Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностные планируемые результаты
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Ученик получит возможность для формирования:
- овладению на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознанию ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированности устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
- осознанию себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознанию значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизму, любови к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважению к истории, культуре, национальным особенностям, толерантности.
Метапредметные результаты освоения учебного материала:
Регулятивные планируемые результаты:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные планируемые результаты:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
формированию и развитию посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умению вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные планируемые результаты:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные результаты:
Ученик научится:
- определять вклад географии в изучение планеты. Страноведение. Что оно изучает?
Политическая карта мира. Почему и как она меняется? Какие сведения можно извлечь из политической карты? Объяснять значение понятий – физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство. Разнообразие карт по масштабу, охвату территории, содержанию;
Прародина человечества. Миграции. Причины перемещения людей. Численность людей на Земле. Как она меняется? Везде ли одинакова? Как население распределено на Земле? Районы наибольшей плотности населения, понятия: плотность населения, страна, государственная территория, объяснять причины высокой плотности. Народы мира. По каким признакам народы отличаются друг от друга? Языковые семьи, религии мира. Древнейшие города. Как различаются городской и сельский образ жизни? Структура хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг. Чем занимаются люди в различных отраслях хозяйства?
Ученик получит возможность научиться:
- Выявлять закономерности строения и размещения основных форм рельефа в зависимости от строения земной коры;
- называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;
- доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей.
- определять протяженность материка с запада на восток и с севера на юг.
- называть и показывать регионы Европы.
- определять географическое положение стран Средней Европы. Влияние островного положения на развитие страны. Изрезанность береговой линии. Умеренный морской климат. Скалистый север и равнинный юго-восток. Полесье и степи. Плодородные почвы, каменный уголь и руды металлов.
- приводить примеры изменений природы под влиянием деятельности человека во времени на различных материках и планете Земля.
Содержание учебного предмета «География»
Тема | Количество часов | Содержание разделов (тем) | Виды деятельности |
Введение (5 часов) |
Введение | 5 | География в современном мире. Страноведение – наука о природе, населении, хозяйстве и культуре стран земного шара. Материки, части света и страны. Географические карты. Разнообразие стран современного мира. Способы получения страноведческой информации. Источники географической информации. | Уметь давать характеристику карты; читать и анализировать карту |
Раздел 1. Земля – Планета людей (7 часов) |
Население мира | 5 | Появление человека и его распространение по земному шару. Сухопутные мосты между материками в прошлом. Речные цивилизации древности. Средиземноморье как колыбель цивилизации. Плавания человека через океан. Освоение внутренних районов материков. Миграции. Колебание численности населения Земли. Расселение человека по земному шару. Размещение населения и плотность. Наиболее населённые страны мира. Человеческие расы. Крупнейшие народы мира, их социальные и экологические проблемы. Разнообразие культур и этносов. Национальные традиции и обычаи. Религии мира. Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. | Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира |
Хозяйственная деятельность человека | 2 | Возникновение и развитие хозяйства. Разнообразие видов хозяйственной деятельности и их изменения во времени. Первичные, вторичные и третичные виды хозяйственной деятельности. Современное хозяйство мира: секторы (сферы), отрасли. Взаимосвязь хозяйств отдельных стран мира. | Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира |
Раздел 2. Океаны, материки и страны мира (54 часа) |
Океаны | 5 | Мировой океан и его значение для природы Земли. Живое вещество в океане. Морские природные комплексы. Природные богатства Мирового океана | Показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод |
Евразия. Общая характеристика | 4 | Евразия – самый большой материк Земли.Географическое положение, его влияние на особенности природы материка. Атлантический океан – самый молодой и освоенный. Индийский океан. Особенности природы и особенности хозяйственного использования океанов. | Знать: природные зоны; их характерные черты и факторы образования; типичные растения и животных природных зон; уметь: описывать природные зоны по комплекту карт крупнейшие народы, распространен-ные языки и религии, крупнейшие страны материка, их столицы и крупнейшие города Формирование ответственного отношения к учебе. |
Европа | 14 | Европа – самая старая, заселённая и освоенная часть света Общие особенности европейских стран. Европейский союз. Северная Европа. Физико-географическое положение стран (островное и полуостровное) и их относительная изолированность. Древнее оледенение и его влияние на природу стран. Океанические течения и их влияние на природу и хозяйство. Вулканизм и ледники Исландии. Использование геотермальной энергии. Основные черты природы Фенноскандии. Фьорды Норвегии, озера и возвышенности Швеции, леса и болота Финляндии. Скандинавы – потомки викингов. Особенности хозяйства: рыболовство, лесная промышленность, добыча железной руды и нефти. Обрабатывающая промышленность Швеции. Молочное животноводство. Средняя Европа. Британские острова. Географическое положение. Влияние островного положения на историю и культуру страны. Факторы формирования морского умеренного климата. Великобритания – «туманный Альбион». Зависимость природы и хозяйства от особенностей климата. Островная изоляция, влияние ее на характер и жизнь британцев. Индустриальная мощь Англии. Лондон и его достопримечательности. Ирландия – «зеленый остров». Франция и страны Бенилюкса. Географическое положение и единство стран региона. Разнообразие природы и хозяйства регионов Франции. Культурное наследие Франции. Нидерланды: страна низкой земли. Наводнения их причины. Работы по мелиорации территории. Польдеры и ветряные мельницы. Бельгия: сгусток населения и промышленности. Штаб-квартиры Европейских объединений. Германия и Альпийские страны. Германия – самая большая по численности населения страна Европы. Природа страны: от приморских низин Балтийского и Северного морей до альпийских высокогорий. Области древней складчатости и характерные для них полезные ископаемые. Рейн и Эльба – срединные оси Европы. Региональные различия в хозяйстве и населении страны. Разнообразие немецких городов. Берлин, Гамбург, Мюнхен. Горы и ледники Швейцарии и Австрии. Восточная Европа. Страны между Германией и Россией. Страны западных славян: Польша, Чехия и Словакия; территориальная и культурная связь с Россией. Широколиственные и смешанные леса. Интенсивное и давнее освоение территории и современное состояние природы. Национальные парки. Особенности переходной экономики. Страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония). Приморское географическое положение. Озера и морены Прибалтики, мягкий морской климат. Низкое естественное плодородие почв и скудость природных ресурсов. Куршская коса – памятник всемирного природного наследия. Хуторская форма расселения. Рыбный промысел и приморская рекреация. Территориальная близость с Россией и сложность исторических взаимодействий. Русскоязычное население стран Балтии. Страны восточных славян (Беларусь, Украина, Молдова). Географическое положение территории, его сходства и различия с Европейской частью России. Белорусское полесье. Чернобыль и «ядерная катастрофа».Степи и лесостепи Украины. Киев – «мать городов русских». «Украинский» Запад и «русские» Восток и Юг. Индустриально-аграрный характер экономики. Основные виды хозяйственной деятельности. Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове(Испания и Португалия). Географическое положение стран в субтропическом климате и его следствия. Барьерный эффект гор на окраинах и континентальность климата в центре. Разнообразие природы и хозяйства регионов Испании. Арабское влияние в привычном ландшафте. Конкистадоры. Национальные традиции испанцев, известные всему миру. Мадрид и Барселона. Португалия – приатлантическая страна на крайнем западе Европы. Страны на Апеннинском полуострове (Италия). «Итальянский сапог» на карте Европы. Государства – карлики. Влияние географического положения на характер природы и хозяйство региона. Горные цепи как неотъемлемая часть страны: альпийская складчатость и ее современные проявления. Промышленное могущество Севера и отсталость Юга. Субтропические культуры, рекреация. Венеция, Рим, Флоренция – «классическая Италия». Ватикан – город-государство. Дунайские и Балканские страны. Особенности географического положения, изрезанность береговой линии и её влияние на особенности цивилизации. Горные страны. Карстовые плато. Дунай – международная река Европы. Особенности режима реки. Благоприятные агроклиматические ресурсы. Узел культур и религий. Венгрия: финно-угорский народ в центре Европы. Будапешт – город на берегах Дуная. Предгорный прогиб Карпат и румынская нефть. Сады Болгарии. Югославия: лоскутное одеяло. Культурное наследие Греции. Россия – евразийская страна, самая большая по площади страна мира. Особенности природы, населения и хозяйства России. | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Европы; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; |
Азия | 8 | Своеобразие географического положения Азии и его влияние на особенности природы. Минеральные ресурсы региона и их приуроченность к различным структурам земной коры. Этнокультурная специфика региона в целом. Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан). Географическое положение: между Черным и Каспийским морями. Сложность геологической истории и ее связь с рельефообразованием: горные цепи, лавовые плато, межгорные долины. Землетрясения и потухшие вулканы, озера. Влажные и сухие субтропики: экспозиционный эффект гор и специализация сельского хозяйства. Высотная поясность на Кавказе. Субтропическое и орошаемое земледелие, нефтедобыча. Юго-Западная Азия. Состав региона: Турция, Восточное Средиземноморье, страны Персидского залива, Аравийский полуостров. Географическое положение региона: на перекрестке цивилизаций и культур – мост между континентами. Жаркий и сухой климат Аравии, субтропики Турции и восточного Средиземноморья. Иран– горы, нагорья и пустыни. Нефтяные богатства стран Персидского залива. Пустыни Аравии и зарождение ислама. Иерусалим – центр трех религий. Византия – Константинополь – Стамбул. Исторически обусловленные и новые отрасли хозяйства стран региона. Региональные различия в доходах стран и их следствия. Центральная Азия. Казахстан, Средняя Азия и Афганистан. Специфика континентального географического положения: в центре Азии. Горы и равнины региона и их связь. Бассейн внутреннего стока: реки, пропадающие в пустыне. Пустыни и оазисы. Древняя история и памятники архитектуры: Хорезм, Бухара, Самарканд. Котел кочевых народов. Монокультурное хозяйство и его экологические последствия. Арал – исчезающее море пустыни. Афганистан – страна без железных дорог. Восточная Азия. Китай и Монголия. Особенности географического положения региона. Сибирский антициклон и континентальность климата. Муссонная циркуляция атмосферы. Огромные размеры Китая и разнообразие природы. Хуанхэ – «желтая река». Лессовые плато и ветровая эрозия. Катастрофические наводнения. Самая многонаселенная страна мира: пути решения демографической проблемы. Культура риса и сои; шелководство. Современное экономическое развитие Китая. Холодные высокогорья Тибета и их изоляция. Монголия – страна «потомков Чингисхана». Япония и страны на Корейском полуострове. Географическое положение Японии: от тропиков до умеренных широт. Высокая сейсмичность и ее проявления; цунами. Островная изоляция страны. Культ природы и особенности национального сознания. Высокая плотность населения и урбанизация. Передовой уровень хозяйства. Корея – разделенный полуостров. Один народ, общая история и культура. КНДР – изолированная страна. Республика Корея – путь от отсталого к экономически развитому государству. Южная Азия. Географическое положение региона: от высочайших гор в мире до берегов Индийского океана. Муссоны и их влияние на природу и хозяйство Индии. Гималаи и их образование. Горные королевства Непала и Бутана. Инд и Ганг – две главные реки Южной Азии. Древняя культура Индии и ее связь с природой. Бангладеш – государство-дельта. Юго-Восточная Азия. Географическое положение: влажный угол материка. Обилие осадков и буйство растительности. Постоянно-влажные и переменно-влажные леса. Индокитай – между двумя великими цивилизациями. Индонезия и Филиппины – страны-архипелаги. Интенсивное индустриальное развитие стран; «восточноазиатские драконы». | Знать: состав региона; особенности географического положения и природы стран Юго-Западной; взаимосвязь компонентов природы; основные черты населения и его культуры, включая хозяйственную деятельность; уметь: раскрывать связи между географическим положением и природными условиями жизни населения, природой и хозяйственной деятельностью, образом жизни людей |
Африка | 7 | Общая характеристика Африки. Модель географической зональности и симметрия относительно экватора. Самые крупные и наиболее значимые природные объекты материка. Колониальное прошлое и современная политическая карта Африки. Северная Африка. Географическое положение региона. Страны Магриба – африканское Средиземноморье. Арабский запад. Полезные ископаемые: нефть, природный газ и фосфориты. Жаркий и сухой климат. Нил – уникальный плодородный оазис. Сахара – крупнейшая пустыня планеты. Тропические пустыни: песчаные, каменистые, соляные. Земледелие в оазисах. Культура финиковой пальмы. Западная и Центральная Африка. Особенности географического положения. Влияние рельефа и климата на формирование природных зон экваториального и субэкваториальных поясов.Страны побережья Гвинейского залива. Кофе, бананы, какао и другие плантационные культуры. Река Нигер и ее роль в жизни Западной Африки. Зона Сахеля. Озеро Чад. Опустынивание. Бассейн Конго – лесное сердце континента. Обезлесение и его причины. Полезные ископаемые стран региона. Особенности современного хозяйства: добыча полезных ископаемых и плантации тропических культур. Народы негроидной расы: фульбе, хауса, пигмеи. Восточная Африка. Особенности географического положения: вдоль побережья Индийского океана. Великие Африканские разломы: нагорья, плоскогорья и озера. Рифтовая зона. Саванны и редколесья. Сафари и национальные парки. Эфиопия – родина сельскохозяйственных культур. Арабское влияние на побережье Индийского океана. Народы банту и суахили. Мадагаскар – крупнейший остров у берегов Африки. Южная Африка. Особенности географического положения стран региона. Различия западных и восточных побережий. Река Замбези и водопад Виктория. Влияние холодных течений и пустыня Намиб (дюны и вельвичия). Пески Калахари и внутренние дельты. Капские и Драконовы горы – «Средиземноморье Южной Африки». Южно-Африканская Республика: сложный национальный состав, особенности экономического развития. Горнодобывающая промышленность: руды цветных металлов, алмазы, золото. Обобщение знаний по теме «Африка». Самые крупные и наиболее значимые природные объекты. Особенности природы материка обусловленные географическим положением- модель географической зональности и симметричное расположение зон относительно экватора. Колониальный тип структуры хозяйства: порты, районы добычи полезных ископаемых, плантационное сельское хозяйство. Голод, нищета, неграмотность. | Знать: понятие «географическое положение материка»; особенности географического положения Африки; основных исследователей материка, в том числе русских путешественников и ученых; |
Америка – Новый свет | 9 | Америка – Новый свет. Одна часть света, два материка. Особенности географического положения и природы Северной и Южной Америки. Канада и Гренландия. Особенности географического положения. «Холодное дыхание» Арктики и сдвиг природно-хозяйственных зон на юг. Канадский Арктический архипелаг. Арктический и субарктический климат. Гудзонов залив – «ледяной мешок». Гранитные скалы полуострова Лабрадор. Кристаллический щит и богатство полезных ископаемых. Материковое оледенение, его влияние на природу и хозяйство страны. Великие озера и река Святого Лаврентия. Североамериканская тайга и степные провинции. Гренландия – самый большой остров на Земле. Соединенные Штаты Америки Географическое положение: от Атлантики до Тихого океана. Особенности природы страны: горный Запад и равнинный Восток. Меридиональная зональность. «Молодые» Кордильеры и «старые» Аппалачи. Национальные парки. Состав населения страны: «иммиграционный котел». Миссисипи – «американская Волга». США – крупнейшая экономическая держава мира. Региональные различия в размещении населения и хозяйства на территории страны. Северо-Восток США: район первых переселенцев. «Супергород» Нью-Йорк. Родина небоскрёбов- Чикаго. Вашингтон – столица США. Полуостров Флорида – тропический рай и космодром. Калифорния – самый населённый и развитый штат. Города Тихоокеанского побережья – Лос-Анджелес, Сан – Франциско. Центральная Америка и Вест-Индия. Особенности географического положения стран региона. Перешеек между океанами и Панамский канал. Жаркий и сухой климат внутренних нагорий. Наследие древних культур. Мехико – крупнейший город мира. Тропические циклоны Карибского моря. Вест-Индия: Большие и Малые Антильские острова. Бразилия. Крупнейшая страна Южной Америки. Река Амазонка – самая полноводная река Земли. Амазонская сельва (Амазония) – «легкие планеты». Минеральные богатства Бразильского плоскогорья. Плантационное хозяйство: кофе, сахарный тростник и другие тропические культуры. Бразилиа – столица страны.Рио-де-Жанейро – город карнавалов. Андские страны. Состав региона. Горная цепь Анд – ось развития региона. Сложность геологический истории и богатство полезными ископаемыми: нефть Эквадора, олово Боливии и медь Чили. Льянос – саванны бассейна Ориноко. Водопад Анхель. Высотная поясность: от сельвы до ледников. Положение снеговой линии в зависимости от климата. Приокеаническая пустыня Атакама. Высокогорное озеро Титикака. Ла-Платские страны. Положение в субтропических и умеренных широтах. Пампа и ее сравнение со степями и прериями. Патагония. Река Парана и гидростроительство. Крайний юг материка: фьорды и острова. Остров Огненная Земля и мыс Горн. Обобщение знаний по Северной и Южной Америке. Одна часть света – два материка. Латинская Америка – бывшие колонии Испании и Португалии. Кордильеры и Анды – общая ось материков. Панамериканское шоссе. Самые крупные и наиболее значимые природные объекты Америки. Уникальный расовый состав стран Америки: смешение европеоидной, монголоидной и негроидной расы | Знать: особенности географического положения Америки; историю открытия, основных исследователей материка, влияние ГП на особенности природы материка |
Австралия и Океания | 5 | Австралия. Географическое положение и природа. Страна-материк. Сухопутные мосты с Евразией и Тасманией. Остров Тасмания. Большой Водораздельный хребет и его влияние на природу страны. Пустыни центральной Австралии. Озеро Эйр и пересыхающие реки (крики). Минеральные богатства материка. Уникальный животный и растительный мир; эндемики. Аборигены и иммигранты. Сидней и Мельбурн – города-соперники. Океания. Состав региона: Полинезия и Новая Зеландия, Микронезия, Меланезия. Линия перемены дат. Происхождение островов и общие черты природы. Коралловые рифы, атоллы и лагуны. «Покорители» Тихого океана. Натуральное хозяйство и ядерные испытания. | Знать:особенности географического положения; основных исследователей материка; уметь: определять географическое положение по физической карте; основные черты рельефа материка и факторы его образования; размещение основных форм рельефа; состав полезных ископаемых |
Полярные области Земли | 2 | Полярные области Земли. Общие черты природы полярных областей Земли. История исследования и освоения. Международное сотрудничество в исследовании и освоении. Антарктида– самый южный материк. Ледниковый покров и строение материка. Антарктические оазисы и птичьи базары. Полюс холода планеты. Шельфовые ледники и айсберги. Озоновая дыра. Общие черты полярных областей Земли. | Знать особенности ГП Антарктиды, его влияние на особенностиприроды материков; имена путешествен-ников внесших вклад в открытие и исследование материка |
Раздел 3. Человек и планета: история взаимоотношений (2 часа) |
Человек и планета: история взаимоотношений | 2 | История изменения природы человеком. Воздействие первобытных людей на природу, использование огня. Древнее земледелие и его негативные последствия. Результаты взаимодействия человека на различные оболочки Земли. Изменение человеком природы материков. Прошлое и будущее Земли. Образование планеты и земных оболочек. Эпохи горообразования и ледниковые периоды. Будущее нашей планеты и человечества. | Уметь приводить примеры влияния природы на условия жизни людей |
Календарно-тематическое планирование 7А класс
№ п/п | Дата Проведения | Тема урока | Кол/во часов | Дом.задание |
План | Факт |
Введение (5часов) |
1 | 03.09. | | География в современном мире. | 1 | §1 |
2 | 05.09. | | Материки, части света, страны. | 1 | §2 |
3 | 10.09. | | Разнообразие стран современного мира. | 1 | §3 |
4 | 12.09. | | Источники географической информации. | 1 | §4 |
5 | 17.09 | | Географическая карта как один из источников географической информации. | 1 | §5 |
Раздел 1. Земля- Планета людей (7 часов) |
6 | 19.09 | | Расселение человека по земному шару. | 1 | §6 |
7 | 24.09 | | Численность и размещение населения мира. П.Р.№ 1 «Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира»». | 1 | §7 |
8 | 26.09 | | Человеческие расы. | 1 | §8 |
9 | 01.10 | | Народы мира. Языковые семьи, религии мира. | 1 | §9 |
10 | 03.10 | | Городское и сельское население. | 1 | §10 |
11 | 08.10 | | .Возникновение и развитие хозяйства | 1 | §11 |
12 | 10.10 | | Современное хозяйство мира | 1 | §12 |
Раздел 2. Океаны, материки и страны мира |
13 | 15.10 | | Океаны(5часов) Мировой океан и его значение для человечества. | 1 | §13 |
14 | 17.10 | | Атлантический океан- самый молодой и освоенный | 1 | §14 |
15 | 22.10 | | Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. | 1 | §15 |
16 | 24.10 | | Тихий океан - самый большой и глубокий. | 1 | §16 |
17 | 29.10 | | Северный Ледовитый океан -самый маленький. | 1 | §17 |
18 | 31.10 | | Общая характеристика Евразии(4часа) Географическое положение материка. П.Р. № 4 «Определение ГП материка». | 1 | §18 |
19 | 12.11 | | Рельеф Евразии. | 1 | §19 |
20 | 14.11 | | Климат Евразии. | 1 | §20 |
21 | 19.11 | | Внутренние воды и природные зоны Евразии | 1 | §21 |
22 | 21.11 | | Европа (14 часов) Северная Европа. Влияние моря на хозяйственную деятельность людей. | 1 | §22 |
23 | 26.11 | | Средняя Европа. Британские острова. | 1 | §23 |
24 | 28.11 | | Франция и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). | 1 | §24 |
25 | 03.12 | | П.Р. № 5 «Описание климатограмм г. Лондона и выявление формирования морского климата». | 1 | §24 |
26 | 05.12 | | Германия и Альпийские страны. Моря, реки, каналы. | 1 | §25 |
27 | 10.12 | | П.Р. № 6 «Составление комплексной характеристики одной из стран с использов. различных источников географической информации». | 1 | §25 |
28 | 12.12 | | Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии | 1 | §26 |
29 | 17.12 | | Белоруссия, Украина, Молдавия – западные соседи России. Природа. | 1 | §27 |
30 | 19.12 | | Южная Европа. Испания, Португалия – родина древних мореплавателей. Туризм. | 1 | §28 |
31 | 24.12 | | Страны на Апеннинском полуострове. Италия – страна древней культуры. Туризм. П.Р. № 7 «Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии». | 1 | §29 |
32 | 26.12 | | Дунайские и Балканские страны. Природа. | 1 | §30 |
33 | 14.01 | | Обобщение «Европа». | 1 | Стр.147 |
34 | 16.01 | | Россия. Место России в мире, ГП, протяжённость границ. | 1 | §31 |
35 | 21.01 | | Природа, население и хозяйство России. Россия. Место России в мире, ГП, протяжённость границ. | 1 | §32 |
36 | 23.01 | | Азия (8часов) Закавказье (Грузия, Армения Азербайджан) П.Р.№ 8 «Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья)». | 1 | §33 |
37 | 28.01 | | Юго-Западная Азия. Ближний Восток. | 1 | §34 |
38 | 30.01 | | Центральная Азия. | 1 | §35 |
39 | 04.02 | | Китай и Монголия. | 1 | §36 |
40 | 06.02 | | П.Р.№ 9 «Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая)». | 1 | §36 |
41 | 11.02 | | Япония и страны на Корейском полуострове. | 1 | §37 |
42 | 13.02 | | Южная Азия. Острова и полуострова и прилегающий к ним материк. П.Р.№ 10 «Составление характеристики муссонного климата (на примере п/ва Индостан)». | 1 | §38 |
43 | 18.02 | | Юго-Восточная Азия. Сингапур – город – государство. | 1 | §39 |
44 | 20.02 | | Африка (7часов) Географическое положение и особенности природы Африки. | 1 | §40 |
45 | 25.02 | | П.Р.№ 11 «Географическое положение и особенности природы Африки». | 1 | §40 |
46 | 27.02 | | Северная Африка. Родина древнейших цивилизаций. П.Р.№ 12 «Изучение отличительных особенностей хозяйства отдельных стран или регионов материка». | 1 | §41 |
47 | 04.03 | | Западная и Центральная Африка. | 1 | §42 |
48 | 06.03 | | Восточная Африка. Мадагаскар- остров-государство. | 1 | §43 |
49 | 11.03 | | Южная Африка. П.Р.№ 13 «Нанесение на кк наиболее значимых природных объектов материка». | 1 | §44 |
50 | 13.03 | | Обобщение по теме «Африка». | 1 | Стр.228 |
51 | 18.03 | | Америка - Новый Свет (9часов) Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика. | 1 | §45 |
52 | 20.03 | | Канада. | 1 | §46 |
53 | 01.04 | | Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. | 1 | §47 |
54 | 03.04 | | Население и хозяйство США. П.Р.№ 14 «Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны». | 1 | §48 |
55 | 08.04 | | Центральная Америка и Вест-Индия. | 1 | §49 |
56 | 10.04 | | Бразилия. Разнообразие хозяйственной деятельности. П.Р.№ 15 «Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны)». | 1 | §50 |
57 | 15.04 | | Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. | 1 | §51 |
58 | 17.04 | | Лаплатские страны. Скотоводство и земледелие. | 1 | §52 |
59 | 22.04 | | Обобщение по теме «Америка – Новый Свет». | 1 | Стр.226 |
60 | 24.04 | | Австралия и Океания (5часов) Географическое положение и природа Австралии. | 1 | §53 |
61 | 29.04 | | П.Р.№ 16 «Анализ факторов, определяющих климат Австралии». | 1 | §53 |
62 | 06.05 | | Австралийский Союз. Заселение материка. | | §54 |
63 | 08.05 | | Океания. Меланезия, Полинезия и Микронезия. | 1 | §55 |
64 | 13.05 | | П.Р.№ 17 «Географическое описание острова (на примере Новой Гвинеи или Новой Зеландии)». | | |
65 | 15.05 | | Полярные области Земли(2часа) История исследования полярных областей Земли. | 1 | §56 |
66 | 20.05 | | Антарктика. Особенности природы. | 1 | §57 |
Раздел 3. Человек и Планета: история взаимоотношений (3 часа) |
67 | 22.05 | | История изменения природы Земли человеком. | 1 | §58 |
68 | 27.05 | | Изменение человеком природы материков. | 1 | §59 |
69 | 29.05. | | Обобщающий урок «Человек и Планета: история взаимоотношений» | 1 | - |
Календарно-тематическое планирование 7Б класс
№ п/п | Дата Проведения | Тема урока | Кол/во часов | Дом.задание |
План | Факт |
Введение (5часов) |
1 | 03.09. | | География в современном мире. | 1 | §1 |
2 | 04.09. | | Материки, части света, страны. | 1 | §2 |
3 | 10.09. | | Разнообразие стран современного мира. | 1 | §3 |
4 | 11.09. | | Источники географической информации. | 1 | §4 |
5 | 17.09 | | Географическая карта как один из источников географической информации. | 1 | §5 |
Раздел 1. Земля- Планета людей (7 часов) |
6 | 18.09 | | Расселение человека по земному шару. | 1 | §6 |
7 | 24.09 | | Численность и размещение населения мира. П.Р.№ 1 «Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира»». | 1 | §7 |
8 | 25.09 | | Человеческие расы. | 1 | §8 |
9 | 01.10 | | Народы мира. Языковые семьи, религии мира. | 1 | §9 |
10 | 02.10 | | Городское и сельское население. | 1 | §10 |
11 | 08.10 | | .Возникновение и развитие хозяйства | 1 | §11 |
12 | 09.10 | | Современное хозяйство мира | 1 | §12 |
Раздел 2. Океаны, материки и страны мира |
13 | 15.10 | | Океаны(5часов) Мировой океан и его значение для человечества. | 1 | §13 |
14 | 16.10 | | Атлантический океан- самый молодой и освоенный | 1 | §14 |
15 | 22.10 | | Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. | 1 | §15 |
16 | 23.10 | | Тихий океан - самый большой и глубокий. | 1 | §16 |
17 | 29.10 | | Северный Ледовитый океан -самый маленький. | 1 | §17 |
18 | 30.10 | | Общая характеристика Евразии(4часа) Географическое положение материка. П.Р. № 4 «Определение ГП материка». | 1 | §18 |
19 | 12.11 | | Рельеф Евразии. | 1 | §19 |
20 | 13.11 | | Климат Евразии. | 1 | §20 |
21 | 19.11 | | Внутренние воды и природные зоны Евразии | 1 | §21 |
22 | 20.11 | | Европа (14 часов) Северная Европа. Влияние моря на хозяйственную деятельность людей. | 1 | §22 |
23 | 26.11 | | Средняя Европа. Британские острова. | 1 | §23 |
24 | 27.11 | | Франция и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). | 1 | §24 |
25 | 03.12 | | П.Р. № 5 «Описание климатограмм г. Лондона и выявление формирования морского климата». | 1 | §24 |
26 | 04.12 | | Германия и Альпийские страны. Моря, реки, каналы. | 1 | §25 |
27 | 10.12 | | П.Р. № 6 «Составление комплексной характеристики одной из стран с использов. различных источников географической информации». | 1 | §25 |
28 | 11.12 | | Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии | 1 | §26 |
29 | 17.12 | | Белоруссия, Украина, Молдавия – западные соседи России. Природа. | 1 | §27 |
30 | 18.12 | | Южная Европа. Испания, Португалия – родина древних мореплавателей. Туризм. | 1 | §28 |
31 | 24.12 | | Страны на Апеннинском полуострове. Италия – страна древней культуры. Туризм. П.Р. № 7 «Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии». | 1 | §29 |
32 | 25.12 | | Дунайские и Балканские страны. Природа. | 1 | §30 |
33 | 14.01 | | Обобщение «Европа». | 1 | Стр.147 |
34 | 15.01 | | Россия. Место России в мире, ГП, протяжённость границ. | 1 | §31 |
35 | 21.01 | | Природа, население и хозяйство России. Россия. Место России в мире, ГП, протяжённость границ. | 1 | §32 |
36 | 22.01 | | Азия (8часов) Закавказье (Грузия, Армения Азербайджан) П.Р.№ 8 «Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья)». | 1 | §33 |
37 | 28.01 | | Юго-Западная Азия. Ближний Восток. | 1 | §34 |
38 | 29.01 | | Центральная Азия. | 1 | §35 |
39 | 04.02 | | Китай и Монголия. | 1 | §36 |
40 | 05.02 | | П.Р.№ 9 «Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая)». | 1 | §36 |
41 | 11.02 | | Япония и страны на Корейском полуострове. | 1 | §37 |
42 | 12.02 | | Южная Азия. Острова и полуострова и прилегающий к ним материк. П.Р.№ 10 «Составление характеристики муссонного климата (на примере п/ва Индостан)». | 1 | §38 |
43 | 18.02 | | Юго-Восточная Азия. Сингапур – город – государство. | 1 | §39 |
44 | 19.02 | | Африка (7часов) Географическое положение и особенности природы Африки. | 1 | §40 |
45 | 25.02 | | П.Р.№ 11 «Географическое положение и особенности природы Африки». | 1 | §40 |
46 | 26.02 | | Северная Африка. Родина древнейших цивилизаций. П.Р.№ 12 «Изучение отличительных особенностей хозяйства отдельных стран или регионов материка». | 1 | §41 |
47 | 04.03 | | Западная и Центральная Африка. | 1 | §42 |
48 | 05.03 | | Восточная Африка. Мадагаскар- остров-государство. | 1 | §43 |
49 | 11.03 | | Южная Африка. П.Р.№ 13 «Нанесение на кк наиболее значимых природных объектов материка». | 1 | §44 |
50 | 12.03 | | Обобщение по теме «Африка». | 1 | Стр.228 |
51 | 18.03 | | Америка - Новый Свет (9часов) Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика. | 1 | §45 |
52 | 19.03 | | Канада. | 1 | §46 |
53 | 01.04 | | Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. | 1 | §47 |
54 | 02.04 | | Население и хозяйство США. П.Р.№ 14 «Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны». | 1 | §48 |
55 | 08.04 | | Центральная Америка и Вест-Индия. | 1 | §49 |
56 | 09.04 | | Бразилия. Разнообразие хозяйственной деятельности. П.Р.№ 15 «Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны)». | 1 | §50 |
57 | 15.04 | | Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. | 1 | §51 |
58 | 16.04 | | Лаплатские страны. Скотоводство и земледелие. | 1 | §52 |
59 | 22.04 | | Обобщение по теме «Америка – Новый Свет». | 1 | Стр.226 |
60 | 23.04 | | Австралия и Океания (5часов) Географическое положение и природа Австралии. | 1 | §53 |
61 | 29.04 | | П.Р.№ 16 «Анализ факторов, определяющих климат Австралии». | 1 | §53 |
62 | 30.04 | | Австралийский Союз. Заселение материка. | | §54 |
63 | 06.05 | | Океания. Меланезия, Полинезия и Микронезия. | 1 | §55 |
64 | 07.05 | | П.Р.№ 17 «Географическое описание острова (на примере Новой Гвинеи или Новой Зеландии)». | | |
65 | 13.05 | | Полярные области Земли(2часа) История исследования полярных областей Земли. | 1 | §56 |
66 | 14.05 | | Антарктика. Особенности природы. | 1 | §57 |
Раздел 3. Человек и Планета: история взаимоотношений (4 часа) |
67 | 20.05 | | История изменения природы Земли человеком. | 1 | §58 |
68 | 21.05 | | Изменение человеком природы материков. | 1 | §59 |
69 | 27.05. | | Обобщающий урок «Человек и Планета: история взаимоотношений» | 1 | Повторение §58, §59 |
70 | 28.05. | | Обобщающий урок «Человек и Планета: история взаимоотношений» | 1 | - |
Календарно-тематическое планирование 7В класс
№ п/п | Дата Проведения | Тема урока | Кол/во часов | Дом.задание |
План | Факт |
Введение (5часов) |
1 | 06.09. | | География в современном мире. | 1 | §1 |
2 | 07.09. | | Материки, части света, страны. | 1 | §2 |
3 | 13.09. | | Разнообразие стран современного мира. | 1 | §3 |
4 | 14.09. | | Источники географической информации. | 1 | §4 |
5 | 20.09 | | Географическая карта как один из источников географической информации. | 1 | §5 |
Раздел 1. Земля- Планета людей (7 часов) |
6 | 21.09 | | Расселение человека по земному шару. | 1 | §6 |
7 | 27.09 | | Численность и размещение населения мира. П.Р.№ 1 «Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира»». | 1 | §7 |
8 | 28.09 | | Человеческие расы. | 1 | §8 |
9 | 04.10 | | Народы мира. Языковые семьи, религии мира. | 1 | §9 |
10 | 05.10 | | Городское и сельское население. | 1 | §10 |
11 | 11.10 | | Возникновение и развитие хозяйства | 1 | §11 |
12 | 12.10 | | Современное хозяйство мира | 1 | §12 |
Раздел 2. Океаны, материки и страны мира |
13 | 18.10 | | Океаны(5часов) Мировой океан и его значение для человечества. | 1 | §13 |
14 | 19.10 | | Атлантический океан- самый молодой и освоенный | 1 | §14 |
15 | 25.10 | | Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. | 1 | §15 |
16 | 26.10 | | Тихий океан - самый большой и глубокий. | 1 | §16 |
17 | 01.11 | | Северный Ледовитый океан -самый маленький. | 1 | §17 |
18 | 02.11 | | Общая характеристика Евразии(4часа) Географическое положение материка. П.Р. № 4 «Определение ГП материка». | 1 | §18 |
19 | 15.11 | | Рельеф Евразии. | 1 | §19 |
20 | 16.11 | | Климат Евразии. | 1 | §20 |
21 | 22.11 | | Внутренние воды и природные зоны Евразии | 1 | §21 |
22 | 23.11 | | Европа (14 часов) Северная Европа. Влияние моря на хозяйственную деятельность людей. | 1 | §22 |
23 | 29.11 | | Средняя Европа. Британские острова. | 1 | §23 |
24 | 30.11 | | Франция и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). | 1 | §24 |
25 | 06.12 | | П.Р. № 5 «Описание климатограмм г. Лондона и выявление формирования морского климата». | 1 | §24 |
26 | 07.12 | | Германия и Альпийские страны. Моря, реки, каналы. | 1 | §25 |
27 | 13.12 | | П.Р. № 6 «Составление комплексной характеристики одной из стран с использов. различных источников географической информации». | 1 | §25 |
28 | 14.12 | | Польша, Чехия, Словакия, страны Балтии | 1 | §26 |
29 | 20.12 | | Белоруссия, Украина, Молдавия – западные соседи России. Природа. | 1 | §27 |
30 | 21.12 | | Южная Европа. Испания, Португалия – родина древних мореплавателей. Туризм. | 1 | §28 |
31 | 27.12 | | Страны на Апеннинском полуострове. Италия – страна древней культуры. Туризм. П.Р. № 7 «Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии». | 1 | §29 |
32 | 28.12 | | Дунайские и Балканские страны. Природа. | 1 | §30 |
33 | 10.01 | | Обобщение «Европа». | 1 | Стр.147 |
34 | 11.01 | | Россия. Место России в мире, ГП, протяжённость границ. | 1 | §31 |
35 | 17.01 | | Природа, население и хозяйство России. Россия. Место России в мире, ГП, протяжённость границ. | 1 | §32 |
36 | 18.01 | | Азия (8часов) Закавказье (Грузия, Армения Азербайджан) П.Р.№ 8 «Сравнительная характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков (на примере стран Закавказья)». | 1 | §33 |
37 | 24.01 | | Юго-Западная Азия. Ближний Восток. | 1 | §34 |
38 | 25.01 | | Центральная Азия. | 1 | §35 |
39 | 31.01 | | Китай и Монголия. | 1 | §36 |
40 | 01.02 | | П.Р.№ 9 «Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая)». | 1 | §36 |
41 | 07.02 | | Япония и страны на Корейском полуострове. | 1 | §37 |
42 | 08.02 | | Южная Азия. Острова и полуострова и прилегающий к ним материк. П.Р.№ 10 «Составление характеристики муссонного климата (на примере п/ва Индостан)». | 1 | §38 |
43 | 14.02 | | Юго-Восточная Азия. Сингапур – город – государство. | 1 | §39 |
44 | 15.02 | | Африка (7часов) Географическое положение и особенности природы Африки. | 1 | §40 |
45 | 21.02 | | П.Р.№ 11 «Географическое положение и особенности природы Африки». | 1 | §40 |
46 | 22.02 | | Северная Африка. Родина древнейших цивилизаций. П.Р.№ 12 «Изучение отличительных особенностей хозяйства отдельных стран или регионов материка». | 1 | §41 |
47 | 28.02 | | Западная и Центральная Африка. | 1 | §42 |
48 | 01.03 | | Восточная Африка. Мадагаскар- остров-государство. | 1 | §43 |
49 | 07.03 | | Южная Африка. П.Р.№ 13 «Нанесение на кк наиболее значимых природных объектов материка». | 1 | §44 |
50 | 14.03 | | Обобщение по теме «Африка». | 1 | Стр.228 |
51 | 15.03 | | Америка - Новый Свет (9часов) Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика. | 1 | §45 |
52 | 21.03 | | Канада. | 1 | §46 |
53 | 22.03 | | Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. | 1 | §47 |
54 | 04.04 | | Население и хозяйство США. П.Р.№ 14 «Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны». | 1 | §48 |
55 | 05.04 | | Центральная Америка и Вест-Индия. | 1 | §49 |
56 | 11.04 | | Бразилия. Разнообразие хозяйственной деятельности. П.Р.№ 15 «Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны)». | 1 | §50 |
57 | 12.04 | | Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. | 1 | §51 |
58 | 18.04 | | Лаплатские страны. Скотоводство и земледелие. | 1 | §52 |
59 | 19.04 | | Обобщение по теме «Америка – Новый Свет». | 1 | Стр.226 |
60 | 25.04 | | Австралия и Океания (5часов) Географическое положение и природа Австралии. | 1 | §53 |
61 | 26.04 | | П.Р.№ 16 «Анализ факторов, определяющих климат Австралии». | 1 | §53 |
62 | 16.05 | | Австралийский Союз. Заселение материка. | | §54 |
63 | 17.05 | | Океания. Меланезия, Полинезия и Микронезия. | 1 | §55 |
64 | 23.05 | | П.Р.№ 17 «Географическое описание острова (на примере Новой Гвинеи или Новой Зеландии)». | | |
65 | 24.05 | | Полярные области Земли(2часа) История исследования полярных областей Земли. | 1 | §56 |
66 | 30.05 | | Антарктика. Особенности природы. | 1 | §57 |
Раздел 3. Человек и Планета: история взаимоотношений (1 час) |
67 | 31.05 | | История изменения природы Земли человеком. Изменение человеком природы материков. | 1 | §58, §59 |