План интегрированного урока истории, мировой художественной культуры
и литературы
Тема: Культурное наследие народов Индии и Китая.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
познакомить учащихся с достижениями народов Древней Индии и Древнего Китая;
содействовать развитию ключевых компетенций и СУУ (анализ, монологическая речь, ответы на вопросы);
способствовать развитию личностных качеств (коммуникативность, умение работать в паре).
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Актуализация.
К истории каких стран мы можем отнести эти термины? Соотнести термины со страной.
Янцзы, Ганг, касты, Конфуций, Будда, брахманы, ЦиньШихуан, иероглифы, Хуанхэ, «неприкасаемые».
Целеполагание.
Все эти термины связаны с историей двух древних стран. Народы Индии и Китая подарили миру величайшие достижения, которыми мы пользуемся до сих пор. Тема нашего урока: «Культурное наследие народов Индии и Китая».
А как вы понимаете значение слова «наследие»? В ходе беседы выясняется лексическое значение слова.
Цель урока: узнать, какие достижения получил современный мир от народов Древней Индии и Древнего Китая и какое значение имеют эти достижения в современной жизни, а к концу урока мы создадим картинную галерею достижений и проведем экскурсию по ней.
Объяснение нового материала.
Индия и Китай – страны Востока, а Восток всегда славился своей мудростью, хитрыми загадками. Предлагаю вам с помощью электронного теста отгадать восточные загадки.
Что может быть черным, зеленым, белым, желтым и красным? (Чай).
Их столько, сколько пальцев на руках, но с их помощью можно составить множество комбинаций. (Цифры)
Он нежнее лепестка розы, охлаждает и ласкает тело, подобно свежему ветерку. (Шелк)
Он поможет найти правильную дорогу в любой точке Земли. (Компас)
В этом государстве есть король и королева. (Шахматы)
Посмотрите на ответы теста и скажите, что их объединяет? (Это изобретения, которые пришли к нам из Индии и Китая).
Прежде чем перейти к следующему этапу урока, давайте выполним гимнастику для глаз.
Учащиеся «рисуют» глазами предложенные иероглифы.
Практическая работа.
Узнав, какие достижения подарили нам жители Индии и Китая, мы создадим собственную картинную галерею этих достижений.
Каждая пара, пользуясь заготовками, выполненными на уроке МХК и читательскими дневниками, создают картину, которая отражает значимость данного изобретения. Для проведения экскурсии каждая пара получает карточку с информацией.
Учащиеся работают в течение 10 минут, затем выходят к доске, показывают свой рисунок и рассказывают о том достижении, которое рисовали. Помимо информации, полученной при чтении дополнительного материала на уроке (карточки), учащиеся пользуются читательскими дневниками и дополняют свой рассказ пересказом эпизодов из мифов Древней Индии и Древнего Китая о создании шелка, появлении цифр и т.д.
Подведение итогов урока.
У нас получилась замечательная картинная галерея. Как повлияли эти изобретения на развитие современной культуры?
Спасибо за урок.