СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Большая буква в кличках животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся научатся правильно писать клички животных, различать имена собственные и нарицательные ,применять предлоги в речи, при составлении предложений и словосочетаний.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Большая буква в кличках животных"»



Тема урока: Большая буква в кличках животных


1. Тип урока: урок введения новых знаний


2. Цель урока: обучение безошибочному написанию имён собственных (кличек животных)


3. Задачи урока:


образовательные


· развивать умения распознавать имена собственные


· расширить знания учащихся о правописании словарных слов.


развивающие


· совершенствовать умения работы в парах;


· совершенствовать умения самостоятельной работы;


· совершенствовать умения самопроверки и взаимопроверки;


· расширить словарный запас учащихся;


воспитательные


· воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;


· прививать интерес к предмету;


здоровьесберегающие


· формировать представление о здоровом образе жизни;


· используя физкультпаузы стимулировать работу учащихся на уроке.


Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся правильно писать клички животных, различать имена собственные и нарицательныеприменять предлоги в речи, при составлении предложений и словосочетаний.








Личностные:

-Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к оценке работы товарища и самооценке.

Регулятивные:

-Соотносить учебные действия в соответствии с целью. -Выполнять задание с поставленной целью. - Проверять результат выполненного задания.

Познавательные: -осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной форме -определять предлоги и обосновывать свое мнение. - использовать приобретенные знания.

Коммуникативные : -согласовывать позиции и находить общее решение. - формулировать высказывание.

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.




Ход урока.


I.Организационный момент.

Здравствуйте дети!

Встаньте равнее,

Головки повыше, спинки прямее!

Тихо сядьте все за парты.

Ровно руки положите,

На меня все посмотрите.


Уч. Откройте тетради, запишите число, классная работа


Чистописание.


У. А начнем мы как всегда с минуты чистописания. Как вы считаете, ребята, какая главная задача минуты чистописания?

Д. Я думаю, что главная задача - научиться писать правильно, красиво, верно соединять буквы.

У. Сначала выполним упражнение для развития мелкой мускулатуры рук “Пальчики”

У. Сегодня я приготовила для вас следующие соединения


Ро Мо Ро Мо


У. Что общего в характеристике первых букв в этих соединениях?

Д. Это согласные, звонкие, непарные, сонорные.

У. Подумайте, почему я написала 2 раза одинаковые слоги?

Д. Я думаю потому, что разные соединения у буквы о.

Д. Буква О может присоединяться к другим буквам как верхним, так и нижним соединением.

У. Сейчас мы напишем эти соединения у себя в тетрадях.

У. Проверьте свою посадкУ. Открываем тетради, записываем число, классная работа.


Дифференцированная работа по степени помощи.


1 группа – по образцу обводят.

2 группа – написан 1 образец в тетради, дальше повторяют сами.

3 группа – самостоятельно записывают в тетрадь.

II. Актулизация знаний и постановка проблемы.

Мы сегодня на уроке русского языка продолжим работу по теме: « Слово – имя собственное». (1 слайд)


На доске появляются слова: Полина, (Ш,ш) арик, Маршак, Петрович. (2 слайд)


Уч. Прочитайте слова, написанные на доске.

- Найдите среди них лишнее, ориентируясь на их значение.

Д. Здесь лишнее слово Шарик. Оно обозначает кличку животного, а остальные

слова обозначают имя, отчество, фамилию человека.

Здесь лишнее слово шарик. Оно обозначает предмет, а остальные слова

обозначают имя, отчество, фамилию человека.


Уч: Какой возникает вопрос? (3 слайд)


Д. Как писать это слово? Какую букву выбрать? (заглавную или строчную, большую или маленькую)

Поиск решения.

Уч. Как вы будете действовать, выбирая нужную букву?

Д. Прочитаем слово, подумаем над его значением. Если это собственное имя - выберем большую букву. (4 слайд)


Уч. Молодцы. Подумайте и скажите, что объединило эти слова?

Д. Всё это имена собственные.

Уч. Написание, каких имён собственных мы уже знаем?

Д. Мы знаем, как пишутся имена, отчества, фамилии.

Уч. Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

Д. Мы должны научиться правильно писать слова, обозначающие клички животных.

Уч. Какова же тема нашего урока? (5 слайд)

Д. Как пишутся слова, обозначающие клички животных.

Уч. Правильно. Тема нашего урока: «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных». (6 слайд)

III. «Открытие» нового знания.


Уч .Шарик - это кличка животного. Как вы понимаете слово кличка?

Д. Кличка- это имя животного.

Уч. Заглянем в толковый словарь С.И Ожегова. А помогут мне в этом Дима Ф. и Настя В. (7 слайд с толкованием данных слов, высвечивается по очереди)

1 ученик.

Слово кличка имеет два значения.1) Кличка- это имя домашнего животного. Например. Собака по кличке Шарик.

2 ученик.

2) Кличка- это шутливое, насмешливое прозвище. Например.

Ему дали прозвище Весельчак.

Уч. Если кличка- это имя домашнего животного, то, как его надо писать?

Д. Кличку надо писать с большой (заглавной) буквы.

Уч. Большая буква в кличках животных – это орфограмма.

Вернемся к нашим словам: Полина, (Ш,ш) арик , Маршак, Петрович .

( 2 слайд)

Спишите слова, раскройте скобку, подчеркните новую орфограмму.

Проверка.

Уч. Какую новую орфограмму подчеркнули?

Д. Мы подчеркнули заглавную букву «Ш ». Клички животных пишутся с заглавной буквы

Самопроверка (читаем слово на доске, читаем это же слова в тетради, сравниваем …) (8 слайд)




Уч. Молодцы. Сделайте вывод о написании имён, отчеств, фамилий людей и кличек животных.

Д. Имена, отчества, фамилии людей, клички животных – всё это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Физкультминутка для глаз:

Встали.

Зажмурили сильно глазки, открыли (5 раз)

Сделали круговые вращения глаз (вправо, влево)

Посмотрите на пальчик, вдаль(3 раза)

Сели.


IV. Работа по учебнику.

Уч. Откройте учебник на странице 60. Прочитайте правило самостоятельно. Вслух прочитают Лиза Л.,Света П.. (эти дети хорошо читают).

1 ученик.

Имена, отчества, фамилии людей и клички животных – это имена собственные

2 ученик.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Уч. Сравните свой вывод с правилом в учебнике. ( Всё верно.).

Уч. Поднимите руки те, у кого есть домашнее животное. Назовите их клички.

Д. У меня собачка. Ее кличка …..

Уч. Что должны помнить о написании кличек животных?

Д. Клички животных пишутся с большой буквы. Это имена собственные.

Уч. А почему надо беречь животных и заботиться о них?

Д. Животные – наши меньшие братья. Мы в ответе за тех, кого приручили…


Уч. Откройте учебник на странице 61, найдите упражнение 4

Послушайте удивительное стихотворение Ю. Черных. Прочитает нам его Ника Пьянова


Жили – были дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой


А Хохлаткою они звали жеребенка.

А еще была у них курица Буренка.

А еще у них была собачонка Мурка.

А еще - два козла: Сивка да Бурка!



Уч. Скажите, что вас рассмешило?

Д. В этом стихотворении перепутаны клички животных.


Уч. Помогите автору исправить ошибки.


Работа с интерактивной доской. (9 слайд)

кошка Жучка

собачонка Мурка

жеребенок Хохлатка

курица Буренка

корова Сивка.


Задание: исправьте путаницу. (Уч-ся выбегают к доске и меняют местами клички животных.)

Проверка. (10 слайд)

Уч. Что записано в первом столбике (во втором)?


Д. В первом столбике названия животных, а во втором их клички.

Сравните название животного и кличку по изученной сегодня орфограмме. Сделайте вывод.

Д. Название животного пишется с маленькой (строчной) буквы, а кличка с большой (заглавной).


Физкультминутка. (Комплекс ритмический движений под музыку, рассчитанных на работу разных групп мышц)


V. Применение нового знания.


( дети посетили цирк на Фонтанке и посмотрели выступление дрессированных животных, и многие запомнили клички)


Игра «Кто больше?» (11 слайд)

Уч. Придумайте и запишите как можно больше кличек животных за четыре минуты.

Если ты не знаешь, как правильно пишется слово, то спроси у учителя (?)

Проверка.

Встаньте, кто успел записать более 8 слов. Прочитайте их.

Как вы написали клички животных? (с заглавной буквы) Подчеркните эту орфограмму у себя в тетради.



VI. Работа по учебнику.

(Работа в парах)

Уч. Вот мы и готовы выполнить следующее задание. (Да)

Найдите упражнение 2 на странице 60. Прочитайте клички животных. Пусть один из вас выпишет клички собак, а другой- клички котов.

- Всё ли вам понятно? .

- Есть ли у вас вопросы?

- Выполните задание самостоятельно

- Взаимопроверка

Проверка

VII Итог урока.


Уч. Какой вопрос у нас возник в начале урока? (11 слайд высвечивается по очереди)

Д. Как правильно написать кличку животных?

Уч. Удалось ли нам ответить на этот вопрос?

Д. Да.

Уч. Так как же будете писать клички животных?

Д Клички животных - это имена собственные.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы. (14 слайд)


А также проводится самооценка собственной работы на уроке:


1. Я не всё понял, и у меня остались вопросы.

2. Я всё понял, могу работать по памятке

3. Я все понял, могу работать по памятке, могу объяснить другому


Уч. Как вы заботитесь о своих питомцах? Что вы можете сказать в защиту животных? (15 слайд)

Уч. Лучшими знатоками русского языка стали: Настя В., Дима, Настя С., Полина, Ваня и Лера. На память им вручаются медальки. Спасибо Вове К. за то, что не только сам хорошо выполнил работу, но и помог товарищу. Вова, Олег, Витя и Наташа работали лучше, чем вчера. Молодцы! Аккуратнее всех с книгой работал Георгий. Спасибо! Старательнее всех в тетрадях писали: Настя С.,Марина, Алина, Вероника, Вова М. Их работы вы можете посмотреть во время перемены. Посмотрите, как правильно сидит за партой Толя.

Спасибо всем за урок! (16 слайд)