ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов разработана учебно-методическим центром Луганской Народной Республики на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 08. 04. 2015 г. № 1/ 15) и авторской программы по литературе В. Я.Коровиной и др. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2014.-351с.
Нормативные документы.
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений Луганской Народной Республики на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС).
2. Методические рекомендации по преподаванию предмета «Литература» в 2015-2016 учебном году.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Коровиной В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 358с.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование личности, осознающей свою принадлежность к русской культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений различных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Семиклассники активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающей вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).
В программе соблюдена системная направленность. Курс 7 класса представлен разделами:
Устное народное творчество
Древнерусская литература. 6. Литература народов России.
Русская литература XVIII века. 7. Зарубежная литература
Русская литература XIX века. 8. Обзоры.
5. Русская литература XX века. 9. Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1 - 8 даётся перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета Литература в условиях введения Временного компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.
Формирование ответственного отношения к учению.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач.
Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв. и зарубежной литературы.
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.
Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.
Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения.
Понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.
Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.
| Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Устное народное творчество | 6 |
3. | Древнерусская литература. | 3 |
4. | Литература XVIII века. | 2 |
5. | Литература XIX века. | 27 |
6. | Литература XX века. | 23 |
7. | Литература народов России. | 1 |
8. | Зарубежная литература. | 5 |
| Вн. чт.- 7 ч; РР – 7 ч. | 68 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СЕДЬМОЙ КЛАСС
Введение (1ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
ЭПОС НАРОДОВ МИРА
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде.
Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя. Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический
эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно - поэтические мотивы в повести. Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия
на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького
человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания
характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение
к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности
исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край...» (обзор) Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность
взаимопонимания детей и взрослых.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды. Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на
окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны (обзор)
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского,
А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость
переживания собственного доброго поступка.
«Тихая моя родина» (обзор) Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...»,
«На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч.)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл
сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)
Роберт Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости
и честности. Народно - поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и
опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС VII КЛАССА.
Учащиеся должны знать:
Текст художественного произведения.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Особенности композиции изученного произведения.
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические и лирические произведения.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Календарно-тематическое планирование
7 класс (68 часов)
Номер урока | Содержание (раздел, тема) | Дата проведения |
По плану | По факту |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) |
1. | | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.) |
2. | | Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. | | |
3. | | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Микула — носитель лучших человеческих качеств. | | |
4. | | Урок внеклассного чтения. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | | |
5. | | Урок внеклассного чтения. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев. | | |
6. | | «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. | | |
7. | | Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. | | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.) |
8. | | «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | | |
9. | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви и верности. | | |
10. | | Р. р. Классное сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе» | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.) |
11. | | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок) Краткий рассказ об учёном и поэте. | | |
12. | | Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Краткий рассказ о поэте. Размышления о смысле жизни, о судьбе. | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч.) |
13. | | А. С. Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»). Краткий рассказ о поэте. | | |
14. | | А. С. Пушкин. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). | | |
15. | | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни о вещем Олеге». | | |
16. | | А. С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. | | |
17. | | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | | |
18. | | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне | | |
19. | | Р. р. Подготовка к домашнему сочинению «Трагедия Самсона Вырина» | | |
20. | | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Краткий рассказ о поэте. | | |
21. | | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | | |
22. | | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. | | |
23. | | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Краткий рассказ о писателе. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. | | |
24. | | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. | | |
25. | | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. | | |
26. | | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. | | |
27. | | Р. р. Классное сочинение «Остап и Андрий – сыновья Тараса Бульбы». | | |
28. | | И. С. Тургенев. «Бирюк». Краткий рассказ о писателе. Характер главного героя. | | |
29. | | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. | | |
30. | | Н. А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. | | |
31. | | Урок внеклассного чтения. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | | |
32. | | А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. | | |
33. | | Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина». М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. | | |
34. | | Л. Н. Толстой. «Детство». Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей и взрослых. | | |
35. | | Л. Н. Толстой. «Детство». Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. | | |
36. | | Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» А. П. Чехов. «Хамелеон». Краткий рассказ о писателе. Живая картина нравов. | | |
37. | | А. П. Чехов. «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. | | |
38. | | Урок внеклассного чтения. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. | | |
39. | | Развитие речи. «Край ты мой, родимый край...» (обзор) В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч.) |
40. | | И. А. Бунин. «Цифры». Краткий рассказ о писателе. Воспитание детей в семье. | | |
41. | | М. Горький. «Детство». Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | | |
42. | | М. Горький. «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» | | |
43. | | М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды. | | |
44. | | Р. р. Подготовка к домашнему сочинению «Алёша и дом Кашириных». | | |
45. | | Л. Н. Андреев. «Кусака». Краткий рассказ о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. | | |
46. | | В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Краткий рассказ о поэте. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | | |
47. | | В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. | | |
48. | | А. П. Платонов. «Юшка». Краткий рассказ о писателе. Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. | | |
49. | | А. П. Платонов. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. | | |
50. | | Р. р. Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | | |
51. | | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...». Слово о поэте. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. | | |
52. | | Александр Трифонович Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. | | |
53. | | Урок внеклассного чтения. На дорогах войны (обзор) Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского и др. | | |
54. | | Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Краткий рассказ о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. | | |
55. | | Евгений Иванович Носов. «Кукла» («Акимыч»). Краткий рассказ о писателе. Сила внутренней, духовной красоты человека. | | |
56. | | Евгений Иванович Носов. «Живое пламя». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. | | |
57. | | Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | | |
58. | | Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи. | | |
59. | | Урок внеклассного чтения. Писатели улыбаются, или Смех М. Зощенко М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | | |
60. | | «Тихая моя родина» (обзор) Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). | | |
61. | | Песни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени и вечности. | | |
62. | | Р. р. Классное сочинение «Своя земля и в горсти мила». | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч.) |
63. | | Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». Краткий рассказ об аварском поэте. | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.) |
64. | | Урок внеклассного чтения. Роберт Бёрнс. «Честная бедность». Особенности творчества. Представления народа о справедливости и честности. | | |
65. | | Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. | | |
66. | | Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. | | |
67. | | О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. | | |
68. | | Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Класс | Программы | Учебная литература | Методическая литература | Дополнительная литература | Оборудование |
7 | Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением временного учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15). Авторская программа по литературе В.Я. Коровиной и др. 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 351 с. | Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 358 с. | | | Портреты писателей и поэтов. |
Рассмотрено на МО
учителей _____________
Дата: ________________
Протокол №___от__________
Согласовано:
Зам. директора по УВР ______________
Подпись: ______________
Дата: _________________
Произведения для заучивания наизусть:
Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Садко» (отрывок на выбор).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), «Песнь о вещем Олеге» (отрывок), «Борис Годунов» (отрывок по выбору учащихся).
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок по выбору). «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел» (на выбор).
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (речь о товариществе).
И.С. Тургенев. «Русский язык».
Н.А. Некрасов. «Русские женщины» (отрывок на выбор).
В.А. Жуковский. «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» или «Благовест». И.А. Бунин «Родина» (на выбор).
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», « Хорошее отношение к лошадям» (на выбор).
На дорогах войны. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся). Стихотворения о войне А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова,
А. Твардовского.
С.А. Есенин. «Топи да болота…», Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…», Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина…» (на выбор).
А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…»