СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование музыкальных средств в целях реабилитации воспитанников.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любой процесс деятельности, в том числе и учебный, имеет тенденцию принимать ритмическую форму. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоение и даже лечения. 

Просмотр содержимого документа
«Использование музыкальных средств в целях реабилитации воспитанников.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

м-н Дружба 2/10, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629303

Телефон: (3494) 25-85-95. Факс (3494) 25-91-64.

ОКПО 34932583/ОГРН 1028900624279

ИНН 8904034150/890401001

E-mail: [email protected]

















Методическая разработка

«Использование музыкальных средств

в целях реабилитации воспитанников»





Подготовила

Патокова Лидия Ивановна,

концертмейстер











Новый Уренгой

2017 год.

Использование музыкальных средств в целях

реабилитации воспитанников.

Любой процесс деятельности, в том числе и учебный, имеет тенденцию принимать ритмическую форму. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоение и даже лечения.

Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

Использование музыки как средства повышения производительности труда основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого трудового режима.

Научные исследования показали, что построение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике, которая, конечно же, не осознавалась гениями искусства в момент творения. В частности, речь идет о логике, количестве и соотношении длинных и коротких повторов. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся музыкальную структуру, в основе которой лежат механизмы опережающего отражения, когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается из вне. Совпадение ожидания с реальным развитием музыкальной фразы, по мнению В.С. Лобзина, И.М. Решетникова, и создает то прекрасное чувство удовлетворения, обычно характеризующееся, как эстетическое восприятие. Музыкальное произведение, полностью состоящее из неожиданностей («какофония»), так же, как и бесконечно тянущаяся нота, не только не вызывает эстетических ощущений, но может приводить и к психическим нарушениям.

Физиологические исследования показывают, что в ритмических движениях при работе руководящая роль принадлежит корковым динамическим стереотипам, но в них активное участие принимают и подкорковые области центральной нервной системы. Это говорит о связи ритма движений с органическими потребностями и эмоциональными состояниями человека. Выявлено, что парадные марши энергичны, их темп усиливает пульс - работу сердца до 72 ударов в минуту. Это несколько превышает нормальный режим человеческого сердца в спокойном состоянии, поэтому такие марши с ритмом 2/4, 4/4 оказывают бодрящее мобилизирующее действие. А ритмы вальса 3/4 оказывают успокаивающее воздействие.

Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Среди музыкальных инструментов можно выделить лидеров по воздействию на состояние человека. Наибольшее влияние оказывает органная музыка, скрипка, флейта, гитара.

На меланхоликов благотворно действует скрипка, альт эффективен при нарушениях нервной системы и упадке сил, оказывает хорошее воздействие на флегматиков. Арфа помогает при истерии, флейта - при заболеваниях легочной системы, а кларнет - при подавленном состоянии. Музыка природы лечит стресс, успокаивает нервы, улучшает настроение и нормализует обменные процессы.

Способность музыки захватывать своим ритмическим строением, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и физкультуры.

Для этих же целей может использоваться искусство танца, тренирующего не только мышечную, но и сердечно-сосудистую и нервную системы. Публикации американских врачей и психологов показывают, что на Западе наиболее распространено использование танце-терапии для создания лечебно-оздоровительного режима. При этом танцы выступают в роли средства бессловесного общения и разрядки эмоционального напряжения. По мнению М.Р. Тумбе для этой формы психологической разрядки наиболее подходят современные танцы, основанные не естественных движениях тела, без их строгой регламентации. Опыт показывает, что достаточно длинное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, И.С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена и других.