ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Девизом хорошего ученика являются:
«Я хочу увидеть это, я хочу научиться этому,
я хочу делать это сам».
А девиз хорошего наставника:
Смотри, как это я делаю, давай сделаем это вместе,
делай это лучше меня»
(Дмитрий Лео).
На сегодняшний день огромный поток информации, с которым сталкивается современный школьник во время учебного процесса и подготовке к нему, требует от учителя выстраивать учебную деятельность таким образом, чтобы у ребёнка на уроке была возможность самому активно включаться в выполнение любого задания.
Перед каждым учителем на уроках русского языка встаёт множество вопросов.
Как сделать так, чтобы сложные правила показались простыми?
Как объяснить их доступно и наглядно, а иногда и весело?
Как сделать так, чтобы дети не заучивали правила механически, а понимали материал?
Как добиться того, чтобы ученики осознали важность каждой пройденной темы именно для них?
Как включить воображение учеников во время изучаемой темы?
Как развить устойчивый интерес к изучению русского языка?
Логика развития универсальных учебных действий помогает ученику почти в буквальном смысле объять необъятное. не "потонуть" в информационном потоке.
Для успешного существования в современном обществе ребёнок должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою деятельность, прогнозировать возможные ситуации.
Формирование регулятивных умений в системе образования составляет ключевую компетентность личности ребёнка.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- оценка
- коррекция
- волевая саморегуляция.
По словарю Ушакова значение слова РЕГУЛЯТИВНЫЙ - регулирующий определяющий направление, развитие чего-нибудь, вносящий порядок, планомерность во что-нибудь.
Функции регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция – это способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию при выполнении задания.
Делаем вывод.
Регулятивное умение - это умение организовывать свою учебную деятельность.
Способность саморегуляции – ценнейшая черта человека
Саморегуляция - это деятельность, регулируемая волей.
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает школьник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Зачастую низкая успеваемость в младшем школьном возрасте сочетается с высоким уровнем интеллекта ребенка. В чем же может быть причина низкой успеваемости школьников? Этой причиной может быть несформированность учащихся навыков саморегуляции.
Саморегуляция, как фактор, влияющий на успешность обучения в младшем школьном возрасте оказывается плохо сформированным. Умение принять и удержать учебную задачу, выделить способ выполнения задания и перенести его на другой материал является для 50% выпускников начальной школы трудно выполнимым.
Выполнение заданий такими учениками распадается на ряд действий, каждое из которых выступает для них как самоцель. У детей не формируется умение контролировать себя: у большинства четвероклассников контроль за своей работой как особое действие отсутствует. На протяжении всей начальной школы проявляется неумение детей контролировать свою деятельность и анализировать правильность ее выполнения, о чем свидетельствуют ошибки, остающиеся в тетрадях учеников при выполнении самостоятельных работ.
Саморегуляция предполагает определенное развитие способности детей к волевым усилиям. У хорошо успевающих младших школьников больше развита способность к волевым действиям. Особенно для развития саморегуляции эффективна работа в парах, в группах. Из совместной деятельности вырастает саморегуляция и самоуправление.
Регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции лишь в подростковом возрасте.
Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность:
- выбирать средства для организации своего поведения;
- запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- начинать и заканчивать действие в нужный момент;
- тормозить ненужные реакции.
Упражнения для формирования регулятивных УУД на уроках
Взять за основу в работе по формированию регулятивных учебных умений следующие слова, которые могут быть девизом:
Я могу
"Понимаю и действую"
"Контролирую ситуацию"
"Учусь оценивать"
"Думаю, говорю, показываю и делаю"
"Я смогу это выполнить"
Одним из специальных средств развития регулятивных УУД являются памятки.
Памятка — это вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие. УМК предлагает учащимся следующие виды памяток:
Памятка-алгоритм: предлагает строго фиксированную последовательность операций.
Памятка-инструкция: предлагает желаемую последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.
Памятка-совет: рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.
Памятка-показ: дает пример выполнения задания.
Памятка-стимул: стимулирует активность через раскрытие перспектив.
Памятка для учащихся
" Контроль и коррекция моих знаний"
Что могу использовать.
1. Правило из учебника.
2. Составление личных алгоритмов на основе правила.
3. Тетрадь-консультант.
4. Образец учителя.
5. Волевая саморегуляция.
Я могу
"Понимаю и действую"
"Контролирую ситуацию"
"Учусь оценивать"
"Думаю, говорю, показываю и делаю"
"Я смогу это выполнить"
Памятка предъявляется ученику на уроке перед выполнением задания. Памятки предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя, а также научить учеников работать самостоятельно. Но знание памятки не означает, что ученик умеет выполнить тот или иной вид работы, овладение приемом происходит в процессе многократного выполнения упражнений, направленных на развитие того или иного умения. При этом важно, чтобы ученик осваивал правильный и наиболее рациональный способ выполнения задания.
1. Игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, или задается вопрос «А как ты думаешь?».
Используется при изучении любой темы по русскому языку.
(Развитие волевой саморегуляции)
2. Самостоятельная работа учащихся в парах.
Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы с одноклассником. выполняют одинаковое задание.
2 способ проведения парной работы.
Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять это задание, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем - становится контролером, а контролер — исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.
3. Синтаксические разминки, орфографические
- Спишите предложения, графически объясняя выбор орфограмм.
1. Старый мостик (с)мыли потоки д…ждя. 2. Ска…ки Пушкина чита….т все. 3. Горо… укр…шает бульвар. 4. Игрушеч…ный танк мне под…рил брат.5. Читать – моё любим…е занятие.6. Пять минут т…нулись долго.
4. Игра "Моя любимая орфограмма"
Может проводиться в начале урока. Готовят учащиеся, предлагают в виде загадок или в любом другом виде слова на любимую орфограмму. Все остальные учащиеся должны ответить на вопросы одноклассников, а также приготовить свои вопросы.
5. Составление рассказа по цепочке, используя опорные схемы, серию картинок.
6. Придумай сложное предложение по началу.
Регулятивные результаты
1. Организация рабочего места.
2. Умение работать по плану, предложенному учителю.
3. Умение действовать по образцу, по инструкции
4. Умение начинать действия по образцу и заканчивать их в требуемый временной момент.
6. Умение говорить по теме.
7. Умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
8. Умение фиксировать индивидуальные затруднения при выполнении задания.
9. Умение сравнивать свои результаты с эталоном и исправлять ошибки.
10. Умение ставить цели и достигать их выполнение.
Регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции лишь в подростковом возрасте.
Результат формирования регулятивных УУД: ученики ставят перед собой цель и выдвигают задачи, формируют гипотезу и предлагают собственный план исследования, работают в группах, выполняют различные роли. Такой вид деятельности способствует формированию таких компетентностей, как самообучение, самоорганизация, самоопределение, работа в команде.
«Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность» Бернард Шоу.
Литература
Фиалковская В. П. Эффективные приёмы работы с информацией на уроках русского языка и литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 127-129.