СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗО 1-4 по программе Школа России

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по ИЗО. Рабочие программы разработаны для 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«ИЗО 1-4 по программе Школа России»





Содержание рабочей программы по изобразительному искусству

1-4 класс


  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

  6. Содержание учебного предмета.

  7. Тематическое планирование с определением основных ви­дов учебной деятельности обучающихся.

  8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.




















Раздел I. Пояснительная записка

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.


Раздел III. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).


Раздел IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по предмету

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Раздел VI. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»


ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).


Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).


Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).


Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето! (обобщение темы).




ИСКУССТВО И ТЫ


Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).


Реальность и фантазия

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).


О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).


Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.



ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС


Искусство в твоем доме

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).



Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры — наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).


Художник и зрелище

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).


Художник и музей

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).


КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)


Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).


Древние города нашей Земли

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).


Каждый народ — художник

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).


Искусство объединяет народы

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание — великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).









1 класс ( 33 часа )

Общая тема «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»


1 четверть «Ты изображаешь» Знакомство с Мастером Изображения ( 9 часов )


Дата

Темы, содержание учебных занятий

Кол.час

Фор.раб

Учебная компетентность учащихся.

Методическое обеспечение

Регион.

Компон

Форма

Контр.

1.


Изображения всюду вокруг нас. Нарисовать то что умеешь и любишь.

Инд.раб

1 час

Выявить уровень и характер дошкольной подготовки

Работы уч-ся 1 – 4 классов


Индив. Пров.

2.


Мастер Изображения учит видеть. Изображение сказочного леса.

Инд.раб

1 час

Формирование поэтического видения мира.

Живые осенние листья.

Деревья Южного Урала

Индив. Пров.

3.


Мастер Изображения учит видеть Изображение животных

Инд.раб

1 час

Знакомство с понятием «форма».

Изображения животных, рисунки, фотографии

Животные Южного Урала

Индив. Пров.

4.


Изображать можно пятном. Превратить пятно в зверушку.

Инд.раб

1 час

Овладение первичными навыками изображения на плоскости.

Иллюстрации Е.Чарушина, Т.Мавриной.


Индив. Пров.

5.


Изображать можно в объёме . лепка птиц или зверей.

Инд.раб

1 час

Овладение приёмами лепки.

Слайды, фотографии природных объёмов.


Индив. Пров.

6.


Изображать можно линией. Рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

Инд.раб

1 час

Уметь изображать линией.

Линейные иллюстрации к детским книгам.


Индив. Пров.

7.


Разноцветные краски. Проба красок. Создание красочного «Коврика»

Инд.раб

1 час

Уметь пользоваться красками.

Работы уч-ся прошлых лет


Индив. Пров.

8.


Изображать можно и то, что невидимо. Изобразить настроение.

Инд.раб

1 час

Умение создавать образы.

Работы уч-ся прошлых лет


Индив. Пров.

9.


Художник и зрители. Обобщение темы.

Инд.раб

1 час

Формирование навыков восприятия.

Репродукции художников.


Индив. Пров.




2 четверть (7 часов)

Тема «Ты украшаешь». Знакомство с мастером Украшения.


Дата

Темы, содержание учебных занятий

Кол.час

Фор.раб

Учебная компетентность учащихся.

Методическое обеспечение

Регион.

Компон

Форма

Контр.

1.


Мир полон украшений. Роспись цветов – заготовок.

Кол.раб

1 час

Знакомство с Мастером Украшения.

Примеры украшений.


Индив. Пров.

2.


Красоту надо уметь замечать. Узоры на крылья. Украшение крыльев бабочки.

Инд.раб

1 час

Развитие наблюдательности. Приобретение опыта эстетических впечатлений.

Изображения бабочек.


Индив. Пров.

3.


Красивые рыбы. Украшение рыбки.

Инд.раб

1 час

Знакомство с техникой монотипии

Изображения рыб.


Индив. Пров.

4.


Украшения птиц. Изображение птицы в технике объёмной аппликации.

Инд.раб

1 час

Развитие навыков работы с бумагой.

Фотографии и слайды нарядных птиц.


Индив. Пров.

5.


Узоры, которые создали люди. Придумать свой орнамент.

Инд.раб

1 час

Умение составлять орнамент

Различные образцы орнамента.


Индив. Пров.

6.


Как украшает себя человек. Изображение сказочных героев и их украшений.

Инд.раб

1 час

Познакомить с значением украшений.

Иллюстрации с персонажами известных сказок.


Индив. Пров.

7.


Мастер Украшения помогает сделать праздник. Создание новогодних украшений.

Кол.раб

1 час

Навыки работы с бумагой.

Детские работы


Выставка детских работ


3 четверть (9 часов).

«Ты строишь» знакомство с мастером постройки.


Дата

Темы, содержание учебных занятий

Кол.час

Фор.раб

Учебная компетентность учащихся.

Методическое обеспечение

Регион.

Компон

Форма

Контр.

1.


Постройки в нашей жизни. Нарисовать сказочный дом.

Инд.раб

1 час

Знакомство с многообразием архитектурных построек.

Фотографии, иллюстрации разных жилищ


Индив. Пров.

2.


Постройки в нашей жизни. Построить на бумаге дом с помощью печаток.

Инд.раб

1 час

Овладение техникой печатания.

Изображение домов.


Индив. Пров.

3.


Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков.

Инд.раб

1 час

Формировать навыки работы с пластилином.

Фотографии, изображения природных домиков.


Индив. Пров.

4.


Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита.

Инд.раб

1 час

Понятия «снаружи» и «внутри».

Иллюстрации к детским книгам.


Индив. Пров.

5.


Строим город . постройка домика из бумаги.

Групп.раб

1 час

Развитие навыков работы с бумагой.

Детские работы прошлых лет.


Индив. Пров.

6.


Строим город. Постройка домика из разных упаковочных коробок.

Колл.раб

1 час

Развитие навыков коллективной работы.

Детские работы прошлых лет


Индив. Пров.

7.


Всё имеет своё строение. Создание из простых геометрических форм животных в технике аппликации.

Инд.раб

1 час

Формирование первичных умений видеть конструкцию.

Фотографии, изображения животных


Индив. Пров.

8.


Постройка предметов(упаковок). Конструирование из бумаги сумочек, украшение их.

Инд.раб

1 час

Развитие конструктивного изображения и навыков постройки из бумаги.

Произведения бытового дизайна.


Индив. Пров.

9.


Город, в котором мы живём. Панно «Город, в котором мы живём»

Колл.раб

1 час

Развитие наблюдательности.

Открытки о Челябинске.. Экскурсия.

Город в котором мы живём.


Индив. Пров.



4 четверть (8 часов)

Тема. «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»


Дата

Темы, содержание учебных занятий

Кол.час

Фор.раб

Учебная компетентность учащихся.

Методическое обеспечение

Регион.

Компон

Форма

Контр.

1.


Совместная работа трёх Братьев – Мастеров.

Беседа

1 час

Развитие зрительных навыков.

Произведения разных видов искусства.


Выставка

Работ

2.


Создание панно «Сказочная страна». Изображение сказочного мира.

Кол.раб

1 час

Развитие творческого воображения

Иллюстрации к детским книгам


Индив. Пров.

3.


Создание панно «Сказочная страна». Продолжение работы.

Кол.раб

1 час

Развитие навыков коллективной работы.

Работы прошлых лет


Индив. Пров.

4.


Панно «Сказочная страна». Окончание работы.

Кол.раб

1 час

Развитие навыков коллективной работы

Работы прошлых лет. Иллюстрации к детским книгам


Индив. Пров.

5.


«Праздник весны». Конструирование из бумаги птиц.

Групп.раб

1 час

Развитие наблюдательности. Изучение природных форм.

Демонстрация приёмов работы с бумагой.


Индив. Пров.

6.


«Праздник весны». Конструирование из бумаги насекомых.

Групп.раб

1 час

Развитие навыков работы с бумагой.

Коллективные работы прошлых лет.


Индив. Пров.

7.


Урок любование. Умение видеть.

Экскурсия в природу

Наблюдение живой природы с точки зрения трёх Мастеров.



Индив. Пров.

8.


«Здравствуй, лето!». Создание композиции по впечатлениям от природы.

Инд.раб

1 час

Развитие зрительных навыков

Произведения российских художников на тему лета.


Выставка работ.

Итого:33 часа.







2 класс





Тема урока






контроль





Национально – региональный компонент



дата


Раздел 1. «Чем и как работают художники»




1.

«Цветочная поляна». Три основных цвета.




2.

«Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь.




3.

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)



Лес осенью. Красота осеннего леса моего края. 10 мин



4.

«Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации.

аппликация



5.

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

Творческая работа

Зимний лес. 10 минут.


6

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.


Дикие звери в лесу. 10 минут


7

«Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги.

Творческая работа




Раздел 2. «Реальность и фантазия»




8

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.

Творческая работа

Птицы в лесу. 10 минут


9

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.




10

«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе.

Творческая работа



11

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность.

Творческая работа



12.

«Кружевные узоры». Украшения и фантазия.

Творческая работа



13.

«Подводный мир». Постройка и реальность.

Творческая работа



14.

Постройка и фантазия.

Творческая работа




Раздел 3. «О чем говорит искусство»




15.

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.

Творческая работа

Мои четвероногие друзья. 10 минут.


16.

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)

Творческая работа



17.

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.

Творческая работа



18

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

Творческая работа



19.

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях.




20.

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.

Творческая работа



21

«Морозные узоры». Украшение и реальность.

Творческая работа



22.

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение

Творческая работа



23-24.

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.

Творческая работа




Раздел 4. «Как говорит искусство»




25.

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета.




27.

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)




28.

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий.




29.

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий.




30.

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения.




31.

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)

Творческая работа

Полевые цветы. 10 минут


32.

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка).




33.

«Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности.

Творческая работа

Весенняя красота леса. 10 минут


34.

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.





Всего:

34








10.

Парки, скверы, бульва­ры







Самостоятельная работа


3 класс























Ф


Дидактическое и методическое обеспечение






Коротеева Е.И. Изобразительное искусство.

Искусство и ты. М: Просвещение, 2013год

Изобразительное искусство

Рабочие программы.

Пособие для учителей образовательных организаций.


Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. М:Просвещение, 2015 год

Искусство и ты. М: Просвещение, 2012 год

Изобразительное искусство 3 класс

Поурочные планы по учебнику Л.А.Неменской.

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство.
Искусство и ты. 3 класс, М: Просвещение, 2013 год



Л.А. Неменская « Изобразительное искусство» 4 класс

М.; Просвещение , 2014 год,






























ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечания

1

2

3

4

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.


Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству




Авторские программы по изобразительному искусству

Учебно-методические комплекты (УМК) к программе по изобразительному искусству, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства. Учебники по изобразительному искусству









Рабочие тетради




Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства).

Методические журналы по искусству

Учебно-наглядные пособия


Хрестоматия литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Справочные пособия, энциклопедия по искусству

Альбомы по искусству

Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Научно-популярная литература по искусству


Д



Д

К











К




Д

Д

Ф/Д


Д

Д/П

Д

П


П

Примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства


При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включать в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников

Федерального значения


Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов

По одному каждого наименования

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

Печатные пособия

2.

Портреты русских и зарубежных художников





Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Д





Д

Д

Д

Д

Д


К

Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточным вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях



Информационно-коммуникационные средства

3.

Мультимедийные обучающие художественные программы

Электронные учебники











Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности






Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д Д









Д/П






Д/П

Цифровые компоненты УМК могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в т.ч. игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условиях для изучения отдельных предметных тем и разделов программы. Пособия должны предоставлять возможность предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля)

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в учебном курсе изобразительного искусства, относятся, в частности, текстовый редактор, PAINT, редактор создания презентаций

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе изобразительного искусства, относятся художественные и верстальные программы: PHOTOSHOP, CORELDRAW, INDESIGN

Технические средства обучения (ТСО)

4.

.

CD / DVD-проигрыватели

Телевизор

Аудио / видеомагнитофон

Компьютер с художественным программным обеспечением

Проектор для демонстрации слайдов

Мультимедийный проектор

Магнитная доска

Экран (на штативе или навесной)

Фотокамера цифровая со штативом

Видеокамера цифровая

Графический планшет

Д Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

П

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

5.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям



Видеофильмы (памятники архитектуры, художественные музеи, виды и жанры изобразительного искусства, творчество отдельных художников, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, художественные стили и технологии

Д Д



Комплекты компакт-дисков и аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса

Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

Учебно-практическое оборудование

6.

Мольберты

Настольные скульптурные станки

Комплекты резцов для линогравюры

Конструкторы

Краски акварельные, гуашевые,

Краска офортная

Валик для накатывания офортной краски

Тушь

Ручки с перьями

Бумага А3, А4

Бумага цветная

Фломастеры

Восковые мелки

Пастель

Сангина

Уголь

Кисти беличьи № 5, 10, 20

Кисти из щетины № 3, 10, 14

Емкость для воды

Стеки (набор)

Пластилин / глина

Клей

Ножницы

Рамы для оформления работ

Подставки для натуры

К К

К

Ф

К

П

П

К

К

К

К

К

К

Ф

К

К

К

К

К

К

К

Ф

К

К

П




Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона)

Модели и натуральный фонд

7.


Муляжи фруктов и овощей

Гербарии

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Гипсовые геометрические тела

Гипсовые орнаменты

Маски античных голов

Античные головы

Обрубовочная голова

Модель фигуры человека

Капители

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Драпировки

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

Д

Ф

Д

Д

Д

Д

Д Д П

Д

П

П

П




3-4 вида

2 вида

4 вида



Ионическая и дорическая

Игры и игрушки

8.

Театральные куклы

Маски

Д

Д