Интегрированный урок в 1 классе
Джон Дьюн сказал «Если мы будем учить сегодня так, как вчера, мы украдем у детей завтра». На современном уроке в начальной школе должно быть комфортно и интересно всем и учителю, и каждому ребенку. Интегрированные уроки уже сами по себе интересны своим содержанием, разноплановостью, сменой видов деятельности. На данном уроке в доступной форме учащиеся овладевают учебным материалом. Наглядность делает урок яркими и запоминающимся. А сюжетная линия урока привлекательна для первоклассников.
Цель урока: совершенствовать навык чтения, умение выполнять звуко – буквенный анализ слов, решать задачи изученных типов; повторить отличительные признаки зверей и птиц; познакомить учащихся с профессией альпинист, расширить представление о горах, как форме земной поверхности; развивать внимание, речь, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: предметные картинки (альпинист, астра, лиса, пень, индюк, носорог, игрушки, слон, тигр, антилопа, косуля, кабан, баран, бабочки, кузнечик), макет горы, условные обозначения этапов урока; наборы цифр, фишек для звуко-буквенных схем слов; маршрутный лист – карточка с текстом для чтения; флажки разного цвета; солнышко, на лучиках которого написаны задачи урока; геометрические фигуры цветов радуги со словами на обратной стороне.
Основная часть
Организация класса.
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
II. Мотивация. Постановка целей и задач урока.
-
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Давайте узнаем, чем мы сегодня займемся на уроке.
- Посмотрите на все картинки, скажите, что не относится к природе? (Игрушки, они сделаны руками человека)
- А какой бывает природа? (Живая и неживая)
- Ребята, какое слово получится из первых букв этих слов? (Альпинист) Кто такой альпинист? (Альпинист - человек, который покоряет горные вершины)
- Сегодня, 11 декабря – Международный день гор. Горы - это форма земной поверхности. Они бывают молодые и старые. Старые горы ниже молодых, потому что они под действием воды, ветра, солнца постепенно разрушаются. Молодые же горы очень высокие, их макушки всегда покрыты снегом, ледниками. Давайте сегодня все вместе отправимся покорять гору Знаний как настоящие альпинисты. Готовы?
- Посмотрите на нашу схематическую гору, условные обозначения и предположите, какие знания мы будем закреплять на этом уроке, покоряя гору. (Дети высказывают предположения)
+ - =
(Учитель вывешивает на доску солнышко, на лучиках которого написаны задачи урока, озвучивает их).
Упражняться в составлении схем слов.
Совершенствовать навык чтения.
Закреплять умение решать задачи.
Повторить геометрические фигуры.
Закрепить знания о группах животных звери и птицы.
- Путешествие начинается у подножия горы - места, где начинается гора. Давайте, здесь немного разомнемся.
III. Основная часть урока.
Речевая разминка.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
(Дети проговаривают скороговорку за учителем, по рядам, девочки – мальчики, в разном темпе и с разной интонацией)
Работа над составлением схем слов.
- У подножия гор расположены леса, в которых можно встретить разных животных. На нашем пути встретились эти. Какие? Отгадайте загадки, к отгадкам составим схемы.
(Учитель выставляет картинки животных. Дети работают с наборами карточек – фишек на своих партах, проверка у доски «Живые схемы»)
Зебры очень испугались,
И от страха вдаль умчались.
В панике им в след галопом
Поскакала…(Антилопа)
Самый маленький олень,
Легкий и изящный. (Косуля)
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами.
И с лепешкой на носу
Роет землю он в лесу. (Кабан)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый
Даже завитком рога. ( Баран)
- К какой группе животных отнесем этих животных? (Звери)
- Почему? (Их тело покрыто шерстью, выкармливают детенышей молоком)
- Какие это звери? (Дикие)
- А какое животное может быть «лишним» по какому то признаку? (Кабан, у него нет рогов, зато есть клыки)
- Чем выше мы поднимаемся в горы, тем становится холоднее. Чтобы продолжить восхождение нужно отогреться.
Физкультминутка
Вот на улице мороз!
Ну- ка все потрите нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Дружно взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели!
По коленкам постучали,
По плечам похлопали,
Ножками затопали!
Продолжаем путь.
(Круг вокруг парт и на места)
- Поднимаясь в горы, мы заметим, что леса постепенно меняются лугами. Здесь сделаем привал. Привал – это перерыв на отдых в пути. Давайте откроем свои маршрутные листы и почитаем.
(У каждого ребенка карточка - маршрутный лист с текстом)
Чтение текста.
Дети на горе
У школы большая гора. Весь день на горе толпа детей. Все спешат ехать с горы. Вот Миша и собака Пушок сели в санки. Стрелой летят санки по льду. Пушку страшно. Детям смешно и весело.
(Чтение учителем, детьми цепочкой, работа над содержанием прочитанного, выборочное чтение, чтение «Воздушный шар»)
Чтение «Воздушный шар»: первое предложение читает 1 ученик, второе предложение читает 1 ученик и 2 ученик (его может выбрать либо учитель, либо 1 ученик), третье предложение читают 1 ученик, 2 ученик и 3 ученик, которого выбирает либо учитель, либо 2 ученик. И т.д. Смысл чтения «Воздушный шар» – красивое хоровое чтение текста.
- На лугах в горах очень красиво, здесь растет много разных трав, цветов, есть ягоды. А если много цветов, то много насекомых. Следующее задание на пути к вершине горы – задачи. Справимся?
4. Решение задач.
(Дети составляют по кратким записям, которые размещены на доске, задачи изученных типов, в паре на партах с помощью набора цифр выкладывают решения)
- 7
- 2
Было – 8
Ускакали – 2
Осталось - ?
- Из каких частей состоит любая задача? (Условие, вопрос, решение, ответ)
- Подумайте, ребята, что нужно изменить в условии второй задачи, чтобы она решалась сложением? (Прискакали кузнечики).
- Каким теперь будет решение этой задачи?
5. Игра «Собери предложения»
- Мы покидаем луга и идем дальше. Ребята, а луга в горах сменяются каменистой местностью, где практически нет растительности и животных. Вот и мы добрались до нее. Давайте соберем предложения из камешков – слов и узнаем, каких животных мы можем здесь встретить. Собирать камешки будем в порядке цветов радуги. Кто знает эти цвета?
(Некоторые дети получают карточки – «камешки», выстраиваются согласно цветов радуги, переворачивают карточки, все читают текст:
Вот
Там
Вот горы. Они высокие. Там живут орлы.)
Они
орлы.
горы.
живут
высокие.
- К какой группе животных относятся орлы? (Птицы, их тело покрыто перьями).
- Орды – это хищники. Гнёзда орлов — самые большие из тех, что строят птицы. Строят свои гнезда эти птицы на максимальной высоте.
- Ребята, на что похожи наши «камешки»? (Геометрические фигуры)
- Какая фигура «лишняя», почему?
- Вот мы и добрались до вершины горы. На вершинах молодых гор лежит снег, здесь ледники. Но нам не холодно, ведь мы преодолели все трудности и покорили гору Знаний.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вернемся к поставленным целям и задачам нашего урока. Как вы считаете, мы достигли их, все ли у нас получилось? (Дети высказывают свое мнение).
- У каждого из вас есть флажок. Предлагаю прикрепить его в том месте горы, где вам больше всего понравилось.
Заключение
На данном уроке реализованы обучающая, воспитательная, развивающая цели. На уроке использованы разнообразные методы и приемы, позволяющие одновременно закрепить знания учащихся по изученным темам окружающего мира, математике, чтению и развивать познавательный интерес школьников. Смена видов деятельности, формы организации учебной деятельности (фронтальная, парная, индивидуальная) делают урок динамичным и интересным.
Литература:
1.Занимательное азбуковедение: Книга для учителя/Сост. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991
2.Природоведение для начальных классов: Учебное пособие/Сост. Форощук А.А., Форощук Н.Е. – Феникс, 1990