Времён связующая нить
(Внеклассное мероприятие о семейных традициях)
Форма проведения – Устный журнал
Аудитория – студенты колледжа, 1 курс
Цель:
-способствовать воспитанию чувства любви к своей семье, уважения к старшему поколению, гордости за своих фродителей;
- способствовать развитию интереса к истории своего рода, к его традициям;
- способствовать формированию представлений о семейных ценностях, объединяющих родных и близких
Задачи:
-раскрыть сущность понятия «Семейные традиции» на примере семейного альбома, семейных реликвий, совместного досуга, любимых семейных блюд;
- дать представление о значимости семьи в воспитании личности;
- дать представление о семейных отношениях с точки зрения нравственности и личной ответственности каждого в этих отношениях;
Предварительная подготовка;
Подготовить презентацию « Загляните в семейный альбом» (студенты предоставляют по одной фотографии из семейного альбома) – ответственный куратор. 3-4 мин
Оформить генеалогическое дерево своей семьи « Дерево держится корнями, а человек – семьёй» (представление генеалогического дерева студентами) ответственные 2 студента – по 3-4 мин
Провести среди студентов анкету о семейных реликвиях в их семье (выявить семьи, где такие реликвии есть)
Пригласить родителей, бабушек, дедушек с рассказом о семейных реликвиях. Ответственные студенты, 2-3 выступления по 3 мин.
Подготовить презентацию или видео о совместном проведении свободного времени в семье ( краткий рассказ и фото)
Страница 1. Дерево держится корнями, а человек семьей
"Счастлив тот, кто может проследить свою
родословную, одного предка за другими
и облечь седое время покровом юности»
Иоганн Пауль Фридрих Рихтер
Слово учителя: У каждого человека рано или поздно возникает мысль: кто я на самом деле? Кто были мои предки? Откуда берет начало моя фамилия? Может быть мои неизвестные мне предки были знатного рода? А может быть они из простых рабочих или крестьян? Может быть кто-то из них оставил какой-то значимый след на земле? Пройдет время и ваши дети будут задаваться такими вопросами. Тогда может быть настало время найти на них ответы?
Наш стремительный XXI век, век инновационных технологий предоставляет нам много возможностей для того, чтобы найти многие ответы. Кроме того, можно поговорить с родителями, с ещё живыми бабушками и дедушками, другими родственниками. По крупицам собирая информацию, можно написать историю своего рода.
Читает стихотворение студентка (фамилия)
ХОЧУ ВОСКРЕСИТЬ СВОИХ ПРЕДКОВ
Хочу воскресить своих предков,
хоть что-нибудь в сердце сберечь.
Они словно птицы на ветках,
и мне непонятна их речь.
Живут в небесах мои бабки
и ангелов кормят с руки.
На райское пение падки,
на доброе слово легки.
Не слышно им плача и грома,
и это уже на века.
И нет у них отчего дома,
а только одни облака.
Они в кринолины одеты.
И льется божественный свет
от бабушки Елизаветы
к прабабушке Элисабет.
Булат Окуджава
Слово учителя:А сегодня расскажут нам о своей родословной студенты нашей группы (назвать фамилии.)
Ребята по примеру этих ребят, попробуйте и вы воскресить своих предков.
Страница 2: Загляните в семейный альбом.
Посмотрим снимки, вспомним, повторим
Счастливые мгновенья жизни краткой,
Потом ещё не раз вернёмся к ним,
Смахнём слезу, что набежит украдкой
Слово учителя:
Конечно же нам всем понятно слово «семья». Она рядом с нами с момента нашей сознательной жизни. Она бережет нас, она охраняет нас, она заботится о нас. Семья – это родные нам люди, семья – это любовь и забота. Семья – это радости и печали, победы и поражения. Семья – это привычки, обычаи и традиции.
Трудно представить себе семью, в которой бы не было традиции вести семейный фотоальбом. Конечно, в наше время проще хранить фотографии в телефоне или компьютере. Но они не могут дать нам той теплоты, которую мы ощущаем, когда садимся всей семьёй и перелистываем семейные фотографии. Рассматривая фотографии, ты замечаешь, как меняются лица любимых людей. Вот ты видишь молодую улыбающуюся девушку – это мама на выпускном вечере. А вот она стоит вся в белом рядом с гордым папой – это их свадьба. На этой фотографии папа рядом с мамой держит на руках малыша – это уже ты пришел в их жизнь. А вот мама с папой на твоем вечере в школе. У мамы уже появились упрямые морщинки на лбу, а их волосы подернуло сединой.
Ребята, вы принесли ваши любимые фотографии с ваших семейных альбомов. Давайте вместе посмотрим.
(Звучит музыка. «Загляните в семейный альбом» Э.Пьеха https://yandex.ru/video/preview/13998016137471801208
Страница 3: Что сердцу дорого и свято
Старинные вещи минувши эпох
Как дороги сердцу семейных родов!
В них связь поколений и вкусы столетий,
В них память далёких ушедших годов…
(Звучит фонограмма песни «Боевые ордена» https://yandex.ru/video/preview/17015589061007453503
Слово учителя:
Практически в каждой семье есть вещи, которые хранят в себе какую-то семейную историю. Они передаются из поколения в поколение и бережно хранятся. Это может быть письма. дневники, сувениры, драгоценности, принадлежавшие вашим далеким предкам. Это может быть почетные грамоты, ордена и медали. Это может быть любая вещь, напоминавшая о каком-то семейном событии. Хранить такие вещи – это еще одна семейная традиция.
У нас сегодня в гостях мама (Фамилия студента) и бабушка (Фамилия студента). Они принесли с собой свои семейные реликвии. Давайте послушаем.
Слово гостям.
Слово учителя:
Ребята, наверняка во многих из ваших семей хранятся такие вещи. Может быть пока они вам кажутся ничего не значащими, но вы поговорите с родителями, бабушками, дедушками и , наверняка, ваше отношение к ним изменится, вы почувствуете свою ответственность за хранение этих вещей..
Страница 4: Изба красна не углами, а пирогами
Говорим урывками, обедаем наспех,
Живём на бегу, будто курам на смех,
А я люблю, когда стол накрывается,
И к нему вся семья вечерком собирается…
(Звучит фонограмма песни «Вся семья за столом» https://babysongs.ru/pesni/teatr-pesni-talisman-radost-moya
Слово учителя:
В каждой семье есть свои кулинарные традиции. Это не только вкус каких-то особенных блюд, но и та атмосфера, когда все члены собираются за столом, делятся событиями прошедшего дня, рассказывают о планах на завтра, наслаждаются вкусом приготовленного мамой или бабушкой блюда. В каждой семье есть и рецепты своих, семейных блюд, которые записаны в особой кулинарной тетрадке, хранящейся на кухне, которая начата была ещё, может быть, прабабушкой. Эти блюда готовятся в особые праздничные дни. И вкус этих блюд ассоциируется со вкусом детства. Ведь мы не редко слышим: Такого борща, как у моей мамы, не готовит никто» или «такие блины умеет печь только моя бабушка»
Посмотрим фотографии блюд, которые готовят ву семьях наших ребят
( на экране презентация)
(Звучит фонограмма песни «Вся семья за столом» https://babysongs.ru/pesni/teatr-pesni-talisman-radost-moya
Рефлексия
Слово учителя: Ребята, в заключение, я хочу вас попросить продолжить предложение. Когда у меня будет своя семья, я хочу, чтобы в ней было…
(Учитель раздает листочки). Демонстрируется видеоролик«Берегите семью» https://yandex.ru/video/preview/9523534302638654734
Анализ выполненной работы дает возможность понять, достигнута ли цель, поставленная учителем.