СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иллюстрирование литературных произведений

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок тематического рисования. Урок обобщения по основам композиции.

Просмотр содержимого документа
«Иллюстрирование литературных произведений»

Технологическая карта урока изобразительного искусства

учитель изобразительного искусства Пермина П.Д.

5 класс

УМК: С.П.Ломов «Изобразительное искусство» Москва «Дрофа»

Продолжительность урока 45 минут

Тема: Иллюстрирование литературных произведений

Номер урока в данной теме: пятый

Тип урока: комплексное применение знаний и умений и навыков

Цели и задачи урока: Познавательные знакомство с творчеством русских художников – иллюстраторов И.Билибиным, В.Конашевичем, В.Васнецовым, раскрытие содержание композиции цветом, научиться сравнивать понятия иллюстрация и рисунок, изучить закономерности создания иллюстрации, ознакомить с работами художников-иллюстраторов сказки «Конек-горбунок», знакомство с книжной графикой; научить выбирать фрагменты литературного произведения для иллюстрирования;

Воспитывающие - умение последовательно и самостоятельно выполнять работу, выражать свои мысли и чувства, интерес к чтению и творческому осмыслению прочитанного, показать нравственную ценность сказки через анализ поступков главных героев сказки

Развивающие – развитие у учащихся интереса к русской литературе, книжной графике.

формирование художественно-эстетических чувств, образного воображения, речи развитие творческих способностей школьников,

Форма урока: тематическое рисование по представлению и воображению, иллюстрирование литературного произведения сказки П.Ершова «Конек – горбунок».

Приемы, методы, технологии обучения: метод проблемного изложения материала., беседа, работа с текстом и иллюстративным материалом, практическая работа.. Личностно – ориентированная технология, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

для учителя: презентация к уроку, книги художников иллюстраторов И.Билибина, , В.Конашевича, В.Васнецова. Книга П.Ершова «Конек – горбунок» разных изданий, с иллюстрациями разных художников, заготовки иллюстраций, презентации ученика Биография П.П. Ершова.

для учеников – альбомы, карандаши, краски акварель или гуашь, кисти.

Ожидаемый результат: умение составить композицию иллюстрации к сказке П.Ершова «Конек-горбунок» с цветовым решением.

Принципы наглядности, доступности, последовательности, активности и сознательности.

План урока

1. Организационный момент

Самоопределение к деятельности. -2 мин

2. Объяснение нового материала -13 мин

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи Закрепление пройденного материала

4.Самостоятельная работа - 27 мин

5.Завершение урока и задание на дом. Рефлексия. Подведение итогов - 3 мин

Планируемые результаты


предметные

метапредметные

личностные

Умение в соответствии с содержанием композиции подбирать время года, дня, освещение и вместе с ними выбирать выразительный колорит и цветовую гамму. Умение передавать настроение цветом, выделять композиционный центр цветом, использовать в качестве средства художественной выразительности цветовой и тепловой контраст.

Умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения цели, контролировать учебные действия и оценивать результат. Умение вести диалог, слушать собеседника, рассуждать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Формирование гуманистических, демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к своей стране. Будущей профессии, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. уважение к культуре и традициям народов России; осознание своей национальности через знакомство с лучшими образцами русского изобразительного искусства Формирование эстетических ценностей. потребностей, чувств.

Формирование представлений о нравственных нормах. Дальнейшее развитие фантазии, воображения. Пространственного представления. художественного чутья, чувства цветовой гармонии. Формирование самостоятельности, способности к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией, ориентация на результат.


1.Организационный момент

Самоопределение к деятельности.


Деятельность учащихся

Практическая работа учащихся

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя

Подготовка к уроку учебник (ч.1), рабочей тетради, альбома, живописного материала (акварель, гуашь), цветные и акварельные карандаши, кисти, вода.

Необходимое обеспечение: компьютер, проектор, экран.

подготовка класса к работе

2. Объяснение нового материала -13 мин


А)Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Б)Постановка учебной задачи В)Закрепление пройденного материала




А)Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: выявить уровень знания, определить типичные ошибки

Вы любите книги, чтение сказок?

Проанализируйте определение слова «иллюстрация» взятое из толкового словаря и выявить отличие иллюстрации от рисунка.

Вопросы: Чем отличается иллюстрация от простого рисунка? Что будет пояснять иллюстрация, которую мы должны создать к концу урока? Итак, иллюстрация поясняет текст сказки.

Б)Постановка учебной задачи

Цель: мотивация учебной деятельности учащихся на выполнение задания(Показ репродукций, выставочный материал, книги сказок).

Ребята, любите ли вы сказки? Несомненно! Мы любим их читать, имея красивую книгу с яркой обложкой и красочными иллюстрациями. Внимательно ли вы их читаете? Вы можете представить книгу без иллюстрации? Назовите имена художников, любивших рисовать сказки для детей.

Мини-презентации детей о художниках Ю.Васнецове, И.Билибине, Милашевском.


Иван Билибин делал иллюстрации в декоративно-плоскостном стиле, Юрий Васнецов подражал рисункам детей, Владимир Милашевский работал в реалистической манере, передавая в работах объем и воздушное пространство. Каждая из представленных иллюстраций является целостным высокохудожественным произведением.


Ребята! Вспомните творчество какого либо художника иллюстратора назовите отличительные черты его манеры рисования (художники Михаил Врубель, Александр Елисеев книга «Конек-горбунок»)


Вывод: художники используют в своих работах разные стили изображения.


Кто-то говорит, что сказка "Конек-горбунок" - шедевр, Она насыщена волшебными героями: Жар-птица, огромная рыба и другие. В сказке встречаются устаревшие слова, интуитивно понятные, придающие особый колорит произведению. Сказку Конёк-Горбунок читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и конечно же, чудеса..

Что мы знаем о П.П.Ершове? Что мы знаем о его одной единственной сказке? Когда и почему Ершов стал знаменит?

минипрезентация о П. Ершове.


Учитель: предлагаю определить цель своей деятельности на уроке.

Цель: создать иллюстрацию к сказке «Конек-горбунок»

Чтобы достичь этой цели, нам придется решить ряд задач:

- узнать, что такое иллюстрация и чем она отличается от обычного рисунка?

-выяснить, как создаются иллюстрации?

Презентация учителя « Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек горбунок»

при просмотре слайдов проводится проверка знания содержания сказки.(на партах вопросы)

Проанализировав композицию делаем вывод:

Главные задачи на урокераскрыть содержание сказки, используя художественные средства:

А) определение линии горизонта;

Б) пластику движения основных линий композиции;

В) выделение композиционного центра размером и контрастом;

Г) придумать цветовое решение, соответствующее времени года и настроению сюжета.

В)Закрепление пройденного материала


Применение знаний и умений в новой ситуации. Теперь, когда мы хорошо представляем себе главных героев сказки, самое время начать работу над созданием иллюстрации. Обратимся за помощью к профессиональным художникам, которые уже работали над иллюстрированием этой сказки.

Цель: выполнить задание, тренирующее способности составления композиции






Цель: ставят цели, формулируют и уточняют тему урока







Составляют план достижения цели




















Проверка знания содержания сказки. Работа в парах, ответить на вопросы.

1 Кто подарил Иванушке чудесного Конька-горбунка? (Белая кобылица)

2. Что посоветовал Конёк-горбунок Ивану, когда тот нашёл перо Жар-птицы? (Не брать его)

3. На какую должность взял царь Ивана для службы при дворце? (Главный конюх)

4. Что приказал Ивану царь, когда узнал, что у того есть перо Жар-птицы? (Достать саму Жар-птицу)

5 Во второй раз царь отправил Ивана за прекрасной Царь-девицей, чтобы взять её себе в жены. Но Царь-девица сказала, что не выйдет замуж за царя, пока не получит свой перстень. А где находился этот перстень? (В океане)

6 В поисках перстня Иван встретил Чудо-юдо рыбу – кит. За что кит нес тяжкое наказанье и выполнял роль острова, на котором жили люди? (За то, кит проглотил три десятка кораблей)

7. Даже когда Иван привез перстень, Царь-девица не хотела идти замуж за царя. Что еще она от него потребовала? (Чтобы он помолодел, искупавшись в трех котлах)

8. Иван, которого царь послал первым искупаться в котлах, стал красавцем хоть куда. А что стало с царем? (Сварился в первом же котле)

9. Чем закончилась сказка? (Иван женился на Царь-девице и стал царем).

Во время ответов просмотр презентации.

При выполнении композиции учащиеся самостоятельно выбирают средства художественной выразительности: время года, дня, освещение, цвет, колорит, контраст и т.д. в зависимости от содержания.

Совместное составление алгоритма поэтапного рисования


1 этап. Выбрать самый любимый момент сказки П.Ершова «Конек-горбунок»


2 этап. Выполнить эскиз к композиции, продумав, где будут располагаться главные герои, какого они будут размера, в общих чертах должно быть понятно их движение, поворот.


3 этап. Выполните рисунок композиции. Старайтесь как можно точнее перенести эскиз на большой лист. Для этого можно эскиз и лист поделить на равные клеточки и в процессе увеличения масштаба ориентироваться на них. Следить за тем. Чтобы изображения были понятны без пояснений. Для этого нужно, чтобы герои были нарисованы в естественных позах (например, разговаривали между собой, стояли рядом и смотрели друг на друга), чтобы выразительным было положение торса, ног и рук в пространстве, показаны характерные жесты.


4 этап. Живописное решение композиции – в реалистичном (объемном) или декоративно-плоскостном стиле


Физминутка.

Встаньте и покажите руками, какого примерно роста был конек – горбунок. А какой длины были его уши? Еще раз. Закройте глаза и представьте, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить конька-горбунка в полный рост. Садитесь.

Проблемная ситуация: посмотрите внимательно на иллюстрации разных художников к сказке «Конек-горбунок» и попробуйте сделать вывод, на какие моменты следует прежде всего обращать внимание при иллюстрировании.

Выводы:

1)В сказке для иллюстрирования выбираются, как правило, фантастические персонажи: жар-птица, чудо-рыба и т.д. Ведь предполагается, что сказку будут читать дети, и художник должен помочь им представить этих волшебных героев, которых они никогда в жизни не видели.

2)Обязательно присутствуют на иллюстрациях главные герои.

3)Кроме того, иллюстрируются самые важные и захватывающие моменты сказки.

3 шаг- определение композиции рисунка. Что будет являться композиционным центром рисунка? Как обозначить композиционный центр на рисунке?

4 шаг-цветовое решение. Как с помощью цвета передать характеры героев, их настроение? Как передать сказочную атмосферу произведения

4.Самостоятельная работа При выполнении композиции учащиеся самостоятельно выбирают средства художественной выразительности: время года, дня, освещение, цвет, колорит, контраст и т.д. в зависимости от содержания.


работа в альбоме. Выполнение иллюстрации к сказке П.Ершова «Конек – горбунок»

рисование по воображению и представлению

5. Завершение урока и задание на дом. Повторить биографию П.П. Ершова, выполнить иллюстрацию к другим произведениям П.Ершова

Рефлексия. Продолжите фразы: На уроке мне понравилось Самым интересным и полезным на этом уроке было …


Подведение итогов Цели, поставленной вначале урока, мы достигли. Экспресс-выставка.

Что нужно помнить, чтобы создать хорошую иллюстрацию?

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Просмотр всех работ. Учащиеся рассказывают, что они хотели передать в своей композиции, называют средства художественной выразительности, которые помогли передать замысел, оценивают результат, рассуждают о том. Что помешало раскрыть содержание

Спасибо за урок!




Анализ своей работы и работ одноклассников