СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Лексика. Культура речи" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа с ответами

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексика. Культура речи" (5 класс)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Контрольная работа по русскому языку для 5 класса по теме «Лексикология»


Контрольная работа не только проверяет знания учеников по данной теме, но и раскрывает их творческий потенциал. Время выполнения – 30-40 минут.


Цели и задачи:

– проверить и оценить степень усвоения материала из раздела «Лексика. Орфография»;

– обогащение словарного запаса, расширение кругозора


Источники информации:

1. Т.А. Ладыженская и др. Учебник. Русский язык. 5 класс. 1 часть. М., «Просвещение», 2023.














































Дата_________________________________________________1 вариант

Контрольная работа по русскому языку для 5 класса по теме «Лексикология»

учени___ 5 «___» класса _________________________________ за 2 четверть

1. Лексикология – это (выберите один вариант ответа, запишите ответ цифрой)

1) наука о звуках речи;

2) изучает законы образования слов;

3) раздел науки, относящийся к слову.

2. Запишите определение:

Синонимы – это слова одной части речи ________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Запишите определение:

Антонимы – это _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Запишите определение:

Омонимы – это ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Запишите определение:

Паро́нимы — это слова_______________________________________________________

____________________________________________________________________________6. Выберите верно указанные синонимы (выберите один вариант ответа):

1) глупый – популярный; 2) добрый – сердечный; 3) громадный – лилипут.

7. Выберите верно указанные антонимы (выберите один вариант ответа):

1) богатый – бедный; 2) ликование – радость; 3) хитрость – ловкость.

8. Найдите омонимы, которые относятся к разным частям речи. Выберите один вариант ответа:

1) ключ – ключ; 2) коса – коса; 3) пила – пила.

9. Запишите словосочетания, выбирая из скобок нужный пароним.

1) (дождевой, дождливый) поток; 2) (злой, злостный) фея; 3) (праздничный, праздный) обед.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. С данными словами составьте и запишите словосочетания, подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.

Прямой (дорога, взгляд); тёплый (встреча, слова, осень); горький (лекарство, перец, мысли)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Узнайте слово по его лексическому значению, запишите это слово.

1) Переносное радио с двусторонней связью, которое позволяет общаться между двумя или более людьми на коротких расстояниях – это ______________

2) Сухой плод дуба – это ______________

3) Время суток перед восходом солнца, начало утра – это______________

12. Вставьте пропущенные буквы в слова:

Расч…ска, реш…тка, сч…т, ч…лка, ч…лн, ч…рствый, ч…рточка, ш…рох, ц…нга, ц…ган, ц…ферблат, нац…я, куц…й, леденц…, ц…кнуть, цариц…н, не…держанный, ра…бавить, и…тинный, бе…сердечный, и…портить, без…дейный, мед…нститут, дез…нформация, без…гольный.

Дата_________________________________________________________2 вариант

Контрольная работа по русскому языку для 5 класса по теме «Лексикология»

учени___ 5 «___» класса _________________________________ за 2 четверть

1. Лексикология – это (выберите один вариант ответа, запишите ответ цифрой)

1) наука о звуках речи; 2) изучает законы образования слов;

3) раздел науки, относящийся к слову.

2. Запишите определение:

Синонимы – это слова одной части речи ________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Запишите определение:

Антонимы – это _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Запишите определение:

Омонимы – это ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Запишите определение:

Паро́нимы — это слова_______________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Выберите верно указанные синонимы (выберите один вариант ответа):

1) идти-бежать; 2) радостный-ликующий; 3) большой – гигант.

7. Выберите верно указанные антонимы (выберите один вариант ответа):

1) скучный-интересный; 2) кидать-швырять; 3) редкий – широкий.

8. Найдите омонимы, которые относятся к разным частям речи. Выберите один вариант ответа:

1) ключ – ключ; 2) коса – коса; 3) печь-печь.

9. Запишите словосочетания, выбирая из скобок нужный пароним.

1) (великий, величественный) художник; 2) (конный, конский) завод; 3) (удачная, удачливая) покупка ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. С данными словами составьте и запишите словосочетания, подчеркните прилагательные, которые употреблены в переносном значении.

Холодный (взгляд, молоко); каменный (стол, лицо, мост); золотой (руки, цепочка, статуэтка).

11. Узнайте слово по его лексическому значению, запишите это слово.

1) Птенец курицы и петуха – это_________________

2) Чаща, густая заросль чего-нибудь – это ______________________

3) Инструмент для черчения окружностей и дуг_______________________

12. Вставьте пропущенные буквы в слова:

 Б…ч…вка, деш…вый, ж…лудь, кош…лка, печ…нка, пощ…чина, пш…нка, сигнализац…я, ц…новка, ц…клон, у гостиниц… (род. п., ед.ч.), ц…ганский, сестриц…н, леденц… (им.п., мн.ч.), акац…я, белолиц…й, не…гибаемый, и…бирать, и…паряться, ра…краснеться, в…пыхнуть, небез…звестный, меж…нститутский, без…мянный, супер…тересный


Критерии

При оценивании работы (задания 1-11) ориентируйтесь на количество выполненных заданий.

10-11 – 5

8-9 – 4

6-7 -3

5 и менее - 2


За задание 12 (за словарную работу) оценивание производится в соответствии с нормами: 5 – без ошибок, допускается 1 исправление,

4 – 1-2 ошибки, 2 исправления,

3 – 3-7 ошибок, 2-3 исправления,

2- более 7 ошибок, более 3 исправлений


Ключ

1.3

2. Синонимы – это слова одной части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение, могут отличаться друг от друга оттенками значений.

3. Антонимы – это слова одной части речи с противоположным значением.

4. Омонимы – это слова, одинаково звучащие, но различающиеся по значению.

5. Паро́нимы – это (однокоренные) слова, сходные по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением (разные по значению и употреблению).

6.2

7.1

8. 3

9. 1 вариант - 1) дождевой поток; 2) злая фея; 3) праздничный обед.

2 вариант - 1) великий художник; 2) конный завод; 3) удачная покупка

10. Прямая дорога. прямой взгляд; тёплая встреча, тёплые слова, теплая осень; горькое лекарство, горький перец, горькие мысли.

2 вариант – холодный взгляд, холодное молоко; каменное лицо, каменный стол, каменный мост; золотые руки

11. 1 вариант 1) рация 2) жёлудь 3) рассвет

2 вариант – 1) цыплёнок 2) чащоба 3) циркуль