СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку «Падежные окончания имен существительных 3 склонения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закреплять умение распознавать падежи существительных 3 склонения; учить наблюдать и делать выводы об изменениях имен существительных 3 склонения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Падежные окончания имен существительных 3 склонения»»


Конспект урока по русскому языку

«Падежные окончания имен существительных 3 склонения»


Дата: 01.02.2019.

Предмет: русский язык.

Тема: «Падежные окончания имен существительных 3 склонения».

Класс: 4А.

Тип урока: закрепление.

Система обучения: Перспектива.

Цель: закреплять умение распознавать падежи существительных 3 склонения; учить наблюдать и делать выводы об изменениях имен существительных 3 склонения.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

- положительное отношение к познавательной деятельности;

- совершенствование имеющихся знаний;

- способность к самооценке.

  1. Предметные:

- расширение и обобщение знаний об имени существительном как части речи;

- закрепление умения склонять имена существительные и умения правописания падежных окончаний имен существительных 3 склонения;

- умение приводить собственные примеры по теме.

  1. Метапредметные:

Коммуникативные:

- высказывание своей точки зрения;

- слушание и понимание других.

Регулятивные:

- самостоятельное формулирование цели и темы урока;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные:

- умение анализировать, сравнивать;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Минутка чистописания (2 мин)

  3. Актуализация знаний (4 мин)

  4. Постановка цели и задач урока (1 мин)

  5. Первичное закрепление (12 мин)

  6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (16 мин)

  7. Итог урока (2 мин)

  8. Рефлексия, домашнее задание (2 мин)




Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

- Прозвенел давно звонок,

Начинается урок.

Мы сейчас не отдыхаем,

А работать начинаем.

- Проверьте, у всех ли на парте лежат учебники по русскому языку, тетради, дневник и пенал.

- За парты садится 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

- Сегодня, как и на других наших уроках, вам необходимо соблюдать правила хорошего ученика: работать активно, отвечать, только поднимая руку, не шуметь.

- Выпрямите спины, руки положите перед собой, чтобы я видела, что вы готовы к работе.

Настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку, повторяют правила поведения.





Минутка чистописания

- Начнем нашу работу с минутки чистописания. Откройте тетради и напишите показы очень аккуратно, старательно, не торопясь, чтобы каждый элемент букв был прописан четко и красиво.

- Спины держим ровно, ноги вместе, голову низко не наклоняем.

- А теперь отступите строчку и запишите число – 1 февраля и классная работа.

Пишут показы в тетрадях.

Актуализация знаний

- Чтобы узнать тему урока, предлагаю отгадать загадки.

1. То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)

2. На олене, на коне

Хорошо кататься мне!

Не по тундре, не по лугу-

Еду я по чудо-кругу. (карусель)

3. Что-за серенький зверёк,

Хвостик длинный, как шнурок,

Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал? (мышь)

- Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что между ними общего? (имена существительные 3 склонения)

- Что вы узнаете об именах существительных 3 склонения? (к ним относятся имена существительные женского рода, с нулевым окончанием, на конце стоит мягкий знак)

Отгадывают загадки, определяют общий признак у слов отгадок; вспоминают, какие имена существительные относятся к 3 склонению.






Постановка цели и задач урока

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (об именах существительных 3 склонения)

- Какую цель поставим перед собой? (закреплять и совершенствовать знания об именах существительных 3 склонения, определять падежи, выделять окончания)

Определяют тему урока и ставят цель.

Первичное закрепление

- Работаем в тетрадях. На слайде вы видите словосочетания. Вам необходимо записать их в тетрадь, вставить окончания в имена существительные и определить их падеж.

Звон капелИ – родительный падеж

Начало осенИ – родительный падеж

Аллергия на сирень – винительный падеж

На поверхнотИ реки – предложный падеж

Громкая речь – именительный падеж

Лежал на печИ – предложный падеж

Хвасталась тушьЮ – творительный падеж

- Обменяйтесь тетрадями со своим соседом, возьмите в руки карандаш и проверьте его работу с образцом.

- На полях карандашом напишите количество ошибок.

- Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки? Замечательно! Так держать!

- У кого 1? У кого больше 1? В следующий раз будьте внимательнее.

- Какой вывод об окончаниях можете сделать? (у имен существительных 3 склонения окончания Е нет)

- А теперь разделите лист тетради на 3 колонки. 1 колонка – 1 склонение, 2 – 2 склонение, 3 колонка – 3 склонение.

- Распределите слова, которые вы видите на слайде в 3 колонки и выделите окончания.

- У доски работают 3 человека на отметку, остальные самостоятельно в тетрадях.

Юноша, кольцо, море, соль, скакалка, боль, красота, дочь, рожь, уголь, папа, ученик, площадь, ель, весточка, письмо, окончание, лопата.


1 скл. 2 скл. 3 скл

Юноша Кольцо Соль

Скакалка Море Боль

Красота Уголь Дочь

Папа Ученик Рожь

Весточка Письмо Площадь

Лопата Окончание Ель


- А теперь выберите из 3 колонки любое слово и измените его по падежам и выделите окончания самостоятельно.

- Какое слово ты выбрал? Измени его по падежам устно.

- Какое слово помощник необходимо использовать для проверки безударных окончаний имен существительных 3 склонения? (то, у которого окончание всегда ударное)

- Верно. Давайте будем использовать слово рожь.

- Измени его по падежам устно.

И.п. существует что? рожь

Р.п. нет чего? ржИ

Д.п. даю кому? ржИ

В.п. вижу что? рожь

Т.п. любуюсь чем? рожьЮ

П.п. думаю о чем? о ржИ

- Если вы будете сомневаться, какое окончание написать у имен существительных 3 склонения, то определите сначала падеж у этого слова, а затем поставьте слово рожь в тот же падеж. Тогда вы точно не ошибётесь.

Выписывают словосочетания, выделяют окончания, определяют падеж.

Проверяют свою работу и работу товарищей, сверяя с образцом.

В три колонки выписывают имена существительные разных склонений.

Изменяют по падежам имя существительное 3 склонения.

Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку.








Физминутка

Видеофизминутка

Повторяют движения.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- Чтобы закрепить наши знания об именах существительных 1, 2 и 3 склонения, предлагаю выполнить следующее задание.

- На доске вы видите предложения, в них необходимо найти имена существительные, определить склонение и падеж, выделить окончания.

- Начинаем по цепочке проговаривать по одному предложению.

Утро(2 скл, И.п.) за окном(2 скл, Т.п.). Звонок(2 скл, И.п.) будильника(2 скл, Р.п.). Шум(2 скл, И.п.) воды(1 скл, Р.п.) и папиной бритвы(1 скл, Р.п.). Плач(2 скл, И.п.) сестры(1 скл, Р.п.) из комнаты(1 скл, Р.п.). Умывание(2 скл, И.п.) и чистка(1 скл, И.п.) зубов. Голос(2 скл, И.п.) мамы(1 скл, Р.п.) и ворчание(2 скл, И.п.) чайника(2 скл, Р.п.) на кухне(1 скл, П.п.). Звон(2 скл, И.п.) посуды(1 скл, Р.п.), на столе(2 скл, П.п.) чашка(1 скл, И.п.). Кастрюля(1 скл, И.п.) с кашей(1 скл, Т.п.) на плите(1 скл, П.п.). Запах(2 скл, И.п.) пирога(2 скл, Р.п.) и сыра(2 скл, Р.п.).

- Придумайте 3 предложения с именами существительными 1, 2 и 3 склонения, запишите их в тетрадь и выделите окончания. Первые 3 человека получат отметку.

- Какие предложения ты составил?

- Работает в учебнике. Откройте 35 страницу, упражнение 58.

- Что нужно сделать? (найти и выписать имена существительные 3 склонения, указать их падеж)

- Работаем самостоятельно. На это задание даю 3 минуты.

- Какие имена существительные ты выписал? (Русь – винительный падеж, грусть – винительный падеж, глушь – именительный падеж, тишь – именительный падеж)

Устно определяют падеж у имен существительных, выделяют окончание.

Составляют собственные предложения с именами существительными разных склонений, записывают их в тетрадь.

Самостоятельно выполняют упражнение из учебника.

Итог урока

- Наш урок подходит к концу, подведем итоги.

- Сколько склонений имен существительных бывает в русском языке? (3)

- Какая была тема нашего урока? (падежные окончания имен существительных 3 склонения)

- Чем мы сегодня занимались? (изменяли по падежам имена существительные 3 склонения, выделяли окончания и наблюдали за их изменениями, искали в тексте имена существительные 3 склонения в разных падежах, приводили собственные примеры имен существительных 3 склонения)

- Давайте вспомним слова помощники для всех трех склонений. (травА, окнО, рожь)

- Кто помнит, какую цель мы ставили в начале урока? ((повторить и закрепить все знания о 3 склонении имен существительных)

- Если мы достигли этой цели и справились со всеми трудностями, хлопните в ладоши.

Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку.

Рефлексия

- Какое настроение у вас было в течение урока? Почему оно было таким?

- Поднимите вверх большой палец, если вам было интересно на уроке, и вы справились со всеми заданиями.

- Покажите опущенный вниз палец, если у вас возникли трудности.

- Записываем домашнее задание

- Спасибо за урок. Подойдите ко мне с дневниками…

- Вы получаете за урок отметку 5, потому что работали активнее всех, помогали мне и быстро справлялись со всеми упражнениями.

Оценивают свою работу на уроке и настроение.



Подпись учителя_________________Дата______________

Подпись методиста_______________Дата______________