Конспект внеклассного мероприятия «Космос покорился людям» для 2 класса.
Цель: расширить знания детей о космосе и космонавтах.
Задачи:
расширение общего кругозора детей, развивать самостоятельность мышления, любознательность, воспитание патриотизма, гражданственности;
развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики;
воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
Оборудование и оформление: рисунки и поделки детей, портреты космонавтов, презентация.
Ход мероприятия:
- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.
1. Чудо-птица, алый хвост.
Прилетела в стаю звезд. (ракета) ( 1 -2 слайд)
2. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто, скажите это? (космонавт) (3- 4 слайд)
- Правильно, День космонавтики. (5 слайд)
Учитель:
- Ребята, 12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем этот праздник.
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Всегда ли люди имели правильное представление о космосе и планете Земля?
Ответы детей
Заранее подготовленные дети рассказывают стихотворения:
1 ученик
Ладонью, заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
– Ракета
Достигла станции Луна.
2 ученик
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
– Порядок.
Как - будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Учитель.
- Раньше, давным-давно, когда люди начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. (слайд 6)
С тех пор прошли тысячи лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Их манил космос. Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев. (7 слайд).
В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук… И вот создали космические корабли, и полетели в Космос ( 8 слайд).
Но прежде чем полетел первый космонавт, 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка ( 9 слайд).
За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (10 слайд).
12 апреля 1961 года – день полета первого в мире космонавта. Кто он?
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание ( 11 слайд).
3 ученик
Сказал: «Поехали!» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
4 ученик
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это - навсегда.
5 ученик
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить.
6 ученик
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел...
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
Учитель:
- Вся страна испытывала огромное радостное чувство, что в этом деле мы стали первыми. Люди с именем Юра, стали гордиться своим именем, мальчишкам, родившимся в том 1961 году, давали имя Юрий. Что вы о нём знаете? (ответы детей)
Газеты пестрели фотографиями Гагарина и статьями о нём.
В музее хранится небольшая записка – обращение Гагарина к людям планеты Земля.
Даже в то далёкое время, Гагарин – не единственный космонавт. Был сформирован целый отряд. С тех пор в космосе побывало много космонавтов, как российских, так и зарубежных. И ещё много побывает. Какие качества необходимы, чтобы стать космонавтом или иметь профессию, связанную с космосом?
Ответы детей
Учитель:
- А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? (Выслушиваются ответы детей.)
Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Николаевна Терешкова (12 слайд).
- А сейчас мы с вами попробуем пройти все испытания для того что бы попасть в отряд юных космонавтов ( 13 слайд).
Космические испытания:
1. «Центрифуга» (раскрутить участника и попросить пройти по прямой линии)
2. Космический аукцион – назвать как можно больше слов на тему космос и космонавтика.
3. Лунтики ( отвечать на вопросы).
1. Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп).
2. Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны? (Луноход).
3. Как называется место, с которого запускаются ракеты. (Космодром).
4. Как звали первого космонавта — назовите ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин).
5. Какого числа человек впервые полетел в космос. (12.04.1961).
6. Как назывался корабль Гагарина? ( «Восход-1»).
7. («Сколько раз он облетел земной шар Юрий Гагарин? (Один раз)
8. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта?( Поехали)
9. В чем космонавты хранят пищу? (В тюбиках)
10. Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов)
11. Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов).
- Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы.
4. Космослов (образовать слова из букв слова «Космонавт») ( 14 слайд).
По три человека от класса думают, а остальным загадываю загадки.
1.Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
2.Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился … (Парашют)
3.У бабушки над избушкой
Висит небо краюшка
Собаки лают, достать не могут (Месяц)
4.В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (комета)
5.Ясными ночками
Гуляет мама с дочками
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь поздно!
Потому, что мать – Луна
А дочурки (Звезды)
6.Я - сибирская река,
Широка и глубока.
Букву "Е" на "У" смени-
Стану спутником Земли. (Луна)
7.Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
8. Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в ... (телескоп)
9. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам ... (Луна)
Учитель:
- Для достижения своей мечты и цели наши великие люди много трудились и работали. Занимались самообразованием – их никто не заставлял учиться, читали много книг. Главное понять, чем ты хочешь заниматься и кем ты хочешь стать.
7 ученик
Время мчится, нельзя отставать,
Вместе выйдем на старт обязательно!
Каждый может штурманом стать
Или даже изобретателем!
8 ученик
Чтобы жизнь недаром прошла,
Чтоб твое запомнили имя,
Пусть открытия и дела
Будут добрыми, а не злыми!
Учитель:
- Представьте, что вы встретили настоящего инопланетянина. Как вы думаете, как он мог бы выглядеть? Придумайте и нарисуйте, как по-вашему, мнению, может выглядеть инопланетянин.
- Молодцы! Хорошие получились рисунки. И мы заканчиваем наше путешествие. Молодцы, ребята, вы хорошо слушали и играли. Я хочу нашу встречу завершить словами космонавта Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.» Давайте будем выполнять завет первого летчика – космонавта!
Подведение итогов.
Награждение и поощрение активных участников классного часа