СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад на МО "Среденее звено" по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа с детьми с ОВЗ»



ДОКЛАД


на МО учителей среднего звена

"Коррекционная работа с детьми с ОВЗ"

Учитель: Мишина Альбина Витальевна






























26.03.2025





Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню развития образования.



Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.



Целью сопровождения является обеспечение оптимального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получения качественного образования детьми в условиях общеобразовательного учреждения.



Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач:



- координация деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения при организации образовательного процесса детей с ОВЗ;



- психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);



- создание оптимального уровня психологического комфорта в образовательном учреждении через развитие толерантности детей, педагогов, родителей. обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.



Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому.



В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.



Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность.



Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.



Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:



- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;



- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;



- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;



- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;



- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;



- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;



- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.



Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.



При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:



а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;



б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;



в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;



г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.



При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.



Вывод: Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:



принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.

принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.

принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.

принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.



2. «Планирование и разработка урока (занятия) с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ».



Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.



Признанным подходом в обучении детей выступает системно-деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности, которая предполагает:



- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;



- соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.;



- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.



В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.



Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.



Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.



Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания.



Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.



Образовательная:



формировать (формирование) у учащихся представления о …;

выявить (выявлять)…;

знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

уточнить…;

расширить…;

обобщить…;

систематизировать…;

дифференцировать…;

учить применять на практике…;

учить пользоваться…;

тренировать…;

проверить…

Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.



Воспитательная:



воспитывать наблюдательность;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать настойчивость и терпение;

воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Коррекционно - развивающая задача должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.



Коррекционно-развивающая:



корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

коррекция и развитие зрительных восприятий…;

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…)

Как определить коррекционно-развивающую задачу? Педагог, планируя урок, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на уроке в связи с изучаемым материалом?». В помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной работы.



Как определить коррекционно-развивающую задачу (цель) урока?



1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития



- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;



- развитие навыков каллиграфии;



- развитие артикуляционной моторики



2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности



- развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания;



- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);



- развитие пространственных представлений ориентации;



- развитие представлений о времени;



- развитие слухового внимания и памяти;



развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.



3. Развитие основных мыслительных операций



- навыков соотносительного анализа;



- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);



- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;



- умения планировать деятельность;



- развитие комбинаторных способностей.



4. Развитие различных видов мышления:



- развитие наглядно-образного мышления;



- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).



5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы



релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.



6. Развитие речи, овладение техникой речи.



- чистоговорки, скороговорки;



- составление рассказа по картинке (серии картинок)



7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.



- презентации, видеофильмы;



- дидактические игры со словами (анаграммы, загадки и т.д)



8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.





У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.



Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.



Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия:



Когда встречаем мы рассвет,



Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!



С улыбкой солнце дарит свет,



Нам посылая свой… (дети хором) ПРИВЕТ!



При встрече, через много лет



Вы крикните друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!



И улыбнуться вам в ответ



От слова доброго… (дети хором) ПРИВЕТ!



И вы запомните совет:



Дарите всем друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!



Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:



- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.



- использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.



- использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.



- активные методы рефлексии.



В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.



Приведу пример рефлексивного приема «Солнышко и туча».



Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися.



Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него опасения были напрасны.



Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.



Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.



Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.



Использование мультимедийной презентации открывает большие перспектива для:



- повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;



- создание доброжелательной атмосферы, активного творческого труда;



-смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;



- стимулирования познавательного мышления учеников;



- наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.



Мультимедийная презентация помогает учителю в реализации учебной задачи. Так, например, при написании изложения младший школьник часто испытывает затруднения: запомнить последовательность событий, воспроизвести письменный пересказ. И совсем другое дело, когда учитель знакомит с изложением, проводит предварительную подготовку к нему через мультимедийную презентацию.



В компетенции учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями, входит знание психологических и возрастных особенностей обучающихся. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и значит, младшего школьника легче включить в учебную деятельность через игровые методы и приемы. Одним из ведущих инструментариев учителя начальных классов является дидактическая игра.



Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Игровые действия, при помощи которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и усиливают интерес к изучаемому предмету, помогают преодолевать трудности в овладении данного предмета. Разнообразие дидактических игр позволяет их использовать на всех этапах урока в рамках любого преподаваемого урока. Приложение 2.



Такая работа должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных процессов. Сочетая предметное, метапредметное, личностное, коррекционное и развивающее направления, опираясь педагогические методы и приемы, учитель организует коррекционно-образовательный процесс и управление познавательной деятельностью. Используя простые игровые приемы в работе с обучающимся с ограниченными возможностями, мы даем максимально возможную работу по «добыванию» знаний.



Дидактические игры на уроках русского языка:



- Игра «Покупка слова». У учителя должны быть готовые, красиво оформленные пустые карточки, куда он будет вписывать новое словарное слово. «Платежом» могут быть разнообразные задания: например, подбери пять прилагательных или глаголов к этому существительному; укажи у этого существительного склонение, род….; разбери это слово по составу, используя буквы этого слова, придумай новые и др. Например, словарное слово: кабинет. Кто больше произвел операций со словом, тот и «покупатель» слова. («Я могу у этого слова указать род: м.р.», «я к м.р. могу добавить число: ед. ч», «Я к ед.ч. могу добавить…», «Я к этому существительному могу подобрать два/три прилагательных/глагола», «Я могу по составу разобрать это слово….»). Игру ограничиваем временем, которое учитель обычно использует для словарно-орфографической работы на уроке.



- Синтаксическая игра.



В задуманном предложении сказуемое такое же, как в предложении: Наступила на камень.



Подлежащее такое же, как в предложении: Осень - прекрасная пора.



(Ответ: Наступила осень.)



Дидактические игры на уроках литературного чтения:



- Игра «Остатки – сладки». (чтение текста с неполными словами)



В старом заброшенном доме жила Мышка-буквоедка Фрося. Она очень любила



Грызть книжки, которые лежали на полке… Как-то мышка нашла вкусную книжку, но так как она уже была сыта, то, подобно малышу, который из булочки выковыривает и ест только изюминки, выгрызла не всё, а то, что она посчитала вкусным. Потом Фрося бросила книжку и убежала в норку. Давайте посмотрим, что за текст нам оставила мышка-буквоедка.



Ёжик Пошёл тём. ночью серый ёжик по ле. гулять. Уви. красную клюквин. и наколол на серую иголоч. Уви. жёлтые лис. и тоже нако.



- Чтение с наращиванием. «Лесенка»



Для расширения поля зрения подбираются столбики слов с наращиванием букв слева или справа:



он мо



сон мор



слон море



склон моряк



поклон морячка



ход хитрость



поход схитрить



восход исхитриться



переход перехитрить



- Ребусы: по2л, ви3на, с3ж, 7я.



- Составь слова из букв:



Т О П (сор, пот, спорт, тир, порт, ропот, рис, пир)



И С Р



- Найди начало и конец слова



РУ ДЫ ШИ ШИ



Вывод: Коррекционно- развивающая задача должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.





3.Конспект урока.



2 класс



Русский язык.



Тема: «Корень слова, образование однокоренных слов».



Тип урока: урок закрепления и обобщения материала



Цели:



Обучающая:



-продолжить формировать представления о родственных и однокоренных



словах, о корне слова;



- учить подбирать родственные, однокоренные слова, выделять корень слова в однокоренных словах;



- совершенствовать умения различать однокоренные слова и разные формы



одного и того же слова;



Развивающая:



-развивать орфографическую зоркость, слуховое и зрительное восприятие, долгосрочную память, концентрацию внимания, воображение, кругозор, устную речь учащихся, умение высказывать свои идеи и умозаключения



Воспитательная:



-воспитывать любовь и уважение ко всему окружающему миру и чтению.



Оборудование: рабочие тетради, компьютер,



презентация к уроку, раздаточный дидактический материал.





Ход урока



I.Организационный момент



Учитель: Здравствуйте, ребята, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Я вам тоже желаю успехов. Присядьте на свои места, запишите в тетрадях: число и классная работа. Урок начнем с минутки чистописания.





II.Чистописание.



На момент чистописания



Я приготовила вам задание



Вы с закрытыми глазами



Угадаете букву сами.



(Ученик с закрытыми глазами достает вырезанную из картона букву, на ощупь, узнает ее.).



Учитель: Верно, это буква пэ.



- Какой звук она обозначает? Дайте характеристику этому звуку.



Минута чистописания



- Из каких элементов состоит заглавная буква «пэ »?



- Из каких элементов состоит строчная буква «пэ »?



- Пропишите в тетради строчку букв, чередуя прописную и строчную буквы.



- Для чего нам нужна заглавная буква? (ответы детей)





III.Работа со словарём



Какое слово из словаря, которое начинается с данного звука можно подобрать к данным прилагательным: Солнечная, дождливая, ветреная…



1. Работа со словарным словом «погода».



Учитель: Как вы понимаете значение слова «погода»? (это состояние



атмосферы в данном месте, в данное время).



– Пропишите в тетради словарное слово «погода» (работа учащихся в



тетрадях).



2. Выделите корень в слове.



Учитель:Что называется корнем слова? (общая часть родственных слов).



Родственные слова – это (слова с общей (одинаковой) частью и общим



значением).



– Как называют родственные слова? (однокоренные слова).



Учитель: Как вы думаете, над чем мы будем с вами работать на уроке? (мнение учащихся).



IV.Сообщение темы и целей урока.



Учитель:Верно, мы сегодня будем учиться подбирать родственные, однокоренные слова, выделять корень слова в однокоренных словах.





V.Работа над темой урока



1. Работа по карточкам



а)Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.



Учитель: Перед вами упражнение. Прочитайте данное упражнение.



Ст.итч.деснаяп.года. Пёстрыми цв.тами покрыты л.сныеп.ляны.



Цв.точнаяросп.сьукр.шаеттр.пинки и д.ро.ки. В т.нистомл.суцв.тут



Ландыш.. Ланды.– это подаро. в.сны.



– Что вы прочитали и докажите почему? (текст, предложения связаны по



смыслу).



– Какого вида данный текст? (текст – повествование).



– Вставьте пропущенные орфограммы в тексте.



– Озаглавьте данный текст?



– Найдите в тексте родственные слова, запишите их в тетрадь и продолжите



данный ряд своим словом, выделив корень в родственных словах.



_ Что же такое родственные слова? Как образовать родственное слово?



б)Работа с учащимися с ОВЗ.



Учитель: Перед вами упражнение. Прочитайте данное упражнение.



Стоит чудесная погода. Пёстрыми цветами покрыты лесные поляны.



Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом лесу цветут



ландыши. Ландыш – это подарок весны.



- Объясните написание выделенных букв.



- Что общего у подчёркнутых слов?



- Выпишите однокоренные слова и выделите корень слов.



VI.Закрепление материала.



Учитель:Что такое корень, однокоренные слова?





1. Работа по карточкам



а)Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.



Учитель: Из ряда слов найдите лишнее слово, в однокоренных словах выделите корень.



а) Лесочек, лесной, лиса, лесник, лесовичок. (лишнее – лиса).



б) Зелень, зелёный, зеленеть, земляника, озеленение (лишнее – земляника).



в) Берёза, берёзовый, берёзонька, береста, подберёзовик (лишнее – береста).



б)Работа с учащимися с ОВЗ.



Учитель: Прочитайте слова, почему подчёркнутое слово «лишнее»? В однокоренных словах выделите корень.



а) Лесочек, лесной, лиса, лесник, лесовичок.



б) Зелень, зелёный, зеленеть, земляника, озеленение.



– Как вы понимаете значение слова «земляника»?



– Как вы понимаете значение слова «озеленение»?



в) Берёза, берёзовый, берёзонька, береста, подберёзовик.



Учитель: Как вы понимаете значение слова «береста»?



VII.Физкультминутка



Учитель: Последите за лучиками солнышка (физкультминутка для глаз).



– Что спряталось в солнышке? (мнение учащихся).



– Сколько букв «П» в солнышке? (8).



Последите за бабочкой на ромашках. А теперь давайте разомнемся:



Солнце глянуло в тетрадку – раз, два, три, четыре, пять.



Все мы делаем зарядку – потянуться и привстать.



Руки вытянуть по шире – раз, два, три, четыре, пять.



Повернуться – три, четыре.



И на место все опять.





2.Работа в группах



1 группа (учащиеся с ОВЗ)– Подберите однокоренные слова к слову «солнце». Запишите и определите общий корень



2 группа(учащиеся со средними способностями) - Из набора слов необходимо найти родственные слова и записать их по порядку – существительное, прилагательное, глагол:



– пестреть, песенный, песня, петь (песня, песенный, петь).



– свет, светить, свист, светлый (свет, светлый, светить).



– тёплый, терпение, потепление, теплеть (потепление, тёплый, теплеть).



3 группа (сильные учащиеся) - Прочитайте и составьте рассказ, используя все слова:



Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели домики для пернатых певцов мастерят ребята скворцы и грачи



К слову «домики» подберите родственные слова и выделите корень (Домик – дом, домовой, домашняя, домовничать, домишко, домовитый, надомный, бездомный; общий корень – дом).



VIII.Физкультминутка



Учитель: Ребята, а какое время года, находится между зимой и летом? – … (весна). Встанем, отдохнём.



Весна! Весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)



Тепло на крыльях принесла. (взмахи руками)



И вот на самом солнцепёке (ходьба на месте)



Расцвел подснежник голубой. (руки в стороны)



3. Игра



Учитель: Ребята, давайте поиграем, только будьте очень внимательны…Я буду называть пары слов, если слова родственные – хлопайте в ладоши, а если нет, то - приседайте:



Весна – весенний, лужа – лужайка, подснежник – снеговая, река – ручей,



поле – полюшко, почка – почтовая, скворец – скворечник, апрель – апрельский ,куст – лист.



IX.Обобщение материала



Учитель: Вспомните, какое словарное слово мы записывали в начале урока? Подберите к нему однокоренные слова и запишите в тетрадь.



(Погодный, непогода, погодка, погожий; общий корень – погод, погож).





4.Упражения на развитие памяти и внимания



а)Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.



Учитель: Рассмотрите ещё раз предложение (на доске): «Стоит чудесная погода».



– Прочитайте предложение и запишите его в тетрадь по памяти



(проверка).



– Определите части речи в данном предложении (работа в тетрадях).



– Разберите данное предложение по членам предложения (работа в тетрадях).



б)Работа с учащимися с ОВЗ.



Учитель: Выберите причину и объясните ответ: «Стоит чудесная погода



потому, что … » (ярко светит солнце, наступила весна, повысилась температура воздуха и т.д.). Запишите в тетрадь получившееся предложение.(проверка)



X.Итог урока



Учитель: Над чем мы с вами работали на уроке? (мнение учащихся).



– Какие слова называются родственными словами? (Слова, которые имеют



общую (одинаковую) часть и общее значение).



– Что называется корнем слова? (общая часть родственных слов).



– Как называют родственные слова? (однокоренные слова).



– Что больше всего запомнилось на уроке? (мнение учащихся).



XI.Рефлексия



Учитель: Оцените свою работу на уроке (ученик на листе закрашивает круг в цвете):



– Урок понятен, все усвоил, активно работал на уроке.