ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Кучумов Дмитрий Сергеевич
Научный руководитель Трохименко Надежда Викторовна
МБОУ ЕСШ №1, Камчатский край, г. Елизово
Значение книги в жизни человека огромно. И сейчас, в век компьютеров и телевидения, люди не могут обойтись без чтения. В настоящее время на прилавках магазинов представлен огромный выбор разнообразной детской литературы. Это должно вызывать у детей желание читать. Но всё меньше и меньше они берут в руки книги. Сложившаяся ситуация позволяет говорить о кризисе детского чтения в нашей стране.
В своей работе мы попытались понять, что же такое чтение, «кризис чтения». Есть ли проблемы с чтением в нашем классе. Что нужно сделать, чтобы процесс чтения приносил детям радость и удовольствие.
Цель данной работы – познакомиться с материалами специалистов о современном детском чтении. Понять причины проблемы «кризиса чтения». Выяснить, что делать, чтобы вернуть детям интерес к книге и желание читать.
Задачи:
Изучить литературу о детском чтении.
Сделать сравнительный анализ анкетных данных, результатов проверки техники чтения и успеваемости учащихся 3 «Б» класса с полученной информацией.
Систематизировать материал в виде буклета с рекомендациями для детей.
Подготовить презентацию по данной теме.
Вывод: Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Условно оно делится на несколько видов и рассматривается в двух основных направлениях, что позволяет ребёнку гармонично развиваться. Снижения интереса к чтению - процесс многосторонний. На это повлияло ряд причин.
Первая причина - это обилие альтернатив чтению (Интернет, лёгкое чтиво, телевидение).
Вторая причина - нехватка времени.
Третья причина - слабая техника чтения.
Четвёртая причина - воспитание в семье.
Проведя исследование, я пришёл к выводу, что проблемы детского чтения есть и в нашем классе. Определив причины нежелания учеников читать, изучив рекомендации специалистов, я дал несколько советов одноклассникам, которые помогли бы поменять их отношение к книге и чтению в целом.
КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И
ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: ГУМАНИТАРНАЯ
Тема: «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
Автор: Кучумов Дмитрий
Научный руководитель: Трохименко Надежда Викторовна
Место выполнения работы: МБОУ ЕСШ № 1 им.М.В.Ломоносова, г.Елизово
Оглавление
I. Введение
II. Основная часть
Виды чтения
Два направления в чтении
Кризис детского чтения
Наше исследование
Причины снижения интереса к чтению
III.Заключение
IV.Библиография
V.Приложения
I. ВВЕДЕНИЕ
Значение книги в жизни человека огромно. Даже сейчас, в век компьютеров и телевидения, люди не могут обойтись без чтения. Знакомство с книгой начинается задолго до школы. С раннего детства родители читают стишки, сказки, потешки. Самое полезное и приятное из всех удовольствий для ребёнка - это когда ему читают вслух интересные книги. Именно родители прививают малышам интерес и любовь к книге и чтению.
В настоящее время на прилавках магазинов представлен огромный выбор разнообразной детской литературы. Казалось бы, разнообразие жанров и направлений книг, их красивое оформление должно вызывать у детей желание читать. Но всё меньше и меньше они берут в руки книги. Сложившаяся ситуация позволяет говорить о кризисе детского чтения в нашей стране.
Актуальность: Учёные, социологи и педагоги бьют тревогу – современные дети очень мало читают. А это ведёт к « деградации подрастающего поколения» угрожает будущему России, нравственному здоровью народа.
Проблема: Проблема снижения интереса к чтению у детей и подростков остро стоит не только в нашей стране, но и во всём мире. В западных странах были созданы специальные государственные программы, направленные на исправление сложившейся ситуации. В России ещё только создаётся современная государственная политика в поддержку чтения. Проводятся совещания, конференции, где обсуждается сложившаяся ситуация. Учёные обсуждают вопросы, как привлечь детей к чтению. Как сделать так, чтобы дети читали с увлечением, чтобы процесс чтения приносил им радость и удовольствие.
Цель данной работы – познакомиться с материалами специалистов о современном детском чтении. Понять причины проблемы «кризиса чтения». Выяснить, что делать, чтобы вернуть детям интерес к книге и желание читать.
Задачи:
Изучить литературу о детском чтении.
Сделать сравнительный анализ анкетных данных, результатов проверки техники чтения и успеваемости учащихся 3 «Б» класса с полученной информацией.
Систематизировать материал в виде буклета с рекомендациями для детей.
Подготовить презентацию по данной теме.
Методы:
II. Основная часть
1.Виды чтения
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Книги, читаемые в детстве, нравственного и духовного развивают ребёнка, формируются его знания о природе, о жизни общества.
Чтение можно разделить на несколько видов (условно): опосредованное, самостоятельное и чтение-творчество.
При опосредованном чтении главная роль принадлежит взрослому. Он делает текст более понятным и доступным для ребёнка.
Самостоятельное чтение - второй шаг на пути перехода ребёнка от слушателя к читателю. В этот период развивается потребность к постоянному чтению.
Творческое чтение - это основное средство развития ребёнка: развитие его речи, воображения, способность к восприятию художественной литературы. Творчество, навеянное, чтением может быть каким угодно, ведь оно как бы высвечивает внутренний мир читателя, те духовные процессы, которые совершались в акте чтения. [7, с. 71]
2.Два направления в чтении
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение рассматривается в двух аспектах:
как источник информации. Когда ребёнок читает, то узнаёт что – то новое, анализирует это, тем самым расширяет свои знания об окружающем мире.
как источник удовольствия, ведь читая, дети становятся участниками событий. Чтение развивает воображение, а это основа творчества.
3. Кризис детского чтения
Но почему же тогда одни дети, научившись читать, продолжают общение с книгой, а другие нет? В целом интерес детей к чтению снизился. Ведущий российский специалист по детскому чтению Ирина Ивановна Тихомирова написала, что люди встревожены: статус чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества явно идет к снижению. На наших глазах возникает новое явление – функциональная неграмотность или получтение. [8, с.7].Уже более десяти лет самая читающая в прошлом страна переживает кризис чтения. В 2000 году Россия впервые приняла участие в международном исследовании PISA (международное библиотечное сообщество) среди 32 промышленно развитых стран. По результатам проверки российские школьники в 2000 году заняли 27 место, а в 2003 году – 32 место [4, с. 5]. Эти показатели и другие социологические опросы, проводимые в нашей стране, позволили специалистам говорить о наличие в стране тяжёлого кризиса детского чтения, «который угрожает будущему России, интеллекту и нравственному здоровью её народа [4,с.4].
• Число постоянно читающих людей за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%,
• а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.
• 40% читают книги от случая к случаю. [3,с. 39]
Данные о детском чтении:
• Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%
• Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%
• Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
• Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
• Читают познавательную литературу 21%
• Читают для самообразования 10% школьников [10, c. 8].
Вывод - чем старше становится школьник, тем меньше он читает.
Называются разные причины, почему дети неохотно и мало читают, всё это указывает на необходимость перемен, заставляет искать выход, действовать, строить гипотезы [6]. В 2006 году разработана и принята Национальная программа поддержки и развития чтении. Цель программы – воспитание читающей нации.
Над проблемой выхода из кризиса сегодня работают специалисты разных областей: библиотекари, учителя, психологи. Вера Чудинова говорит, что в начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения [9, с.11].
4.Наше исследование
В настоящее время проблемой является отношение школьников к чтению. Мы решили провести небольшое исследование и выяснить ситуацию с детским чтением в нашем классе. Анкета: « Какой Вы читатель?» состояла из вопросов, помогающих нам это понять. (Приложение 1) В анкетировании приняли участие 26 детей.
Вопрос: « Как Вы относитесь к чтению?» подразумевал не только школьную программу, но и чтение для своего удовольствия . Большинство ребят дали положительный ответ, но были ответы о безразличном отношении к книге. (Диаграмма 1) При этом 58% (15 человек) опрошенных читает каждый день, 27%(7 человек) - две и больше книг в месяц, 11%(трое детей) – за полгода заглядывают в книгу один – два раза, 4%(1человек) вообще не читает (Диаграмма 2). Вывод: дети нашего класса (согласно анкете) любят читать.
Немецкий педагог Дистервег считает, что читать - значит применять в жизни прочитанное [2]. То, что сегодня читают дети, во многом определяет завтрашний день нашего общества. На вопрос: «Книги, каких жанров Вы предпочитаете?» ответы были разные. Все жанры были отмечены ребятами, но классику читает мало детей (Диаграмма 3).Это и удивляет, потому что в ответах на вопрос: «Есть ли любимые авторы? (если ДА, то кто)» были названы именно классики. Любимыми писателями были названы А. С. Пушкин -43% и Л. Н. Толстой-9%(Диаграмма 4).
Ребят увлекают книги разных жанров, но большая часть любит героев сказок. Любимые герои назывались разные - Кот в сапогах, Гарри Поттер, Алиса, Дядя Фёдор, Геракл, Незнайка, Змей Горыныч, Железный Дровосек. Были и такие ответы – Фея, Зайка, Лев, Жираф, Аватар, Шрек.
Но не только книги любят читать мои одноклассники (Диаграмма 5). Они читают журналы и комиксы - «Мурзилка», «Дисней для малышей», «Читайка», «Геолёнок», «Отчего и почему», «Лунтик», « Губка Боб и его друзья», «Весёлые картинки», «Человек – Паук», про Барби, Золушку, про Белоснежку.
В свободное время многие предпочитают читать (Диаграмма 6). В библиотеки записаны все ребята (школьную или городскую), но трое ребят не посещают их. Это может быть связано с тем, что книг достаточно дома и в библиотеку ходить им не надо. О наличии дома детской библиотеки написали 23 одноклассника. «На вопрос: «Интересуются ли родители, что и как Вы читаете?» большая часть детей ответила утвердительно (Диаграмма 7).
Сегодня у многих детей дома есть компьютеры, игровые приставки, но отвечая на вопрос: «Может ли компьютер заменить книгу?» 17 человек ответили отрицательно, 4человека – когда как, трое детей затруднились ответить, а двое ребят сказали, что вполне сможет заменить.
Попросив ребят продолжить фразу: «Чтение для Вас – это...», мы получили разные ответы:
ум – 7%
знания – 26%
восторг и восхищение – 4%
познание чего-нибудь нового – 7%
удовольствие – 26%
развлечение – 4%
погружение в новые миры – 4%
радость – 4%
интерес – 15%
Для многих детей - это получение знаний. Если ребёнок плохо владеет техникой чтения и не понимает прочитанное, то ему сложно в процессе обучения, что и приводит к неуспеваемости. Таким детям не интересно на уроках. Быстро обычно читают те ученики, которые читают много.
Проанализировав технику чтения одноклассников (Диаграмма 8) можно сделать вывод, что к концу первого полугодия третьего класса снизился уровень техники чтения, особенно настораживает то, что появились дети, читающие ниже положенной нормы. А это, как уже было сказано выше, влияет на их успеваемость в школе.
Сравнивая ответы «читающих» одноклассников и «не читающих» с результатами проверки техники чтения, напрашивается вывод: чем меньше читаешь, тем меньше знаешь. Иногда ответы «не читающих» ребят противоречили друг другу. Дети либо отвечали на вопросы не совсем правдиво, либо писали первое, что пришло на ум. «Читающие» ребята тоже были противоречивы. Они предпочитают больше досуговое чтение, но любимыми писателями называют классиков художественной литературы - Пушкина и Толстого.
Немецкий ученый Р. Леман установил, что в раннем возрасте, а именно, в третьих классах, после того, как дети только научились читать и писать, может развиваться «вторичная неграмотность». Это связано с тем, что им скучно и утомительно читать. Но у таких ребят есть и другие особенности - это различные ошибки в чтении, потеря ритма. [9,с. 6]. Обобщая всё сказанное выше, можно выделит главное, что изменение в читательской ситуации наших дней произошли не сами собой.
5.Причины снижения интереса к чтению
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь[9,с.6]. Снижения интереса к чтению - процесс многосторонний. На это повлияло ряд причин.
Первая причина - это обилие альтернатив чтению.
В наше время книга не является единственным источником информации. У многих дома есть компьютеры. Благодаря Интернету открывается глобальная информационная среда, где можно найти всё что угодно.
Помимо этого, наличие многообразия красочных, ярких, лёгких для чтения периодических изданий, является более притягательным для детей, чем литература, заставляющая думать, рассуждать.
Телевидение – ещё один мощный источник информации. Проще посмотреть фильм, мультфильм, снятый по мотивам произведения, чем его читать.
Вторая причина - нехватка времени. Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор или компьютер, да если еще прибавить кружки, факультативы, секции, что же остается? Где же взять время еще и читать? [5,с. 22]
Третья причина - слабая техника чтения. Школьнику, читающему по слогам, трудно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов слов и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребенка .[5, с. 25]
Четвёртая причина - воспитание в семье. Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.
III.Заключение
Исследовав материалы специалистов в области чтения, проанализировав анкеты ребят, их технику чтения, я пришёл к выводу, что проблемы детского чтения есть и в нашем классе. Большинство моих одноклассников читает, правда не всегда те произведения, которые развивают их как творческих читателей. Определив причины нежелания учеников читать, изучив рекомендации специалистов, хочу дать несколько советов, которые помогли бы поменять отношение детей к книге и чтению в целом.
Совет 1-Читайте для родителей, читайте вместе с родителями.
Совет 2-Обсуждайте с родителями прочитанные произведения.
Совет3-Не читайте «случайную» литературу. Книга - друг, а к подбору друзей подходят осмотрительно.
Совет4-Компьютерные технологии и телевидение используйте как помощников.
Совет 5-Производите самозамеры скорости чтения.
Я надеюсь, что процесс чтения будет доставлять радость и удовольствие, а постоянное общение с книгой станет одним из любимых увлечений ребят.
IV.Библиография
1.Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению: Книга для учителя» М.: Просвещение, 1991.
2. Записная книжка школьного библиотекаря- http:// bibnout.ru/
3. Книжное обозрение,2005.
4. Подсказки для взрослых/Приложение для родителей, воспитателей, учителей и библиотекарей к журналу «Читайка» №7, 2011.
5. Родительское собрание по детскому чтению/Составитель Т. Д. Жукова-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
6.Тихомирова И. И. «Интерес к чтению. Как его пробудить?» М.: Школьная библиотека № 6,2001.
7. Тихомирова И. И. «О развитии творческого чтения в России». М.: Школьная библиотека №1, 2008.
8. Тихомирова И. И. «Школа творческого чтения». Методическое пособие. М.:ВЦХТ, 2003.
9. Чудинова В.П., Голубева Е.И., СметанниковаН. Н. « Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии», www.fio.ru-«учитель.ru»,2004.
10. Чудинова В. П. М.: Школьная библиотека ,2003.
V.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Анкета: ” Какой я читатель?”
1.Как Вы относитесь к чтению
а) Люблю читать б) Не очень люблю в) Безразлично
2. Как часто Вы читаете?
а) Каждый день в) 1-2 книги за полгода
б) Две и больше книг в месяц г) Совсем не читаю
3. Книги, каких жанров Вы предпочитаете?
а) классику (русская и зарубежная) д) сказки з) исторические
б) приключения е) ужасы и) научно-познавательные
в) фантастика ж) о природе и животных к) всё подряд
г) детективы
4. Какие три любимые книги Вы бы взяли с собой в дорогу?
5.Посещаете ли Вы библиотеку (школьную или городскую)?
а) Да б) Записан, но не посещаю в) Нет
6. Есть ли у Вас дома детская библиотека (детские книги, журналы)?
а) Да б) Нет
7. Есть ли у Вас любимый автор (поэт, писатель)? ( Если ДА, то кто)
а) Да б) Нет
8.Назови Вашего любимого литературного героя
9. Как Вы относитесь к комиксам?
а) Нравятся, читаю их с удовольствием б) Иногда читаю в) Не нравятся, не читаю их
10. Интересуются ли родители, что и как Вы читаете?
а) Всегда интересуются в) Не интересуются
б) Иногда г) Затрудняюсь ответить
11. Какие детские журналы Вы выписываете или покупаете?
12.Что Вам больше всего нравится делать в свободное время
13.Продолжите фразу” Чтение для Вас – это…..”
14.Может ли компьютер заменить книгу?
а) Нет в) Компьютер удобнее, даёт больше информации, он заменит книгу
б) Когда как д) Затрудняюсь ответить
Диаграмма 1
![]()
Диаграмма 2
![]()
Диаграмма 3
![]()
Диаграмма 4
Диаграмма 5
![]()
Диаграмма 6
![]()
Диаграмма 7
![]()
Диаграмма 8
![]()