Приложение №1
к образовательной программе
дошкольного образования
МДОУ Детский сад №26
Карта индивидуального развития
ребенка раннего дошкольного возраста 2-3 года
в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО
2024 г.
Пояснительная записка
Карта представляет собой бланк для фиксирования результатов наблюдений с перечнем признаков развития ребенка и выделенными возрастными периодами их первого проявления.
Перечень структурирован по пяти образовательным областям развития.
Карты предназначены для фиксации результатов педагогических наблюдений за динамикой и индивидуальной траекторией развития детей от 2 до 3 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
В карте развития определены и структурированы конкретные виды поведения и навыки ребенка в той последовательности и в том возрасте, в котором они, как правило, формируются. Заполнение карты индивидуального развития ребенка позволяет воспитателю следить за интеллектуальным и эмоциональным развитием своих воспитанников.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 года дается по образовательным областям:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
В начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГОС ДО, обозначающая цели и задачи образовательной области.
Организация и содержание мониторинга
Карта индивидуального развития ребенка включают сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.
Сроки проведения диагностики:
На начало учебного года: сентябрь 2023.
На конец учебного года: май 2024.
Показатели оцениваются по критериям:
Знания, представления:
четкие, содержательные, системные (4б);
четкие, краткие (3б);
отрывочные, фрагментарные (2б);
не оформлены (1б).
Умения, навыки:
выполняет самостоятельно (4б);
выполняет с помощью взрослого (3б);
выполняет в общей со взрослым деятельности (2б);
не выполняет (1б).
Подведение итогов: по каждому разделу высчитывается средний балл по формуле: А : В = С, где А – сумма баллов, В – количество критериев в разделе, С – средний балл. Затем высчитывается средний балл по образовательным областям. Итоговые результаты по образовательным областям вносятся в итоговую таблицу.
«Мониторинг образовательного процесса» Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком уровня усвоения Программы по образовательным областям:
высокий: 3,5 -4 балла;
средний: 2,5—3,4 балла;
низкий: 1,5-2,4 балла (требуется корректирующая работа педагога, психолога);
низший: 1-1,4 балла (требуется внимание специалиста).
Общие сведения
Фамилия, имя, ребёнка «Зайчик» Дата рождения 03.06.2021 Дата поступления в детский сад сентябрь 2023 Дата начала наблюдений сентябрь 2023 Дата окончания наблюдений май 2024 Состав семьи, ее социальный статус семья полная,многодетная(трое детей) ребенок младший
Мать есть Отец есть
Показатели развития | Ранний возраст (2-3 года) | Младший дошкольный возраст (3-4 года) | Младший дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Старший дошкольный возраст (6-7(8) лет) |
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. |
Рост (см) | 90 | 93 | | | | | | | | |
Вес (кг) | 13 | 14 | | | | | | | | |
Группа здоровья | 2 | 2 | | | | | | | | |
Степень адаптации к условиям ОУ (заполняется в ячейке, соответствующей возрасту поступления в ОУ) | средняя | средняя | | | | | | | | |
Ведущая рука | левая |
Условно:
Степени адаптации к условиям ОУ:
Легкая адаптация:
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); -аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.
Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок.
Индивидуальный учет освоения ООП ДО по образовательным областям
группа раннего возраста
Образовательная область | Показатель освоения образовательной области | балл |
сентябрь | май |
Социально – коммуникативное развитие | ребенок положительно настроен, охотно посещает детский сад, относится с доверием к воспитателям, общается, участвует в совместных действиях с воспитателем, переносит показанные игровые действия в самостоятельные игры; | 1 | 2 |
эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу; | 1 | 2 |
ребенок дружелюбен, доброжелателен к сверстникам, с интересом участвует в общих играх и делах совместное воспитателем и детьми; | 2 | 2 |
ребенок свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью; | 2 | 2 |
охотно общается с воспитателями с детьми, вступает в игровое взаимодействие; | 3 | 3 |
малыш активен в выполнении действий самообслуживания, стремится к оказанию помощи другим детям. | 3 | 3 |
Средний балл % | | 2 | 2.3 |
Уровень | | низкий | низкий |
Речевое развитие | ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателями детьми; | 1 | 1 |
проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его; | 1 | 1 |
самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности. | 1 | 1 |
Средний балл % | | 1 | 1 |
Уровень | | низший | низший |
Познавательное развитие | ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами; | 2 | 3 |
успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; | 1 | 1 |
группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойства при выборе из четырех разновидностей; | 1 | 2 |
активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы; | 1 | 1 |
начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый предмет); | 1 | 1 |
| проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы; | 2 | 3 |
Средний балл % | | 1.3 | 1.8 |
Уровень | | низший | низкий |
Художественно- эстетическое развитие | ребенок с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности: рисовать, лепить или «поиграть» с игрушками (народных промыслов); | 2 | 3 |
любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым; | 2 | 3 |
эмоционально воспринимает красоту окружающего мира: яркие контрастные цвета, интересные узоры, нарядные игрушки; | 2 | 3 |
узнает в иллюстрациях и в предметах народных промыслов изображения (люди, животные), различает некоторые предметы народных промыслов; | 1 | 1 |
знает названия некоторых изобразительных материалов и инструментов, понимает, что карандашами и красками можно рисовать, из глины лепить; | 2 | 3 |
самостоятельно оставляет след карандаша (краски) на бумаге, создает простые изображения (формы, линии, штрихи), научается ассоциировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами, «подсказанными» взрослым; называет то, что изобразил; | 2 | 3 |
Средний балл % | | 1.8 | 2.7 |
Уровень | | низкий | средний |
Физическое развитие | с большим желанием вступает в общение с воспитателями другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх, проявляет инициативность; | 2 | 3 |
стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям; | 2 | 3 |
переносит освоенные простые новые движения в самостоятельную двигательную деятельность. | 2 | 3 |
Средний балл % | | 2 | 3 |
Уровень | | низкий | средний |
Игровая деятельность | ребенок выстраивает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий; | 2 | 3 |
принимает(иногда называет)свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью; | 2 | 3 |
охотно общается с воспитателями с детьми, вступает в игровое взаимодействие. | 1 | 1 |
игровые действия разнообразны; | 2 | 3 |
принимает предложения к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в | 2 | 3 |
| самостоятельных играх. | | |
Средний балл % | | 1.8 | 2.6 |
Уровень | | низкий | средний |
Итоговый показатель (среднее значение, уровень) | | 1.65 | 2.2 |
Вывод: В результате проведения диагностики и составления карты индивидуального развития и наблюдения за ребенком в разных ситуациях я выявила у него отставание в речевом развитии и коммуникации фамилия и имя ребенка зашифровано следующим образом –«зайчик». Ребенок поступил в групп в сентябре 2023 года в возрасте 2 лет и 2 месяцев. Адаптация прошла со средней степенью тяжести, понадобилось около месяца, чтобы ребенок из семьи у которой есть социальные проблемы, привык к обстановке детского сада(взрослым и детям). «Зайчик» общается словами состоящими из перечисления звуков( «би-би», «ням-ням» и т.д) это обуславливает трудности в общении со сверстниками взрослыми. В основном физическое развитие у ребенка в норме (по возрасту).Частично отсутствовали навыки самообслуживания( не умел без помощи взрослого одеваться, ходить на горшок), но при этом самостоятельно мыл руки, находил свое полотенце и ел сам. Что касается трудовых навыков, с удовольствием помогал убирать игрушки. В игровой деятельности активен, но трудно договорится со сверстниками, игровые действия развиты, но играет один. Проведя диагностику я разработала ИОМ (https://multiurok.ru/files/individualnyi-obrazovatelnyi-marshrut-109.html ), который помог ребенку найти общий язык с детьми в группе, так как он направлен на развитие коммуникативных качеств, сенсорное развитие, развитие общих речевых навыков. Работа проходит вместе со специалистами логопедом и психологом.