Слово и слог.
- Откройте «Азбуку» на с.9.
Выполним задание.
1.Что могли говорить о Колобке бабка и дед, когда положили его на окошко?
2.Опишите, во что одет зайчик.
3.Что делает зайчик во время разговора с Колобком?
4.Какого цвета одежда на волке и на медведе?
5.Что делает лиса, общаясь с Колобком?
- Давайте проанализируем предложение «Кто испек Колобка?».
- Какое это предложение по интонации?
Вопросительное. В конце предложения стоит вопросительный знак.
- Сколько слов в предложении?
Три.
- Какое первое слово? Второе? Третье?
- Составим схему предложения.
?
- Проанализируем предложение «Какой румяный испекли Колобок!».
- Какое это предложение по интонации?
Восклицательное. В конце предложения стоит восклицательный знак.
- Сколько слов в предложении?
Четыре.
- Назовите эти слова и составьте схему предложения.
Изменение голоса называется интонацией .
Бывают восклицательные и вопросительные предложения. В конце таких предложений – восклицательный или вопросительный знак.
- Рассмотрите рисунки в нижней части с.9. Кто на них изображен?
- Какой вопрос можно поставить к этим словам?
Кто?
Нарисованы живые существа.
- На какие две группы можно разделить этих представителей животного мира?
Птицы и звери.
- Посмотрите на схемы слов к рисункам.
Схемы слов разделены черточками. Это означает, что слово разделено на слоги.
Слог – это часть слова, единица слова.
Звери и птицы попрятались, но нам нужно посмотреть на них. Давайте позовем их, как на футболе болельщики кричат: шай – бу, шай – бу.
- Произнесем слово гусь.
- Произнесите слово белка. На сколько частей делится это слово?
Бел-ка. Схема делится на две части.
- Произнесите слово ворона. Прочитаем это слово по схеме:
- Произнесите слово воробей. Прочитаем это слово по схеме:
- Что же такое слог?
Слог – это часть слова.
Назовите птиц. Зверей.
Воробей, чайка, гусь, ворона. Белка, волк.
Рассмотрите схемы. На сколько групп можно разделить этих животных, рассматривая схемы слов?
На 3 – по количеству слогов.
Из скольких слогов могут состоять слова?
Из 1, 2… и более слогов.
Сделайте вывод. Из чего состоят слова?
Слова состоят из слогов.
Назовите группы слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Гусь, волк. Чайка, белка. Ворона, воробей.
- Как мы делили слова на группы по разным признакам?
Животных – на диких и домашних; на птиц и зверей.
А можно разделить слова по количеству слогов.
Все время стучит,
- Отгадайте загадки, отгадки запишите в виде схемы, разделите их на слоги.
Деревья долбит.
Но их не калечит,
Сердитый недотрога
А только лечит.
Живет в глуши лесной
Дятел.
Иголок очень много,
Сама пестрая,
А метки ни одной.
Ёж.
Ест зеленое,
Дает белое,
Через поле напрямик
Кто это?
Скачет белый воротник.
Корова.
Заяц.
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь я ребятам.
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
Верблюд.
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек?
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
Белка.
С копытами, да не лошадь.
Осел.
- Рассмотрите иллюстрацию на с.10. О чем рассказывает художник? Куда приехала семья?
Семья приехала на дачу в гости.
Кто встречает гостей? Составьте предложение про бабушку.
Бабушка радостно встречает внуков.
Запишите схему этого предложения.
.
Первое слово этого предложения разделите на слоги.
.
Составьте предложение со словом дедушка .
Дедушка держит газету.
Составьте схему. Все слова разделите на слоги.
- Назовите всех членов семьи.
Дедушка, бабушка, мама, папа, внук, внучка, сын, дочь.
Запишите схемы этих слов с делением на слоги.
, , , , , , , .
- Слово бабушка произнесите полностью: с интонацией «позвать», «спросить», выделите голосом тот слог, который слышится четко, ясно, выделяется громче остальных?
Ба - .
Этот слог является ударным .
- Рассмотрите рисунки предметов на с.10. Назовем их.
Машина, газета, кубики.
- Что общего в этих словах?
Они все состоят из трех слогов.
- Выделите голосом ударный слог.
- Почему к этим словам начертили две схемы?
В словах «машина», «газета» ударение падает на второй слог, а в слове «кубики» – на первый.
Ударение обозначается небольшой наклонной черточкой сверху над ударным слогом.
, , .
В слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов.
В словах, имеющих ТОЛЬКО ОДИН СЛОГ – УДАРЕНИЕ СВЕРХУ НЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ , этот слог уже является ударным.
Рекомендации для занятий дома.
Устно:
- Какие виды речи вы знаете?
- Из чего состоит наша речь?
- Что выражает предложение?
- Из чего состоит предложение?
- На какие части мы научились делить слова?
- Что такое слоги?
- Что такое интонация?
- Какой слог называется ударным?
Письменно:
Записать схему каждого слова, разделить слова на слоги, проставить ударение:
Лиса, белка, мир, колобок, мама, медведь, дедушка, дом.