№ | № (в четв) | Дата | Тема урока | Основное содержание деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Учебный материал | Примечание (виды игр, творческие задания, предполагаемые названия проектов) |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
I четверть (9 часов) |
Раздел I. «Россия – Родина моя» (5 ч.) |
1 | 1 | 3а- 3б- 3в- | Мелодия – душа музыки. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души. | Научатся: понимать: что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Певческую установку. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. | Главная мелодия 2-й части из «Симфонии №4» П.И. Чайковского. | |
2 | 2 | 3а- 3б- 3в- | Природа в музыке. | Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. | Научатся: понимать названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого. Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. | |
3 | 3 | 3а- 3б- 3в- | Наша слава- русская держава. | Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. | Научатся: понимать названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Регулятивные: воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать Познавательные: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке. Коммуникативные: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. | Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в. Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. | Коллективный проект: «Героизм в русской музыке». |
4 | 4 | 3а- 3б- 3в- | Кантата «Александр Невский». | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. | Научатся: понимать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата) Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки, | Регулятивные: воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать Познавательные: узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата) Коммуникативные: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Гордость за свой народ. | Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев. | |
5 | 5 | 3а- 3б- 3в- | Опера «Иван Сусанин». | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин». | Научатся: понимать названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств | Регулятивные: воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать Познавательные: узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата) Коммуникативные: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Гордость за свой народ. | Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. | |
Раздел II. «День, полный событий» (4 ч.) |
6 | 6 | 3а- 3б- 3в- | Образы природы в музыке. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро». | Научатся: пониматьсмысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с коллективом. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов | Фрагметы из сюиты «Пер Гюнт». Грига: «Утро», «Заход солнца» Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева. | |
7 | 7 | 3а- 3б- 3в- | Портрет человека в музыке. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке. | Научатся: понимать названия изученных произведений и их авторов; Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление. | Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. | |
8 | 8 | 3а- 3б- 3в- | Детские образы в музыке. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского. | Научатся : понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства. | Регулятивные: владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; самостоятельно выполнять упражнения; Познавательные: понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись. Коммуникативные: владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. | Из Фрагменты из цикла «Детская»: «С няней», «С куклой» Слова и музыка М. Мусоргского. Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. | Коллективный проект: «Дети в искусстве». |
9 | 9 | 3а- 3б- 3в- | Обобщение тем 1 четверти. Вечер и прогулка в музыке. | Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского). Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть. | Научатся: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи. | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | Музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Э.Грига, М.П. Мусоргского. | |
II четверть (7 часов) |
Раздел III. «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) |
10 | 1 | 3а- 3б- 3в- | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | Научатся понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | Регулятивные: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения) Познавательные: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками. | Понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями. | Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах. Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. | Групповой проект «Мама в искусстве». |
11 | 2 | 3а- 3б- 3в- | Древнейшая песнь материнства. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | Научатся понимать образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении. | Регулятивные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. Познавательные: познание разнообразных сторон жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы. Коммуникативные: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. | Тропарь Владимирской иконе Божией Матери. | |
12 | 3 | 3а- 3б- 3в- | Образ праздника в искусстве: Вербное Воскресение. | Духовная музыка в творчестве композиторов Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. | Научатся: понимать образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке ; интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей; - передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений; Коммуникативные: аргументировать свою позицию. | Ценить отечественные, народные музыкальные традиции | Мама. из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. | |
13 | 4 | 3а- 3б- 3в- | Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. | Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской. | Научатся: понимать: смысл понятий: величание, молитва; Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать смысл понятий: величание, молитва; Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Оценивать собственную музыкально -творческую деятельность | «Рождественская песенка» - П.Синявский Рождественские песни: «Добрый тебе вечер» «Рождественское чудо» «Тихая ночь» | |
Раздел IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) |
14 | 5 | 3а- 3б- 3в- | Настрою гусли на старинный лад… | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Былины. | Научатся: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: различать жанры народных песен –плясовые, их характерные особенности; - определять на слух звучание народных инструментов; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем. | Наблюдать за использованием музыки в жизни человека, | Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова. | |
15 | 6 | 3а- 3б- 3в- | Былина о Садко и Морском царе. | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Былины. | Научатся понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы. Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. Коммуникативные: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. | Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова. Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина). Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. | |
16 | 7 | 3а- 3б- 3в- | Обобщение тем 2 четверти. Певцы русской старины. Лель. | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова). | Научатся: понимать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: : осуществлять опыт сочинения мелодий, песенок, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок – попевок. Коммуникативные: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | Получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. | Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка» Римского – Корсакова. | |
III четверть (10 часов) |
17 | 1 | 3а- 3б- 3в- | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. | Научатся: понимать названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Коммуникативные: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. | Хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Веснянки. Русские, украинские народные песни. | |
Раздел V. «В музыкальном театре» (6 ч.) |
18 | 2 | 3а- 3б- 3в- | Опера Н.А. Римского – Корсакова «Руслан и Людмила». | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила». | Научатся: понимать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер. - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты. Коммуникативные: взаимодействовать с коллективом. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к героям оперы. | Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. | Групповой проект «Сказки и легенды в искусстве». |
19 | 3 | 3а- 3б- 3в- | Опера К.В. Глюка «Орфей и Эвридика». | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика». | Научатся: понимать названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммуникативные: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к героям оперы | Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк. | |
20 | 4 | 3а- 3б- 3в- | Опера Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее». | Научатся: выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах | Регулятивные: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. Познавательные: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммуникативные: участвовать в коллективной работе. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. | |
21 | 5 | 3а- 3б- 3в- | Образ моря в музыке Н.А. Римского – Корсакова. | Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Контраст. | Научатся: воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. - применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. Коммуникативные: участвовать в коллективной работе. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков. | |
22 | 6 | 3а- 3б- 3в- | Балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского. | Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. | Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение). | Регулятивные: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; Познавательные: передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний; -эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета; Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. | |
23 | 7 | 3а- 3б- 3в- | В современных ритмах: мюзикл. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки. | Научатся: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | Регулятивные: использовать свои знания. Познавательные: передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний; формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты. Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета; | Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина. | |
Раздел VI. «В концертном зале» (6 ч.) |
24 | 8 | 3а- 3б- 3в- | Музыкальное состязание - концерт. | Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта. | Научатся: понимать смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. | Регулятивные: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах. Познавательные: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский. «Веснянка»-укр. народная песня. | Групповой «Музыкальные инструменты симфонического оркестра». |
25 | 9 | 3а- 3б- 3в- | Музыкальные духовые инструменты. | Музыкальные инструменты. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты. | Научатся: узнавать музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | Регулятивные: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах. Познавательные: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Шутка. из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк. Волшебный смычок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. | |
26 | 10 | 3а- 3б- 3в- | Обобщение тем 3 четверти. Музыкальные струнно – смычковые инструменты. | Обобщение музыкальных впечатлений за 3 четверть. Музыкальные инструменты. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. | Научатся: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз. Уметь: демонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Регулятивные: выполнять творческие задания в тетради. Познавательные: - выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и их взаимодействии; назвать тембры инструментов симфонического оркестра. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | «Волшебный смычок» - норвежская народная песня Мелодия. П. Чайковский. Каприс № 24. Н. Паганини. | |
IVчетверть (9 часов) |
27 | 1 | 3а- 3б- 3в- | Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». | Научатся: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, Коммуникативные: общаться в коллективе. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ. | |
28 | 2 | 3а- 3б- 3в- | «Героическая симфония» Бетховена. Призыв к мужеству. | Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. | Научатся: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства; - узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. | |
29 | 3 | 3а- 3б- 3в- | Мир Бетховена. | Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. | Научатся: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства; Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен. | |
Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.) |
30 | 4 | 3а- 3б- 3в- | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. | Научатся: понимать творчество отечественных и зарубежных композиторов, знакомство с джазовой музыкой, ее специфические особенности, известных джазовых исполнителей. имена их авторов. | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой); Коммуникативные: слушать своего собеседника. | Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке . | Мелодия. П. Чайковский. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. | Творческий проект «Концерт «Я и искусство». |
31 | 5 | 3а- 3б- 3в- | Мир С.С. Прокофьева. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. | Научатся: понимать смысл понятий: «композитор» - «исполнитель» - «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой). Коммуникативные: участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности. | Проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | Шествие солнца. С. Прокофьев. Мелодия. П. Чайковский. Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»; | |
32 | 6 | 3а- 3б- 3в- | Певцы родной природы. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. | Научатся: понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Регулятивные: формировать приемы мыслительной деятельности. Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора; - называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства; - анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Коммуникативные: формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы. | Получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства | Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака. Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина. | |
33 | 7 | 3а- 3б- 3в- | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости. | Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Коммуникативные: умение работать в коллективе. | Получение эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. | Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт. Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен. Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского. | |
34 | 8 | 3а- 3б- 3в- | Обобщающий урок по темам года. | Разнообразие музыкальных жанров. Использование композиторами средств музыкальной выразительности. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык | Научатся: делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук). | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Коммуникативные: работа в коллективе. | Участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | Музыка и песни по выбору обучающихся. | |
35 | 9 | 3а- 3б- 3в- | Урок - концерт | Исполнение, импровизация вокальных произведений. | Научатся: сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Исполнять изученные песни (по выбору учащихся). | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план. Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их автора; получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. Коммуникативные: совместная работа с классом. | Участвовать в проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | Музыкальный материал и исполнение песен по выбору учащихся. | |