ΙΙ. Определение темы и цели урока.
| (Показ слайдов с изображением зимних пейзажей) Слайд 1-3 В это время учитель читает отрывок из стихотворения. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Ф.И.Тютчев - О каком времени года идет речь в стихотворении? (о зиме, о зимней природе) - Как вы думаете, какая тема урока? Тема урока сегодня: Описание природы. Зима. Слайд 4. Чтобы создавать картины природы художник-живописец использует краски, а писатель использует слово. Сегодня мы проводим интегрированный урок русского языка и изо. - Чему будем учиться на уроке? (Учиться описывать природу красками и словами) Цель урока – на основе примеров художественных текстов и картин учиться создавать описания природы. | Читает отрывок из стихотворения. Проводит беседу, подводящую к теме урока. Организует формулирование темы урока. Организует постановку цели урока. | Слушают отрывок из стихотворения. Участвуют в беседе. Формулируют тему урока. Формулируют цель урока. | Познавательные: перерабатывают полученную информацию, делают выводы. Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока; принимают и сохраняют учебную задачу; Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи, излагают свою точку зрения и аргументируют её; Личностные: самоопределение
|
ΙΙΙ. Работа по теме урока. | 1. Работа с картинами. Показ слайдов с картинами известных художников. Слайды 5, 6 7, 8. - К какому жанру относятся картины? - Нравится ли вам пейзаж? Чем нравится? (Природа бесконечно разнообразна и красива). - Какое средство выражения используют художники для передачи состояния и настроения природы? Цвет – главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета, зависит настроение в картине. Сочетание цвета и тона в картине называется КОЛОРИТ. Слайд 9. По характеру сочетаний колорит может быть тёплым, холодным, радостным, весёлым, грустным, спокойным, напряжённым, тревожным, светлым, тёмным. Давайте определим колорит данных картин. (холодный, светлый, радостный) Для изображения зимних пейзажей какие краски использовали художники? Это цвета, которые близки по цветовому тону (показываю таблицу). Создавая пейзаж, художнику важно подобрать колорит (цвет) картины. Таким образом, в изобразительном искусстве как и в русском языке, есть средства выразительности. Одно из них это цвет. 2. Повторение о типах речи. Чтобы наша работа была плодотворной, чтобы добиться главной цели урока, мы должны, прежде всего, вспомнить. - Какие типы речи вы знаете? (повествование, описание, рассуждение) Вам даны три текста (Приложение 1). Определите тип речи каждого текста. Слайд 10. 1-й текст – повествование. Докажите. 2-й текст – рассуждение. 3-й текст – описание. Прочитайте текст-описание. - Какое настроение вызывает у вас это описание? Мы мысленно представляем картину, которую создаёт писатель. Мы слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, следим за образным словом писателя. 3. Работа с текстом. А теперь обратимся к тексту писателя-живописца И.А.Бунина. (Приложение 2) Слайд 11. - Прочитайте текст. Представьте, что мы выглядываем в кусочек окна. - Что мы видим вместе с И.А.Буниным? - Какое общее впечатление от увиденного? - Подчеркните фразу, в которой передаётся это впечатление. («Какое великолепие и спокойствие») 4. Беседа по изо. - Какую картину можно нарисовать к этому тексту? (проводим линию горизонта, синее небо, снег голубой, следы от саней синие, зелёные ели) - Какие краски вы бы использовали? (белую голубую, синюю, зелёную) - Подходит ли эта картина к тексту? Слайд 12. 6. Работа с текстом. Продолжаем работу с текстом. - Определите тему и основную мысль текста. - Назовите тип речи. Докажите. - Выделите в тексте композицию описания. - Какие художественные средства языка вы уже знаете? Слайд 13 - Какая часть речи придает тексту образность, яркость? - Найдите в тексте красочные прилагательные - эпитеты. («золотистый свет», «радужная пыль», «пушистые снега» и т.д.) - Найдите в тексте сравнение (словно маленькие звездочки) Итог работы на Слайде 14 6. Физминутка. Слайды 15, 16, 17. Сейчас мы с вами совершим прогулку на лыжах в зимний лес. Мы вышли из школы. Надели лыжи, взяли в руки палочки и пошли. Лес нас встречает необыкновенной красотой. Взглянули вокруг - перед нами расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Красавицы – ели, которые повесили свои громадные лапы, склонившись под тяжестью снега. А сейчас посмотрели на небо и зажмурились от необычайно яркого солнца. Двигаемся дальше. Вдруг видим на белом покрывале земли чьи-то следы. Наклонились, чтобы рассмотреть их. Чьи же это следы? Вероятно, это зайчишка пробегал здесь совсем недавно. Возвращаемся в школу. Сняли лыжи. Сели за парты. 7. Творческое задание в группах. Совершив прогулку по зимнему лесу, мы не только отдохнули, но и понаблюдали за природой, прикоснулись к ее тайне. А теперь потренируемся в подборе средств художественной выразительности. Вам дан текст. Одной группе к тексту имеются слова для справок, которые вы можете использовать, для другой группы – без слов для справок. Озаглавьте текст. Распространите предложения худ. средствами языка. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Слайд 18. (Приложение 3. Карточка 1, 2) Проверка. Слайд 19. - Какой текст понравился больше? Почему? Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то еще будет над этим работать. | Показывает слайды. Организует беседу. Знакомит с новым понятием. Делает вывод. Организует повторение. Раздаёт карточки с текстами Организует работу с текстом. Организует словесное рисование к тексту. Делает вывод. Организует работу с текстом. Подводит итоги работы. Организует физминутку. Организует работу в группах. Организует проверку. Делает вывод. | Рассматривают картины на слайдах. Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения и предположения. Определяют колорит картин. Называют типы речи. Читают и сравнивают тексты. Определяют типы речи. Читают текст-описание, доказывают, что это текст-описание Высказывают своё мнение. Читают текст. Отвечают на вопросы. Высказывают свои варианты ответа. Определяют тему, основную мысль, выделяют композицию, находят художественные средства языка; Выполняют движения под руководством учителя. Самостоятельно работают с текстом. Проверяют, сравнивают свой текст с образцом. | Познавательные: извлекают необходимую информацию со слайдов, делают вывод; умение структурировать знания; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению; Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформляют свои мысли в устной форме, аргументируют своё мнение, слушают других; Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость; определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Познавательные: перерабатывают полученную текстовую информацию: анализируют, сравнивают, делают выводы; Регулятивные: находят способ решения учебной задачи; применяют навыки самоконтроля; Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформляют свои мысли в устной форме, аргументируют своё мнение, слушают других; Личностные: определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Познавательные: анализируют текст: определяют тему, основную мысль, выделяют композицию, находят художественные средства языка; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; умеют составлять план работы над рисунком Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформляют свои мысли в устной форме, аргументируют своё мнение, слушают других; Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость; Познавательные: перерабатывают полученную текстовую информацию: распространяют предложения художественными средствами языка; Регулятивные: находят способ решения учебной задачи; применяют навыки самоконтроля; Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; Личностные: определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. |