СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная статья рассказывает превосходство интерактивных уроков
УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ СУРХОНДАРЁ ВИЛОЯТИ «ФУКАРОЛАР ТАЪЛИМИ» МАРКАЗИ | | Республика Узбекистан SURXONDARYO VILOYATI «FUQAROLAR TA`LIMИ» MARKAZI |
А.А.МАМАТКАЗИНА
Г.ТЕРМЕЗ - 2006 год.
(Методическое пособие для учителей – предметников и руководителей школ)
Доцент кафедры практических наук Сурхандарьинского областного института переподготовки и повышения квалификации педагогических работников А. А. Маматказина с написанном ею методическим пособием для учителей-предметников и руководителей школ «Интерактивные уроки – основа новой педагогической технологии» участвовала в конкурсе проектов «Педагогическая мастерская» Центрального института переподготовки и повышения квалификации руководителей народного образования имени А. Авлоний. Решением учёного Совета этого института это методическое пособие рекомендовано к печати
Ректор Центрального института переподготовки и повышения квалификации руководителей народного образования имени А. Авлоний Д.Г. Юлдашев.
Суверенной Республике Узбекистан, вставшей на путь демократических преобразований, нужны высокообразованные, всесторонне развитые граждане, каждый из которых - личность. Именно понятие «ЛИЧНОСТЬ» стоит на первом месте в нашей национальной модели образования.
Воспитание личности - задача, поставленная перед просвещенцами Республики Законом «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров. Процесс реализации этой задачи требует новых подходов к обучению учащихся. Только изменив устаревшую технологию педагогического процесса на новую, можно решить основную задачу современной школы.
Прежде, чем говорить о новой педагогической технологии, давайте сначала определимся, вообще.
ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Методисты-ученые определяют педагогическую технологию как «строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса».
Чтобы не обременять читателя таким усложненным и не сразу запоминающимся определением, выразим это другим, более коротким, но, на мой взгляд, более понятным и запоминающимся:
педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.
Рассмотрим имеющееся в этом определении понятие
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
На всем протяжении развития человечества была необходимость обучать и воспитывать подрастающее поколение. А значит, была система этого процесса. И для каждой эпохи - своя, отвечающая требованиям этой эпохи.
Структура любой педагогической системы (античной, средневековой, буржуазной и т.д.) состоит из следующей взаимосвязанной совокупности инвариантных элементов:
1 - УЧАЩИЕСЯ (кого необходимо обучать),
2 - ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ( для чего, с какой целью обучать),
3 – СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ (чему обучать),
4 – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ,
5 - УЧИТЕЛЯ (или ТСО - технические средства обучения)
6 – ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
В вышеприведенной структуре 1,2,3 – это ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, 4,5,6 – ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ (ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ).
Таким образом,
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (или ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ) – это часть педагогической системы
ЛЮБАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА РЕШАЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.
Дидактическая задача объективна по своей сути. Она не зависит от каждого отдельно взятого учителя, школы, учебного заведения. Давайте разберемся, почему?
Выбор учащихся (кого обучать?) не зависит от учителя. Он обязан обучать любого, кто пришел учиться, независимо от его умственных, психологических и т.д. качеств, социального статуса.
Цели обучения. Их ставят перед учителями, школой, любым учебным заведением государство, отражая требования социального заказа общества, эпохи.
Содержание обучения определяется государственными стандартами. Если содержание обучения будет определяться каждым отдельно взятым учителем или каждой отдельно взятой школой, то это может затруднить в последующем поступление выпускников на учебу в высшие или средние специальные заведения, где введены единые требования к поступающим.
Как уже отмечалось выше, каждую дидактическую задачу можно решить с помощью соответствующей технологии, то есть дидактических процессов, организационных форм и учителя, вернее, его отношения к ученикам и процессу их обучения.
Только изменив, обновив эти три элемента, мы получим новую педагогическую технологию. Эта замена (обновление) будет способствовать решению новой дидактической задачи.
Дидактическая задача, поставленная сегодня перед просвещенцами республики, - это воспитание личности. Отсюда, необходимость ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА к обучению и воспитанию.
В традиционной педагогике мы чаще всего встречались со словами «индивидуальный» и «дифференцированный подход».
Но в школу приходят не просто ученики, в школу приходят личности. Каждый из них приносит в школу свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя. Учитель, перегруженный уроками и делами, не может в полной мере осуществлять индивидуальный подход к каждому.
В 1986 году после выхода в свет на страницах «Учительской газеты» декларации учителей-новаторов Е.Н. Ильина, С. Н. Лысенковой, Ш. А. Амонашвили и др. под названием «Педагогика сотрудничества» педагогическая общественность узнала еще об одном подходе к ученику – личностном.
Педагогика сотрудничества декларирует следующий подход к воспитаннику: «Относись к ребенку так, так ты хотел бы, чтобы относились к тебе».
Но, как говорится, новое - это хорошо забытое старое.
В трудах Авиценны (Абу Али ибн Сино) имеются слова: «Обращайся с человеком так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой». Аналогичные слова встречаются и в Библии…
Именно такой подход и называется личностным. Ибо каждый человек-это ЛИЧНОСТЬ, в том числе и школьник. Он является не объектом обучения и воспитания, а субъектом. И об этом должен помнить каждый учитель.
Педагогика сотрудничества, декларирующая личностный подход к обучению и воспитанию, отличается от прежней, традиционной авторитарной педагогики тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей.
Она направлена на одно – дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.
У В.А Сухомлинского есть такие слова: «…Для того, чтобы ребенок успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда; в том, что он выбирает задачи по своему вкусу; в том, что творчество каждого ребенка получает признание и оценку; в том, что каждый из детей на самом деле уважаем, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе.
Для сотрудничества необходимы 2 условия:
-развивать даже самые малые способности детей;
-вызывать у них общественные чувства.
Радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими и прочными.
Как зачастую было раньше, да происходит в отдельных случаях и сейчас?
Учитель объясняет новый материал - ученик слушает (или имитирует, что слушает), запоминает и воспроизводит услышанное (по определению психологов, это -1 уровень развития личности); либо слушает, запоминает, воспроизводит и может применить полученные знания в практической деятельности (по определению психологов - II уровень развития). Безусловно, нашему обществу нужны и такие выпускники. Но обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы прежде всего личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение (Ш уровень развития).
Поэтому требуют коренного изменения, кроме отношения к учащимся, и дидактические процессы, и организационные формы обучения.
В традиционной педагогике сложилась и укоренилась 5 -элементная (этапная) система урока: организационный момент, опрос (проверка домашнего задания), объяснение нового материала, его закрепление, домашнее задание. Этот «стандарт» известен не только нашим дедушкам и бабушкам, но и нашим родителям, нам, а теперь уже нашим детям и внукам.
А теперь представьте себя на минуту учеником и ответьте на вопрос: какой момент урока наиболее «опасный» для него? Конечно же, опрос! Именно в этот момент он напряжен и волнуется: вызывут ли его к доске отвечать выученный (или не выученный) урок? Но если за 15-20 минут опроса у него не спросят пройденный на прошлом уроке материал, не вызовут к доске, он уже знает, что учитель будет уже не опрашивать, а объяснять новый материал, и успокаивается. Объяснение нового материала уже может и не слушать или слушает в пол-уха Активным участником учебного процесса он уже, по сути дела, не является.
Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным.
Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения – один из путей совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся.
Новая педагогическая технология, как и любая технология вообще, предполагает массовость применения ее всеми участниками процесса. Поэтому ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ, НЕСТАНДАРТНЫЕ, ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДОЛЖНЫ СТАТЬ НОРМОЙ РАБОТЫ КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ. Как сейчас становятся нормой реализация на практике государственных общеобразовательных стандартов (содержание обучения) и рейтинговой системы оценки знаний учащихся (способ оценки полученных знаний).
Но если по двум последним имеются нормативные документы или разъяснения Министерства народного образования республики, то по методике организации нестандартных форм обучения практической методической литературы пока еще не очень много.
Настоящее пособие является такой попыткой донести до учителя разнообразие нестандартных, интерактивных форм обучения.
НОВЫЕ, НЕСТАНДАРТНЫЕ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ) ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Спектр нестандартных, интерактивных форм организации учебных занятий широк и разнообразен. Рассмотрим подробно методику проведения каждой из них.
У Р О К И – И Г Р Ы
Нестандартные уроки можно проводить в виде игры. Она может проводиться целый урок, а может проводиться только на каком-то его этапе. Но обязательное условие при этом: игра обязательно должна быть познавательной, должна быть стимулом учебной работы.
Например, урок русского языка в 6 классе по теме «Причастие» может быть проведен в следующей форме:
Класс делится на 2 команды, которые получают разные задания:
- подобрать антонимы к причастиям,
- вспомнить пословицы, в которых есть причастия,
- найти причастие в предложениях,
-записать математические термины-причастия по своему «происхождению».
После того, как задание будет выполнено, объявляется команда-победительница. Затем – путешествия: например, на планету «Тысяча вопросов», где команды должны самостоятельно подобрать друг для друга вопросы по теме «Причастие». Или путешествие на «Веселую планету»: члены команд сочиняют сказки о причастиях. Например, сказка о том, как причастный оборот стал самостоятельным; сказка о том, как поссорились частица «не» и приставка «не» на улице «Причастие». А на планете «Грамотных» все готовятся к контрольному диктанту.
Игра « Ботаническое или зоологическое лото»
Ученик берет карточку, на которой нарисовано взрослое животное или насекомое и еще несколько квадратов. На маленьких карточках – детеныши. Надо подобрать животных или насекомых одного вида, одного семейства, рассказать об их биологических особенностях, значении в природе.
Аналогичная игра в лото, проведенная на уроке русского языка с подбором карточек взрослых животных и их детенышей позволит учащимся самим сделать вывод о том, как образуются слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра «По следам Робинзона».
На уроке ботаники при изучении темы «Вегетативное и семенное размножение растений» учитель в самом начале урока может сказать учащимся: «Ребята, представьте, что наш класс отправился в кругосветное путешествие. Кораблекрушение. Каждый из вас попал на необитаемый остров. Случайно у вас в кармане оказались картофелина, луковица, несколько зерен пшеницы, высушенная ягода земляники и т.д. Подумайте и расскажите, что вы сможете вырастить на острове за то время, пока за вами придет помощь»…
Ученики делают расчеты, прикидывают, как можно размножить растения, как раздобыть семена. Отчеты о путешествии ребята сдают группе консультантов. Они определяют лучший отчет, просят автора прочитать его.
В 6 классе при изучении темы «Растительные сообщества» за 2 недели до изучения этой темы на уроке учитель делит класс на 3 группы (по рядам или по звеньям), каждая из которых «пойдет в экспедицию» в тундру, тайгу, пустыню. Среди членов каждой группы распределяются обязанности: начальник экспедиции, ботаник, зоолог, художник и т.д. Две недели ребята подбирают материал для своего «отчета», пользуясь дополнительными материалами из энциклопедий, различных журналов, справочников и т.д.
Начальники экспедиций прокладывают маршруты (по тундре, или тайге, или по пустыне – каждый - свой), распределяет обязанности. Ботаники описывают растения, зоологи - животный мир, собирают гербарии, коллекции… Художники, фотографы, метеорологи - все члены экспедиций помимо своих основных обязанностей ведут дневники наблюдений. Кроме научных данных в дневники записывают происшествия, непредвиденные ситуации.
На уроке при прохождении темы перед классом отчитываются начальники экспедиций. Регламент - 15 минут. Дневники экспедиций просматривают все члены жюри.
На уроке зоологии по теме «Охрана млекопитающих» можно провести игру «Путешествие с Красной книгой».
Школьникам заранее, до этого урока дается задание: совершить путешествие в заповедник. Распределяются обязанности, учениками во внеурочное время готовятся отчеты с использованием дополнительной литературы. Во время урока они рассказывают о растениях и животных, внесенных в Красную книгу, показывают рисунки, фотографии, делают мультфильмы с подписями.
Для проведения урока-игры «Экспедиция в Гренландию» учитель заранее, до урока может дать ученикам список литературы, где можно узнать об истории острова, почему у него такое название, в каких условиях будет проходить экспедиция…
На уроке ученик - «штурман» прокладывает курс кораблю, доказывает, с какой стороны и почему удобнее подплыть к острову. «Биолог» экспедиции подбирает материалы о флоре и фауне острова, «этнограф» - о коренном населении, его быте, обычаях. Свои сообщения должны готовить и другие члены экспедиции.
УРОК – РОЛЕВАЯ ИГРА
Многие темы, например, по химии удобнее изучать в форме ролевой игры, ведь из всех школьных предметов химия ближе всего к производству, к настоящему делу.
Так, урок - ролевую игру по теме «Производство аммиака» можно провести в форме производственного совещания. Роли сотрудников завода по производству аммиака играют учащиеся.
Ученик - «директор завода» «напоминает» специалистам, что синтез аммиака - основной способ связывания атмосферного азота. Его мировое производство несколько десятков миллионов тонн в год.
Ученик – «экономист», используя кодограмму со схемой, рассказывает о применении аммиака.
Директор завода: - «Сколько связного азота нужно для сельского хозяйства?»
Инженер - статистик: - «Синтез аммиака – экономически наиболее выгодный способ связывания атмосферного азота. Но технологически это очень сложный процесс. Может быть, кто-нибудь нас с ней познакомит?»
Заведующая технической библиотекой рассказывает об истории производства аммиака.
Директор: - «Да, действительно проблема трудная, придется решать задачи, которые раньше перед нами не вставали».
Старший химик – исследователь: - « Вся сложность в самой химической реакции синтеза аммиака. Вот ее физико-химическая характеристика, вот оптимальные условия процесса». (На доске – схема).
Редактор заводской газеты: - «Почему долго не могли осуществить эту реакцию? Каким образом удалось увеличить ее скорость? Почему ее называют гетерогенной?»
Директор: - «Площадь соприкосновения катализатора с газовой смесью надо увеличить, поэтому применяют губчатое железо. Отметьте это, пожалуйста». Затем обращается к главному инженеру: «Будьте добры, дайте еще раз физико-химическую характеристику этой реакции!»
Директор еще раз уточняет оптимальные условия процесса. «Синтез аммиака, - говорит он, - исключительно энергоемкий и трудоемкий процесс. Очень много трудностей приходится преодолевать инженерам-химикам, чтобы реакция «пошла». Какова технология? Слово - главному технологу завода!»
Главный технолог с помощью диапозитивов и модели установки для синтеза рассказывает о технологии и основных принципах производства.
Вопросы к главному технологу:
- Трудная инженерная задача - конструирование колонны синтеза, хотя бы потому, что даже специальные сорта стали не могут сохранять прочность при такой высокой температуре и большом давлении. Как удается это преодолеть? За счёт какого источника тепла поддерживается оптимальная температура? Какой производственный принцип здесь используется? Как при указанных условиях синтеза решается вопрос увеличения выхода аммиака?
Еще раз поясните, пожалуйста, какой технологический процесс называется циркулярным? Назовите, пожалуйста, все производственные принципы». (Все ученики класса записывают это в тетради).
Директор: - «Установка синтеза аммиака - это сложнейшее тяжеловесное оборудование. Система регулируется с пульта управления. Все автоматизировано».
Главный инженер: - «На такой мощнейшей установке в цехе в одну смену работает всего 12 человек - благодаря автоматизации контроля и управления. Важно увеличить единичную мощность агрегата: если агрегат мощностью 200 тысяч тонн аммиака в год раньше обслуживало 810 рабочих, то агрегат мощностью 400 тысяч тонн сейчас могут обслуживать 70 рабочих.
- Еще один важный вопрос: «Нам предлагают на территории нашего аммиачного завода построить цех и наладить выпуск соляной кислоты. Но известно, что очень скоро почва около завода будет пропитана хлоридом аммония, и в такой концентрации, что в засушливое время года он выступает на поверхность земли. Как быть?»
Специалисты обсуждают экологические проблемы, возможность создать экологически чистое производство. Есть предложения у инспектора по охране окружающей среды…
В конце урока подводятся итоги совещания. Принимается решение: «Будем увеличивать производственные мощности, интенсифицировать производство. Надо увеличить единичную мощность агрегата за счет технологического перевооружения, более эффективных металлоорганических катализаторов, замкнутых систем водоснабжения».
На уроке математики при выполнении задач на построение можно провести ролевую игру «Конструкторское бюро».
В начале урока учитель предлагает ученикам рассмотреть последовательность действий при строительстве. Школьники устанавливают: начальный этап строительства - работа архитектора. Он мысленно представляет себе дом, который будет строиться, разрабатывает проект.
Затем в конструкторском бюро делают все расчеты, продумывают технологию строительства. На строительную площадку завозят стройматериалы и строительную технику. Строительно-монтажное управление строит дом и его принимает комиссия. Исполнитель работ доказывает, что он все выполнил по плану строительства.
Решение задач на построение, как известно, включает в себя анализ, построение, доказательство, исследование. С определенной условностью можно принять, что анализ - работа архитектора и конструкторского бюро, построение - работа СМУ, доказательство - госприемка, исследование - согласование с исполнителем.
Задачи на построение решаются в форме игры. Сначала «работает» заказчик. Он дает задание, прикидывает, как разместить материал таким образом, чтобы это было удобно для хранения.
Заказчик «выбирает» архитектора, а тот «приглашает» 2-3 человек в свое конструкторское бюро. Эти дети подходят к доске и составляют план строительных работ. Конструкторы приглашают двоих в свое СМУ - они выполняют построение. Заказчик назначает комиссию, строители отчитываются. Заказчик вместе с отделом обеспечения и комплектации продумывают, какой материал нужен для строительства.
Заказчика назначает учитель, он помогает выбрать архитектора и конструкторов - это те, кто хорошо занимается по математике. Оценивает работу каждого строительного звена весь класс.
Начиная с третьего урока можно комплектовать звенья, которые работают самостоятельно, а отчитываются в конце урока.
В виде урока - ролевой игры «Встреча с инопланетянами» можно провести урок ботаники по теме «Цветковые растения, их строение. Клетка и ее функции».
В конце предыдущего урока учитель говорит учащимся: «Представьте себе, что к нам на Землю прилетели инопланетяне. У них на планете все иное, все иначе и они хотят познакомиться с нашей жизнью. Их интересует, в частности, растительный мир нашей планеты. Академия наук поручила нам рассказать им все самое важное о растениях так, чтобы они хорошо это поняли». Затем разъясняет правила игры.
Если во время объяснения допускается ошибка или неточность, то «инопланетяне» жестом показывают, что они не поняли и просят объяснить еще раз. С того ряда, где сидит ученик, допустивший ошибку или неточность, снимается балл. У тех, кто сидит в этом ряду, есть преимущественное право исправить ответ и вернуть себе балл. Если они не сумеют это сделать, то снимается еще балл, и ответ исправляют, уточняют их соседи по ряду, получая этот балл. Основной ответ ученика оценивается по пятибалльной системе.
Беседуя с «инопланетянами» ребята должны показать не только умения и навыки, но и свою выдержку - ведь за нарушение дисциплины снимается балл.
Обсудив условия игры, школьники распределяют роли. Первый ряд - это научные работники из института растениеводства, второй – выставки достижения народного хозяйства, третий ряд - корреспонденты журнала «Природа». Учитель на этом уроке становится «переводчиком». «Инопланетян» соответственно рядам - трое. Это, обычно, сильные, хорошо знающие материал ученики.
Ролевые игры могут также проводиться и на уроке истории.
Например, урок - ролевая игра «Собрание». Тема собрания: «Парижская Коммуна». Моделируется ситуация: если бы у Коммуны была возможность оценить свою деятельность, то есть, провести отчеты и выборы в мае 1871 года, как бы это выглядело?»
Класс делится на сторонников и противников Коммуны (в лагере противников - мелкобуржуазные группировки анархистов, прудонистов, бланкистов, неоякобинцев). Обсуждается каждый шаг, сделанный пролетарской диктатурой. Выступления должны быть аргументированными, составлять единую цепь доказательств. Собрание принимает решение: «Признать заслугами Коммуны…, вместе с тем считать ошибочным…»
Второй вопрос повестки дня - выборы председателя Коммуны. Слово предоставляется доверенным лицам кандидатов в депутаты. Их четверо - Варлен, Франкель, Домбровский, Луиза Мишель.
Споры разгораются вокруг каждой кандидатуры. Цель такого урока: детально раскрыть социально-экономическую политику Парижской Коммуны, познакомить с ее деятелями.
Еще одна историческая модель на уроке - ролевая игра «Конгресс». Тема, например, такая: «Международные отношения и внешняя политика Германии, Англии, Франции, США, Японии». Класс делится на 5 групп, каждая из которых подробно изучает внешнюю политику одной из этих стран, учитывая сложившиеся в конце ХIХ - начале ХХ веков принципы внешней политики, пытается найти точки соприкосновения между странами, подготовить почву для заключения соглашения между ними…
УРОКИ - ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Чаще всего такие уроки целесообразно проводить в конце учебного года при повторении и обобщении материала.
Например, по физике по разделам «Тепловые явления», «Электричество»
В начале урока учитель с помощью кинофрагмента имитирует полет космического корабля к незнакомой планете, жители которой терпят бедствие. Пассажиры ракеты (класс) разбивается на 3 отряда. Один решает проблемы обеспечения жителей планеты светом, другой - теплом, третий - обеспечивает вентиляцию помещений. Каждый отряд (ряд), разрабатывающий свою техническую задачу, делится на 3 группы: конструкторскую, инженерную и практических работ. Каждой из них дается задание с определенными техническими условиями. Конструкторские группы создают проекты (принципиальные схемы требуемых установок) и передают их инженерам. Те делают расчеты и отдают всю документацию следующей группе - для сборки цепи, проверки ее в действии, проверки некоторых вычисленных параметров. На выполнение заданий каждой группе дается 8 минут.
После сигнала все материалы по работе отряда должны быть представлены на доске. Спикер отряда докладывает о выполнении задания. Работа каждой группы обсуждается.
Урок - деловую игру «Специальное конструкторское бюро» можно на уроках физики по темам «Плавание судов», «Тепловые двигатели», «Реактивное движение», «Оптические явления».
Класс при этом делится на группы, каждая из которых получает « свое» задание.
Первая группа - «мозговой центр» - разрабатывает проект, выдвигает гипотезу;
вторая – группа помощи - выдает необходимые сведения, пользуясь справочниками и паспортными данными приборов, на основе которых действует предлагаемая конструкция;
третья группа – историков - готовит исторический обзор по теме; четвертая – монтажников - собирает конструкцию и проверяет, как она действует;
пятая - группа техники безопасности;
шестая – экономистов - обосновывает экономическую целесообразность разрабатываемого проекта;
седьмая - группа управления и контроля.
Такие же уроки можно проводить и на уроке черчения.
Класс при этом разбивается на группы конструкторов, инженеров, назначаются руководители групп, начальник ОТК, главный конструктор.
Заказчик – учитель готовит карточки – задания по пройденной теме и инструкцию - алгоритм выполнения заказа. Все карточки помечены значками - сложные, менее сложные и простые задания.
Так, при выполнении графической работы № 3 (эскиз детали с выполнением необходимого разреза) «начальник конструкторского бюро» получает от учителя заказ - 36 заданий различной трудности и распределяет их между тремя руководителями групп, а те, в свою очередь, - внутри групп.
«Начальник КБ» проводит планерку, кратко рассказывает об условиях и особенности работ. Рядом с доской вывешивается инструкция:
изучить деталь, расчленив ее на простые геометрические формы;
установить необходимое количество изображений,
выбрать главный вид;
выбрать формат, определить, как лучше разместить изображение на поле чертежа;
тонкими линиями построить габаритные прямоугольники;
штриховыми линиями изобразить невидимые части и элементы детали;
нанести выносные и размерные линии и т.д.
Прослушав инструктаж, конструкторское бюро приступает к работе. У руководителей групп есть ГОСТы и справочная литература. Если в работе что-то неясно, школьники обращаются к начальнику КБ или к самому «заказчику» (учителю.).
Начальник ОТК следит за тем, чтобы соблюдались правила и требования ГОСТов, проверяет по элементам выбор формата, масштаба, чертежного шрифта, следит за компоновкой чертежей, соблюдением типов линий, за тем, правильно ли ставятся размеры и т.д.
УРОКИ – ПРЕСС - КОНФЕРЕНЦИИ
Эти уроки чаще всего используются для повторения материала по какой-либо теме или вопросу.
За несколько дней до такого урока класс делится на группы, примерно равные по силам, которые будут играть роль сотрудников различных газет или журналов. Для каждой группы очерчивается своя область интересов, например: суть изученного явления, использование этого явления на практике, применение в медицине, связь данной темы с другими науками, история развития научных идей по этому вопросу.
Например, по физике при изучении темы «Рентгеновские лучи» группы представляют собой соответствующие журналы теоретической и экспериментальной физики - «Наука и жизнь», «Здоровье», «Земля и Вселенная», «Вопросы истории естествознания и техники». Они заранее готовят вопросы по своей теме, на которые хотят получить ответы. Есть и еще одна группа - пресс-центр: в нее входят «физик - теоретик», «инженер», «врач», «историк физики» и т.п. Задача этой группы - подготовиться к ответам на возможные вопросы.
Сам урок – пресс-конференция состоит из 4 частей:
ответы «сотрудников» пресс-центра на вопросы «журналистов»(45 минут);
подготовка и оформление редакционных заданий(20 минут) каждый «журналист» на основе полученных ответов на свой вопрос пишет заметку в журнал;
отчет о проделанной работе (15 минут);
подведение итогов и выпуск экспресс - газеты.
На уроке английского языка при прохождении текста «Генри Уайт рассказывает о своей школе» учитель предупреждает ребят, что с «гостем» из Англии пройдет пресс-конференция. Роль «гостя» достается самому подготовленному ученику, все остальные – «журналисты», каждый готовит свои вопросы.
На следующий урок сдвигаются столы, за ними - «журналисты» с записными книжками, фотоаппаратами и т.д. Перед каждым - табличка с названием газеты или журнала, т.е. представляемого им издания.
«Мистер Уайт» отвечает на вопросы «журналистов», затем «журналисты» готовят материал в представляемые ими издания.
Творчески подойдя к вопросу проведения уроков - пресс-конференций, можно организовать подобные в любом классе и по любому предмету.
УРОКИ - КОНКУРСЫ, УРОКИ - СОРЕВНОВАНИЯ, УРОКИ - ТУРНИРЫ
Такие уроки - очень удобная форма итогового контроля. И их лучше начинать с объявления: «Ребята, сегодня мы проведем с вами конкурс и определим, кто лучше умеет спрашивать и отвечать, подписывать картинки». (Если конкурс проводится, например, на уроке иностранного языка). Участники конкурса будут выполнять задания, все остальные - члены жюри, следят и проверяют: насколько логичны и полны высказывания, сколько было реплик и фраз.
К столу выходит первая пара. Диалог: ребята по очереди описывают картинки (на иностранном языке). Следующая пара… Следующая… Жюри строго следит за тем, как выполняются требования: количество и «качество» фраз, логика и их последовательность.
После окончания конкурса подводятся итоги, оценки проставляются в журнал. Победителям можно вручить призы: открытки, журналы на иностранном языке, сувениры, сделанные на занятиях кружка.
Изучение иностранного языка в школе вообще предоставляет большие возможности по проведению уроков - конкурсов.
Так, после прохождения темы, за 3-4 урока до ее окончания, учитель предупреждает ребят, просит выучить стихи и песни на английском (немецком, французском и др.) языке. Программа соревнования по теме «День школьника», например, может включать следующие задания:
расскажи о своем распорядке дня;
расскажи о том, как ты помогаешь своей маме;
расспроси своего друга (подругу) о том, что он (она) обычно делает после уроков;
накрой стол и прокомментируй свои действия;
проведи физкультпаузу, используя рифмовки, считалки на иностранном языке;
выполни контрольные задания и т.д.
Урок заканчивается небольшим концертом и подведением итогов.
Аналогичные уроки можно проводить во время изучения русского языка в национальной школе.
Цель урока-соревнования по физике: закрепление умений решать задачи разных типов.
Заранее формируются команды и жюри. Члены жюри подбирают задачи, готовят оборудование для подготовки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме.
Урок начинается с одного такого сообщения (делает член жюри), затем – разминка - решение командами качественных задач; демонстрируется опыт - требуется его объяснить; далее - конкурс капитанов (решение экспериментальных задач); в это время прослушивается еще один рассказ. Потом – конкурс команд: самостоятельно «на время» решение расчетных задач. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды - победительницы.
Уроки - соревнования можно проводить и на уроках математики, например, по алгебре при изучении темы: «Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений».
Тема довольно сложная, и сложна она тем, что в процессе преобразования тригонометрических выражений формулы и тождества надо применять и в единстве, и в комплексе, причем, наиболее рациональным способом. Эта цель и ставится в начале урока.
Соревнование начинается. Четыре ученика записывают примеры на обратной стороне доски, на другой створке. У доски с учителем соревнуется один из лучших учеников математики класса. Класс в это время решает примеры в тетрадях. Класс решает (вместе с лучшим учеником) примеры, составленные учителем, учитель - составленные учениками.
Затем - проверка домашнего задания:
- повторение необходимых формул: вопрос - ответ, вопрос – ответ;
- потом - математический диктант.
После соревнования подводятся итоги.
Цель урока - турнира - повторение пройденного.
Так, при проведении такого урока, например, по физике можно объединить 2 параллельных класса и провести между ними турнир. Такой урок рассчитан на 2 часа, подготовка к нему занимает несколько дней. Ребята объединяются в группы «эрудитов», «консультантов», «аналитиков», «экспериментаторов».
Консультанты занимаются с отстающими; аналитики решают усложненные задачи, которые они получают заранее; эрудиты готовят сообщения; экспериментаторы ставят опыты. Тема сообщения одного класса – об истории развития науки, а второго - использование изученных явлений и закономерностей на практике.
Перед уроком столы в классе ставят рядами так, чтобы классы сидели друг против друга. Ставятся переносные доски, вывешивается самодельный плакат «Летопись изучения…»(далее название раздела физики)
Начинается урок. Объявляется его цель, выбирается жюри. Затем - фронтальный опрос по вопросам, которые задает учитель. По очереди отвечают ученики то одного, то другого класса; жюри оценивает их ответы. В это время аналитики на доске решают задачи. Фронтальный опрос заканчивается. Затем все пишут мини - диктант, его цель-проверка формул по теме.
Следующий этап: экспериментаторы из каждого класса показывают подготовленные ими опыты, а ученики из другого класса по очереди их объясняют, оценивают работу демонстраторов,
На втором уроке сначала – заслушивают подготовленные сообщения. Затем ребята делятся на 2 группы: одна решает теоретические задачи, другая выполняет задания по карточкам.
В заключение подводятся итоги, объявляется команда-победительница.
Приводим также пример урока - турнира по химии по теме «Первоначальные химические понятия».
В начале урока - турнира выбираются ведущие. В жюри можно выбрать учеников старших классов. На уроке проводится несколько конкурсов. В каждом из них участвует по 1 человеку от команды.
Конкурс № 1. На плакате – фразы, в которых речь идет о кислороде как о простом веществе и кислороде - химическом элементе. Против каждого предложения конверт - в него нужно вставить карточку с химическим знаком кислорода, если речь идет о химическом элементе, или формулу кислорода, если речь идет о простом веществе.
Конкурс № 2. Члены команд решают кроссворды по химическим знакам.
Конкурс №3 . «Как мы знаем химическую посуду».
На плакате нужно пронумеровать посуду, чтобы номер посуды и оборудования соответствовал названию и назначению химических веществ.
Конкурсы № 4 и № 5 - ребята проставляют валентность и коэффициенты.
После конкурса команд - конкурс болельщиков (они находят молекулярную массу); конкурсы экспериментаторов; капитанов (они называют признаки химических реакций, типы химических реакций); потом игра «Что не соответствует написанному?»:
1.Вода, железо, углекислый газ - сложные вещества.
2.Воздух, почва, сахар - смесь… и т.п.
В конце такого урока подводятся итоги. Победителям вручается приз.
На уроках такого типа ребята могут принять участие в любом конкурсе: это правило игры заставляет всех участников быть предельно внимательными и принимать в них самое активное участие.
УРОКИ ТИПА КВН
Область применения уроков такого типа – преимущественно повторение тем и разделов. Урок – КВН можно провести в 5 конкурсов – этапов:
I этап - разминка. Задание: составить рассказ по пройденной теме: один ученик начинает рассказ, второй продолжает и т.д.
II этап - конкурс «Проверка домашнего задания». Нужно сыграть сценку, где было бы отражено самое главное в теме.
III этап - решение задач с выбором ответа (тестирование).
IY этап - конкурс «Угадай». Один ученик из команды уходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намеками подсказывают, какое физическое понятие, входящее в данную тему, было задано (например, «молекула»)
Y этап - конкурс «артистов» и «художников».«Художник» команды уходит за дверь. Демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашает «художника» и для него «артист» пантомимой изображает опыт; «художник» должен узнать его и изобразить рисунком.
Заключительный этап - подведение итогов.
На уроке иностранного языка класс делится на 3 команды, во главе каждой - капитан.
КВН, например, по теме «Мой дом» может включать конкурс капитанов («Расспросите друг друга о доме, в котором живете»), художников («Прослушайте текст и нарисуйте иллюстрации к нему в стиле «кроки»), знатоков («Прочитайте и перескажите текст»)…
УРОК – АУКЦИОН
В виде аукциона можно провести в 9 классе уроки химии по теме «Натрий и кальций».
К уроку готовятся 2 группы ребят: I группа – «Натрий», II – «Кальций».
На урок приглашаются старшеклассники - «представители торговых фирм»: «Быт», «Промышленность», «Строительство», «Медицина»; к уроку готовятся рекламные проспекты: как применяются соединения натрия и кальция в народном хозяйстве.
Члены команд кальция и натрия рассказывают о свойствах этих веществ, показывают опыты, составляют уравнения реакций, анализируют рекламные проспекты.
Потом «представители фирм» задают вопросы:
- Вы предлагаете использовать гидрокарбонат натрия в хлебопечении. Какие изменения происходят с гидрокарбонатом натрия, когда его добавляют в тесто?
- Вы предлагаете известковое молоко использовать при производстве сахара. Какова его роль?
- Вы предлагаете использовать полученный углекислый газ для приготовления фруктовых вод. Но ведь это кислотный оксид, с водой он образует кислоту. А мы знаем, что неорганические кислоты опасны для организма. Поэтому этот продукт мы пока приобрести не сможем. И т.д.
Если ответы удовлетворяют представителей торговых фирм, вещество приобретается. В конце урока подводятся итоги.
Цель урока - аукциона по физике: в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.
Урок вместе с учителем физики готовят члены физического кружка: организуют сбор объектов для « продажи» на аукционе, придумывают костюмы для ведущих, записывают сопровождающую музыку.
Структура урока такова:
- приветствие;
- повторение во время опроса основных вопросов темы;
- объяснение правил аукциона;
- «продажа» предметов;
- музыкальная пауза;
- продолжение «продажи»;
- музыкальный финал;
- итоги.
Происходит аукцион так. За демонстрационным столом располагаются ведущие в импровизированных костюмах. Перед ними - большой волчок, а вокруг него по кругу расположены «продаваемые» предметы. Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, какой именно предмет будет продаваться. Покупатели, желающие приобрести данный предмет, должны указать его связь с физикой, точнее - с пройденной темой. Называют по очереди; второй ведущий после каждого ответа громко считает: раз, два,…три. Выигрывает тот, кто до счета «три» последним даст ответ.
Так, при повторении темы «Основы молекулярно-кинетической теории» могут « продаваться» зубной порошок, конфета - леденец, тетрадь, детский надувной шарик и т.д.
Приводим ответы, за которые можно «купить» леденец: аморфное тело, получается из кристаллического сахара методом нагревания и плавления, благодаря диффузии мы чувствуем его запах.
Уроки такого типа эффективны в средних классах.
УРОКИ ТИПА «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ»
По форме это занятие - детективное расследование (например, физического явления), содержащее все этапы следствия: разработку версии, проверку ее на практике (в данном случае экспериментом) исследование мотивов преступления, приговор. Но основана эта работа на знании предмета. Уроки такого типа могут применяться как для получения знаний, так и для их повторения и закрепления.
Основные этапы урока. «Дежурный по оперативному штабу» делает экстренное сообщение, например: «Внимание! Совершено преступление! На линии Москва - Рязань за зиму бесследно пропал телефонный провод. Требуется обнаружить виновника, выяснить причины преступления, определить размеры хищения и т.д. Следствие провести с позиций физики».
Срочно создаются 3 оперативные группы по 10 человек. Ставятся вопросы и дается определенное время (1-3 минуты) на обдумывание ответа. Ответы оцениваются.
Первый вопрос – «следователям»: «Какова версия преступления?» После обсуждения выдвигается предположение: виновник преступления - понижение температуры.
Второй вопрос: «Как, используя имеющееся оборудование (выставлено на демонстрационном столе), проверить правильность версии?». Опергруппа, составившая лучший проект, получает возможность выполнить эксперимент.
Третий вопрос: «Каковы мотивы преступления?» Выслушиваются ответы. Штаб подводит итоги работы следственных групп.
Четвертый вопрос: «Как определить размеры хищения, т.е. длину пропавшего провода?» Пользуясь учебным пособием, группы выводят формулу для расчета длины при тепловом расширении тел.
Пятый вопрос: «Где взять числовые данные, необходимые для расчета?» Обсуждаются различные предположения; осуществляется одно из них основанное на эксперименте для нахождения коэффициента линейного расширения.
Шестое задание: произвести, используя микрокалькуляторы, размеры хищения и доложить о результате.
Затем штаб подводит итоги работы и формулирует заключение по следствию.
ГРУППОВЫЕ УРОКИ
Те, кто захочет провести такой урок, сначала должен переставить в классе мебель: ученические столы поставить буквой «Т». За каждый «Т»-образный стол садится группа с консультантом: так удобнее разговаривать. Один из группы «защищает» выполненное задание.
Такие уроки целесообразнее всего проводить по внеклассному чтению. Например, при прохождении темы «Времена года» класс делится на 4 группы - 4 времени года: весна, лето, осень, зима. Каждой из них в поэтической форме необходимо « доказать», что представляемое ими время года - самое лучшее.
Каждая из групп готовится к такому уроку в глубокой тайне друг от друга. Составляются вопросы викторины, подбирается музыкальное сопровождение.
Во время урока на партах - книги, рисунки, слайды, фотографии и т.д. Ребята готовят большие красочные « паспорта» времен года, например, «Снегурочка» - зима, веснушчатая девчонка в цветастом сарафане и венком из цветов на голове - весна и т. д…
Выступления каждой из групп проходят «на фоне» негромкой музыки, на доске демонстрируются большие цветные слайды, фотоподборки времен года, читаются стихи и т.д.
У Р О К – «Э В Р И К А»
На уроках такого типа класс делится на равные группы - команды, а внутри каждой команды - на звенья, по 2 - 4 человека:
-экспериментаторов» (тех, кто хорошо работает с физическими приборами),
«теоретиков» (лучше всех знающих теоретический материал),
«калькуляторов» (умеющих быстрее всех считать) и «экспертов» - они поправляют, дополняют, оценивают ответы.
На демонстрационном столе - физические приборы.
«Экспериментаторы» одной из команд (кто первый - решает жребий) ставят опыт, на основании этого опыта составляют условие задачи.
«Теоретики» и «калькуляторы» другой команды решают задачи в общем виде, делают расчеты.
«Эксперты» следят, корректно ли ставится опыт, не противоречивы ли условия задачи.
«Теоретики» решают задачу в общем виде, записывают ход решения на доске.
«Калькуляторы» переписывают свои вычисления на доску.
Итак, «экспериментаторы» первой команды на основе опыта составили условие задачи. «Эксперты» второй команды одобрили их работу, «теоретики» и «калькуляторы» второй команды выполняют свои операции. В это время «эксперты» первой команды следят за работой «теоретиков» и «калькуляторов» второй команды. Таким образом, первая команда задает второй команде 3 задачи. Когда задачи решены, берут слово «эксперты». Выслушав краткий комментарий «теоретиков» и «калькуляторов», «эксперты» партнеров делают замечания и, учитывая, сколько времени ушло на работу, выставляют оценки.
Затем команды меняются ролями, и процедуры полностью повторяются. Все члены команд имеют право совещательного голоса, могут предложить своим звеньям другой способ решения или расчета данных.
Заканчивается урок конкурсом капитанов. Происходит это так: пока «теоретики» и «калькуляторы» начинают работу, «экспериментаторы» на основе поставленного опыта готовят условия задачи для конкурса капитанов. Эти задачи выдаются капитанам, когда команды уже выполнили основные задания и итоги подведены.
Капитаны работают у доски. Результаты их конкурса комментирует преподаватель. Он подводит итоги урока, вручает призы.
УРОКИ - ОБЩЕСТВЕННЫЕ СМОТРЫ ЗНАНИЙ
Уроки такого типа помогают проверить знания школьников по изученному разделу или теме. Проверка эта особая, ее цель - не только выявить, как усвоен материал, но показать администрации школы, родителям, классному руководителю, другим учителям, шефам, чего достигли школьники, насколько прочны их знания, могут ли они использовать их на практике.
Вот как проводится такой урок по физике.
За 2 недели до занятия объявляется его тема, ребята получают вопросы, на которые надо будет знать ответы, типовые задачи для решения.
В жюри входят директор школы, его заместитель по учебной части, учителя физики, ученики старших классов и т.д. В смотр знаний включаются:
- устный опрос (теория),
работа по карточкам (решение типовых расчетных задач),
физический диктант (проверка знания формул и единиц измерения физических величин),
экспериментальное задание, комментирование диа - или кинофильма, «запускаемого» в немом варианте (проверка знаний фактического материала).
Учитель составляет сценарий смотра, в котором расписано, - кто, когда и какую работу выполняет. Часть учеников отвечает на вопросы у доски, часть - устно с мест.
Начинается урок. Отвечать к доске идут трое, 14 учеников получают карточки с расчетными задачами, у демонстрационного стола ставятся опыты - задачи.
Пока все это готовится, идет фронтальный опрос. Вопросы ставятся в занимательной форме, например, зачитывается отрывок из художественного произведения и нужно ответить на вопрос: «О каком физическом явлении здесь идёт речь?»)
Затем - физический диктант - 5-6 вопросов. После этого часть учеников выполняет не очень сложные экспериментальные задания, а остальные по очереди комментируют кинофрагмент (каждому ученику «достается» 2-3 кадра).
Жюри делится на группы, каждая из них «принимает» один вид работы. Отметки заносятся в опросный лист (по вертикали - фамилии учеников, по горизонтали - виды работ: устный опрос, работа по карточкам, физический диктант, экспериментальное задание, комментирование кинофильма). Жюри следит за тем, чтобы на уроке каждый получил по 3 - 4 оценки из 5 возможных. В конце объявляются итоговые оценки.
УРОКИ ВЗАИМООБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Характерные особенности таких уроков - групповая работа над материалом, усвоение его тут же, на уроке (без домашних заданий), взаимопомощь и взаимоответственность ребят.
Урок строится так.
В классе формируются «экипажи» из 4 человек: командира (наиболее подготовленного ученика) штурмана и двух пилотов.
Перед «экипажем» ставится цель: например, усвоить новый материал. Учитель подробно его объясняет со всеми необходимыми демонстрациями, потом - более сжато по опорному конспекту и еще раз - на основе конспекта, но в ускоренном темпе. После этого «экипажи» начинают действовать: сначала командир повторяет материал (задание) всем своим подчиненным, затем он принимает зачет у штурмана; командир и штурман опрашивают пилотов и, если те готовы (усвоили материал), ставят им зачетные оценки. «Экипаж» готов к защите знаний.
Эта процедура проводится по-разному. Как именно - зависит от жребия - жетона, который вытянет командир. Если достанется жетон «Выбор» - отвечающего выбирает (назначает) учитель; если жетон «Делегат» - «экипаж» сам определяет посланца для ответа; при жетоне «Все» отвечает каждый член «экипажа, а при жетоне «Доверие» опрос не проводится и оценка в журнал каждому выставляется та, которую поставили в группе; есть еще жетон «Экзаменаторы», он означает, что «экипаж» командируется для приема зачетов у других «экипажей».
Система проверки и корректировки оценок, поставленных школьниками друг другу, следующая. Так, если командир вытянул жетон «Выбор», и на «защите» один из членов «экипажа», которого выбрал для ответа учитель, получил оценку ниже, чем заслужил в группе, оценки всех членов «экипажа» снижаются на 1 или 2 балла. Это правило обеспечивает ответственность всех за одного.
УРОКИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА
На таких уроках ученики, опираясь на знания, например, по кинематике и формулы (если это урок физики), описывающие свободное падение тел, конструируют прибор для измерения времени реакции человека. Требуется создать проект прибора (из обыкновенной линейки), разработать принцип его градуировки и осуществить эту градуировку, используя микрокалькулятор. А потом - производить измерения и, сравнивая результаты, делать выводы.
Например, используя знания учеников о потенциальной и кинетической энергии, о законе Бернулли, сведения о ветрах (из курса географии), можно сконструировать со школьниками ветряной двигатель и т.д.
УРОКИ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ УЧЕНИКИ
Они проводятся, обычно, вторыми по теме (после вступительной обзорной лекции).
В конце занятия педагог назначает или ученики выбирают «дежурного учителя», который, вдумавшись в содержание прослушанной лекции, должен составить по ней вопросы для обсуждения.
На следующем уроке класс делится пополам: на «учеников» и «учителей».
На первом этапе урока (5 - 6 минут) «учителя» тихо опрашивают своих «учеников» (каждый одного) и выставляют ему в тетрадь оценку; если нужно, они помогают уяснить то, что непонятно.
На втором этапе (тоже 5 - 6 минут) все воспроизводят в своих рабочих тетрадях конспект прослушанной на прошлом занятии лекции.
На третьем, самом продолжительном этапе «дежурный учитель» устно опрашивает класс; по ходу этого устного опроса - беседы ученики - лаборанты могут показать опыты (если они должны быть по теме).
После выставления оценок ученики высказывают свое мнение о работе «дежурного учителя».
УРОК - КОНСУЛЬТАЦИЯ
Такой урок проводится обычно раз в неделю. Поэтому очень важно четко спланировать работу на занятии.
Для этого можно использовать специальную таблицу, где выделены графы: время урока (разделено на минуты), деятельность учителя, деятельность учащихся.
Во вторую и третью графы записываются виды, темы и содержание работ (например, номера предлагаемых задач, опытов, названия параграфов, статей в журналах и т.д.), причем в последней колонке это делается дифференцированно - по группам.
Каждая группа занимается своим делом:
- одна - осваивает теоретический материал,
- другая - совершенствует навыки решения задач по теме;
- третья - проводит эксперименты;
- четвертая работает с дополнительной литературой.
В таблице отражено, какой отрезок времени урока и чем занимается каждая группа. Оборудование к уроку - приборы, таблицы, литературу - подбирают ученики - консультанты.
УРОКИ ТВОРЧЕСТВА
Такие уроки обычно проводятся в классах с сильным составом учащихся. Занятия планируются как повторительно - обобщающие.
Например, урок творчества по физике. Тема: «Генерирование, передача и использование электрической энергии».
Класс делится на 5 групп, которые формируются по желанию. Каждой вручается задание.
За 10 минут I и II группы должны составить кроссворд (каждый свой) по теме, зашифровав, строго научно или шутливо, те физические явления, которые используются при выработке и передаче электроэнергии (например, термины «электромагнитная индукция», «ферромагнетизм», «нагревание проводов током» и т.п.).
III и IY группы готовят физический аукцион (тоже каждый свой): игру, в которой ведущий задает играющим по 2 вопроса, допускающих несколько верных ответов (например, «Какие физические законы лежат в основе генерирования и передачи электроэнергии?», «Какие физические приборы используются на всех типах электростанций?», «Какие ученые внесли существенный вклад в развитие электроэнергетики?») За каждый правильный ответ начисляются баллы.
Y группа пишет план - сценарий учебного кинофильма по теме урока. При этом может быть выбран любой стиль (серьезный, шуточный) и любая форма. Фильм может быть документальным, художественным, мультипликационным. Должно соблюдаться единственное условие: чтение плана рассчитывается не более чем на 3 минуты.
Каждая группа отправляется к столам с соответствующими табличками, где есть все необходимое для работы и краткие инструкции. Создается жюри, которое, пока группы готовятся, совместно с учителем продумывает систему оценок за все виды деятельности и дополнения.
Через 10 минут начинается смотр творческих работ: ведущие по очереди предлагают свои кроссворды и аукционы членам конкурирующих групп. Все набранные баллы фиксируются. Ответы школьники записывают на доске и в своих тетрадях. Анализируя записи на доске, учитель делает выводы и обобщения.
УРОК – ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Тема и дата такого урока объявляются заранее - за 2 месяца.
К этому времени нужно сделать творческую работу по теме: изготовить прибор, разработать проект, провести лабораторное исследование, написать реферат, взять интервью у специалиста и т.д.
Каждый может выбрать себе дело по душе. Работать можно.
индивидуально или группой, полностью самостоятельно или пользуясь консультациями старших. Отчет о деятельности должен содержать обоснование (почему выбраны именно такой вопрос и такая форма работы), изложение сути, полученных результатов и показ их практического применения.
Урок строится так:
вводное слово педагога,
выступления школьников с отчетами,
их ответы на вопросы одноклассников и членов «приемной комиссии» (из числа учителей, родителей, шефов, учащихся),
подведение итогов.
УРОКИ – СОЧИНЕНИЯ
Урок - сочинение, например, по физике можно провести так.
За несколько дней до урока в классе объявляется его тема, обычно посвященная какому-то вопросу программы, и примерный план. Дома предлагается прочитать относящиеся к теме параграфы учебника, а также дополнительные материалы - в энциклопедическом словаре, книге для чтения, журналах.
В классе ребята пишут сочинение. На доске еще раз воспроизводится план, на стены вывешиваются таблицы, на демонстрационный стол выставляются приборы. При этом школьники должны показать свою эрудицию, знание не только учебника, но и научно-популярной литературы и других источников. Сочинение обычно заканчивается составлением задач по теме и ее решением.
Сочинение по физике может быть и другим.
Через месяц после начала занятий учитель может предложить ребятам написать сочинение по физике.
В нем нужно будет связать в единое целое 5-10 случаев известных каждому ученику случаев из жизни, где встречаются изученные на уроках физические явления или понятия. Это может быть повествование о встрече с товарищем, путешествии, прогулке и т.п. Явление нужно не только назвать, но и кратко пояснить. При оценке учитываются число примеров, логика мысли, качество объяснения примеров, как они «вписаны» в рассказ.
Уроки такого типа можно проводить и по другим предметам школьного цикла, например, по химии.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ УРОКИ
Такие уроки проводятся в дисплейном классе, оснащенном персональными компьютерами.
Так, при изучении темы: «Движение тела по наклонной плоскости» ребята могут ставить индивидуальный машинный эксперимент: с помощью компьютеров моделируют этот вид движения, определяют его кинематические и динамические характеристики; сами задают исходные условия. Вариантов процесса может быть очень много. Анализируя данные эксперимента, ученики выявляют существенные особенности движения (условия возникновения скольжения, его связь с массой тела и коэффициентом трения, углом наклона плоскости к горизонту и влияние этих параметров на скорость и ускорение тела). На основе полученных результатов школьники выводят общие закономерности движения тела по наклонной плоскости.
Структура урока такова:
- проверка домашнего задания (машинным или традиционным способом) - 10 минут;
- учитель дает задание для машинного эксперимента при изучении нового материала – 2 - 4 минуты;
работа учащихся на компьютере с моделью движения и запись результатов в тетради – 17 - 20 минут;
обсуждение итогов эксперимента и формулирование выводов -10 - 15 минут,
домашнее задание – 1 - 3 минуты.
Компьютерные уроки можно проводить по различным вопросам, но они требуют специальной подготовки и компьютерных программ.
Так, при знакомстве с радиационной технологией (предпосевное гамма-облучение семян) на уроках физики необходима компьютерная программа, рассчитанная на 10 минут. Ученики исследуют на экране действие гамма - облучения на семена ряда сельскохозяйственных культур, выявляют оптимальные дозы предпосевной стимулирующей обработки. На экране моделируется облучение партии семян в контейнере, их высевание на опытное поле и прорастание (это хорошо видно на натурном рисунке и на графике). Можно наблюдать, как в зависимости от дозы поглощенной радиации и качества семян изменяется их всхожесть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Каждый из приведенных выше не ставших еще стандартными и массово общеприменяемыми интерактивных типов уроков способствует активизации учебно-познавательной деятельности школьников, развитию их умений самостоятельно добывать знания, навыков критического мышления, и в конечном итоге - развитию всесторонне развитой личности с активной социальной и гражданской позицией.
Однако приведенные выше типы уроков - не догма. При случае, каждый учитель, имея представление о том или ином типе уроков, может скорректировать их с учетом условий школы и классов, в которых он работает.
Главная цель автора – помочь учителю пересмотреть свой педагогический арсенал, «взять равнение» на методические ориентиры более высокой пробы, побудить к дальнейшим раздумьям, поискам, экспериментам.
Руководители же школы, работники отделов народного образования должны понять, как важно в методической работе отходить от шаблона, поддерживать инициативу педагога в поисках новых, нестандартных (интерактивных) форм и типов уроков.
ОБ АВТОРЕ и данном издании
МАМАТКАЗИНА АЛИЯ АЛИ-АКСАРОВНА в 1970 году окончила Винницкий педагогический институт
Свою трудовую деятельность начала в этом же году учителем русского языка и литературы средней школы № 1 города Термеза. В 1974 году была переведена на должность методиста, в 1979 - на должность заведующей методическим кабинетом Термезского городского отдела народного образования.
С 1987 года работает в Сурхандарьинском областном институте переподготовки и повышения квалификации педагогических работников сначала методистом, с 1992 года-заведующей кабинетом руководящих работников школ.
Доцент кафедры практических наук. Отличник народного образования Республики Узбекистан.
При написании настоящего методического пособия были использованы:
Закон Республики Узбекистан «Об образовании».
Национальная программа по подготовке кадров.
«Педагогика сотрудничества» - манифест учителей-новаторов. «Учительская газета» 18 октября 1986 года.
Журнал «Народное образование» за 1990 – 2002 годы.
Газета «Учитель Узбекистана».
Личный опыт работы автора и учителей школ города Термеза.
Вступление ……………………………………… стр. 5
Определение понятия «педагогическая
технология»………………………………………… стр.5
Понятие о педагогической системе……………… стр.6
Педагогическая технология как часть
Педагогической системы…………………… ………стр.6
Что нужно для того, чтобы педагогическая
технология стала новой…………………………… стр.7
Личностный подход к обучению – основа
педагогики сотрудничества……………………… стр.7
Изменение организационных форм и методов
обучения—основное требование нового
подхода к обучению………………………………… стр.9
Интерактивные формы учебных занятий………… стр.10
Уроки - игры……………………………………… стр.10
Урок - ролевая игра…………………………… … стр.13
Урок – деловая игра……………………………… стр.17
Уроки – пресс-конференции……… …………… стр.19
Уроки – конкурсы, уроки – соревнования,
уроки – турниры………………………………… стр.20
Уроки типа КВН………………………………… стр.23.
Урок – аукцион…………………………………… стр.24.
Урок типа «Следствие ведут знатоки»………… стр.25
Групповые уроки……………………… ……… стр.26
Уроки – «Эврика»……………………………… стр.27
Уроки – общественные смотры знаний………… стр.28
Уроки взаимообучения учащихся……………… стр.29
Уроки изобретательства………………………… стр.30
Уроки, которые ведут ученики………………… стр.30
Уроки – консультации…………………………… стр.31
Уроки творчества учащихся…………………… стр.32
Урок – творческий отчет………………………… стр.33
Уроки – сочинения……………………………… стр.33
Компьютерные уроки……………………..…… стр.34
Заключение…………………………………………… стр.36
Об авторе и данном издании………………………..…… стр. 37
Оглавление …………………………………………… стр.38
37