С. 57-58. [1]

Интернет-ресурсы:

  1. https://how-to-all.com/[2]

  2. https://bigenc.ru/c/nravstvennost-c4eacd[3]

1