СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование для учителей работающих по учебнику Перышкин А.В.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

Ростовская область Мартыновский район х.Ильинов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №14х.Ильинов.


«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14

Приказ от__________ №____

___________Т.В.Колесникова


Рабочая программа

по физике

основного общего образования

для 9 классов



68 часов

Учитель Клейнова В.А.








Программа разработана на основе программы курса Физика 7 – 9 кл.

(авторы А. В. Перышкин и другие издательство «Дрофа » 2013г)








Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе Программы основного общего образования.Физика 7-9 классы. АвторыА.В Перышкин,Н.В.Филонович,Е.М.Гутник . Москва. «Дрофа» 2013 год, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г составлена в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов ина основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089),

При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год, утвержденный Министерством образования и науки РФ


Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений А.В. Перышкин Е.М. Гутник «Физика. 9 класс», Москва, Дрофа 2008 г.

Планирование конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.


В курсе 9 класса рассматриваются вопросы: законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звук, электромагнитное поле. строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.

Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.

Программа для 9 класса обеспечивает практическую направленность уроков, так как в ней увеличено количество часов на решение задач по всему курсу.

В соответствии с предлагаемой программой курс физики должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:

  • знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов);

  • систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной);

  • выдвижение гипотез, планирование эксперимента или его моделирования;

  • оценки достоверности естественно-научной информации, возможности её практического использования.

Учебный процесс предусматривает формирование у школьников не только знаний физических законов, но и общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. Это планируется достичь благодаря использованию современных педагогических технологий, в частности, технологии «Кластери» «Творческая мастерская», самостоятельной и групповой работы учащихся, применению ИКТ и т.д.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.

  • смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.

  • смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,

  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.

  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений

  • решать задачи на применение изученных законов

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.


В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  физического образования.

 

Содержание.

1. Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равно­мерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

2. Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и гром­кость звука. Эхо.

3. Электромагнитные явления

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой ру­ки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энер­гии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

4. Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохране­ние зарядового и массового чисел при ядерных реак­циях.

Лабораторные работы:

1.     Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

2.     Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

3.     Изучение явления электромагнитной индукции.4.     Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.






Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во ча­сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню

подготовки

Вид кон­троля, из­мерители

Дата про­ведения
















План

Факт



РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (27 часов)


Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел


1

Материальная точка.Система отсчета

1

Урок изучения нового мате­риала

Механическое движение

Знать понятия: механиче­ское движение, система отсчета.

Уметь привести примеры механического движения

Физический диктант. Упражнения после §

5.09



2

Перемещение

1

Комби­ниро­ванный урок

Траектория, путь и перемещение

Знать понятия: траекто­рия, путь и перемещение. Уметь объяснить их фи­зический смысл

Физический диктант. Упражнения после §

6.09



3

Определение координаты движущегося тела

1

Комби­ниро­ванный урок

координаты движущегося тела

Знать понятие: прямоли­нейное равномерное дви­жение.

Уметь описать и объяс­нить

Самостоя­тельная ра­бота.

Упражнения после §

12.09



4

Перемещение при прямолинейное равномерном движение

1

Комби­ниро­ванный урок

Прямолинейное равномерное движение

Уметь описать и объяс­нить прямолинейное равномерное движение

Самостоя­тельная работа. Упражнения после §

13.09



5

Прямолинейное

равноускоренное

движение.Ускорение

1

Комби­ниро­ванный урок

Прямолинейное равно­ускоренное движение


Знать понятия: прямоли­нейное равноускоренное движение.

Уметь описать и объяс­нить

Физический диктант

19.09



6

Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.График скорости

1

Комби­ниро­ванный урок

Перемещение при пря­молинейном равноуско­ренном движении

Знать понятия: переме­щение при равноускорен­ном движении. Уметь объяснить физиче­ский смысл

Самостоя­тельная работа

20.09



7

Перемещение при прямолинейное

равноускоренное

движение

1

Комби­ниро­ванный урок

Прямолинейное равно­ускоренное движение

Уметь решать графиче­ские задачи

Самостоя­тельная работа

26.09



8

Перемещение при прямолинейном

равноускоренное

движении без начальной скорости

1

Урок за­крепле­ния зна­ний

Прямолинейное равно­ускоренное движение

Применяют изученные законы к решению комби­нированных задач по ме­ханике

Самостоя­тельная работа

27.09



9

Лабораторная ра-

бота №1 «Иссле-

дование равноус­коренного движе­ния без начальной скорости»

1

Комби-

ниро­ванный урок

Относительность меха-

нического движения

Понимать и объяснять

относительность пере­мещения и скорости

Самостоя-

тельная работа

3.10



10

Решение задач по теме»Перемещение,ускорение и скоростьпри равноускоренном движении»

1

Урок

изучения нового мате­риала

Погрешность измерения

физической величины

Уметь определять абсо-

лютную и относительную погрешность

Практиче-

ская работа

4.10



11

Контрольная работа по теме: «Прямоли­нейное равномер­ное движение и равноускоренное движение.»

1

Урок

контроля

и оцени­вания знаний

Исследование равноус-

коренного движения без

начальной скорости

) Уметь решать задачи на

прямолинейное равно-

мерное и равноускорен­ное движение

Контрольная

работа: чте-

ние графи­ков, опреде­ление иско­мой величи­ны

10.10



12

Относительность

механического движения

1

Урок-

практи-

кум

Прямолинейное равно-

мерное и равноуско-

ренное движение

Приобретение навыков

при работе с оборудова-

нием (секундомер, изме­рительная лента)

Оформле-

ние работы,

вывод

11.10



13

Первый закон Ньютона

1

Урок изучения нового мате­риала

Первый закон Ньютона

Знать содержание перво­го закона Ньютона, поня­тие инерциальной систе­мы отсчета

Тестирова­ние

(определе­ния, приме­ры)

17.10



14

Второй закон Ньютона

1

Урок изучения нового мате­риала

Второй закон Ньютона

Знать содержание второ­го закона Ньютона, фор­мулу, единицы измерения физических величин в СИ. Написать формулу и объ­яснить

Физический диктант

18.10



15

Третий закон Ньютона

1

Комби­ниро­ванный урок

Третий закон Ньютона

Знать содержание третье­го закона Ньютона. На­писать формулу и объяс­нить

Фронталь­ный опрос

24.10



16

Свободное паде­ние.

1

Урок за­крепле-

ния зна­ний

Три закона Ньютона

Знать границы примени­мости законов Ньютона,

приводить примеры

Решение качествен-

ных задач

25.10



17

Движение тела, брошенного вертикально вверх

1

Комби­ниро­ванный урок

Свободное падение. Движение тела, бро­шенного вертикально вверх

Объясняют свободное падение (физический смысл)

Самостоя­тельная работа


7.11


18

Лабораторная работа2 «Ускорение свободного падения.»

1

Урок за­крепле­ния зна­ний

Свободное падение. Движение тела, бро­шенного вертикально вверх

Уметь делать расчеты скорости и высоты при свободном падении

Самостоя­тельная работа

8.11



19

Закон всемирного тяготения

1

Комби­ниро­ванный урок

Закон всемирного тяго­тения

Знать понятия: гравита­ционное взаимодействие, гравитационная постоян­ная. Написать формулу и объяснить

Самостоя­тельная работа

14.11


20

Сила тяжести и ускорение сво­бодного падения

1

Комби­ниро­ванный урок

Сила тяжести и ускоре­ние свободного падения

Знать зависимость уско­рения свободного паде­ния от широты и высоты над Землей

Самостоя­тельная работа


15.11



21

Равномерное движение по ок­ружности.прямолинейное и криволинейное.

1

Комби­ниро­ванный урок

Равномерное движение по окружности

Знать:

- природу, определение
криволинейного движе­
ния, приводить примеры;

- физическую величину,
единицу измерения пе­
риода, частоты, угловой
скорости

Самостоя­тельная работа

21.11



22

Решение задач на движение по ок­ружности

1

Урок за­крепле­ния зна­ний

Равномерное движение по окружности

Уметь применять знания при решении соответст­вующих задач

Решение качествен­ных задач

22.11



23

Движение

искусственных

спутников

1

Урок изучения нового мате­риала

Первая космическая скорость

Уметь рассчитывать первую космическую ско­рость

Самостоя­тельная работа

28.11



24

Импульс.

Закон сохранения

импульса

1

Комби­ниро­ванный урок

Импульс. Закон сохра­нения импульса

Знать понятия: импульс тела и импульс силы

Самостоя­тельная работа

29.11



25

Реактивное движение

1

Комби­ниро­ванный урок

Реактивное движение

Знать практическое ис­пользование закона со­хранения импульса. Написать формулы и объяснить

Физический диктант

5.12



26

Решение задач по теме «Законы сохранения импульса»

1

Урок за­крепле­ния зна­ний

Механическое движение,законы сохранения импульса

Обобщение и системати­зация знаний

Самостоя­тельная работа '

6.12



27


Контрольная работа2 по теме «Законы ди­намики»

1

Урок контроля и оцени­вания знаний

Законы динамики

Уметь применять знания при решении типовых за­дач

Контрольная работа

12.12



РАЗДЕЛ II. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК .


28

Свободные и вы­нужденные коле­бания

1

Урок изучения нового мате­риала

Свободные и вынуж­денные колебания

Знать условия существо­вания свободных колеба­ний, привести примеры

Физический диктант

13.12



29

Величины, харак­теризующие коле­бательное движе­ние

1

Комби­ниро­ванный урок

Величины, характери­зующие колебательное движение

Знать уравнение колеба­тельного движения. Напи­сать формулу и объяс­нить

Фронталь­ный опрос

19.12



30

Лабораторная ра­бота №3 «Колебания и волны.»

1

Урок-практи­кум

Измерение ускорения свободного падения

Приобретение навыков при работе с оборудова­нием

Самостоя­тельная работа

20.12



31

Превращение энергии при коле­баниях

1

Комби­ниро­ванный урок

Превращение энергии при колебаниях

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела

Самостоя­тельная работа

26.12



32

Распространение колебаний в упру­гой среде. Волны

1

Урок изучения нового мате­риала

Распространение коле­баний в упругой среде

Знать определение меха­нических волн. Основные характеристики волн

Фронталь­ный опрос

27.12



33

Волны в среде

1

Комби­ниро­ванный урок

Волны в среде

Знать характер распро­странения колебательных процессов в трехмерном пространстве

Беседа по

вопросам

параграфа

■14

9.01



34

Звуковые волны

1

Комби­ниро­ванный урок

Звуковые волны

Знать понятие «звуковые волны», привести приме­ры

Фронталь­ный опрос

10.01



35

Высота и тембр звука. Громкость звука

1

Комби­ниро­ванный урок

Высота и тембр звука. Громкость звука

Знать физические харак­теристики звука: высота, тембр, громкость

Беседа по вопросам

16.01



36

Распространение звука. Скорость звука

1

Комби­ниро­ванный урок

Распространение звука. Скорость звука

Знать и уметь объяснить особенности распростра­нения звука в различных средах

Беседа по вопросам

17.01



37

Отражение звука. Эхо

1

Комби­ниро­ванный урок

Отражение звука. Эхо

Знать особенности пове­дения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить

Самостоя­тельная ра­бота (реше­ние типовых задач)

23.01



38

Контрольная работа3 по теме: «Механические ко­лебания и волны. Звук»

1

Урок контроля и оцени­вания знаний

Механические колеба­ния и волны. Звук

Уметь решать задачи по теме «Механические ко­лебания и волны. Звук»

Контрольная работа

24.01



РАЗДЕЛ III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ


39

Магнитное поле

1

Урок изучения нового мате­риала

Магнитное поле

Знать понятие «магнитное поле»

Беседа по вопросам

30.01



40

Графическое изо­бражение магнит­ного поля

1

Комби­ниро­ванный урок

Графическое изображе­ние магнитного поля

Понимать структуру маг­нитного поля, уметь объ­яснять на примерах гра­фиков и рисунков

Решение качествен­ных задач

31.01



41

Действие магнит­ного поля на про­водник с током

1

Комби­ниро­ванный урок

Действие магнитного поля на проводник с током

Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл)

Самостоя­тельная работа

6.02



42

Индукция магнит­ного поля

1

Комби­ниро­ванный урок

Индукция магнитного поля

Знать силовую характе­ристику магнитного поля -индукцию

Самостоя­тельная работа

7.02



43

Решение задач

1

Урок за­крепле­ния зна­ний

Количественная харак­теристика магнитного поля

Уметь решать задачи на применение силы Ампе­ра, силы Лоренца

Решение типовых за­дач

13.02



44

Магнитный поток

1

Комби­ниро­ванный урок

Магнитный поток

Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить

Беседа по вопросам

14.02



45

Явление электро­магнитной «индук­ции

1

Урок изучения нового мате­риала

Явление электромаг­нитной индукции

Знать понятия: электро­магнитная индукция; на­писать формулу и объяс­нить

Самостоя­тельная работа

20.02



46

Лабораторная работа №3 «Изу­чение явления электромагнитной индукции»

1

Урок-практи­кум

Явление электромаг­нитной индукции

Знать:

—понятие «электромаг­
нитная индукция»;

-технику безопасности
при работе с электропри­
борами

Оформле­ние работы, вывод

21.02



47

Получение пере­менного электри­ческого тока

1

Комби­ниро­ванный урок

Получение переменного электрического тока

Знать способы получения электрического тока. Уметь объяснить

Самостоя­тельная ра­бота

27.02



48

Электромагнитное поле

1

Комби­ниро­ванный урок

Электромагнитное поле

Знать понятие «электро­магнитное поле» и усло­вия его существования

Тест

28.02



49

Электромагнит­ные волны

1

Урок изучения нового мате­риала

Электромагнитные волны

Понимать механизм воз­никновения электромаг­нитных волн

Беседа по вопросам

6.03


50

Шкала электро­магнитных волн

1

Урок изучения нового мате­риала

Шкала электромагнит­ных волн

Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить приме­ры

Решение качествен­ных задач

7.03



51

Электромагнитная природа света

1

Урок изучения нового мате­риала

Электромагнитная природа света

Знать историческое раз­витие взглядов на приро­ду света

Беседа по вопросам (шкала элек­тромагнит­ных волн)

13.03



52

Контрольная работа4 по теме: Электромагнитное поле

1

Урок контроля и оцени­вания знаний

Электромагнитная природа света

Систематизация знаний по теме

Контрольная работа

14.03



РАЗДЕЛ IV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР


53

Радиоактивность как свидетельство сложного строе­ния атома

1

Урок изучения нового мате­риала

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

Знать альфа-, бета-, гам­ма-лучи (природа лучей)

Беседа по вопросам

27.03



54

Строение атома. Схема опыта Ре-зерфорда

1

Комби­ниро­ванный урок

Строение атома. Схема опыта Резерфорда

Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях

Самостоя­тельная работа

28.03



55

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

Комби­ниро­ванный урок

Радиоактивные пре­вращения атомных ядер

Знать природу радиоак­тивного распада и его за­кономерности

Физический диктант

3.04



56

Эксперименталь­ные методы реги­страции заряжен­ных частиц

1

Комби­ниро­ванный урок

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

Знать современные мето­ды обнаружения и иссле­дования заряженных час­тиц и ядерных превраще­ний

Тест

4.04



57

Открытие протона и нейтрона

1

Комби­ниро­ванный урок

Открытие протона и нейтрона

Знать историю открытия протона и нейтрона

Беседа по вопросам

10.04



58

Состав атомного ядра. Ядерные силы

1

Комби­ниро­ванный

УРОК

Состав атомного ядра. Ядерные силы

Знать строение ядра ато­ма, модели

Физический диктант

11.04



59

Энергия связи. Дефект масс

1

Комби­ниро­ванный урок

Энергия связи. Дефект масс

Знать понятие «прочность атомных ядер»

Самостоя­тельная работа

17.04



60

Энергия связи. Дефект масс

1

Урок за­крепле­ния зна­ний

Решение задач

Уметь решать задачи на нахождение энергии свя­зи и дефекта масс

Физический диктант

18.04



61

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

1

Комби­ниро­ванный урок

Деление ядер урана. Цепные ядерные реак­ции

Понимать механизм де­ления ядер урана

Самостоя­тельная работа

24.04



62

Ядерный реактор.


1

Комби­ниро­ванный урок

Ядерный реактор

Знают устройство ядерно­го реактора

Физический диктант

25.04



63

Лабораторная работа №5 «Движение заряженных частиц».

1

Урок-практи­кум

Изучение деления ядер урана по фотографии треков

Приобретение навыков при работе с оборудова­нием

Оформле­ние работы, вывод

8.05



64

Термоядерные реакции


Комби­ниро­ванный урок

Термоядерные реакции

Знать условия протека­ния, применение термо­ядерной реакции

Тест

15.05


65

Атомная энерге­тика

1

Комби­ниро­ванный урок

Атомная энергетика

Знать преимущества и недостатки атомных элек­тростанций

Беседа

16.05


66

Биологическое действие радио­активных излуче­ний

1

Комби­ниро­ванный урок

Биологическое дейст­вие радиоактивных из­лучений

Знать правила защиты от радиоактивных излучений

Беседа

22.05


67

Контрольная работа5 по теме Строение атома и атомного ядра

1.

Урок контроля знаний



Тест

23.05


68

Итоговый урок

Анализ контрольных работ

1.







69

Урок-практикум









РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов

от _________ 2017 года

№ _____



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР О.В.Петрова

______________ 2017г.