Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию г.Улан-Удэ
МАОУ СОШ№37
Школьная научно-практическая
конференция учащихся начальных классов
«Первые шаги»
Номинация: литературное творчество
Сочинение сказки «Волшебная палочка»
Выполнил:Марактаев Вадим
ученик 3 «А» класса МАОУ СОШ №37
Руководитель: Ринчинова Светлана
Владимировна
Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть
Как и когда появились сказки…………………………………… 4
Классификация сказок…………………………………………….4
Роль сказки в жизни человека ……………………………………5
Сказка «Волшебная палочка»…………………………………….6
Заключение……………………………………………………………………....7
Список литературы…………………………………………………………… .8
Введение
Ещё с детства я полюбил сказки, особенно русские народные, которые мне читали родители. Такие народные сказки, как: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» и др. нас радуют, учат, интересуют. В них есть поучительный смысл и волшебство.
Сказка - один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира. Сказки существует повсюду: в языке, в мышлении, в праздниках. Они помогают нам во всём: и в радости, и в горе, и
в учёбе, и на празднике души.
Объект исследования: сочинение сказки «Волшебная палочка», изучение русских народных сказок и сказок русских писателей.
Цель работы:
- проанализировать, как и когда появились сказки;
- сочинить волшебную сказку.
Задачи:
-выяснить, какими бывают сказки, их классификация;
-узнать, какие бывают персонажи в сказках.
Гипотеза исследования:
Каждый ученик в моем классе может сочинить сказку.
Актуальность темы:
Я считаю, что моя тема очень актуальна. Чтение русских народных сказок прививает любовь и уважение к русскому фольклору. Они развивают фантазию, воспитывают интерес к художественной литературе. В сказках высмеиваются жадность и глупость богатых людей, показывают ум, доброту, смекалку простых людей. Главные герои сказок - люди, животные, волшебные персонажи.
Методы исследования:
- чтение книг: русские народные сказки;
- поиск информации в интернете.
Основная часть
Как и когда появились сказки
В далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, телевизоров и интернета, они очень много общались между собой: пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали.
В литературе существует большое разнообразие народных произведений, позже ученые объединили их в группы и дали этим группам названия: мифы, легенды, предания, сказки.
Русские народные сказки - это словесно изображенные мечты людей. В первую очередь мечтает человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умным, слабый хочет быть героем. А в сказках все это сбывается!
Классификация сказок
Сказки бывают: народные и авторские. Народные - это те, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст в уста. Авторская - это сказка, у которой есть конкретный автор. Например, «Сказка о цареСолтане» является авторской, потому что ее автор известен. Это А.С.Пушкин.
Следующая классификация касается не авторства, а содержания сказок. По этой характеристике сказки подразделяются на:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные;
3. Бытовые.
Сказки о животных
Это те самые сказки, в которых задействованы постоянные персонажи (медведь, волк, лиса, заяц, еж и др.). В основном указываются постоянные признаки животных (лиса - хитрая, медведь - сильный, кот - умный, заяц -трусливый и т.д.).
Волшебные сказки
В них задействованы романтические герои, в которых воплощены самые лучшие качества человека. Обязательны для этих сказкок: образ положительного героя +помощники + волшебные предметы (ковёр-самолёт, меч-кладенец), а также отрицательные персонажи - фантастические (Баба-Яга, Леший, Кикимора, Змей-Горыныч). Главное в таких сказках: борьба за любовь, за правду, за добро.
Бытовые сказки
В них идет показ реальной жизни, высмеивание отрицательных человеческих качеств. Высокие моральные качества принадлежат не богачам и людям высокого ранга, а представителям из народа (солдат, старик). Побеждают не деньги и сила, а ум и умения. Даются острые отрицательные характеристики барину, попу, царю и другим (о попе и о работнике Балде).
Роль сказки в жизни человека
Устное народное творчество считается неиссякаемым источником для нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания. Для многих русских писателей и поэтов сказка явилась источником творчества, любви к своему народу, к окружающей красоте природы. Все знают, какое влияние оказала на маленького Сашу Пушкина его няня Арина Родионовна, которая открыла перед ему мир народной песни, сказок.
Сказки оказывают большое влияние на формирование личности человека. Герои сказок проходят через испытания. На их примере у читателя развиваются такие качества личности, как смелость, сила воли, умение понимать другого человека и др. Сказка всегда имеет хороший конец, потому
что нужно верить в хорошее, в волшебство. «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».
Писатель Виктор Кротов дает такое определение сказки: « Сказка - это честная выдумка, честный вымысел». Герои сказок летают на коврах -самолетах, за одну ночь строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла. Все сказки учат добру. Много сказок об отношениях с окружающими: о любви, дружбе, взаимовыручке, жестокости, эгоизме, коварстве и пр. Например, «Гуси –лебеди», « Царевна –лягушка» т. д.
Сказка «Волшебная палочка»
Жила-была добрая фея с ребятишками в красивом домике с прекрасным садом на берегу озера, и была у нее волшебная палочка. Фея всегда помогала всем, делала добрые дела, и украшала все вокруг себя. Если у нее увядали цветы, то с помощью волшебной палочки, они расцветали, а если кто-нибудь из ребятишек был болен, то фея помогала им выздороветь. Волшебная палочка была заряжена только на хорошие и добрые дела.
А на другом берегу озера жила злая колдунья, которая не любила маленьких детей. Она была ворчливая и злая. И знала она о том, что у феи есть волшебная палочка. И как-то она решила украсть ее, чтобы навредить фее и ребятишкам.
И вот однажды ночью злая колдунья перебралась на своей метле с одного берега на другой к фее. Незаметно пробралась в их дом, увидела, что все спят, забрала волшебную палочку и умчалась обратно к себе.
Так обрадовалась злая колдунья, что будет творить плохие дела. И тут же помахала волшебной палочкой и приказала: «Хочу, чтобы всем детям снились страшные сны!», и сама легла спать. Но не смогла она уснуть спокойно, так как самой ей снились страшные кошмары. На следующее утро, не выспавшись, злая колдунья снова приказала волшебной палочке «Хочу, чтобы дом феи превратился в развалину!», но у самой в эту минуту дом и рухнул. Рассердилась злая колдунья еще больше, и снова приказала «Хочу, чтобы у детей зубы заболели!», а у самой тут же последний зуб и разболелся.
Не понимала злая колдунья, что происходит, и почему волшебная палочка все наоборот делает. Решила она вернуться к фее и посмотреть, сработало ли ее желание. Но когда она подошла к дому феи, то увидела, что дом ее все такой же красивый с красивым садом и стоит на месте, а ребятишки играют, радуются и веселятся.
Не было сил у злой колдуньи терпеть зубную боль, и она решила попросить помощи у доброй феи, вернув ей волшебную палочку. Фее стало очень жалобно смотреть на больную и злую колдунью, и она ей помогла. Почувствовала колдунья, что боль прошла, но не решалась поблагодарить добрую фею. А фея взамен полученной волшебной палочки одарила злую колдунью добром.
С тех пор злая колдунья перестала делать злые дела, перестала быть злой и, наконец, поблагодарила добрую фею.
Заключение
Выводы исследования
Прочитав большое количество сказок, обобщив и систематизировав информацию, полученную из Интернета, я пришел к выводу, что - сказка это не просто развлечение. Она учит быть добрым и справедливым, защищать слабых, побеждать зло. Сказка учит быть преданным, честным, не бояться трудностей; сказка уходит своими корнями в глубокую древность и в тоже время обращена в будущее. Она дарит надежду на преодоление всех трудностей и невзгод, на счастливый исход и восстановление справедливости; в ней даны уроки народной мудрости. Сказка «Волшебная палочка», сочиненная мною, учит добру, искренности, а также учит признавать и исправлять свои ошибки.
Список литературы:
«Обо всём на свете». Большая детская энциклопедия «Астрель».
А.С.Пушкин «Золотая коллекция. Сказки», Ростов-на-Дону, «ПрофПресс», 2016г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_народные_сказки
detskie-skazki.com/stati/klassifikaciya-skazok-harakternye-cherty-kazhdogo.html