Из опыта работы учителя МБОУ ЗСОШ №10 Гаевой О.Н.
Тема:
Развитие интереса обучающихся уровня начального общего образования к урокам литературного чтения
« Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привития интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее.
Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно.
Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей , а образовательная организация ей помогает.
В этом выступлении мне бы хотелось поделиться своими находками, методами, приемами в этом непростом не простом деле – формировании интереса к чтению.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы.
Факторы, помогающие привить интерес к чтению:
Роль семьи, родителей,
Приобщение к искусству,
Роль учителя
Поскольку первый литературный опыт ребёнок получает в семье, то от отношения родителей к литературе зависит качество и широта читательских интересов школьников. В практике семейного воспитания процесс литературного развития не всегда происходит эффективно. Это вызвано комплексом причин:
Заключается в угасании интереса к литературе в обществе.
Связана с недостаточным уровнем психолого - педагогической компетентности родителей, которые не всегда чётко знают возрастные особенности и возможности своего ребёнка.
Наиболее существенным недостатком является то, что при наличии интереса у взрослых к литературе они не знают произведений детской литературы.
Для привития у ребёнка интереса к чтению придумано немало хитростей.
Вот некоторые из них:
Чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене Экран прочитанных книг.
Устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг, предложить ребёнку прокомментировать свои рисунки.
Способен разжечь любопытство и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается. (Нет времени!) Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
Задачи учителя:
Система Ильина:
Необходимо обратить внимание на существование такой системы, как система Е.Н.Ильина, основой которой является преподавание литературы, как искусства. Для него урок литературы – это:
урок-общение, а не просто работа;
это искусство, а не только учебное занятие;
это жизнь, а не предмет в расписании.
Особенностью его уроков литературы является строгое следование закону
«Трёх О»:
очаровать книгой;
окрылить героем;
обворожить писателем.
Проблема: Как привить интерес к чтению?
Какие только виды работ не придумывает учитель в 1 классе, чтобы дети на уроке читали с интересом.
Методы и виды работ:
Литературная игра«Кто играет в прятки?»
АПЧЕЛАЛЕКСЙОСАР
ТРЕСКМУРАВЕЙЯДУ
ДКОМАРОКМЮМУХАХ
ИТЛЯКРБАБОЧКАЮЯЛ
ОШМЕЛЬСФАЖУКСИБ
БУЛИТКАХГУСЕНИЦА
МОЛАФПАУКСЛИЗЕНЬ
Игры «СОСТАВЛЯЙ СЛОВА», «Секретное чтение», «Буквенный дождик».
Виды работы над текстом по формированию интереса к чтению:
Выразительное чтение произведения с последующим обсуждением
вариантов прочтения;
графическое иллюстрирование;
словесное рисование картин;
творческий пересказ;
чтение по ролям;
драматизация
Игровые ситуации по созданию сказок:
Сказка – калька, когда из старой сказки получается новая. Берётся известная сказка и сводится к новой схеме, к основным сюжетным линиям. Сюжет делается абстрактным. Далее идёт интерпретация этой абстрактной схемы на новую.
Салат из сказок. Берётся какой-либо сюжет, набираются герои из разных сказок и придумывают что будет сними происходить.
Сказка наизнанку. Это один из видов выворачивания наизнанку сказочной темы. Например, Золушка, дрянная девчонка отбила у дочерей добродушной мачехи жениха.
Красная шапочка на вертолёте. Детям дают слова, на основе которых они должны придумать историю. Например, пять слов подсказывающих сюжет Красной шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка и шестое слово постороннее вертолёт. Детям предлагается ввести это слово в сказку и сделать его активным и т.д.
ИГРЫ – ДРАМАТИЗАЦИИ
Формы
драматизаций:
костюмированные представления,
музыкальные инсценировки
спектакли по собственным сценариям и рассказам,
драматизация сказок.
Еще один шаг по развитию интереса к чтению- это использование проектной деятельности, которая является актуальной, интересной и результативной. Именно в процессе реализации проектов возможно включение ребенка в различные виды деятельности. В нашем классе был реализован один из проектов «Моя любимая буква»
Цель: формирование у детей интереса к чтению, усвоение алфавита, развитие творческих способностей детей.
Мы сейчас переживаем ответственный момент. Обществом всё более осознаётся необходимость защиты и поддержки детского чтения и наша задача приложить все усилия, чтобы огонек интереса к чтению у ребенка не угас.