СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Дерево сильно корнями, а человек - друзьями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал поможет учителю в проведении классного часа в форме мастерской.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Дерево сильно корнями, а человек - друзьями"»








Классный час


«Дерево сильно корнями,

а человек друзьями»

















Дата проведения: I четверть


Форма проведения: мастерская


Участники: обучающиеся 2а класса, классный руководитель.


Цель:

Способствовать формированию ценностного отношения к дружбе и дружественным взаимоотношениям между обучающимися 2а класса.


Задачи:

  1. Сформировать знания у обучающихся о понятиях дружба и дружить.

  2. Определить качества, необходимые для дружбы.

  3. Сформировать у детей устойчивое представление о необходимости и ценности дружбы и настоящих друзей в жизни.

  4. Способствовать формированию коммуникативных и рефлексивных умений у участников классного часа.



Оформление классного кабинета в процессе дискуссии:

  • Цитаты известных людей.

  • Солнышко с надписью «дружба»,

  • Солнечные лучики, на которых написаны законы дружбы,

  • Дерево с листочками, на которых написаны слова, характеризующие настоящего друга,

  • Облака с высказываниями детей.



Подготовительная работа:

  • Подготовить карточки: шесть маленьких рисунков солнышка, шесть маленьких рисунков облака, шесть маленьких рисунков деревьев и один рисунок грозовой тучи.

  • Нарисовать рисунки на тему: «Я друзей своих рисую».

  • Найти и выучить пословицы о дружбе.

  • Выучить стихи.


Актуальность.

Научить детей дружбе — одна из задач, которую постоянно решают и учителя, и психологи, и родители. Эта задача была актуальной всегда.

Каждый учитель, принимая под свое руководство новый класс, мечтает о том, что пройдет время, и из него получится настоящий дружный коллектив, в котором будет легко и приятно не только преподавать, учить и воспитывать, но и жить в полном смысле этого слова.

Что такое дружба? Не все взрослые могут дать такое определение дружбы, а что говорить о детях. У детей во втором классе ещё нет чёткого представления о том, что такое дружба, что значит дружить и как это делать, кто такой настоящий друг, зачем нужна дружба, и ещё множество вопросов возникает об этом, казалось бы, простом понятии «дружба». Именно этой теме и посвящён классный час.

Содержание.


I. Введение в тему


Учитель:

- Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и подумайте, о чём сегодня будет разговор.


Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?

Дети:

- Мы будем говорить о дружбе.

(Открывается доска с нарисованным солнцем, в центре написано «дружба».)

Учитель:

- Ребята, наш классный час будет посвящён очень важной теме. Прочитайте название темы. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать законы дружбы.

Для того, чтобы наш разговор получился, давайте определим правила совместной работы. Ваши предложения.

(Дети высказывают предложения, учитель высказывания детей оформляет и записывает на доску)


  • Слушать друг друга внимательно, не перебивать;

  • Не смеяться над высказываниями одноклассников;

  • Каждый имеет право на своё мнение;

  • Говорить по желанию.


Учитель:

- Начнём нашу работу. Желаю вам удачи в сегодняшнем поиске, понимания друг друга и уважения.


II. Работа над понятием «дружба».


1. Учитель:

-Что означает слово «Дружба»?

- На листочке бумаги продолжите фразу:


Дружба – это…

(Самостоятельная работа детей)


Учитель:

- Давайте послушаем, что у нас получилось. Кто хочет прочитать свою запись?

( дети зачитывают свои записи, которые фиксируются на доске)


Учитель:

- Готовясь к классному часу, я нашла несколько определений, раскрывающих это понятие (цитаты вывешиваются на доску):

«Дружба– это созвучие душ в соединённости судеб». (Восточная мудрость.)

«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». (Джон Ивлин)

- Как вы понимаете эти слова?

III. Зачем дружба нужна людям?

Учитель:

- А теперь поиграем в игру «Найди себе друзей».

Я прошу вас встать в круг, прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Вам на спину я прикреплю маленькие рисунки.

(Приложение № 1. Шесть маленьких рисунков солнышка, шесть маленьких рисунков облака, шесть маленьких рисунков деревьев и один рисунок грозовой тучи).

- А теперь найдите себе друзей и займите вместе с ними места за столами.

( На первом столе лежит рисунок солнышко, на втором - облако, на третьем - дерево)

(Дети определяют, за какой стол они сядут).

Учитель:

- Один человек не нашёл себе место за столами, не нашёл себе друзей. (Обращение к этому ученику) Как ты себя чувствуешь?

Ученик:

- Одиноко, неуютно, грустно…

Учитель:

- Выбери себе столик по желанию.

Учитель:

- Зачем людям нужны друзья?

Дети:

- Чтобы не быть одиноким. Чтобы было весело…


IV. Каким должен быть настоящий друг?


Учитель:

- Послушайте стихотворение А. Барто.

Требуется друг.

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки И характер кроткий.
Я шепчу:— дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки Из одной скорлупки.
Я шепчу:— Но ты учти — Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
— Ты дружи со мной одной! — Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,

И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Стану знаменита! Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу:— А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать — Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!

Учитель:

- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? (высказывания детей)


Учитель:

- Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:

«Дружба - …это бескорыстная приязнь» (Цитата вывешивается на доску).

На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.


- А кто же такой друг и где его взять? (высказывания детей)


Подготовленный ученик.
Друг. А что это такое?
Как же нам его добыть?
Может быть, купить в аптеке?
Или в гости пригласить?
Может, он растет на грядке?
Может, спрятался в лесу?
Может, он в цветочной клумбе
Пьет из розочки росу?
Может, он со мною рядом –
Только руку протяни?
Помогите мне, ребята,
Друга верного найти!

- Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий. А что значит - настоящий друг? Выберите на своём листочке и подчеркните пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (Работа в группах)


Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, любезный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый, скупой, красивый, обидчивый, правдивый, грустный, справедливый.


- Кто хотел бы прочитать?

(Группы читают свои записи. В процессе обсуждения карточки - листочки заготовленные заранее со словами-характеристиками вывешиваются на доску на ветвях дерева).
- Подумайте и скажите, а какие качества есть в вас? Запишите на листочке пять слов, которыми вы можете охарактеризовать себя.
(Дети пишут каждый на своём листочке).


- Кто хотел бы прочитать?
(Желающие читают).


- Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

V. Как сохранить дружбу?

(Работа в группах)

Задание 1

Учитель:

- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

Возьмите конверт № 1. Из слов, находящихся в конверте, сложите пословицу.

- Прочитайте, что у вас получилось.

Дерево сильно корнями, а человек друзьями.

- Почему дерево не падает? Что его держит?

- Кто может помочь нам в трудную минуту?

- Какие ещё пословицы о дружбе вы нашли и выучили?

(Дети произносят пословицы).

(Приложение № 2)


- Выберите одну пословицу и объясните ее.

(Круговая дискуссия)



Задание 2

Учитель:

- Возьмите конверт № 2. Обсудите в группе проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:

-Как бы поступил настоящий друг.

Ситуация 1:

Твой друг стал плохо учиться и родители тебе запрещают с ним дружить. Твои действия.



Ситуация 2:

Твой друг сделал что-то плохое. Твои действия.



Ситуация 3:

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

(Круговая дискуссия)

- А теперь послушайте отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».

Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе» (читают подготовленные дети).

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.

Учитель:

-Что такое «дружба» по мнению поэтессы?

VI. Составление «Законов дружбы».

Задание 3

Учитель:

- Мы с вами обсудили пословицу, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихотворение о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Законы дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

(Ребята в группах на отдельных листах записывают 3-4 правила и прикрепляют на доске.)

(Круговая дискуссия).

Учитель:

- Ребята! Оказывается, ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены

десять законов дружбы:

(Детям раздаются листочки, на которых написаны эти законы. Дети их читают. Одновременно эти законы, написанные на лучиках, вывешиваются на доску).

1) доверять другу;

2) делиться новостями, успехами или неудачами;

3) уметь хранить чужие тайны;

4) радоваться вместе с другом его успехам;

5) предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

б) стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;

7) защищать друга (ёсли кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);

8) не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине,);

9)уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым)

10) всегда выполнять свои обещания.

- Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?

- Кто хочет показать портрет своего друга?

- Кто может сказать о своём друге, что он настоящий друг?

- Кто может о себе сказать, что умеет дружить?

- Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

VII. Рефлексия.


Учитель:

- Я буду задавать вам вопросы, а вы запишите ответы на листочках – облачках. (Листочки – облачка раздаются каждому ребёнку. Приложение 1)

- С какой погодой вы бы сравнили дружбу? (Дети пишут) Кто хочет высказаться?

- С какими животными можно связать слово дружба? (Дети пишут) Кто хочет высказаться?

- Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу? (Дети пишут) Кто хочет высказаться?

- О чём заставил задуматься наш разговор? Напишите одним предложением на листочках. (Листочки вывешиваются на доску)

(Результаты рефлексии в приложении № 3 )

- Спасибо всем за работу.



Список литературы:


1.Богданова О.С. Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М. Просвещение, 1985.

2. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.

3. Повилайтис Т.В. Ситуационный классный час «Дружба – это…» http://festival.1september.ru/articles/509509/

4. Попова Г.П. Классные часы 2 класс. Волгоград: Учитель, 2008.

5. Розанова М.В. Классный час «Мастерская «Дружба» http://festival.1september.ru/articles/538752/


Приложение № 1. .





Погода:

Животное:

Краски:



Приложение № 2.


Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь.
• Старый друг лучше новых двух.
• Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
• Друг познается в беде.
• Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
• Вместе тесно, а врозь скучно.
• Куда иголка, туда и нитка.
• Не в службу, а в дружбу.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Не мил и свет, когда друга нет.
• Хороший друг – отрада для души.
• Дружбу помни, а злобу забывай.
• Будь с другом и в горе, и в радости.
• Помогай другу в беде.
• Приятелей много, да друга нет.
• Без друга – сирота.
• Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.
• С другом веселее при удаче, легче в беде.
• В недруге стрела – что во пне, а в друге – что во мне.
• Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.
• Недруг поддакивает, а друг спорит).

Приложение № 3.

Результаты рефлексии.


В ходе рефлексии дети высказали следующие мысли:

- надо помогать друзьям;

- очень важно дружить со всеми;

- друзья не ссорятся;

- дружба – это честность и забота;

- дружба – это хорошо!


Дружбу сравнили

с летней погодой 58% детей

с хорошей погодой 32% детей

с тёплой погодой 5% детей

с дождливой погодой 5% детей


Слово «дружба» связали со следующими животными:

с собакой 36% детей

с кошкой 21 % детей

с зайцем 15% детей

с совой, с белкой, с ёжиком, с обезьяной по 5% детей.


Для того, чтобы нарисовать «дружбу», дети выбирают яркие, тёплые цвета: жёлтые, розовые, красные, зелёные.

По одному выбору сделали белый, голубой, синий цвет.


Большинство детей имеет друзей в классе и по месту жительства. Есть ребята, которые не очень уверены в своих отношениях с друзьями, ищут

друга.

Дети понимают ценность и необходимость дружбы и настоящих друзей.

Они точно определят качества человека, необходимые для сохранения дружеских отношений. Можно сделать вывод, что больше всего они ценят в дружбе верность, надёжность, заботу, доброту, радость и спокойствие от общения с другом.




12