Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
«Рассмотрено» На заседании МО ______ «___»___________2023г. _______________________ /Т.С.Джумалиева/ | «Согласовано» Зам. директора по ВР «___»___________2023г. _______________________ /Г.М.Эсельбекова/ | «Утверждаю» Директор школы «___»___________2023г. _______________________ /Г.М.Матиева/ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
1 час в неделю (34 ч.)
Разработала Абдулаева Г.А.,
учитель начальных классов
2023 – 2024 учебный
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, на основе авторской программы М.В. Буряк, С.А. Шейкина «Функциональная грамотность».
Задачи:
формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов;
формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;
содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников;
мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности (метапредметные результаты).
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Актуальность: мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
Новизна данной программы: требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю). Весь курс состоит из 4 блоков:
читательская грамотность;
математическая грамотность;
финансовая грамотность;
естественнонаучная грамотность.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: (8 ч)
научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественнонаучная грамотность: (9ч)
особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: (8ч)
бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: (9ч)
нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Методическое обеспечение программы
Виды и формы деятельности в рамках программы дополнительного образования
Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.
Приёмы и методы обучения.
Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, слайдов, презентаций. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема уроков | Кол-во часов | В том числе: |
теория | практика |
| Блок «Читательская грамотность» | 8 | | |
1 | Про дождевого червяка. | 1 | + | |
2 | Кальций | 1 | | + |
3 | Сколько весит облако. | 1 | | + |
4 | Хлеб всему голова | 1 | | + |
5 | Про мел | 1 | + | |
6 | Про мыло | | | |
7 | История свечи | 1 | + | |
8 | Магнит | 1 | + | |
| Блок «Естественно-научная грамотность» | 9 | | |
1 | Дождевые черви | 1 | | + |
2 | Полезный кальций | 1 | + | + |
3 | Про облака | 1 | + | |
4 | Про хлеб и дрожжи | 1 | + | |
5 | Интересное вещество - мел | 1 | | + |
6 | Чем интересно мыло и как оно «работает» | 1 | + | + |
7 | Про свечи | 1 | + | + |
8 | Волшебный магнит | 1 | | + |
9 | Проверь себя | | | |
| Блок «Финансовая грамотность» | 8 | | |
1 | Что такое «бюджет» | 1 | + | |
2 | Семейный бюджет | 1 | + | |
3 | Откуда в семье берутся деньги. Зарплата. | 1 | + | + |
4 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия | 1 | + | |
5 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | 1 | + | |
6 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов | 1 | + | + |
7 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи | 1 | + | |
8 | Как сэкономить семейные деньги? | 1 | | + |
| Блок «Математическая грамотность» | 9 | | |
1 | Расходы и доходы бюджета | 1 | + | |
2 | Планируем семейный бюджет | 1 | + | |
3 | Подсчитываем семейный доход | 1 | + | |
4 | Пенсии и пособия | 1 | + | |
5 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы | 1 | | + |
6 | Подсчитываем расходы | 1 | + | + |
7 | Расходы на обязательные платежи | 1 | | |
8 | Подсчитываем сэкономленные деньги | 1 | | |
9 | Комплексная проверочная работа | 1 | | |
Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
№ п/п | Тема уроков | Форма проведения занятия | Кол-во часов | Дата |
По плану | Факти-чески |
1 | | «Читательская грамотность» | 1 | | |
2 | Дождевые черви | «Естественно-научная грамотность» | 1 | | |
3 | Кальций | «Читательская грамотность» | 1 | | |
4 | Полезный кальций | «Естественно-научная грамотность» | 1 | | |
5 | Сколько вести облако | «Читательская грамотность» | 1 | | |
6 | Про облака | «Естественно-научная грамотность» | 1 | | |
7 | Хлеб всему голова | «Читательская грамотность» | 1 | | |
8 | Про хлеб и дрожжи. | «Естественно-научная грамотность | 1 | | |
9 | Про мел | «Читательская грамотность» | 1 | | |
10 | Интересное вещество - мел | «Естественно-научная грамотность | 1 | | |
11 | Про мыло | «Читательская грамотность» | 1 | | |
12 | Чем интересно мыло и как оно «работает» | «Естественно-научная грамотность | 1 | | |
13 | История свечи | «Читательская грамотность» | 1 | | |
14 | Про свечи | «Естественно-научная грамотность | 1 | | |
15 | Магнит | «Читательская грамотность» | 1 | | |
16 | Волшебный магнит | «Естественно-научная грамотность | 1 | | |
17 | Проверь себя | Проверочная работа | 1 | | |
18 | Что такое «бюджет» | «Финансовая грамотность» | 1 | | |
19 | Расходы т доходы бюджета | «Математическая грамотность» | 1 | | |
20 | Семейный бюджет | «Финансовая грамотность» | 1 | | |
21 | Планируем семейный бюджет | «Математическая грамотность» | 1 | | |
22 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | «Финансовая грамотность» | 1 | | |
23 | Подсчитываем семейный доход | «Математическая грамотность» | 1 | | |
24 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия | «Финансовая грамотность» | 1 | | |
25 | Пенсии и пособия | «Математическая грамотность» | 1 | | |
26 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | «Финансовая грамотность» | 1 | | |
27 | Подсчитываем случайные (нерегулярные ) доходы | «Математическая грамотность» | 1 | | |
28 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | «Финансовая грамотность» | 1 | | |
29 | Подсчитываем расходы | «Математическая грамотность» | 1 | | |
30 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. | «Финансовая грамотность» | 1 | | |
31 | Расходы на обязательные платежи | «Математическая грамотность» | 1 | | |
32 | Как сэкономить семейные деньги? | «Финансовая грамотность» | 1 | | |
33 | Подсчитываем сэкономленные деньги. | «Математическая грамотность | 1 | | |
34 | Проверь себя | КПР | 1 | | |
Информационно - методическое обеспечение
1. Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
3. Буряк М.В.,Шейкина С.А. Функциональная грамотность 3 класс. Тренажёр для школьников– М.: Планета, 2022. – 112
4. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
6. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
7. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
8. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство
«Педагогика». М. 1990.
9. Ковалѐва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование» 2006, № 5, 71-76.
10. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
11. Оморокова М. И., Васильева М. С. «Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах». – М., 1997
12. Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. для учителя». – М.: Просвещение, 1990
13. Интернет-ресурсы