МБОУ Долгокычинская СОШ
Рабочая программа
учебных предметов
(ФГОС ООО)
с оставила : Зарубина Н.Р.
Зам. директора по УВР
Рабочая программа учебных предметов
Нормативно – правовое и документальное основание
- Федеральный государственный образовательный стандарт ООО
- Примерная основная образовательная программа ООО
- Фундаментальное ядро содержания общего образования
Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Примерная (автора нет )
Созданная автором или группой авторов
РЕКОМЕНДОВАНА МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РФ, соответствует ФГОС 2004 г., ФГОС 2009 г.
Рабочие программы (модифицированные) - это программы, разработанные лично педагогом на основе учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа учебных предметов, курсов
- Рабочая программа по предмету разрабатывается учителем на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); примерных программ основного общего образования; программы формирования универсальных учебных действий; авторских программ.
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
- примерных программ основного общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- авторских программ.
- Согласно п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании в РФ», утверждение рабочих программ по учебным предметам относится к компетенции образовательного учреждения.
Права образовательного учреждения
- В соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.6,7) образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, включающие учебные планы, рабочие программы учебных курсов, а также перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.
- Составитель рабочей программы может самостоятельно:
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости; разрабатывать перечень практических занятий; конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся; включать материал регионального содержания в объеме выделенных на данный предмет учебных часов; выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из федерального перечня), которые он считает целесообразными;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;
- разрабатывать перечень практических занятий;
- конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;
- включать материал регионального содержания в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;
- выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.
Структура рабочей программы
- Рабочая программа по предмету имеет следующую структуру:
1. титульный лист:
- название ОУ в соответствии с Уставом;
- название учебного предмета, для изучения которого написана программа;
- указание класса, в котором изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы;
- гриф рассмотрения, согласования и утверждения программы;
- название села, в котором подготовлена программа;
- год составления программы.
2. пояснительную записку:
- с перечнем нормативно-правовых документов;
- конкретизируются общие цели и задачи основного общего образования, с учётом специфики учебного предмета, курса;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- точное название авторской учебной программы по предмету;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
3. содержание учебного предмета, курса;
4. практические занятия (если есть);
5. УМК по предмету;
6. календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описанием планируемых результатов освоения темы.
7.требования к уровню подготовки обучающихся;
8. характеристика контрольно-измерительных материалов;
В соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, учебный материал учебного курса нацелен на создание условий для формирования личностных и универсальных (метапредметных) учебных действий, поэтому в данном разделе необходимо перечислить УУД, характерные для освоения конкретного учебного предмета, а также приёмы и типы заданий, где проектируется формирование УУД.
Обосновывая выбор количества часов по годам обучения и разделам (темам), необходимо раскрыть последовательность изучения разделов и тем программы, показать распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. При описании содержания тем учебной программы устанавливается следующая последовательность изложения:
- название раздела (темы);
- содержание учебного раздела (темы);
- необходимое количество часов для изучения раздела (темы).
Оформлять содержание учебного предмета рекомендовано по следующей схеме:
№ п/п
Название темы
Содержание
раздела
Количество часов
учебного раздела
Планируемые предметные результаты освоения образовательной программы представлены с учетом специфики содержания предметных областей («Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»).
В разделе программно-методического обеспечения учебного процесса дается характеристика УМК. Перечень учебно-методического обеспечения рабочей программы должен включать следующие материалы:
- учебно-теоретические (программа, учебник);
- методические и дидактические (методическое пособие для учителя, сборники проверочных и контрольных работ, тетради для самостоятельной работы…)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНИК (ежегодно утверждается федеральным перечнем учебников)
Рабочие тетради
Справочники
Сборники задач и упражнений, тестов, контрольных работ
Компьютерные программы и базы данных
Методические пособия для учителей
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Сборники задач и упражнений
- Сборники контрольных и тестовых работ
- Справочники
- Словари
- Компьютерные программы
- Альбомы репродукций, иллюстраций и др.
- подборка иллюстративного материала;
- карточки для индивидуальной и групповых работ;
- презентации
ТЕМАТИЧЕСКИЕ
- Срезы
- Контр. работы
- Тестовые работы
ИТОГОВЫЕ
- Контр. работы
- Тестовые работы
В разделе «Практические занятия» указывается количество необходимых по программе практических занятий, лабораторных работ, распределенных по темам. Данный раздел разрабатывают для предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география, информатика)
Контроль уровня обучения содержит пакет КИМ (контрольных, практических работ, тестов по темам)
- Планирование контроля и оценки знаний учащихся представляется в сводной таблице (по годам обучения) с обязательным указанием формы контроля, содержания контроля, количества работ, источников по периодам обучения. Источники контрольно-измерительных материалов заносятся в таблицу:
- Все представленные в рабочей программе КИМ должны соответствовать требованиям ФГОС ООО или ФК ГОС. КИМ, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в приложении.
№ урока
Вид контроля
Тема
Литература
Календарно-тематический план должен содержать следующие обязательные элементы: № урока п/п, раздел, тема урока, ФГОС (содержание курса и планируемые результаты) или ФК ГОС, основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся, перед каждым изучаемым разделом указываются цели УУД, практическая часть, примечания.
- Оформлять календарно-тематическое планирование предмета рекомендовано по следующей схеме:
№ п/п
Наименование изучаемой темы
Тема урока
Основное содержание по теме
Кол-во часов
Характеристика основных
Элемент содержания
Универсальные учебные действия
видов деятельности (на уровне
учебных действий)
- Рекомендации к оформлению рабочей программы
- Текст рабочей программы должен быть выполнен в печатном виде на одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, через 1,0 интервал, выравнивание – по ширине. Размеры полей: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 1,5 см, снизу – 1,5 см).
- Номер страницы ставится в правом нижнем углу без точки.
- Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается. Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются. Каждый новый элемент программы (пояснительная записка, перечень разделов (тем) программы, содержание учебного материала, список литературы) печатается с новой страницы.
Рассмотрение и утверждение рабочей программы
- Рабочая программа по предмету рассматривается на заседании школьных методических объединений (указывается дата, номер протокола заседания МО и подпись руководителя МО), согласуется с ЗДУВР и утверждается директором ОУ в срок до 30 августа.
Сроки действия рабочей программы
- Рабочая программа действует, пока действует ФГОС ООО по предмету.
18.01.12
© Куединский РМЦ, 2011
Дорогие педагоги!
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI– век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны !
Спасибо за внимание!
18.01.12
© Куединский РМЦ, 2011