Коррекционная работа на уроках трудового обучения детей с ОВЗ.
Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение образовательными программами в специальной коррекционной школе, а также мероприятий направленных на личностное развитие школьников является систематическая и целенаправленная коррекционная работа. Задачами этой работы являются:
- формирование нравственно-культурных ценностей;
-развитие коммуникативной компетенции;
-активизация эмоционально-мыслительных процессов.
Ведущую роль в познавательной деятельности школьника играют мыслительные процессы запоминания, внимания, также важную роль играют наличие или отсутствие у ребенка речевых дефектов; уровень его работоспособности. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отведено свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимы операции мышления.
При организации учебного процесса необходимо учитывать закономерности динамики умственной работоспособности ребенка, т. к. она зависит от функционального состояния и внешних условий организма.
На своих уроках использую разнообразные коррекционные упражнения, задания, а также разнообразные формы и приемы, направленные на:
-двигательную активность (эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления);
-оздоровительные минутки (один из компонентов здоровьесберегающих технологий для улучшения психоэмоционального состояния).
-дыхательные, глазодвигательные, коммуникативные упражнения, а также упражнения для развития мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов урока тесно перекликается с усвоением программного материала. Почти на каждом уроке к уже имеющимся знаниям и представлениям добавляются новые слова, активизируются эмоционально-волевые процессы.
Вся работа в коррекционном учреждении направлена на достижение следующих целей:
1.Обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития с целью коррекции отклонения в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в обществе.
2.Рациональная организация трудовой деятельности, изготовление объектов труда с учетом эстетических и экологических требований.
3.Всеобемлющая психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация учеников, осуществляемая на принципе дифференцированного подхода к детям.
4.Получение основ технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности.
5.Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности. Целеустремленности, ответственности за результаты своего труда.
6.Коррекция недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ОВЗ в процессе овладения предметом.
7.Развитие познавательного интереса, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей учащихся.
8.Обеспечение гарантий прав каждого ребенка, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Занятия по трудовому обучению направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по изготовлению простейших изделий.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В процессе обучения используются словесные, наглядные и практические методы обучения. В условиях коррекционной школы повышенную значимость имеют игровые методы обучения и используются на уроках в различных его частях для введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля. Широко применяется метод презентаций, как способ эффективно и своевременно преподать учебную информацию. А также метод проектов, как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по цветоводству и декоративному садоводству является комбинированный урок. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Учащиеся коррекционного учреждения 8 вида с самого начала нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение 8 вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном и социальном окружении. Поэтому коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе VIII вида. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.