СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Что значит быть толерантным»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Что значит быть толерантным»»

Классный час

«Что значит быть толерантным»

Цель: помочь участникам разобраться в вопросах «Что такое толерантность?», «Актуально ли быть толерантным сегодня?», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности познавать и принимать себя и других людей.

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.


Материалы и оборудование:

эпиграф на доске

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

  • рисунок солнца на доске (зад. 3);

  • краски, фломастеры, карандаши (зад.6 и 8);

  • два листа-пути для команд с вопросами для испытания, два экземпляра вопросов для испытания и два экземпляра предполагаемых ответов для помощников (зад. 5);

  • две карты-схемы размером в полватмана или два чистых листа (зад. 6);

  • плакат со словами:

Любовь

Прощение

Терпение


Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение! (зад. 7);

  • заготовка «дерева толерантности», 25-26 листочков размером четверть листа А4 зеленого цвета (по количеству участников; можно разрезать 5-6 листов А4), клеящие карандаши (зад. 8);

  • 25-30 сердечек со словами Заболотского (зад. 9).



СЦЕНАРИЙ

1.

Учитель

Добрый день, дорогие друзья.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее, но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва, насилие…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, три мости, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затронули молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственны максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.






В1

Перед каждым из нас стоит выбор, каждый совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях - поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, а иногда бывает и наоборот...

Почему так происходит?

Это мы и хотим с Вами обсудить.

2.

В2

Время, проведенное в общении с другими людьми - прекрасно!

Предлагаю Вам открыть свои ладони и сердца для общения и коллективного творчества (протягивают перед собой руки ладонями вверх, а затем раскрытыми же ладонями касаются ладоней соседей). Ведь именно этот жест означает доброе и открытое отношение к людям.

3.

Учитель

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый-взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития нашего с вами мира. Толерантность считается признаком высоко духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы и общества в целом.

Давайте вместе выясним, Что же такое толерантность?

Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. А ваши ответы будут его лучами.

(Ответы).


4.

Учитель

Значение слова «толерантность» на разных языках земного шара - разное. Некоторые из Вас получили задание выяснить это, и вот что получилось:


в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих

собственных идеи или мнения;


во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;


в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;


в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим велико­душным;


в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, состраданее, благосклонность, терпение, расположенность к другим;


в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо


?Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

?Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы),

? А что же объединяет эти определения? (Ответы),


5.

Игра «Сириус»


Разбить на две группы.
Ведущему нужны два помощника, которые оценивают ответы команд и присуждают им количествово игровых шагов.

В: Легенда: Земля полна пороков: жестокость, расовая и религиозная нетерпимость, падение нравственных устоев, аморальность, отсутствие уважения к общечеловеческим ценностям, наркомания, алкоголизм, нарушенная экология пространства и отношений. Жить стало невозможно. Земля больше не пригодна для жизни. Необходимо сформировать несколько экспедиций на ближайшую пригодную планету - Сириус. Команды пройдут подготовку в виде заданных ситуаций, с которыми они могут встретиться в пути. А теперь – ВНИМАНИЕ! Команда, которая правильно решит все ситуации, сможет добраться до Сириуса. Путь дальний, поэтому количество людей и запасов строго ограничено. Сириус - это планета Надежда, туда не должен попасть ни один порок, иначе все вернется на круги своя.

Путь долог и полон препятствий. В зависимости от того, какое решение вы принимаете, ваш корабль будет двигаться быстрее или медленнее. Действие, которое экономит силы и ресурсы приносит 2 игровых шага, остальные по одному. (Каждая команда получает карту своего пути. Команды отвечают по очереди на одинаковые вопросы. Команда получившая 2 игровых шага имеет право ответить на 2 вопроса, затем право ответа переходит к др. команде; при получении одного игрового шага- ответ только на один вопрос; )

Испытания:

    1. Перед экспедицией выясняется, что один из высококвалифицированных специалистов, необходимых в пути, наркоман. Перед вами встает выбор воспользоваться его уникальными знаниями и взять его с собой или подвергнуть риску всю экспедицию. Как вы поступите?

    2. В первый же день обнаружилось, что один из детей незаметно в сумке пронес на корабль щенка. Очень скоро придется перераспределять запасы продовольствия, которых может в итоге не хватить на всех. У вас есть выбор усыпить собаку и этим решить все проблемы или оставить щенка и подвергнуть риску всю экспедицию. Как вы поступите?

    3. Одна женщина очень любит петь и делает это постоянно. Но так как поет она отвратительно, ее пение очень досаждает окружающим, мешая и отдыхать, и работать. Запретить ей петь или оставить все как есть?

    4. Один из детей на корабле очень непослушен. Его непоседливое поведение и гадкие проделки очень затрудняют работу на корабле. Родители ничего не могут с этим поделать, и поднимается вопрос о том, чтобы отнять ребенка у родителей и отдать на воспитание другим людям. Отберете ли вы ребенка у родителей или нет?

    5. Пятнадцатилетний подросток пытается участвовать во всех взрослых делах, везде и всюду досаждая своими советами. Действует он очень настойчиво и навязчиво. Его необходимо унять, иначе может произойти конфликт. Ваши действия?

    6. Двенадцатилетняя девочка-мусульманка. Она очень часто отвлекается от общественно полезного труда для совершения религиозных обрядов. Это осложняет жизнь всей экспедиции. Вы можете запретить ей это делать или оставить все как есть.

    7. В поездке выясняется, что одна из женщин беременна и должна родить до того, как экспедиция достигнет Сириуса. Для ребенка необходимо будет перераспределить запасы на корабле. К тому же, женщина скоро не сможет работать в полном объеме. Корабль начнет двигаться медленнее и, возможно, не доберется до долгожданной планеты. Вы можете принудить женщину сделать аборт и решить проблему с запасами и рабочей силой или разрешить женщине родить и подвергнуть риску всю экспедицию. Ваши действия?

    8. Пожилой мужчина заболел: у него отнялись ноги, - то есть он больше не может работать, но его все так же необходимо кормить. Ресурсы корабля не рассчитаны на подобную ситуацию. Старик просит оставить его на ближайшей планете наедине с ядом и собственной смертью. Согласитесь ли вы его оставить или нет?

После того, как команды поступают 3-4 раза этически, т.е. получают по одному шагу, Ведущий объявляет о том, что команда потратила ресурсы и замедляет свое движение, потому ей добавляется еще 2 игровых поля, которые она должна будет пройти. Таким образом можно поступать несколько раз, провоцируя играющих на двух балловые решения.

Занятие предполагает разговор по его окончанию на тему выбора команд в разных ситуациях. Смогли они или нет сохранить в себе нравственные качества, есть ли у Земли шанс на выживание. (Он есть в том случае, когда команды не ставили себе целью достижение самого Сириуса, а сохранение своих внутренних этических качеств), в этом случае объявляется, что хотя команды и не достигли желаемого, но смогли внутри себя сохранить необходимые качества, а потому лететь никуда не надо, еще совсем не все потеряно, нужно будет только научить других на собственном примере, какими принципами руководствоваться при принятии решений, и тогда на Земле все исправиться.


6.

В1

Толерантный путь-.это путь, человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей его среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.


В2

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.


Игра «Два мира»
Разбить на две группы (Толерантность) и (Интолерантность)

В1

Перед Вами карты двух миров. Вам предлагается изобразить на разных картах мир понимания (Толерантность) и мир непонимания (Интолерантность), дать название островов, морей, океанов, лесов, гор, заливов в соответствии с тем или иным миром.


РАБОТА ПО ГРУППАМ


В1

Какой из этих миров симпатичен Вам?


7.

Учитель

В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс, наша школа, наш город - это своего рода семья, и хотелось бы чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. А что для этого нужно?


Ответ на этот вопрос, как мне кажется, дает КИТФАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

КИТФАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила- была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упасти, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.

Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: И все?

  • Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
    И, подумав, добавил:

  • И мира тоже.


Лист ватмана

Любовь

Прощение

Терпение


Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение


8.

ИТОГ


В1

Николай Заболотский писал:

«Два мира есть у человека

один который нас творит

другой, который мы от века

творим по мере сил своих».


Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и разместим их на дереве толерантности.


9.

Я хочу пожелать Вам, чтобы Вы жили в мире понимания и реже оказывались в мире разочарования и горести!

Всем дарятся сердечки.

ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ

  1. Уважай собеседника.

  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

  3. Отстаивай свое мнение тактично.

  4. Ищи лучшие аргументами.

  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  6. Стремись учитывать интересы других.


Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению


Прощение, Милосердие, сострадание

Уважение прав других


Сотрудничество, Дух партнерства


Уважение человеческого достоинства, Принятие другого таким, какой он есть,


Прощение


Уважение прав других

терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

Принятие другого таким, какой он есть


Сотрудничество,

дух партнерства



Уважение человеческого достоинства

Милосердие

сострадание



Лист-пути для команд с вопросами для испытания



  1. Перед экспедицией выясняется, что один из высококвалифицированных специалистов, необходимых в пути, наркоман. Перед вами встает выбор воспользоваться его уникальными знаниями и взять его с собой или подвергнуть риску всю экспедицию. Как вы поступите?

  2. В первый же день обнаружилось, что один из детей незаметно в сумке пронес на корабль щенка. Очень скоро придется перераспределять запасы продовольствия, которых может в итоге не хватить на всех. У вас есть выбор усыпить собаку и этим решить все проблемы или оставить щенка и подвергнуть риску всю экспедицию. Как вы поступите?

  3. Одна женщина очень любит петь и делает это постоянно. Но так как поет она отвратительно, ее пение очень досаждает окружающим, мешая и отдыхать, и работать. Запретить ей петь или оставить все как есть?

  4. Один из детей на корабле очень непослушен. Его непоседливое поведение и гадкие проделки очень затрудняют работу на корабле. Родители ничего не могут с этим поделать, и поднимается вопрос о том, чтобы отнять ребенка у родителей и отдать на воспитание другим людям. Отберете ли вы ребенка у родителей или нет?

  5. Пятнадцатилетний подросток пытается участвовать во всех взрослых делах, везде и всюду досаждая своими советами. Действует он очень настойчиво и навязчиво. Его необходимо унять, иначе может произойти конфликт. Ваши действия?

  6. Двенадцатилетняя девочка-мусульманка. Она очень часто отвлекается от общественно полезного труда для совершения религиозных обрядов. Это осложняет жизнь всей экспедиции. Вы можете запретить ей это делать или оставить все как есть.

  7. В поездке выясняется, что одна из женщин беременна и должна родить до того, как экспедиция достигнет Сириуса. Для ребенка необходимо будет перераспределить запасы на корабле. К тому же, женщина скоро не сможет работать в полном объеме. Корабль начнет двигаться медленнее и, возможно, не доберется до долгожданной планеты. Вы можете принудить женщину сделать аборт и решить проблему с запасами и рабочей силой или разрешить женщине родить и подвергнуть риску всю экспедицию. Ваши действия?

  8. Пожилой мужчина заболел: у него отнялись ноги, - то есть он больше не может работать, но его все так же необходимо кормить. Ресурсы корабля не рассчитаны на подобную ситуацию. Старик просит оставить его на ближайшей планете наедине с ядом и собственной смертью. Согласитесь ли вы его оставить или нет?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ к «Сириусу»


  1. Наркомании потакать нельзя!

  2. Жизнь другого – это твоя жизнь. Любое убийство – убийство!

  3. Запретить может каждый, или найти вариант или терпеть, т.к. запретив, поставишь в неудовлетворительное положение другого – и тогда он уже не сможет работать с полной отдачей – так и так будет хуже.

  4. Детей по своей воле отбирать нельзя, чаще всего дети любят даже самых безобразных своих родителей, а уж родители своих детей…

  5. Назначить помощником и учеником на каком-либо участке, и научится, и будет при деле, и потом будет резервом.

  6. У каждого вера своя и верит каждый по-своему.

  7. Отбирать ребенка, даже неродившегося, у матери против ее воли – брр…кошмар!

  8. А не похоже ли это на предательство? А забыть потом сможешь, что ты кого-то бросил в беде, даже обреченного - просто без твоего участия и сочувствия? А ведь можно наполнить ему последние его дни так, чтобы он и сам не пожалел, что их прожил с тобой.


……………………………………………………………………………………………


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ к «Сириусу»


  1. Наркомании потакать нельзя!

  2. Жизнь другого – это твоя жизнь. Любое убийство – убийство!

  3. Запретить может каждый, или найти вариант или терпеть, т.к. запретив, поставишь в неудовлетворительное положение другого – и тогда он уже не сможет работать с полной отдачей – так и так будет хуже.

  4. Детей по своей воле отбирать нельзя, чаще всего дети любят даже самых безобразных своих родителей, а уж родители своих детей…

  5. Назначить помощником и учеником на каком-либо участке, и научится, и будет при деле, и потом будет резервом.

  6. У каждого вера своя и верит каждый по-своему.

  7. Отбирать ребенка, даже неродившегося, у матери против ее воли – брр…кошмар!

  8. А не похоже ли это на предательство? А забыть потом сможешь, что ты кого-то бросил в беде, даже обреченного - просто без твоего участия и сочувствия? А ведь можно наполнить ему последние его дни так, чтобы он и сам не пожалел, что их прожил с тобой.