СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Правописание чк, чн, щн"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Правописание чк, чн, щн"»

Русский язык

Дата: 15.02.20203

Т. Класс: 1-Д

Урок №110 Правописание чк, чн, щн

Цели: познакомить учащихся с правописанием сочетаний чк, чн, щн, развивать речь, внимание, мышление, воображение учащихся, расширять словарный запас.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Личностные:

гражданско-патриотическое воспитание:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

духовно-нравственное воспитания:

— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств

эстетическое воспитание:

— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

трудовое воспитание:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда.

экологическое воспитание:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

— неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания:

— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

Познавательные: принимать цель урока, работать с планом урока, сравнивать понятия, делать выводы в результате совместной работы класса 

Регулятивные: Постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание качества и уровня усвоения материала

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Предметные: научатся: находить в словах сочетания чн, чк, чт, подбирать примеры слов с такими с сочетаниями, научиться писать сочетания в словах

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование урока: тетрадь, карандаш, ручка, цветные карандаши

Этапы урока

Содержание деятельности

1.Организационный момент

Приветствие учащихся. Подготовка учащихся к уроку.


2. Актуализация опорных знаний


- Чистописание-

ча чу ща щу

Письмо в тетради букв и соединений.

Пальчиковая гимнастика

- Откройте тетради и напишите по образцу, постарайтесь выполнить работу красиво и аккуратно.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, подчеркните самые красивые соединения

- Вспомните, что вы знаете о звуках [ч'] и [щ']? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ. 

- Давайте вспомним, какое правило мы изучали на прошлом уроке?

Игра «Найди слово с ошибкой»

1. Роща, шишка, чяшка.

2. Машына, ужи, мыши.

3. Собака, рощя, щука.

4. Чюдо, малыши, ученик.

( У доски один человек)

Запишите слова правильно, поделите их на слоги, поставьте ударение.

Самопроверка

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


- Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

Прочитайте их!

Ноч.ка

Поч.ка

Доч.ка

Ноч.ной

Соч.ный

- Помогите Незнайке, подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова?

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

- Эта тема новая для вас или мы уже ее знаем?

- Зачем необходимо правильно писать эти буквосочетания?

4.Первичное усвоение новых знаний

 - Работа с наглядным материалом.

- Рассмотрите таблицу и попробуйте самостоятельно сформулировать правило правописания слов с сочетаниями чк, чн, щн.

Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (Очки. )

Грамоты не знаю,

А весь век пишу. (Ручка)

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила вас –

Закончила рассказ. (Точка)

- Работа в тетради. Запишите слова в тетрадь. Почеркните сочетания чк, чн

Отгадайте слово по его лексическому значению.

- Травянистое растение с жёлтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром. (Одуванчик)

Материал для учителя

 Одуванчик назван не из-за цветка, а из-за свойства его семян, которые разлетается от одного дуновения. Хотя, пушистая головка одуванчика подобна цветку! Врачи Древней Греции использовали одуванчик как лекарственное средство от веснушек на коже. В 16 веке в Германии он считался успокаивающим и снотворным средством. В России растение считалось «жизненным эликсиром» и применялось при различных заболеваниях.

Также одуванчик добавляют в супы, щи и салаты.

В народе растение называют молочай, пустодуй, еврейская шапка, пушица, зубной корень, русский цикорий.

— Произнесите все звуки в слове одуванчик

— Что вы знаете о звуке [Ч’]? (Он всегда мягкий.)

— Обозначена ли мягкость этого звука? (Нет.)

— Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется мягкий знак? (Буква Ч обозначает мягкий согласный звук, поэтому нет необходимости писать мягкий знак.)

— Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без мягкого знака. Правописание этих сочетаний нужно запомнить.

Звуко-буквенный анализ слова

У доски 1 ученик

Одуванчик– о-ду-ван-чик, 4 слога, 4 гласн., 5 согл

Физминутка

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

  Дача, тучка, ручка, песня, ночь, ночной, игрушечный, большой, удачный, кочка, строчка, день, хищный, дочка, папочка, сыночек, мамочка.

5. Первичная проверка понимания

Работа в паре

Прочитайте слова, исправьте, где нужно ошибки.

  1. Дочька

  2. почка

  3. ночьной

  4. деньки

  5. ласточка

  6. кочька

Проверка.

Работа над деформированным предложением

-         Посмотрите! Озорник ветер перемешал слова в предложении.

-         Прочитайте их. Из какой это сказки?

               Ряба, снесла, яичко, Курочка

-         Давайте вернем слова на свои места

-         Какое предложение у нас получилось? (Курочка Ряба снесла яичко.)

-         Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).

-         Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

-         Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?

-         Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

Физминутка для глаз

6. Первичное закрепление


Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница   люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но.

-         Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук [ч,] на звук [ш].

-         Какое сочетание в этих словах?

-         Как оно пишется? 

- Составьте предложение с этими словами (устно)

Письмо под диктовку

Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.

Белка, ёлка, рука, туча, собака                  

        Самопроверка

Белочка, ёлочка, ручка, собачка, тучка.

7. Рефлексия (подведение итогов)

- Что будем помнить всегда о буквосочетаниях ЧК и ЧН?

- Вы сегодня замечательно работали. Молодцы!

На ваших столах карточки разных цветов:

1. Розовый цвет – «на уроке все было понятно»

2. Голубой цвет - «было сложно, еще нужно потрудиться»









































Ноч.ка

Поч.ка

Доч.ка

Ноч.ной

Соч.ный




1. Дочька

2. почка

3. ночьной

4. деньки

5. ласточка

6. кочька

1. Дочька

2. почка

3. ночьной

4. деньки

5. ласточка

6. кочька

1. Дочька

2. почка

3. ночьной

4. деньки

5. ласточка

6. кочька

1. Дочька

2. почка

3. ночьной

4. деньки

5. ласточка

6. кочька

1. Дочька

2. почка

3. ночьной

4. деньки

5. ласточка

6. кочька

1. Дочька

2. почка

3. ночьной

4. деньки

5. ласточка

6. кочька

1. Дочька

2. почка

3. ночьной

4. деньки

5. ласточка

6. кочька

1. Дочька

2. почка

3. ночьной

4. деньки

5. ласточка

6. кочька

1. Дочька

2. почка

3. ночьной

4. деньки

5. ласточка

6. кочька

1. Дочька

2. почка

3. ночьной

4. деньки

5. ласточка

6. кочька

Ряба

снесла яичко Курочка

конечно нарочно скучно

яичница  

М

У


Н





К

И

И

Ч