Актуализация знаний | - Давайте вспомним, какая тема была на прошлом уроке? - Мы предлагаем вам разгадать кроссворд, чтобы поскорее познакомиться с темой нашего сегодняшнего урока. (кроссворд «Органы растений» на слайде): Часть растения, которая закрепляет растение в земле. 2. Дышит, растет, а ходить не может. 3. То, что у растений образуется на месте цветка. 4. Весной и летом вырастает, а осенью опадает. 5. Самая красивая часть растения, которая чаще всего появляется весной. 6. Наземная часть растения, на которой растут листья и цветы. 7. То, что находится в плодах. - Вы большие молодцы! С заданием справились верно! | Отвечают на вопрос: - Разнообразие растений. Дети разгадывают кроссворд. |
Постановка учебной задачи | - Ну а теперь, чтобы определить тему нашего урока, нам с вами нужно отгадать загадки. 1. Не огонь, а больно жжёт Не фонарь, а ярко светит И не пекарь, а печёт. 2. Вокруг нас растут, цветут, Кислород всем нам дают. 3. Может сеять и пахать, И машиной управлять, Ну, а если захотите Может в облака слетать. - Прочитайте, эпиграф к уроку. («Охранять растения – значит заботиться обо всем живом» - на слайде). -Как вы понимаете эти слова? - Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Посмотрите на данные слова. (солнце, растения, человек) - Как назвать их одним словом? На какие две группы делится природа? - Назовите признаки живой? - Приведите примеры живых организмов. | Отгадывают загадки: Солнце Растения Человек Без растений не было бы жизни. Они дают всем живым существам кислород. Человек бы умер без кислорода. «Солнце, растения и мы с вами» - Природа. - Живая и неживая природа. - Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение. - Рыбы, птицы, животные, человек. |
Открытие нового знания | Работа с учебником с. 74 - Ребята, а как дышат и питаются растения? - Давайте узнаем это из рассказа ученого. Откройте учебник стр.74. Читаем по цепочке рассказ “Тайна растений”. - Теперь, прежде чем выполнить следующее задание, давайте вспомним правила работы в парах (на слайде). - Рассмотрите схемы дыхания и питания растений. Взаимодействуя в паре со своим соседом по парте, обсудите, как вы понимаете, как осуществляются процессы дыхания и питания растений? - Как дышим мы с вами? А как дышат растения? Посмотрите на 1 схему стр.75 - Как называется данный процесс? Теперь вы знаете, как дышат растения. - А как они питаются? Посмотрите на схему стр.75. - А как они получают сахар и крахмал? - Скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? - Обратите внимание, в какое время суток происходит дыхание и питание растений? – Почему люди и животные не смогли бы жить без растений? - Расскажите про еще одно открытие ученых. - Ребята, а сейчас нам пора отдохнуть, давайте проведём физминутку: А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) В класс пора мне возвращаться, Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.) | Читают по цепочке рассказ. Обсуждают в парах. - Из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве, и выделяют углекислый газ. - Дыхание. - Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. - Растения корнями высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Из частиц воды и угл.газа они готовят сахар и крахмал, но только под воздействием энергии света. - Дыхание и питание. - Питание - днем, дыхание ночью. -Только растения из воды и угл.газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения, «добывают» для себя необходимые пит.вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём. - Открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Повторяют движения. |
Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой | - Что же такое дыхание растения? - Что такое питание растения? -Как же связаны между собой солнце, растения и люди? - А сейчас мы предлагаем вам выполнить следующее задание в парах. Вам нужно внимательно посмотреть на схемы дыхания и питания растений, и дополнить их (расставить стрелочки), (проверка на слайде). - Проверьте правильность выполнения задания, сверив со слайдом. - Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы! | - Это процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. - Процесс, при котором растение поглощает углекислый газ, воду, растворенные соли получает сахар и крахмал под воздействием света, и выделяет кислород. - Люди не выживут без растений и солнца, а растения не выживут без солнца. Все взаимосвязано. Заполняют схему. |
Включение в систему знаний, повторение | - Ребята, а чем дышат животные и люди? - А как мы об этом узнали с вами? Знаем мы это благодаря английскому химику Джозефу Пристли. В 1771 году он провел опыт. Он доказал, что растение на свету поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Для этого он поместил в закрытый сосуд, поставленный на свет, зелёное растение и мышь. Благодаря кислороду, выделяемому в результате фотосинтеза, мышь могла существовать долгое время. В контрольном эксперименте (при отсутствии либо света, либо растения) мышь достаточно быстро задыхалась. - Давайте вспомним, что же мы узнали на уроке. - Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений? | - Кислородом. - Мы узнали о взаимосвязи Солнца, растений и человека, и о том, как питаются и дышат растения. Люди не выживут без растений и солнца, а растения не выживут без солнца. Все взаимосвязано. |