«Составление рассказа о весне».
Конспект занятия в старшей группе.
Задачи:
цель: развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы; закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти; стимулировать и поощрять творческие проявления детей. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
Методы и приемы:
—словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки. - метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации, - наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
Оборудование: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), письмо в конверт, мнемотаблица, аудиозапись.
Ход проведения:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.
I. Здесь письмо! Хотите узнать, что в нём написано?
Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это? Объясните, пожалуйста?» Пингвинёнок.
Проблемная ситуация.
- Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?
- Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, послушать мелодии весны, вспомнить весенние пословицы.
- Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)
- Молодцы, правильно!
- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
Итак, давайте поговорим о весне.
- Что же такое «весна»? (Это время года).
- После, какого времени года приходит весна?
- Какие времена года вы ещё знаете?
- Какие приметы весны вы знаете?
(Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).
А теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны.
Игра « Без чего не может быть весны?»
Весна не может быть без … (яркого солнца).
Весна не может быть без …(луж).
Весна не может быть без… (ручейков).
Весна не может быть без… (грозы).
Весна не может быть без…(майских жуков).
Весна не может быть без…(проталин).
Весна не может быть без…(капели).
Весна не может быть без…(подснежников).
Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
- Ребята, а почему в народе говорят:
«Вода с гор потекла, весну принесла»?
- Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.
- А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ о весне, запомнить его, чтобы рассказать пингвинёнку и его друзьям в Антарктиде.
Наступила весна, пригрело весеннее солнце.
Воспитатель. Что стало происходить в лесу?
Дети. Начал таить снег.
Воспитатель. Когда солнце пригрело на пригорке, какие в природе произошли изменения?
Дети. С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил большую лужу и побежал дальше в лес.
Воспитатель. Какие насекомые выбрались из старого пня?
Дети. Из под коры выбрались жучки и букашки, расправили крылышки и полетели.
Воспитатель. Кто сидит на пеньке?
Дети. Проснулась ящерица, выбралась из норки, уселась на пенек и греется на солнышке.
Воспитатель. Кто очнулся от зимнего сна?
Дети. Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже.
Воспитатель. Послышалось шуршание. Это кто проснулся?
Дети. Под кучей хвороста зашуршал ежик. Вылез сонный, на иголках трава, листья.
Воспитатель. Что делал ежик на пригорочке?
Дети. Ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.
Воспитатель. Куда побежал ежик?
Дети. Ежик побежал по поляне искать себе еду.
Воспитатель. Чем питается голодный ежик?
Дети. Жуков, червяков и лягушек голодный ежик может поймать и съесть.
Кто ожил под теплым весенним солнышком?
Дети. Огромный лесной дом-муравейник.
Воспитатель. Чем заняты муравьи?
Дети. С рассвета до темна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.
Воспитатель. Кто прилетел к старому пню?
Дети. Прилетели две маленькие серенькие птички.
Воспитатель. Что они стали строить?
Дети. Стали они вместе строить гнездо.
Предлагаю детям пересказать рассказ, используя таблицу.
В этом нам поможет таблица.
А теперь давайте вспомним стихи про весну.
Кто знает пословицы о весне?
Итог занятий
Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли понять, что наступила весна.
Спасибо, ребятки. Мы запишем ваши рассказы о весне и отошлём пингвинятам.