Тема урока: Главные члены предложения.
Цель урока: Систематизировать и углубить знания учащихся по теме, развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.
Методические приемы: объяснения учителя, беседа, выполнение упражнений, групповая и индивидуальная работа, фронтальный опрос.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. ( 1 мин)
2.Актуализация знаний: (5 мин).
3.Ввведение в тему урока: (2 мин)
- Что такое предложение? ( Слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу и грамматически и имеющие смысловую и интонационную законченность.)
- Чем предложение отличается от словосочетания?
- А что не может быть словосочетанием?
-Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы)
-Что такое грамматическая основа?
Таким образом, мы продолжаем разговор о предложении.
Итак, тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее.
4. Целеполагание . (1мнн)
- Чем же мы сегодня будем заниматься? (Вспомним, что такое подлежащее; Научимся находить его в предложении; Узнаем способы выражения подлежащего).
Составьте предложения и запишите их.
1. Прозрачная, в, журчала, реке, и, вода, плескалась
2.Я, дню, каждому, радуюсь.
3.Неделю, всю, отдыхал, родителями, с , дома, я .
Эта тема вам знакома, многое знаете из курса начальной школы. Давайте вспомним, что мы знаем о подлежащем.(2мин)
- Чем чаще всего выражено подлежащее? (существительным, местоимением.).
Запомните! Слово в В.п. часто хочет выдать себя за подлежащее. Чтобы не ошибиться, используйте совет:
Кто? Что? --- Им.п. Кого? Что? ---В.п
Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.
Вновь у нас физкультминутка (2 мин)
6. Тренировочные упражнения. Закрепление.
Подчеркните главные члены, над ними надпишите, какими частями речи они выражены.
1. Сырой туман висел над рекой.
2.Я ночую в старой беседке.
3.На печке два мальчика сладко посапывали.
Коллективное выполнение работы. (3 мин)
Осень лесу каждый год платит золотом за вход.
Мы смотрим в окна.
Восемь делится на два.
Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
У папы три капли упали со шляпы.
7. Работа с текстом в группах «Творческая командировка» (10 мин)
8. Рефлексия (2 мин)
1.Чему вы сегодня научились на уроке?
2.Что показалось вам трудным?
3. Над чем нам еще нужно поработать?
4. Довольны ли вы своей работой на уроке?
10. Домашнее задание.(2 мин)
ПРИЛОЖЕНИЕ Тест «Подлежащее»
1 вариант
1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
Много подробностей мы узнали о жизни животных.
Шесть мышей в подвале сели пряжу прясть.
Через несколько дней я заметил оживление в гнезде.
Мои друзья часто навещали меня.
2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
В доме у нас жил ёжик.
Ребята с трудом отыскали тропинку.
Они перепрыгивали с ветки на ветку.
У неё в клюве трепыхалась рыбка.
3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?
Из распахнутых ворот солнце красное встаёт.
У папы три капли упали со шляпы.
В конце ноября выпал первый снег.
На снегу виднелись многочисленные следы.