№п/п | Этап урока и его цель. Примерное время проведения | Деятельность учителя (содержание учебного материала) | Деятельность учащихся (виды деятельности) | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Время: 2 мин | - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку | ЛУУД: повышение мотивации к учебно-творческому процессу; РУУД: организовать свое рабочее место под руководством учителя. |
2. | Актуализация опорных знаний. Пробное действие. Цель: повторение ранее изученного материала. Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. Время: 15 мин | -Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». -Сейчас я вам буду читать отрывки из различных произведений, которые вы уже прошли, ваша задача назвать, что это за произведение и кто его автор. 1.«Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану, хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.» 2. «Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нём не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно.» 3. «Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слов, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться» 4. «Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед: -Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком деду, будет закуска. Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.» Сегодня мы заканчиваем работать с произведениями К.Г. Паустовского и переходим к знакомству с новым произведением. | Слушают учителя -К.Г. Паустовский «Кот ворюга» -К.Г. Паустовский «Стальное колечко» -К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди» К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» | РУУД (Уметь принимать и сохранять учебную задачу) КУУД (Уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.) |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока. Время: 5 мин | -А теперь давайте отгадаем загадку Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, В тёплые края я не летаю, Здесь, под крышей, обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…. - Что вы знаете о воробье: - это маленькая или большая птица? Слайд 2. - сильная или слабая? - есть ли у воробья враги, кого он боится? - а что случится, если на воробья нападёт собака, кто победит? -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?
-Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Воробей» -А чтобы узнать фамилию автора, отгадаем ребус. А поможет вам алфавит. Числа, которые вы видите на слайде, это ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР букв в алфавите.
20, 21, 18, 4, 6, 15, 6, 3. Слайд 3.
(Тургенев). Слайд 4. Иван Сергеевич Тургенев | -Воробей - О воробьях | КУУД (Уметь строить речевое высказывание с поставленными задачами; сотрудничать в совместном решении проблемы) РУУД (Уметь определять и формулировать тему и зачади урока) |
4. | Открытие нового знания. Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока. Время: 20 мин | Учитель рассказывает краткую биографию автора (Слайд 4,5) - Перед тем, как начнём читать, нам встретиться трудное слово. -Как вы думаете что значит «благоговеть»? -Давайте вместе его проговорим, чтобы у нас при чтении не возникло трудностей. В тексте встретятся еще слова, значение которых нам необходимо объяснить. аллея детище трепетало Первичное восприятие (чтение с остановками) - После чтения 1,2 абзацев - Как вы думаете, почему собака начала красться? - Кого она могла увидеть? Чтение 3 абзаца и начало 4 абзаца до слов «…сорвавшись …» - Сбылись ли Ваши ожидания? - Предположите, что будет дальше? Чтение 4, 5, 6 абзацев - Вы ожидали, что события будут развиваться именно так? - Как Вы думаете, как повела себя собака? Чтение текста до конца - Ожидали ли Вы такую развязку? - Что почувствовали, когда слушали этот рассказ? -Какая главная мысль этого произведения? Что нам хотел сказать автор? -Какие чувства вы испытывали, читая данное произведение? -От какого лица написано произведение? -Что заставило воробья жертвовать собой? -Какой вывод делает автор? Прочитайте последний абзац. | Высказывают своё мнение Благоговеть – относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить. Вместе с учителем проговаривают слово «благоговеть» Высказывают мнение, учитель дает правильное значение в случае затруднений Читают по абзацам, отвечают на вопросы учителя. Дети предполагают дальнейшее развитие действий -Воробей храбрый, защищает своих детей. Любовь сильнее страха и смерти. -Переживания, страх, гордость за птицу -От первого -Он спасал своих детей. | КУУД: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
5. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи Время: 10 мин | -Прочитайте ещё раз текст Работа в группах. Составление плана рассказа по картинкам (работа в группах) - На столах у каждой группы лежат рисунки к рассказу и конверт. Расположите эти картинки в нужном порядке. Затем выберите из текста предложения, которые можно подписать под каждым рисунком. А, если будет сложно это сделать, можно достать из конверта уже готовые напечатанные предложения и просто разложить их под картинками. 1. «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.» (слайд )
2. «Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки» (слайд )
3. «Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…» (слайд )
4. «Мой Трезор остановился, попятился…» (слайд )
5. «Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея» (слайд ) | Читают текст и пытаются пересказать его. | РУУД (Уметь принимать и сохранять учебную задачу)
|
6. | Включение в систему знаний и повторение. Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов. Время: 3 мин | -О чем мы с вами сегодня поговорили? - Какой урок из этого произведения вынесли вы для себя? | -О произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей» - Заботиться о своих близких, не обижать их | КУУД: формирование умения грамотно строить речевые высказывания. |
7. | Рефлексия деятельности. Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности. Обсуждение и запись домашнего задания. Время: 2 мин | -Я вам сейчас выдам кружочки, эти кружочки поделены на три части, одну часть вам нужно закрасить. -Записываем домашнее задание: подумайте, чем могла закончиться эта история. | Закрашивают часть кружочка. Записывают домашнее задание. | ЛУУД (Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |