Орг. момент | - Прозвенел давно звонок, Начинается урок. Мы сейчас не отдыхаем, А работать начинаем. - Проверьте, у всех ли на парте лежат учебники по русскому языку, тетради, дневник и пенал. - За парты садится 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. - Сегодня, как и на других наших уроках, вам необходимо соблюдать правила хорошего ученика: работать активно, отвечать, только поднимая руку, не шуметь. - Выпрямите спины, руки положите перед собой, чтобы я видела, что вы готовы к работе. | Настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку, повторяют правила поведения. |
Актуализация знаний | - Чтобы узнать тему урока, предлагаю отгадать загадки. 1. То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (тетрадь) 2. На олене, на коне Хорошо кататься мне! Не по тундре, не по лугу- Еду я по чудо-кругу. (карусель) 3. Что-за серенький зверёк, Хвостик длинный, как шнурок, Только кошку увидал, Сразу в норку убежал? (мышь) - Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что между ними общего? (имена существительные 3 склонения) - Что вы узнаете об именах существительных 3 склонения? (к ним относятся имена существительные женского рода, с нулевым окончанием, на конце стоит мягкий знак) | Отгадывают загадки, определяют общий признак у слов отгадок; вспоминают, какие имена существительные относятся к 3 склонению. |
Первичное закрепление | - Работаем в тетрадях. На слайде вы видите словосочетания. Вам необходимо записать их в тетрадь, вставить окончания в имена существительные и определить их падеж. Звон капелИ – родительный падеж Начало осенИ – родительный падеж Аллергия на сирень – винительный падеж На поверхнотИ реки – предложный падеж Громкая речь – именительный падеж Лежал на печИ – предложный падеж Хвасталась тушьЮ – творительный падеж - Обменяйтесь тетрадями со своим соседом, возьмите в руки карандаш и проверьте его работу с образцом. - На полях карандашом напишите количество ошибок. - Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки? Замечательно! Так держать! - У кого 1? У кого больше 1? В следующий раз будьте внимательнее. - Какой вывод об окончаниях можете сделать? (у имен существительных 3 склонения окончания Е нет) - А теперь разделите лист тетради на 3 колонки. 1 колонка – 1 склонение, 2 – 2 склонение, 3 колонка – 3 склонение. - Распределите слова, которые вы видите на слайде в 3 колонки и выделите окончания. - У доски работают 3 человека на отметку, остальные самостоятельно в тетрадях. Юноша, кольцо, море, соль, скакалка, боль, красота, дочь, рожь, уголь, папа, ученик, площадь, ель, весточка, письмо, окончание, лопата. 1 скл. 2 скл. 3 скл Юноша Кольцо Соль Скакалка Море Боль Красота Уголь Дочь Папа Ученик Рожь Весточка Письмо Площадь Лопата Окончание Ель - А теперь выберите из 3 колонки любое слово и измените его по падежам и выделите окончания самостоятельно. - Какое слово ты выбрал? Измени его по падежам устно. - Какое слово помощник необходимо использовать для проверки безударных окончаний имен существительных 3 склонения? (то, у которого окончание всегда ударное) - Верно. Давайте будем использовать слово рожь. - Измени его по падежам устно. И.п. существует что? рожь Р.п. нет чего? ржИ Д.п. даю кому? ржИ В.п. вижу что? рожь Т.п. любуюсь чем? рожьЮ П.п. думаю о чем? о ржИ - Если вы будете сомневаться, какое окончание написать у имен существительных 3 склонения, то определите сначала падеж у этого слова, а затем поставьте слово рожь в тот же падеж. Тогда вы точно не ошибётесь. | Выписывают словосочетания, выделяют окончания, определяют падеж. Проверяют свою работу и работу товарищей, сверяя с образцом. В три колонки выписывают имена существительные разных склонений. Изменяют по падежам имя существительное 3 склонения. Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку. |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | - Чтобы закрепить наши знания об именах существительных 1, 2 и 3 склонения, предлагаю выполнить следующее задание. - На доске вы видите предложения, в них необходимо найти имена существительные, определить склонение и падеж, выделить окончания. - Начинаем по цепочке проговаривать по одному предложению. Утро(2 скл, И.п.) за окном(2 скл, Т.п.). Звонок(2 скл, И.п.) будильника(2 скл, Р.п.). Шум(2 скл, И.п.) воды(1 скл, Р.п.) и папиной бритвы(1 скл, Р.п.). Плач(2 скл, И.п.) сестры(1 скл, Р.п.) из комнаты(1 скл, Р.п.). Умывание(2 скл, И.п.) и чистка(1 скл, И.п.) зубов. Голос(2 скл, И.п.) мамы(1 скл, Р.п.) и ворчание(2 скл, И.п.) чайника(2 скл, Р.п.) на кухне(1 скл, П.п.). Звон(2 скл, И.п.) посуды(1 скл, Р.п.), на столе(2 скл, П.п.) чашка(1 скл, И.п.). Кастрюля(1 скл, И.п.) с кашей(1 скл, Т.п.) на плите(1 скл, П.п.). Запах(2 скл, И.п.) пирога(2 скл, Р.п.) и сыра(2 скл, Р.п.). - Придумайте 3 предложения с именами существительными 1, 2 и 3 склонения, запишите их в тетрадь и выделите окончания. Первые 3 человека получат отметку. - Какие предложения ты составил? - Работает в учебнике. Откройте 35 страницу, упражнение 58. - Что нужно сделать? (найти и выписать имена существительные 3 склонения, указать их падеж) - Работаем самостоятельно. На это задание даю 3 минуты. - Какие имена существительные ты выписал? (Русь – винительный падеж, грусть – винительный падеж, глушь – именительный падеж, тишь – именительный падеж) | Устно определяют падеж у имен существительных, выделяют окончание. Составляют собственные предложения с именами существительными разных склонений, записывают их в тетрадь. Самостоятельно выполняют упражнение из учебника. |
Итог урока | - Наш урок подходит к концу, подведем итоги. - Сколько склонений имен существительных бывает в русском языке? (3) - Какая была тема нашего урока? (падежные окончания имен существительных 3 склонения) - Чем мы сегодня занимались? (изменяли по падежам имена существительные 3 склонения, выделяли окончания и наблюдали за их изменениями, искали в тексте имена существительные 3 склонения в разных падежах, приводили собственные примеры имен существительных 3 склонения) - Давайте вспомним слова помощники для всех трех склонений. (травА, окнО, рожь) - Кто помнит, какую цель мы ставили в начале урока? ((повторить и закрепить все знания о 3 склонении имен существительных) - Если мы достигли этой цели и справились со всеми трудностями, хлопните в ладоши. | Отвечают на вопросы учителя, поднимая руку. |
Рефлексия | - Какое настроение у вас было в течение урока? Почему оно было таким? - Поднимите вверх большой палец, если вам было интересно на уроке, и вы справились со всеми заданиями. - Покажите опущенный вниз палец, если у вас возникли трудности. - Записываем домашнее задание - Спасибо за урок. Подойдите ко мне с дневниками… - Вы получаете за урок отметку 5, потому что работали активнее всех, помогали мне и быстро справлялись со всеми упражнениями. | Оценивают свою работу на уроке и настроение. |