СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературному чтению: "Слог и слово" (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению: "Слог и слово" (1 класс)»

Слово и слог.

Слово и слог.

Откройте «Азбуку» на с.9. Выполним задание. Ответим на вопросы: 1.Что могли говорить о Колобке бабка и дед, когда положили его на окошко? 2.Опишите, во что одет зайчик. 3.Что делает зайчик во время разговора с Колобком? 4.Какого цвета одежда на волке и на медведе? 5.Что делает лиса, общаясь с Колобком?
  • Откройте «Азбуку» на с.9.

Выполним задание.

  • Ответим на вопросы:

1.Что могли говорить о Колобке бабка и дед, когда положили его на окошко?

2.Опишите, во что одет зайчик.

3.Что делает зайчик во время разговора с Колобком?

4.Какого цвета одежда на волке и на медведе?

5.Что делает лиса, общаясь с Колобком?

Давайте проанализируем предложение «Кто испек Колобка?». Какое это предложение по интонации? Вопросительное. В конце предложения стоит вопросительный знак. - Сколько слов в предложении? Три. Какое первое слово? Второе? Третье? Составим схему предложения.  ? Проанализируем предложение «Какой румяный испекли Колобок!». Какое это предложение по интонации? Восклицательное. В конце предложения стоит восклицательный знак. Сколько слов в предложении? Четыре. Назовите эти слова и составьте схему предложения. Изменение голоса называется интонацией . Бывают восклицательные и вопросительные предложения. В конце таких предложений – восклицательный или вопросительный знак.
  • Давайте проанализируем предложение «Кто испек Колобка?».
  • Какое это предложение по интонации?

Вопросительное. В конце предложения стоит вопросительный знак.

- Сколько слов в предложении?

Три.

  • Какое первое слово? Второе? Третье?
  • Составим схему предложения.

?

  • Проанализируем предложение «Какой румяный испекли Колобок!».
  • Какое это предложение по интонации?

Восклицательное. В конце предложения стоит восклицательный знак.

  • Сколько слов в предложении?

Четыре.

  • Назовите эти слова и составьте схему предложения.

Изменение голоса называется интонацией .

Бывают восклицательные и вопросительные предложения. В конце таких предложений – восклицательный или вопросительный знак.

Рассмотрите рисунки в нижней части с.9. Кто на них изображен? Какой вопрос можно поставить к этим словам? Кто? Почему? Нарисованы живые существа. На какие две группы можно разделить этих представителей животного мира? Птицы и звери. Посмотрите на схемы слов к рисункам. Схемы слов разделены черточками. Это означает, что слово разделено на слоги. Слог – это часть слова, единица слова.
  • Рассмотрите рисунки в нижней части с.9. Кто на них изображен?
  • Какой вопрос можно поставить к этим словам?

Кто?

  • Почему?

Нарисованы живые существа.

  • На какие две группы можно разделить этих представителей животного мира?

Птицы и звери.

  • Посмотрите на схемы слов к рисункам.

Схемы слов разделены черточками. Это означает, что слово разделено на слоги.

Слог – это часть слова, единица слова.

Звери и птицы попрятались, но нам нужно посмотреть на них. Давайте позовем их, как на футболе болельщики кричат: шай – бу, шай – бу. - Произнесем слово гусь. Произнесите слово белка. На сколько частей делится это слово? Бел-ка. Схема делится на две части. Произнесите слово ворона. Прочитаем это слово по схеме: Произнесите слово воробей. Прочитаем это слово по схеме: Что же такое слог? Слог – это часть слова. Назовите птиц. Зверей. Воробей, чайка, гусь, ворона. Белка, волк. Рассмотрите схемы. На сколько групп можно разделить этих животных, рассматривая схемы слов? На 3 – по количеству слогов. Из скольких слогов могут состоять слова? Из 1, 2… и более слогов. Сделайте вывод. Из чего состоят слова? Слова состоят из слогов. Назовите группы слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Гусь, волк. Чайка, белка. Ворона, воробей.

Звери и птицы попрятались, но нам нужно посмотреть на них. Давайте позовем их, как на футболе болельщики кричат: шай – бу, шай – бу.

- Произнесем слово гусь.

  • Произнесите слово белка. На сколько частей делится это слово?

Бел-ка. Схема делится на две части.

  • Произнесите слово ворона. Прочитаем это слово по схеме:
  • Произнесите слово воробей. Прочитаем это слово по схеме:
  • Что же такое слог?

Слог – это часть слова.

Назовите птиц. Зверей.

Воробей, чайка, гусь, ворона. Белка, волк.

Рассмотрите схемы. На сколько групп можно разделить этих животных, рассматривая схемы слов?

На 3 – по количеству слогов.

Из скольких слогов могут состоять слова?

Из 1, 2… и более слогов.

Сделайте вывод. Из чего состоят слова?

Слова состоят из слогов.

Назовите группы слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Гусь, волк. Чайка, белка. Ворона, воробей.

- Как мы делили слова на группы по разным признакам? Животных – на диких и домашних; на птиц и зверей. А можно разделить слова по количеству слогов. Все время стучит, Отгадайте загадки, отгадки запишите в виде схемы, разделите их на слоги. Деревья долбит. Но их не калечит, Сердитый недотрога А только лечит. Живет в глуши лесной Дятел. Иголок очень много, Сама пестрая, А метки ни одной. Ёж. Ест зеленое, Дает белое, Через поле напрямик Кто это? Скачет белый воротник. Корова. Заяц. Зверь я горбатый, Но нравлюсь я ребятам. Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? Верблюд. И в кусты через пенек Промелькнул как огонек? Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, Белка. С копытами, да не лошадь. Осел.

- Как мы делили слова на группы по разным признакам?

Животных – на диких и домашних; на птиц и зверей.

А можно разделить слова по количеству слогов.

Все время стучит,

  • Отгадайте загадки, отгадки запишите в виде схемы, разделите их на слоги.

Деревья долбит.

Но их не калечит,

Сердитый недотрога

А только лечит.

Живет в глуши лесной

Дятел.

Иголок очень много,

Сама пестрая,

А метки ни одной.

Ёж.

Ест зеленое,

Дает белое,

Через поле напрямик

Кто это?

Скачет белый воротник.

Корова.

Заяц.

Зверь я горбатый,

Но нравлюсь я ребятам.

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

Верблюд.

И в кусты через пенек

Промелькнул как огонек?

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

Белка.

С копытами, да не лошадь.

Осел.

Рассмотрите иллюстрацию на с.10. О чем рассказывает художник? Куда приехала семья? Семья приехала на дачу в гости. Кто встречает гостей? Составьте предложение про бабушку. Бабушка радостно встречает внуков. Запишите схему этого предложения.  . Первое слово этого предложения разделите на слоги.  . Составьте предложение со словом дедушка . Дедушка держит газету. Составьте схему. Все слова разделите на слоги. Назовите всех членов семьи. Дедушка, бабушка, мама, папа, внук, внучка, сын, дочь. Запишите схемы этих слов с делением на слоги.  , , , , , , , . Слово бабушка произнесите полностью: с интонацией «позвать», «спросить», выделите голосом тот слог, который слышится четко, ясно, выделяется громче остальных? Ба - . Этот слог является ударным .
  • Рассмотрите иллюстрацию на с.10. О чем рассказывает художник? Куда приехала семья?

Семья приехала на дачу в гости.

Кто встречает гостей? Составьте предложение про бабушку.

Бабушка радостно встречает внуков.

Запишите схему этого предложения.

.

Первое слово этого предложения разделите на слоги.

.

Составьте предложение со словом дедушка .

Дедушка держит газету.

Составьте схему. Все слова разделите на слоги.

  • Назовите всех членов семьи.

Дедушка, бабушка, мама, папа, внук, внучка, сын, дочь.

Запишите схемы этих слов с делением на слоги.

, , , , , , , .

  • Слово бабушка произнесите полностью: с интонацией «позвать», «спросить», выделите голосом тот слог, который слышится четко, ясно, выделяется громче остальных?

Ба - .

Этот слог является ударным .

- Рассмотрите рисунки предметов на с.10. Назовем их. Машина, газета, кубики. Что общего в этих словах? Они все состоят из трех слогов. Выделите голосом ударный слог. Почему к этим словам начертили две схемы? В словах «машина», «газета» ударение падает на второй слог, а в слове «кубики» – на первый. Ударение обозначается небольшой наклонной черточкой сверху над ударным слогом.  , , . В слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов. В словах, имеющих ТОЛЬКО ОДИН СЛОГ – УДАРЕНИЕ СВЕРХУ НЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ , этот слог уже является ударным.

- Рассмотрите рисунки предметов на с.10. Назовем их.

Машина, газета, кубики.

  • Что общего в этих словах?

Они все состоят из трех слогов.

  • Выделите голосом ударный слог.
  • Почему к этим словам начертили две схемы?

В словах «машина», «газета» ударение падает на второй слог, а в слове «кубики» – на первый.

Ударение обозначается небольшой наклонной черточкой сверху над ударным слогом.

, , .

В слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов.

В словах, имеющих ТОЛЬКО ОДИН СЛОГ – УДАРЕНИЕ СВЕРХУ НЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ , этот слог уже является ударным.

Рекомендации для занятий дома. Устно: Какие виды речи вы знаете? Из чего состоит наша речь? Что выражает предложение? Из чего состоит предложение? На какие части мы научились делить слова? Что такое слоги? Что такое интонация? Какой слог называется ударным? Письменно: Записать схему каждого слова, разделить слова на слоги, проставить ударение: Лиса, белка, мир, колобок, мама, медведь, дедушка, дом.

Рекомендации для занятий дома.

Устно:

  • Какие виды речи вы знаете?
  • Из чего состоит наша речь?
  • Что выражает предложение?
  • Из чего состоит предложение?
  • На какие части мы научились делить слова?
  • Что такое слоги?
  • Что такое интонация?
  • Какой слог называется ударным?

Письменно:

Записать схему каждого слова, разделить слова на слоги, проставить ударение:

Лиса, белка, мир, колобок, мама, медведь, дедушка, дом.