СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

Календарно-тематическое планирование по биологии, 7 класс

№ п/п

Наименование темы урока

КР

Предметные результаты

Дата по плану

Дата по факту


Раздел 1. Введение.Многообразие живых систем (11 часов)

Тема1.1. От клетки до биосферы (3 часа)

1

Введение. Мир

живых организмов.


Определять предмет изучения биологии;

Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека;

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.



2

Уровни организации живого.


Определять и анализировать понятия «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», организм», «биосфера»;

Называть уровни организации живой природы;

Характеризовать признаки разных уровней организации живой природы.



3

Общее представление о биосфере.


Определять и анализировать понятия «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», организм», «биосфера»;

Называть уровни организации живой природы;

Характеризовать признаки разных уровней организации живой природы.




Тема 1.2. Ч.Дарвин о происхождении видов (2 часа)

4

Причины многообразия живых организмов. Наследственность, изменчивость.


Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина;

Характеризовать роль наследственности, изменчивости в происхождении видов;

Объяснять результаты эволюции;

Работать в группе при анализе и обсуждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации.



5

Причины многообразия живых организмов. Борьба за существование и естественный отбор.


Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина;

Характеризовать роль наследственности, изменчивости в происхождении видов;

Объяснять результаты эволюции;

Работать в группе при анализе и обсуждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации.




Тема 1.3. История развития жизни на земле (4 часа)

6

Возникновение Земли как космического тела.


Знакомиться с историей Земли как космического тела;

Работать в малых группах.



7

Входная контрольная работа

+

Анализировать обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете.



8

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.


Анализировать обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете.

Характеризовать растительный и животный мир архейской, протерозойской и палеозойской эр;

Выявлять черты сходства и различия в организации жизни в разные исторические периоды;

Составлять картины флоры и фауны эр и периодов (работа в малых группах).



9

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.


Анализировать обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете.

Характеризовать растительный и животный мир мезозоя и кайнозоя;

Выявлять черты сходства и различия в организации жизни в разные исторические периоды;

Составлять картины флоры и фауны эр и периодов (работа в малых группах).




Тема 1.4. Систематика живых организмов (2 часа)

10

Искусственная система живого мира.


Проводить анализ признаков живого питания, дыхания, обмена веществ, роста, развития, размножения;

Характеризовать принципы искусственных классификаций;

Приводить примеры искусственных классификаций живых организмов, используемых в быту;

Составлять план параграфа.




11

Основы естественной классификации живых организмов. Самостоятельная работа№1 «Определение систематического положения животного».


Называть и определять понятия «Царство Бактерии», «царство грибы», «царство Растения», «царство Животные»;

Проводить анализ признаков живого;

Характеризовать принципы искусственной классификации по К.Линнею;

Объяснять принципы систематики;

Сравнивать классификацию животных и растительных организмов.




Раздел 2. Царство Бактерии (4 часа)

Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии (2 часа)

12

Общая характеристика бактерий.


Выделять основные признаки бактерий;

Давать общую характеристику прокариот;

Определять значение внутриклеточных структур, сопоставлять его со структурными особенностями организации бактерий;

Выполнять зарисовку различных форм бактериальных клеток.



13

Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Лабораторная работа№1 «Строение бактериальной клетки»


Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, формы бактериальных клеток;

Перечислять типы питания, дыхания бактерий разных групп;

Сравнивать типы питания, дыхания бактерий различных групп;

Описывать значение бактерий в биосфере.




Тема 2.2 Многообразие бактерий (2 часа)

14

Подцарство Архебактерии: особенности строения, значения в природе и жизни человека


Раскрывать значение архебактерий в природе и жизни человека;

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии бактерий и из значение в природе и жизни человека.



15

Подцарство Оксифотобактерии: особенности строения, значение в природе и жизни человека. Обобщение и контроль по разделу: «Бактерии»

+

Раскрывать значение оксифотобактерий в природе и жизни человека;

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии бактерий и их значении в природе и жизни человека.




Раздел 3. Царство Грибы (8 часов)

Тема 3.1. Строение и функции грибов (2 часа)

16

Царство Грибы. Происхождение и эволюция грибов


Характеризовать современные представления о происхождения грибов;

Выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов.



17

Основные черты организации многоклеточных грибов. Лабораторная работа№2 «Строение плодового тела шляпочного гриба»


Выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов;

Распознать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы;

Давать определение понятия «грибы-паразиты».




Тема 3.2 Многообразие и экология грибов (4 часа)

18

Отделы Хитридиомикота, Зигомикота: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №3«Строение плесневого гриба мукора»


Описывать признаки грибов из разных отделов;

Приводить примеры грибов из разных отделов;

Оценивать значение грибов в экосистемах;

Распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям;

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений;

Готовить микропрепараты и изучать под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями.



19

Отдел Аскомикота, или Сумчатые грибы: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа№4 «Строение дрожжей»


Давать определение понятия «грибы-паразиты»;

Описывать признаки грибов из разных отделов;

Приводить примеры грибов из разных отделов;

Оценивать значение грибов в экосистемах;

Распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям;

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений;

Готовить микропрепараты и изучать под микроскопом строение дрожжевых грибов, грибов – паразитов-спорыньи и головни;

Проводить сопоставление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями.




20

Отдел Базидиомикота: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека. Практическая работа№1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»


Описывать признаки грибов из разных отделов;

Приводить примеры грибов из разных отделов;

Оценивать значение грибов в экосистемах;

Распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям;

Распознавать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы;

Осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений



21

Несовершенные грибы. Отдел Оомикота: особенности жизнедеятельности и распространения, значение в природе и жизни человека. Контроль знаний по разделу: «Грибы»

+

Описывать признаки грибов из разных отделов;

Приводить примеры грибов из разных отделов;

Оценивать значение грибов в экосистемах;

Распознавать и классифицировать представителей разных отделов грибов по натуральным объектам, рисункам, фотографиям;

Распознавать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы;

Осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;




Тема 3.3. Группа Лишайники (2 часа)

22

Общая характеристика лишайников


Характеризовать форму взаимодействия организмов- симбиоз;

Проводить общую характеристику лишайников;

Анализировать строение кустистых, накипных, листоватых лишайников;

Распознавать лишайники на таблицах и в природе;

Оценивать экологическую роль лишайников;

Составлять план-конспект сообщения по теме «Лишайники»



23

Особенности жизнедеятельности лишайников


Характеризовать форму взаимодействия организмов- симбиоз;

Проводить общую характеристику лишайников;

Анализировать строение кустистых, накипных, листоватых лишайников;

Распознавать лишайники на таблицах и в природе;

Оценивать экологическую роль лишайников;

Составлять план-конспект сообщения по теме «Лишайники»




Часть 4. Царство Растения (34 часа)

Тема 4.1 Группа отделов Водоросли: строение, значение, экология (6 часов)

24

Отличительные признаки растительных организмов


Характеризовать основные черты организации одноклеточных и многоклеточных водорослей.



25

Общая характеристика водорослей как древнейшей группы растений. Лабораторная работа№5 «Внешнее строение водорослей»


Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей;

Давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей;

Обсуждать демонстрации предусмотренные программой.



26

Особенности размножения и развития водорослей


Давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей;

Обсуждать демонстрации предусмотренные программой.



27

Многообразие водорослей. Отдел Зеленые водоросли. Лабораторная работа№6 «Строение спирогиры»


Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей;

Давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей;

Обсуждать демонстрации предусмотренные программой.



28

Многообразие водорослей. Отдел Красные водоросли


Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей;

Давать общую характеристику отдельных представителей водорослей;

Обсуждать демонстрации предусмотренные программой.



29

Многообразие водорослей. Отдел Бурые водоросли


Описывать историю возникновения одноклеточных и многоклеточных водорослей;

Давать общую характеристику отдельных представителей водорослей;

Обсуждать демонстрации предусмотренные программой




Тема 4.2 Отдел Моховидные (2 часа)

30

Общая характеристика подцарства Высшие растения


Демонстрировать знания о происхождении высших растений;

Выделять существенные признаки высших растений;

Распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах



31

Отдел Моховидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа№7 «Внешнее строение мхов»


Давать общую характеристику мхов;

Распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей моховидных;

Характеризовать распространение и экологическое значение мхов;

Зарисовывать в тетрадях схему жизненного цикла

моховидных;

Объяснять значение мхов в природе и жизни человека;

Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой




Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные (6 часов)

32

Споровые сосудистые растения


Выделять существенные признаки высших споровых растений;

Распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах



33

Отдел Плауновидные: особенности строения и размножения


Выделять существенные признаки высших споровых растений;

Распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах



34

Отдел Хвощевидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа№8 «Внешнее строение спороносящего хвоща»


Давать общую характеристику хвощей;

Распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей хвощевидных;

Характеризовать распространение и экологическое значение хвощей;

Зарисовывать в тетрадях схемы жизненного цикла хвощевидных;

Объяснять значение хвощей в природе и жизни человека;

Обсуждать демонстрации предусмотренные программой;

Составлять план-конспект темы «Хвощевидные»



35

Отдел Папоротниковидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа№9 «Внешнее и внутреннее строение папоротников»


Давать общую характеристику папоротников;

Распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей папоротников;

Характеризовать распространение и экологическое значение папоротников;

Обсуждать демонстрации предусмотренные программой;

Составлять план-конспект темы «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников»



36

Размножение и развитие папоротников. Значение папоротников в природе


Давать общую характеристику папоротников;

Распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей папоротников;

Характеризовать распространение и экологическое значение папоротников;

Зарисовать в тетрадях схему жизненного цикла папоротников;

Объяснять значение папоротников в природе и жизни человека;

Обсуждать демонстрации предусмотренные программой



37

Обобщающий урок по теме «Споровые сосудистые растения»


Выделять существенные признаки споровых сосудистых растений;

Сравнивать представителей разных отделов высших споровых растений и на этой основе делать выводы;

Распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах




Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные растения (8 часов)

38

Происхождение и особенности строения голосеменных растений


Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

Получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений;

Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы;

Характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных;

Обосновывать значение голосеменных в жизни человека;

Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой;

Составлять краткий конспект урока;

Работать в группах.



39

Особенности строения голосеменных растений. Лабораторная работа №10«Строение и многообразие голосеменных растений»


Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы;

Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой;

Составлять краткий конспект урока;

Работать в группах.



40

Особенности строения голосеменных растений. Лабораторная работа№11 «Строение хвои хвойных растений (на примере местных видов)


Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы;

Характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных;

Обосновывать значение голосеменных в жизни человека;

Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой;

Составлять краткий конспект урока;

Работать в группах



41

Особенности размножения голосеменных растений. Лабораторная работа№12 «Строение шишек хвойных растений (на примере местных видов)


Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

Получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений;

Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы;

Характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных;

Обосновывать значение голосеменных в жизни человека;

Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой;

Составлять краткий конспект урока;

Работать в группах.



42-43

Многообразие голосеменных растений. Лабораторная работа№13 «Строение побегов хвойных растений»


Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

Получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений;

Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы;

Характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных;

Обосновывать значение голосеменных в жизни человека;

Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой;

Составлять краткий конспект урока;

Работать в группах.



44

Роль голосеменных растений в природе и их практическое значение


Давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

Получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений;

Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы;

Характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных;

Обосновывать значение голосеменных в жизни человека;

Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой;

Составлять краткий конспект урока;

Работать в группах.



45

Обобщающий урок по теме «Семенные растения. Отдел Голосеменные растения»

+

Давать общую характеристику голосеменных растений;

Отмечать прогрессивные черты их проявления;

Описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

Зарисовать схему цикла развития сосны;

Рассказывать о значении голосеменных в жизни человека.




Тема 4.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения (10 часов)

46

Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений


Иметь представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений;

Давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

Описывать современные взгляды ученых на возникновение семенных растений;

Описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

Характеризовать жизненные формы растений



47

Строение покрытосеменных растений. Лабораторная работа№14 «Строение покрытосеменных растений»


Давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

Описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры.



48

Особенности размножения покрытосеменных растений


Давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

Описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры.



49

Класс Двудольные: характерные особенности растений Крестоцветные. Самостоятельная работа№2 «Распознавание крестоцветных растений своей местности, определение их систематического положения»


Описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

Выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Крестоцветные на гербарном материале и таблицах;

Объяснять значение крестоцветных в природе и жизни человека;

Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой.



50

Класс Двудольные: особенности растений семейства Розоцветные. Самостоятельная работа№3 «Распознавание наиболее распространенных розоцветных растений своей местности, определение их систематического положения»


Описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

Выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Розоцветные на гербарном материале и таблицах;

Объяснять значение розоцветных в природе и жизни человека;

Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой.



51

Класс Двудольные: особенности растений семейства Пасленовые. Самостоятельная работа№4 «Распознавание наиболее распространенных пасленовых растений своей местности, определение их систематического положения»


Описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

Выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Пасленовые на гербарном материале и таблицах;

Объяснять значение пасленовых в природе и жизни человека;

Обсуждать демонстрации, предусмотренные программой.



52

Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Злаковые. Самостоятельная работа№5 «Распознавание наиболее распространенных злаковых растений своей местности, определение их систематического положения»


Описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

Выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Злаковые на гербарном материале и таблицах;

Объяснять значение злаковых в природе и жизни человека;

Готовиться к устному выступлению с презентацией;

Составлять таблицу «Сравнительная характеристика классов Однодольные и Двудольные растения»




53

Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Лилейные. Самостоятельная работа№6 «Распознавание наиболее распространенных лилейных растений своей местности, определение их систематического положения»


Описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

Выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Лилейные на гербарном материале и таблицах;

Готовиться к устному выступлению с презентацией;

Объяснять значение лилейных в природе и жизни человека.



54

Многообразие, распространение покрытосеменных растений, их значение в природе и жизни человека


Объяснять значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека;




55

Обобщающий урок по теме «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения»

+

Характеризовать современные научные взгляды на возникновение семенных покрытосеменных растений;

Давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

Описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

Характеризовать жизненные формы растений.




Тема 4.6. Эволюция растений (2 часа)

56

Возникновение жизни и появление первых растений


Характеризовать материалистические представления о возникновения жизни на Земле;

Характеризовать развитие растений в водной среде обитания;

Составить конспект статьи учебника.



57

Развитие растений. Практическая работа№2 «Построение родословного древа царства Растения»


Характеризовать материалистические представления о возникновения жизни на Земле;

Объяснять причины выхода растений на сушу;

Дать определение понятия «риниофиты»;

Характеризовать основные этапы развития растений на суше.




Часть 5. Растения и окружающая среда (8 часов)

Тема 5.1 Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов (4 часа)

58

Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов


Давать определение понятия «фитоценоз»;

Характеризовать различные фитоценозы.



59

Характеристика лесных растительных сообществ


Давать определение понятия «фитоценоз»;

Характеризовать различные фитоценозы.



60

Характеристика растительных сообществ луга, болота, поля, сада


Давать определение понятия «фитоценоз»;

Характеризовать различные фитоценозы.



61

Экскурсия в ближайшее природное сообщество


Работа в малых группах.




Тема Растения и человек (2 часа)

62

Значение растений в жизни планеты


Объяснять экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы;

Работа в малых группах.



63

Значение растений в жизни человека. Разработка проекта «Выращивание сельскохозяйственных растений на школьном дворе»


Анализировать значение растений в строительстве, производстве бумаги, других отраслях промышленности;

Обосновывать необходимость выращивания декоративных растений, пользу разбивки парков;

Составлять план урока.




Тема Охрана растений и растительных сообществ (2 часа)

64

Итоговая контрольная работа

+

Составлять план урока;

Готовить устное сообщение.



65

Законодательство в области охраны растений. Разработка схем охраны растений на пришкольной территории


Готовить устное сообщение.



66

Повторение





67

Экскурсия





68

Экскурсия