Конспект урока биологии, 8 класс
(Слайд 1) Тема урока: Органы. Системы органов.
Целевые ориентиры урока
Личностные: сформировать ценностное отношение жизни во всех ее проявлениях, воспитание здорового образа жизни.
Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.
Предметные: формирование знаний, об органах и системах органов и выполняемых ими функциях
в организме человека.
Планируемые результаты (Слайд 2)
Личностные УУД: осознание ценностного отношения жизни во всех ее проявлениях, воспитание здорового образа жизни, владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности.
Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Развитие навыков самостоятельной деятельности.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.
Предметные умения
Ученик должен знать: определить сущность понятий «система органов», «организм»; функции основных физиологических систем и органов, их образующих; функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого
Ученик должен уметь: определить сущность понятий «система органов», «организм»; функции основных физиологических систем и органов, их образующих; функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого
Средства обучения:
Информационный материал: рисунки и текст учебника.
Демонстрационный материал: таблицы с изображением органов, различных систем органов человека, макеты скелета и торса человека.
Интерактивный материал: мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование, видеоролик «Влияние алкоголя на организм человека»
Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения; учебник «Биология. Человек».
Формы работы
Работа в группах/парах
Индивидуальная работа
Ключевые точки содержания урока: органы, системы органов: пищеварительная система, опорно – двигательная система (ОДА), эндокринная система (ЭА), дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная.
Технология урока, направленная на реализацию системно - деятельностного подхода
I этап. Актуализация и проверка д/з.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
1.Игра « Горячий стул»
Ученик сидит на стуле, спиной к доске. На презентации появляется термин. Другой ученик должен дать определение этого понятия, а ученик на стуле - угадать. Тот ученик, который дает определение этого понятия получает оценку. Термины на слайдах:
Слайды 3- 8 «Клетка, ткань, орган, система органов, организм».
Работа со схемой «Клетка, ткань, орган, система органов, организм». По этой схеме учащиеся обобщают пройденный материал.
2.Работа в парах с тестом «Типы тканей», (взаимопроверка в парах) (Приложение 1)
Внешне люди отличаются друг от друга. Большие и маленькие, высокие и низкие, светлокожие и темнокожие… Каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи: наши тела построены и функционируют по общим законам. Наше тело, как и всех многоклеточных организмов, состоит из клеток. (Слайд10)Это его главный структурный и функциональный элемент. (Это структурная и функциональная единица организма). Из клеток мы с вами знаем, состоят ткани.
Что такое ткани? (Слайд 11) (Группы клеток, имеющие сходное строение и выполняемые функции), из тканей состоят органы(Слайд 12) , из органов системы органов, из систем органов организм. ( Слайд 13)
- А что вы уже знаете об органах и системах органов? (учащиеся пытаются высказать свое мнение, но затрудняются ответить)
II этап. Мотивация к деятельности и целеполагание.
(Слайд 14 )
Эпиграф: «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм — это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод»
Виссарион Белинский.
Наш организм нам кажется настолько простым, что мы порой не задумываемся над его сутью. И поэтому на вопрос, что такое организм, мы затрудняемся ответить.
( Слайд 15) Проблемные вопросы:
Что же такое организм?
Можно ли назвать организм человека системой?
Является ли организм человека открытой и саморегулирующей системой?
Что мы должны узнать на уроке?
Целеполагание
III этап. Учебно-познавательная деятельность
Работа с информацией.
-Что такое орган? Найдите определение в учебнике и сравните с определением на слайде.
Слайд 16
Орган - это часть тела имеющая, определенную форму и строение, занимающая в организме определенную функцию.
- Обычно в образовании органа принимают участие все виды тканей, но одна из них всегда является главной «рабочей».
- А какие вы знаете органы? Определите по этим фотографиям и рисункам, какие бывают органы?
Слайд 17
- Органы бывают наружные и внутренние.
Задание 1. Индивидуальная работа в рабочих листах.
Перед вами даны функции различных органов. Напишите органы, выполняющие те или иные функции в таблице «Функции органов человека»
Слайд 18
Таблица 1. Функции органов человека. (Приложение 2)
№ | Орган | Функция |
1. | | Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен. |
2. | | Благодаря этому органу кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества). |
3. | | В этом органе начинается переваривание белков пищи. |
4. | | С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена. |
5. | | Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. |
6. | | Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание |
Оценка, за каждый правильный ответ 1 балл, всего 6 баллов, выставляют баллы в рабочих листах
- Что называют системой органов? Найдите определение в учебнике и сравните с определением слайде.
Слайд 15-16.
Система органов - называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.
- Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т.е. все органы, объединены в системы органов.
Слайд 17.
Работа в группах с текстом учебника и иллюстрациями по функциям систем органов.
Задание 3. Прочитать текст учебника и заполнить таблицу 2 «Системы органов» в рабочих листах
1 группа описывает - пищеварительную и выделительную системы
2 группа описывает – кровеносную и дыхательную системы
3 группа описывает – нервную и гуморальную системы.
Слайд 17. Таблица 2. «Системы органов»
Система органов | Органы | Функции |
| | |
Оценка
За каждую описанную систему органов, ставится 2 балла, если нет ошибок, если есть незначительные ошибки – 1балл, всего за таблицу 10 баллов
Физкультминутка
Проверяем задание по таблице, игра «Угадай систему»
Слайд 18.
Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела и удаляющая из них продукты обмена веществ. Отгадайте систему органов. Каково значение этой системы для организма?
Слайд В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества. Она состоит из ротовой полости с ее органами, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.
Слайд 20.
Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды. К ней относятся носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Слайд 21.
Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга и нервов.
Слайд 22.
Скелетная система состоит из костей, которые поддерживают тело, служат местом крепления мышц, выполняют защитную функцию.
Слайд 23.
Мышечная система или опорно-двигательный аппарат образован скелетными мышцами, которые, сокращаясь, приводят в движение кости скелета, благодаря чему мы можем перемещаться в пространстве.
- Есть и другие системы органов как, мочевыделительная, половая.
В теле выделяют также и аппараты органов, разных по происхождению и строению, но объединенных общей функцией. Например: ОДА (опорно-двигательный аппарат) относят скелетную и мышечную системы. Эндокринный аппарат объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме.
Слайд 24
Задание 4. Распределите органы в колонке справа по соответствующим системам в колонке слева. (Работу выполняют в «Рабочих листах»)
Слайд 25.
Учащимся дается время для задания, потом взаимопроверка (самопроверка).
Оценка:
0- 1 ошибка – «5» баллов
2 -3ошибки– «4» баллов
4 ошибки – «3» баллоа, всего 8 баллов
Вывод. (учащиеся делают сами опираясь на информацию учебника)
Таким образом, организм состоит из многих систем органов. Все системы органов образует целый организм и регулируется нервно-гуморальной деятельностью.
Слайд 26.
IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Итак, вернемся к эпиграфу нашего урока.
Природа наделила человека здравым умом, сбалансированным самодостаточным организмом и неисчерпаемыми физическими и эмоциональными возможностями. Однако распоряжаться этим бесценным даром, именуемым здоровьем, умеет далеко не каждый. Ежедневно мы, сами того не замечая, подрываем своё здоровье множеством неправильных поступков, часть из которых постепенно переходит в разряд вредных привычек. И речь здесь идёт о наиболее опасных из них: наркотической зависимости, алкоголизме и курении. Безусловно, эти пристрастия занимают лидирующие позиции в списке основных способов саморазрушения, способных полностью изменить личность, за короткое время разрушить здоровье, а возможно и лишить жизни. Посмотрите фрагмент видеоролика (Видеоролик) и поработайте с текстом
Работа с информационным текстом по осмыслению чтения
Прочитайте текст «Вредные привычки, их воздействие на организм человека» и выполните задание (Оценка 4 балла ). (см. Приложение 3)
Слайд28. Решение проблемного вопроса.
Беседа с учащимся.
- Действительно организм является системой, которая состоит из систем органов, а они из органов? А может ли существовать каждая система отдельно друг от друга?
Кто же координирует всю работу органов? (нервная и эндокринная системы).
Слайд29-30.
Поэтому живой организм существует как единое целое.
V.Рефлексивная деятельность
-Исследование, какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить проблемные вопросы?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Какой вывод можно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке.
Всего баллов за урок :
25-28 баллов оценка «5»
20-24 балла, оценка «4»
14-20 баллов, оценка «3»
Менее 14 баллов оценка «2»
Слайд31.
Домашнее задание.
Обязательно для всех: Прочитать параграф. Ответить на вопросы.
По выбору:
составить кроссворд на эту тему: «Органы. Системы органов» (не менее 15 слов)
Приложение 1
ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА
Вариант I
1. Ткань состоит из…
а) цитоплазмы и клеток б) органоидов и мембран
в) органов и полостей г) клеток и межклеточного вещества
2. Существует эпителий…
а) железистый б) хрящевой
в) мышечный г) жировой
3. Ткань, объединяющая работу всех органов тела…
а) мышечная б) нервная
в) соединительная г) эпителиальная
4. К соединительной ткани относится ткань…
а) мышечная гладкая б) хрящевая
в) нейроглия г) однослойный эпителий
5. Слизистые оболочки внутренних органов образованы тканью… а) нервной б) мышечной гладкой
в) мышечной полосатой г) однослойным эпителием
6. Кровь относится к ткани…
а) соединительной б) мышечной
в) нервной г) транспортной
7. На рисунке А и Б изображены ткани (ответ запишите) …
А) Б)
9. К соединительной ткани относится (выберите 3 ответа) …
а) жировая ткань б) хрящ в) гладкая мускулатура
г) нейроглия д) кровь г) эпидермис
10. Установите соответствие типа ткани и ее функции…
а) кровь 1) движение
б) жировая 2) транспорт веществ
в) поперечнополосатая мышечная 3) контроль за работой организма
г) нервная 4) выделение веществ
д) железистый эпителий 5) запас питательных веществ
ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА
Вариант II
1. В состав ткани входят клетки и…
а) цитоплазма б) органы
в) органоиды г) межклеточное вещество
2. Многослойным, однослойным, железистым бывает…
а) эпителий б) хрящ
в) нейроглия г) костная мышечное волокно
3. Ткань, обеспечивающая сокращение стенок кишечника…
а) эпителий б) поперечнополосатая мышечная
в) хрящ г) гладкая мышечная
4. К соединительной ткани НЕ относится ткань…
а) нейроглия б) хрящевая
в) кровь г) кость
5. Спинной и головной мозг образованы тканью…
а) нервной б) мышечной гладкой
в) мышечной полосатой г) однослойным эпителием
6. Хрящ относится к ткани…
а) соединительной б) мышечной
в) нервной г) транспортной
7. На рисунке А и Б изображены ткани (ответ запишите) …
А) Б)
9. К соединительной ткани НЕ относится (выберите 3 ответа) …
а) жировая ткань б) хрящ в) гладкая мускулатура
г) нейроглия д) кровь г) эпидермис
10. Установите соответствие типа ткани и ее функции…
а) кость 1) сокращение желудка
б) жировая 2) опора и защита
в) гладкая мышечная 3) контроль за работой орг-ма
г) нервная 4) образование кожи
д) многослойный эпителий 5) защита от переохлаждения
За верные ответы№1-№9 по 1 баллу, за №10- верно выполнено-3 балла.
Оценка:
«5» - 11-13
«4» -9-10
«3» - 6-8
«2» - 5 и меньше
Приложение 2
Рабочий лист урока «Органы. Системы органов.»
Ф.И .ученика(цы___________________)
Задание 1.
Перед вами даны функции различных органов. Напишите органы,
выполняющие те или иные функции.
№ | Орган | Функция |
| | Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен. |
| | Благодаря этому органу кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества). |
| | В этом органе начинается переваривание белков пищи. |
| | С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена. |
| | Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. |
| | Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание |
Оценка, за каждый правильный ответ 1 балл, всего 6 баллов
Ваши баллы:_______
Задание 2. Заполнить таблицу
Системы органов | Органы | Функции |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
За каждую описанную систему органов, ставится 2 балла, если нет ошибок, если есть незначительные ошибки – 1балл, всего за таблицу 10 баллов
Задание 3 Распределите органы по соответствующим системам. Укажите стрелками
1.Пищеварительная 2.Кровеносная 3.Дыхательная 4.Нервная 5.Скелетная 6.Половая 7.Покровная 8.Выделитильная | А) спинной мозг Б) артерия В) печень Г) бронхи Д) волосы Е) лопатка Ж) мочеточник З) эпидермис И) желудок К) яичник Л) вены М) почки Н) позвонок |
.
Ваши баллы: ______
Приложение 3
Задание 4К уроку по теме «Органы. Системы органов», 8 класс.
| |
ТЕКСТ «ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА» Оцените содержание текста К пагубным пристрастиям относят вредные привычки, разрушающие здоровье человека и вызывающие зависимость от определенных веществ. Это, например, курение, алкоголизм и наркомания. Все эти пристрастия оказывают отрицательное влияние на разные системы органов человека, причем наблюдается постепенное возрастание зависимости от вредных привычек. Вещества, вызывающие привыкание, различаются по степени воздействия на организм в целом. Курение. Пристрастие к курению табака приносит вред не только курящему, но и людям, которые его окружают. Глубоких изменений личности и ее деградации не происходит. Никотин, содержащийся в табаке, действует па нервную систему, в особенности на парасимпатический отдел. Этим объясняется усиление слюноотделения, сужение зрачков, при чрезмерном табакокурении - тошнота. Кроме никотина в табачном дыме содержится еще около двадцати вредных веществ. Одно из наиболее опасных - бензапирен, вызывающий злокачественное перерождение тканей, появление опухолей. Синильная кислота, ионы тяжелых металлов, окись углерода раздражают слизистую оболочку рта, дыхательных путей и легких, приводят к хроническому воспалению. Никотин, попадая в пищеварительный тракт, снижает активность ферментов слюны, замедляя расщепление пищи Чрезмерное употребление алкоголя может постепенно привести к хроническому заболеванию, называемому алкоголизмом. В отличие от курения, пьянство вызывает постепенную деградацию личности. Алкоголизм стоит на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных опухолей среди основных причин сокращения продолжительности жизни современных людей. Попав в пищеварительную систему, алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и затем поступает в ткани. Наибольшее содержание алкоголя регистрируется в печени, половых клетках и нервной системе. Алкоголь разрушает клетки печени, так как в этом органе происходит обезвреживание этилового спирта. Постепенно развивается хроническое воспаление печени и ее перерождение. Активные клетки гибнут, а их место занимает соединительная и жировая ткани. В конечном счете происходит сморщивание и деформация органа в целом, приводящие к тяжелому поражению всего организма и возможному летальному исходу.Этиловый спирт отрицательно воздействует на процесс пищеварения в целом, вызывая необратимую денатурацию белков. Вследствие этого изменяется состояние эпителия стенок пищевода и желудка, а также снижаете и ферментативная активность желудочного сока, что приводит к нарушению расщепления пищи. Наркотические вещества. Наиболее опасными для организма человека являются типичные наркотики. Пристрастие к ним развивается особенно быстро и ведет к деградации личности. Полное истощение организма сопровождается изменением сердечно-сосудистой деятельности, работы нервной и пищеварительной систем, поражением почек, ослаблением половой функции. Вопросы и задания: 1. Объясните вредное воздействие курения на организм человека. 2. Докажите, что алкоголизм оказывает разрушительное действие на организм человека и способен привести к смерти. . |
Деятельность учеников по работе с текстом и критерии оценивания
Ответы | Критерии оценивания |
Вопрос 1 Деятельность: выявление информации в тесте. Ответ: Никотин действует па нервную систему, в особенности на парасимпатический отдел.Бензапирен, вызывает злокачественное перерождение тканей, появление опухолей. | 2 балла – правильный ответ. Комментарии: во втором абзаце текста есть указание на влияние никотина на различные системы органов. |
Вопрос 2. Деятельность: выявление информации в тесте. Алкоголь разрушает клетки печени. Постепенно развивается хроническое воспаление печени и ее перерождение. Активные клетки гибнут, а их место занимает соединительная и жировая ткани. В конечном счете происходит сморщивание и деформация органа в целом, приводящие к тяжелому поражению всего организма и возможному летальному исходу | 2 балла – правильный ответ. Комментарии: в третьем абзаце текста есть указание на влияние алкоголя на различные системы органов. |
Максимальное количество баллов | 4 |
Оценка за выполнение заданий:
«5» - 4 баллов
«4» - 3 балла
«3» - 2 балла
Приложение 4
Максимальное количество баллов за урок.
Всего баллов за урок :
Всего баллов за урок :
25-28 баллов оценка «5»
20-24 балла, оценка «4»
14-20 баллов, оценка «3»
Менее 14 баллов оценка «2»
Моя оценка за урок _________