Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом совете
Учитель русского языка
и литературы Олешкевич И.В.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.
ЦОР – это учебное средство, ориентированное на достижениеследующих целей: предоставление учебной информации с привлечениемсредств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи спользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса.
Задачи, стоящие перед учителем–словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей–предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас обучающихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются цифровые образовательные ресурсы.
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи:
Заметно повысить наглядность обучения
Обеспечить его дифференциацию
Облегчить контроль знаний
Повысить интерес к предмету
Развивать познавательную активность обучающихся.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать образовательный процесс качественным в своей работе использую готовые программные продукты (электронные энциклопедические словари, Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала и электронные пособия).
Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока.
Чаще всего на своих уроках я использую презентации. Использовать их можно и при объяснениинового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЦОР.
Анимации и иллюстрациия использую при объяснении нового материала: эти ресурсы демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки).
Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют обучающихся. Но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию.
На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктуацию. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, « Глагол» или «Имя прилагательное»).
На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, например, теоретические и практические материалы «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия».
Ещё одна разновидность электронных средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся, ресурсы электронных библиотек и баз данных.
При изучении нового материала на уроках использую образовательную онлайн-платформу «Российская электронная школа» (РЭШ). Интерактивные уроки, представленные в данном интернет-ресурсе, включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Портал полезен обучающимся и учителям, которые могут воспользоваться лучшими дидактическими и методическими материалами по всем урокам.
Конечно же, большим спросом является самый известный образовательный портал по подготовке к ОГЭ – «Решу ОГЭ», «Сдам ГИА». Здесь выставлены каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, система тестов-тренажеров для подготовки к экзаменам. Учитель может сгенерировать тесты самостоятельно и оценивать результаты учеников. Помогает в работе сайт Федерального института педагогических измерений (fipi.ru), он помогает эффективно вести подготовку к экзаменам. Открытый банк заданий содержит многочисленные материалы, которые мы с обучающимися выполняем на факультативных занятиях.
Видео-и аудиоинформация. На уроках литературы использую аудиозапись литературных произведений для прослушивания в исполнении самих авторов, а также профессиональных актеров. Такое прослушивание оказывает плодотворное влияние на развитие устной речи обучающихся, углубление представлений и понятий, имеющихся у детей, более образному восприятию всего произведения в целом. Это повысит интерес обучающегося к литературе, будет способствовать успешному решению задач обучения выразительному чтению, в дальнейшем для подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе.
На уроках русского языка при написании сжатого изложения использую аудиозаписи текстов, что позволяет обучающимся целенаправленно готовиться к сдаче государственной итоговой аттестации.
При изучении определённой темы также пользуюсь аудиофрагментами, выдержками аудиозаписей из художественных произведений для выполнения заданий.
Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках позволяет повышать интерес обучающихся к предмету, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов.