Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Калмыкия
«Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой»
Рабочая тетрадь
для самостоятельной работы студентов
ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии : «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
по МДК 04. 03: «Технология оказания медицинских услуг»
на тему: «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней»
Разработано преподавателем: Долгина И.В Рассмотрено на заседании ЦМК клинических дисциплин № 3 Протокол №____ «_____»______________2019г. Председатель ЦМК ____________/ Менкеева Ц.Г. | Согласовано Методист __________ Казимирова Е.В. |
г.Элиста 2019.г
Содержание
Введение 3
Тестовый контроль 5
Ситуационные задачи 11
Заполнение пустых граф 13
Эталоны ответов 20
Список литературы 29
Введение
Во все времена ценность медицинского работника определялась уровнем профессиональных знаний, умений, навыков, позволяющих успешно работать в пределах своей компетенции. Понимание сложности и важности осуществления личной гигиены пациента необходимо среднему медицинскому работнику, стоящему на охране сохранения, укрепления и поддержания здоровья пациента.
Личная гигиена является неотъемлемой частью нашей жизни. Но в жизни каждого из нас может наступить такой период, на протяжении которого мы не сможем самостоятельно прибегать к процедурам относительно личной гигиены.
Выполнение заданий в рабочей тетради должно развить у студентов более тонкое и трепетное отношение к пациентам, чувство уважения и значимости. А практическое занятие позволит обучить студентов практическим навыкам по уходу за тяжелобольными пациентами. Когда пациент оказывается в стенах лечебного учреждения, ему трудно адаптироваться в новой среде, даже если у него не строгий постельный режим.
И исходя из этого, каждая медицинская сестра должна не только помогать осуществлять необходимые мероприятия по соблюдению личной гигиены, но также обучать пациента самостоятельно адаптироваться к новой обстановке. Адаптация поможет чувствовать себя наиболее увереннее, спокойнее, что сыграет большую роль у пациента в реализации самоухода.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
УЧЕБНАЯ:
- глубокое усвоение данного практического материала имеет важное значение для профессиональной подготовки будущих медицинских работников, для понимания гигиенического режима, ухода, внимательного наблюдения и профилактики осложнений у пациента.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:
- формирование познавательных потребностей и интереса к избранной профессии, воспитывать ответственность, добросовестность при выполнении профессиональных обязанностей среднего медработника.
РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ:
-формирование навыков самообразования и самореализации личности, развивать самостоятельность и коммуникабельность.
ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ:
УМЕТЬ:
1.Уметь осуществлять смену постельного белья.
2.Уметь осуществлять смену нательного белья.
3.Уметь осуществлять уход за кожей, промежностью, полостью рта, зубами, зубными протезами, глазами, ушами, носом, волосами, ногами, ногтями.
ЗНАТЬ:
1.Режимы физической активности.
2.Положение больного в постели.
3.Правила смены постельного и нательного белья
4.Правила применения судна и мочеприемника.
5.Правила ухода за кожей, промежность, полостью рта, зубами, зубными протезами.
6.Правила ухода за глазами, ушами, носом, волосами, ногами, ногтями.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ПК 4.1 | Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности |
ПК 4.2. | Соблюдать принципы профессиональной этики. |
ПК 4.3. | Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. |
ПК 4.4. | Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода. |
ПК 4.6. | Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. |
ПК 4.7. | Обеспечивать инфекционную безопасность. |
ПК 4.8. | Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
| |
Тестовый контроль
Выберите один правильный ответ
Вариант №1
1. Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно протирать:
10% раствором камфорного спирта;
10% раствором нашатырного спирта;
96% раствором этилового спирта;
10% раствором калия перманганата.
2. Постельное белье пациенту меняют:
1 раз в 14 дней;
1 раз в 7 дней;
1 раз в день;
1 раз в месяц.
3. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют:
1 раз в 3 дня;
один раз в неделю;
по мере загрязнения;
один раз в 2 недели.
4. Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента
каждые:
12 часов;
2 часа;
6 часов;
24 часа.
5. Положение Симса:
промежуточное между положением лежа на боку и лежа на животе;
лежа на спине;
лежа на животе;
полулежа и полусидя.
6. Положение Фаулера
на спине;
на боку;
на животе;
полулежа, полусидя.
7. После освобождения суден и мочеприемников их дезинфицируют:
0.5% р-ром хлорамина;
3% р-ром аламинола;
5% р-ром хлорной извести;
1% р-ром хлорамина.
8. Пациент при болях в животе занимает положение:
активное;
пассивное;
индивидуальное;
вынужденное.
9. Какой способ смены постельного белья необходимо выбрать, если пациенту нельзя переворачиваться на бок:
поперечный метод;
продольный метод;
пассивный метод;
пастельное белье в данном случае менять нельзя.
10. Температура воды для мытья ног пациенту:
25-35° С;
18-20° С;
40-45° С;
38-40° С.
11. Чем обрабатывают уши тяжелобольному пациенту:
кипяченой водой;
камфорным маслом;
3% перекисью водорода;
проточной водой.
12. Каким раствором проводят гигиену глаз
раствор фурацилина 1:5000;
3% перекись водорода;
проточная вода;
глаза протирают сухими стерильными ватными тампонами.
13. Температура воды для проведения гигиены промежности у женщин
18 - 20° С;
- 38° С;
40 - 45° С;
25 - 30° С.
14. В какой последовательности освобождают руки из рукавов при смене нательного белья у тяжелобольного пациента:
сперва больную сторону , потом здоровую;
нет определенной последовательности;
сначала здоровую сторону, потом больную;
нательное белье меняют только на здоровой стороне.
15. Как часто моют голову пациенту:
1 раз в 2 недели;
3 раза в неделю;
моют только по мере необходимости;
1 раз в неделю.
16. Полупостельный режим:
пациент находится строго в постели, но 1 раз в день может садиться на край кровати;
можно кратковременно ходить по палате, садиться на стул, находящийся рядом с кроватью, посещать туалетную комнату в сопровождении медсестры;
пациент может свободно ходить по палате и посещать туалетную комнату без сопровождения медсестры;
нахождение пациента в постели без возможности вставать и садиться, категорически запрещены активные движения.
17. Кто проводит осмотр на педикулез перед мытьем головы у тяжелобольного пациента:
медицинская сестра;
врач;
младшая медицинская сестра;
перед мытьем головы осмотр на педикулез не проводят.
18. Строгий постельный режим:
пациент находится строго в постели, но 1 раз в день может садиться на край кровати;
можно кратковременно ходить по палате, садиться на стул, находящийся рядом с кроватью, посещать туалетную комнату в сопровождении медсестры;
пациент может свободно ходить по палате и посещать туалетную комнату без сопровождения медсестры;
нахождение пациента в постели без возможности вставать и садиться, категорически запрещены активные движения.
19. Как часто проводят туалет промежности тяжелобольному пациенту:
строго по графику, каждые 2 часа;
2 раза в день – утром и вечеров;
помимо утреннего и вечернего туалета, также после каждого акта дефекации;
1 раз в день.
20. Как часто и кто проводит дезинфекцию судна и мочеприемника:
1 раз в день, медицинская сестра;
2 раза в день, родственники пациента;
каждый раз после физиологических отправлений пациента, младшая медицинская сестра;
3 раза в день, младшая медицинская сестра.
| 21. Наиболее частые места бразования пролежней: |
| а) область затылка, лопаток, крестца, пятки |
| б) область плеча, груди, бедер |
| в) область шеи, подколенных ямок |
| г) область ладоней, подошв |
22.Ногти тяжелобольным пациентам следует стричь |
а)1 раз в месяц |
б) 1 раз в неделю после гигиенической ванны |
в) 2 раза в неделю |
г)утром и на ночь ежедневно |
Тестовый контроль
Выберите один правильный ответ
Вариант № 2
1. Положение Симса:
промежуточное между положением лежа на боку и лежа на животе;
лежа на спине;
лежа на животе;
полулежа и полусидя.
2. В какой последовательности освобождают руки из рукавов при смене нательного белья у тяжелобольного пациента:
сперва больную сторону, потом здоровую;
нет определенной последовательности;
сначала здоровую сторону, потом больную;
нательное белье меняют только на здоровой стороне.
3. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют:
1 раз в 3 дня;
один раз в неделю;
по мере загрязнения;
один раз в 2 недели.
4. Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно протирать:
10% раствором камфорного спирта;
10% раствором нашатырного спирта;
96% раствором этилового спирта;
10% раствором калия перманганата.
5. Постельное белье пациенту меняют:
1 раз в 14 дней;
1 раз в 7 дней;
1 раз в день;
1 раз в месяц.
6. Какой способ смены постельного белья необходимо выбрать, если пациенту нельзя переворачиваться на бок:
поперечный метод;
продольный метод;
пассивный метод;
пастельное белье в данном случае менять нельзя.
7. Каким раствором проводят гигиену глаз:
раствор фурацилина 1:5000;
3% перекись водорода;
проточная вода;
глаза протирают сухими стерильными ватными тампонами.
8. Как часто моют голову пациенту:
1 раз в 2 недели;
3 раза в неделю;
моют только по мере необходимости;
1 раз в неделю;
9. Положение Фаулера
на спине;
на боку;
на животе;
полулежа, полусидя.
10. Пациент при болях в животе занимает положение:
активное;
пассивное;
индивидуальное;
вынужденное.
11. Для профилактики пролежней положение пациента меняют каждые:
12 часов;
2 часа;
6 часов;
24 часа.
12. Температура воды для мытья ног пациенту:
25-35° С;
18-20° С;
40-45° С;
38-40° С.
13. После освобождения суден и мочеприемников их дезинфицируют:
0.5% р-ром хлорамина;
3% р-ром аламинола;
5% р-ром хлорной извести;
1% р-ром хлорамина.
14. Температура воды для проведения гигиены промежности у женщин
18 - 20° С;
- 38° С;
40 - 45° С;
25 - 30° С.
15. Чем обрабатывают уши тяжелобольному пациенту:
0,5% раствором бионола;
камфорным маслом;
3% перекисью водорода;
проточной водой.
16. Как часто и кто проводит дезинфекцию судна и мочеприемника:
1 раз в день, медицинская сестра;
2 раза в день, родственники пациента;
каждый раз после физиологических отправлений пациента, младшая медицинская сестра;
3 раза в день, младшая медицинская сестра.
17. Кто проводит осмотр на педикулез перед мытьем головы у тяжелобольного пациента:
медицинская сестра;
врач;
младшая медицинская сестра;
перед мытьем головы осмотр на педикулез не проводят.
18. Как часто проводят туалет промежности тяжелобольному пациенту:
строго по графику, каждые 2 часа;
2 раза в день – утром и вечеров;
помимо утреннего и вечернего туалета, также после каждого акта дефекации;
1 раз в день.
19. Полупостельный режим:
пациент находится строго в постели, но 1 раз в день может садиться на край кровати;
можно кратковременно ходить по палате, садиться на стул, находящийся рядом с кроватью, посещать туалетную комнату в сопровождении медсестры;
пациент может свободно ходить по палате и посещать туалетную комнату без сопровождения медсестры;
нахождение пациента в постели без возможности вставать и садиться, категорически запрещены активные движения.
20. Строгий постельный режим:
пациент находится строго в постели, но 1 раз в день может садиться на край кровати;
можно кратковременно ходить по палате, садиться на стул, находящийся рядом с кроватью, посещать туалетную комнату в сопровождении медсестры;
пациент может свободно ходить по палате и посещать туалетную комнату без сопровождения медсестры;
нахождение пациента в постели без возможности вставать и садиться, категорически запрещены активные движения.
| 21. Если у пациента есть съемные зубные протезы, то перед обработкой полости рта их следует: |
| а) оставить их в полости рта |
| б) снять и после обработки полости рта снова надеть |
| в) снять, тщательно промыть, а после обработки полости рта снова надеть |
| г) ничего из перечисленного не подходит |
22.Глаза тяжелобольного пациента промывают: |
а) раствором калия перманганата слабо-розового цвета |
б) 2% раствором натрия гидрокарбоната 2% |
в) 0,5% раствором борной кислоты |
г) 0,9% раствором натрия хлорида 0,9% |
Решение ситуационных задач
Задача 1. Пациент жалуется на сухость в носу, образование в полости носа корочек.
Задания:
Укажите проблемы пациента.
В чём заключается помощь пациенту?
Задача 2. У пациентки появился неприятный запах изо рта.
Задания:
Укажите проблемы пациента.
В чём заключается помощь пациенту?
Задача 3. Пациент не может открыть глаза, слиплись веки и ресницы.
Задания:
Укажите проблемы пациента.
В чём заключается помощь пациенту?
Задача 4. Проводя утренний туалет пациенту, медсестра заметила в наружном слуховом проходе скопившуюся серу.
Задания:
Укажите проблемы пациента.
В чём заключается помощь пациенту?
Задача 5. Пациентка жалуется на зуд кожи головы, волосы сальные.
Задания:
Укажите проблемы пациента.
В чём заключается помощь пациенту?
Задача 6. Пациент в течение двух часов находился на загрязнённом мокром постельном белье.
Задания:
Укажите проблемы пациента.
В чём заключается помощь пациенту?
Задача 7. Пациентка жалуется на психологический дискомфорт во время отправления физиологических потребностей.
Задания:
Укажите проблемы пациента.
В чём заключается помощь пациенту?
Задача 8. Пациентка, находящаяся на строгом постельном режиме, жалуется на неприятный запах своих стоп.
Задания:
Укажите проблемы пациента.
В чём заключается помощь пациенту?
Задача 9. Пациент, находящийся на постельном режиме, испытывает дискомфорт из-за присутствия крошек на постельном белье.
Задания:
Укажите проблемы пациента.
В чём заключается помощь пациенту?
Задача 10. Медицинская сестра случайно испачкала нательное белье тяжелобольному пациенту с поврежденной левой рукой во время кормления через зонд.
Задания:
Укажите проблемы пациента.
В чём заключается помощь пациенту?
Заполните пустые графы
1. Приготовление постели пациенту
Цель: создание максимального удобства пациенту в постели.
Оснащение: матрац, клеенка, 2 подушки (ватная и перьевая), одеяло (шерстяное или байковое), комплект белья.
Действие | Обоснование |
1. Проверьте сетку кровати (она должна быть хорошо натянута). | Исключается «провисание» сетки кровати. |
2. Положите матрац без бугров и впадин. | |
3. | Исключается риск загрязнения матраца |
4. Покройте простыней, края которой заправьте под матрац. | |
5. Наденьте наволочки на подушки и положите ватную подушку параллельно кровати, а перьевую под небольшим углом к каретке кровати. | |
6. | Соблюдение правил личной гигиены |
7. На каретку кровати повесьте полотенце. | |
2. Умывание пациента
Цель: соблюдение правил личной гигиены
Показания: плановая гигиеническая обработка лица у пациентов, находящихся на постельном режиме.
Оснащение: таз с теплой водой, 2 рукавички из махровой ткани.
Действие | Обоснование |
1. Вымойте руки. | |
2. Смочите рукавичку в теплой воде, слегка отожмите лишнюю воду. | Обеспечивается подготовка к умыванию пациента |
3. Наденьте рукавичку на правую руку | |
4. | Обеспечивается умывание. |
5. Вытрите лицо пациента насухо. | |
6. | Исключается риск инфицирования контактным путем. |
3. Смена постельного белья продольным способом
Цель: _____________________________________________________________
Показания: загрязнение белья или плановая смена белья пациентам, которым разрешено поворачиваться в постели.
Противопоказания: строгий постельный режим пациента.
Оснащение: комплект постельного белья, клеенчатый мешок для использованного белья, перчатки.
Действие | Обоснование |
1. Наденьте перчатки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
2. Чистую простыню скатать по длине до половины | |
3. | Обеспечивается подготовка для смены простыни |
4. Подвиньте пациента к краю кровати, повернув его на бок | |
5. | Обеспечивается уборка грязной простыни |
6. На освободившейся части постели расстелите чистую простыню | |
7. | Обеспечивается перекладывание пациента на чистую простыню |
8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок и расправьте чистую | |
9.Края простыни подверните под матрац | Исключается риск образования складок на простыне |
Снимите перчатки, вымойте руки | |
4. Смена постельного белья поперечным способом
Цель: соблюдение правил личной гигиены
Показания: загрязнение белья или плановая смена белья пациентам, находящимся на строгом постельном режиме (запрещены активные движения в постели).
Оснащение: _______________________________________________________
Действие | Обоснование |
1. Наденьте перчатки. | Исключается риск инфицирования контактным путем. |
2. | Обеспечивается подготовка для смены простыни. |
3. Осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушки. | |
4. | Обеспечивается доступ для смены простыней верхней части кровати. |
5. На чистую простыню положите подушку и опустите на нее голову пациента | |
6. | Исключаются активные действия пациента в постели, проводится замена простыней. |
7. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац. | |
8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок. | Исключается риск инфицирования. |
| |
5. Подача судна и мочеприемника
Цель: _____________________________________________________________
Действие | Обоснование |
1. Отгородить пациента ширмой | Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали |
2. Положить под таз пациента клеенку | |
3. | Исключается риск неприятных ощущений у пациента при подаче судна |
4. Помочь пациенту слегка повернуться на бок, ноги его при этом согнуты в коленях | |
5. Правой рукой подвести судно под ягодицы пациента, повернуть пациента на спину так, чтобы его промежность оказалась под отверстием судна | |
6.Мужчине одновременно подать мочеприемник | Обеспечивается подача мочеприемника |
7. Снять перчатки | |
8. | Создается удобное положение пациенту |
9. По окончании дефекации у пациента – надеть перчатки | |
10. | Обеспечивается удобное положение для забора судна |
11.Уберать судно из-под пациента | |
12. | Исключается риск загрязнения постели каловыми массами |
13.Снять перчатки | |
14. | Обеспечивается подготовка для подмывания пациента |
15. Подмыть пациента, тщательно осушить промежность | |
16.Убрать судно, клеенку, ширму | |
17.Помочь пациенту удобно лечь | |
18. | Обеспечивается механическое очищение судна |
19.Продезинфицировать судно | |
6. Подмывание мужчин
Цель: Соблюдение правил личной гигиены у пациентов, находящихся на постельном режиме
Показания:________________________________________________________
Оснащение: емкость с теплой водой, «варежка», судно, клеенка, перчатки
Действие | Обоснование |
1. Надеть перчатки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
2. | Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали |
3. Бережно оттянуть крайнюю плоть пациента, обнажив головку полового члена | |
4. | Обеспечивается обработка головки полового члена |
5. Протереть кожу полового члена и мошонки, затем тщательно просушить ее | |
6. Протереть область анального отверстия, тщательно просушить | |
7. | Исключается риск инфицирования контактным путем |
7. Подмывание женщин
Цель: _____________________________________________________________
Показания: плановая гигиеническая обработка половых органов после акта дефекации и мочеиспускания
Оснащение:_______________________________________________________
Действие | Обоснование |
1. Надеть перчатки | |
2. | Исключается риск загрязнения простыни |
3. Попросить пациентку согнуть ноги в коленях и слегка развести их в сторону | |
4. | Обеспечивается подготовка к подмыванию |
5. Полить раствором из кувшина на половые органы, тампоном обработать наружные половые органы по направлению к заднему проходу | |
6. | Обеспечивается чувство комфорта пациентки |
7. Убрать судно, клеенку, ширму | |
8. | Исключается риск инфицирования контактным путем |
8. Обработка полости рта, чистка зубов
Цель: соблюдение правил личной гигиены, профилактика стоматита, профилактика кариеса.
Показания: плановая гигиеническая обработка полости рта пациентов, находящихся на постельном режиме
Оснащение:_______________________________________________________
Действие | Обоснование |
1. Удобно усадить пациента | Создание пациенту удобного положения |
2. | Исключается риск инфицирования контактным путем |
3. Шпателем отодвинуть к верху верхнюю губу и обработать слизистую оболочку верхней десны, затем отодвинуть нижнюю губу и обработать слизистую оболочку нижней десны | |
4. | Обеспечивается доступ для обработки языка |
5. Смочить марлевую салфетку антисептическим раствором и снимая налет, протереть язык, меняя салфетки 2-3 раза | |
6. | Обеспечивается обработка задней поверхности зубов |
7. Нанести на зубную щетку пасту и тщательно очистить ею жевательные поверхности зубов | |
8. | Обеспечивается механическое очищение передней поверхности зубов |
9. Предложить пациенту прополоскать рот водой | |
Снять перчатки, вымыть руки | |
9. Обработка глаз
Цель: профилактика коньюктивита
Показания: _______________________________________________________
Оснащение: стерильные ватные тампоны, 2 лотка, антисептический р-р (0,02% р-р фурацилина или 1-2% р-р натрия гидрокарбонат), стерильные перчатки
Действие | Обоснование |
1. Тщательно вымыть руки, одеть перчатки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
2. | Обеспечивается подготовка для промывания глаз |
3. Слегка отжать шарик и протереть им ресницы и веки по направлению от наружного угла к внутреннему, использованный тампон выбросить | |
4. | Обеспечивается обработка глаз |
5. Промокнуть остатки раствора сухим тампоном | |
6. Таким же образом обработать второй глаз | |
7. Снять перчатки, вымыть руки | |
10. Уход за полостью носа
Цель: восстановление дыхания через нос
Показания: _______________________________________________________
Оснащение: _______________________________________________________
Действие | Обоснование |
Надеть перчатки | |
Смочить в масле ватные турунды и поочередно ввести их в правую и левую ноздрю на 1-2 минуты | |
| Обеспечивается удаление корочек из носовых ходов |
| Исключается риск инфицирования контактным путем |
11. Обработка ушей
Цель: профилактика возникновения серных пробок
Показания: _______________________________________________________
Оснащение: ватные турунды, 3% раствор перекиси водорода, лоток, мыльный р-р, салфетки марлевые, перчатки
Действие | Обоснование |
1. Надеть перчатки | |
2. | Обеспечивается механическое очищение наружного слухового прохода |
3. Ватную турунду смочить в 3% р-ре перекиси водорода и ввести ее в наружный слуховой проход на 2-3 минуты | |
4. | Обеспечивается доступ для удаления серы |
5. Чистой, сухой турундой вращательными движениями прочистить слуховой проход | |
6. | Исключается риск инфицирования контактным путем |
12. Уход за волосами
Цель: _____________________________________________________________
Показания: плановая гигиеническая обработка волос
Оснащение: частый гребень, слабый раствор уксусной кислоты, таз с теплой водой, шампунь или мыло, кувшин с теплой водой
Действие | Обоснование |
1. Завернуть головной конец матраца валиком под шею пациента | Обеспечивается доступ для мытья головы пациента |
2. | Обеспечивается подготовка к мытью головы |
3. Вымыть голову пациента теплой водой с применением шампуня или мыла | |
4. | Обеспечивается удаление остатков шампуня |
5. | Обеспечивается завершение манипуляции |
6. Смочить гребень в слабом р-ре уксуса и расчесать волосы: длинные от концов к корням, а короткие от корней | |
13. Стрижка ногтей
Цель: соблюдение правил личной гигиены
Показания: плановая еженедельная стрижка ногтей у пациентов, находящихся на постельном режиме
Оснащение: _______________________________________________________
Действие | Обоснование |
1. Надеть перчатки | |
2.Опустить кисть пациента на 2-3 минуты в емкость с теплой водой, добавив туда немного жидкого мыла | |
3. | Исключается риск травмирования ногтевого ложа |
4. Поочередно извлечь пальцы из воды, вытереть их и аккуратно обрезать ногти | |
5. | Обеспечивается размягчение ногтей на ногах |
6. Извлечь стопу пациента из воды, высушить ее и установить на полотенце | |
7. | Обеспечивается стрижка ногтей на ногах |
8. Снять перчатки, вымыть руки | |
Эталоны ответов к тестовым заданиям:
№ вопроса | 1 вариант | 2 вариант |
1 | а | а |
2 | б | в |
3 | в | в |
4 | б | а |
5 | а | б |
6 | г | а |
7 | б | а |
8 | г | г |
9 | а | г |
10 | г | г |
11 | в | б |
12 | а | г |
13 | б | б |
14 | в | б |
15 | г | в |
16 | б | в |
17 | а | а |
18 | г | в |
19 | в | б |
20 | в | г |
21 | а | в |
22 | б | а |
23 | | |
Эталоны ответов к задачам:
Задача 1. Необходимо решить проблему пациента – затрудненное дыхание.
Закапать в носовые ходы 1 -2 капли вазелинового масла и оставить на 2-3 минуты, затем ватными турундами, введенными в носовые ходы, вычистить их.
Задача 2. Проблема пациента – неприятный запах изо рта.
Взять шпатель, стерильные ватные шарики, антисептический раствор. Смочить ватные шарики и, поочередно шпателем отодвинув одну щеку, а затем другую, обработать слизистую ротовой полости и язык, меняя 2-3 раза ватные шарики.
Задача3. Проблема пациента – склеивание ресниц и век отделяемым
Стерильную вату смочить антисептическим раствором, отжать и протереть ресницы и веки от наружного угла к внутреннему. Повторить 4 -5 раз, меняя ватные шарики. Промокнуть остатки раствора сухим ватным шариком.
Задача 4. Проблема пациента – снижен слух.
Взять 3% раствор перекиси водорода и закапать в ухо 1 -2 кали, затем ватной турундой почистить наружный слуховой проход от серы.
Задача 5. Проблема пациента – зуд кожи головы.
Взять таз, кувшин с теплой водой, шампунь, варежку. Вымыть голову пациенту, ополоснуть, осушить волосы полотенцем. Расчесать.
Задача 6. Проблема пациента – дискомфорт нахождения на мокром постельном белье.
Немедленно сменить постельное белье, обмыть кожу пациента теплой водой с мылом, осушить, обработать кожу 10% раствором камфорного спирта, сделать легкий массаж спины.
Задача 7. Проблема пациента – дискомфорт во время физиологических отправлений.
Обеспечить пациентку ширмой. Тщательно подготовить судно – оно должно быть чистое и сухое. Обеспечить в палате доступ свежего воздуха. Своевременно опорожнять и дезинфицировать судно.
Задача 8. Проблема пациента – неприятный запах стоп.
Незамедлительно провести манипуляцию мытья ног в постели при помощи теплой воды и мыла (если нет врачебных противопоказаний).
Задача 9. Проблема пациента – дискомфорт нахождения на постельном белье.
Немедленно сменить постельное белье поперечным или продольным методов (в зависимости от состояния пациента)
Задача 10. Проблема пациента – грязное нательное белье.
Необходимо провести смену нательного белья. Сперва снять рукав с правой руки, т.к. она здоровая, а затем с левой. Надевать чистое нательное белье необходимо в обратной последовательности.
Критерии оценивания к заданию №1:
1 нерешенная задача - «5»
2 нерешенные задачи - «4»
3 нерешенные задачи - «3»
4 нерешенные задачи и более «2»
Эталон ответов к заданиям по установлению последовательности
1. Приготовление постели пациенту
Действие | Обоснование |
1. Проверьте сетку кровати (она должна быть хорошо натянута). | Исключается «провисание» сетки кровати. |
2. Положите матрац без бугров и впадин. | Обеспечивается удобное положение пациента в постели |
3. Постелите на матрац клеенку | Исключается риск загрязнения матраца |
4. Покройте простыней, края которой заправьте под матрац. | Соблюдаются правила личной гигиены |
5. Наденьте наволочки на подушки и положите ватную подушку параллельно кровати, а перьевую под небольшим углом к каретке кровати. | Обеспечивается удобное положение пациента в постели |
6. Наденьте пододеяльник на одеяло | Соблюдение правил личной гигиены |
7. На каретку кровати повесьте полотенце. | Соблюдаются правила личной гигиены |
2. Умывание пациента
Действие | Обоснование |
1. Вымойте руки. | Исключается риск инфицированияконтактным путем. |
2. Смочите рукавичку в теплой воде, слегка отожмите лишнюю воду. | Обеспечивается подготовка к умыванию пациента |
3. Наденьте рукавичку на правую руку | Подготовка к выполнению манипуляции |
4. Протрите влажной рукавичкой лицо | Обеспечивается умывание. |
5. Вытрите лицо пациента насухо. | Создание чувства комфорта у пациента |
6. Вымойте руки. | Исключается риск инфицирования контактным путем. |
3. Смена постельного белья продольным способом
Цель: Соблюдение правил личной гигиены
Действие | Обоснование |
1. Наденьте перчатки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
2. Чистую простыню скатать по длине до половины | Обеспечивается подготовка для смены простыни |
3. Поднять голову пациента и убрать из-под него подушку | Обеспечивается подготовка для смены простыни |
4. Подвиньте пациента к краю кровати, повернув его на бок | Освобождается часть кровати, обеспечивается доступ для смены простыни |
5. Грязную простынь скатать по всей длине по направлению к пациенту | Обеспечивается уборка грязной простыни |
6. На освободившейся части постели расстелите чистую простыню | Обеспечивается застилание постели чистой простыней |
7. Повернуть пациента на спину, а затем на другой бок | Обеспечивается перекладывание пациента на чистую простыню |
8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок и расправьте чистую | Обеспечивается смена использованной простыни на чистую |
Края простыни подверните под матрац | Исключается риск образования складок на простыне |
Снимите перчатки, вымойте руки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
4. Смена постельного белья поперечным способом
Оснащение: комплект постельного белья, клеенчатый мешок для использованного белья, перчатки
Действие | Обоснование |
1. Наденьте перчатки. | Исключается риск инфицирования контактным путем. |
2. Чистую простыню полностью скатать как в бинт, в поперечном направлении | Обеспечивается подготовка для смены простыни. |
3. Осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушки. | Исключаются активные действия пациента в постели |
4. Быстро скатать грязную простыню со стороны изголовья кровати до поясницы, положив на освободившуюся часть кровати чистую простыню | Обеспечивается доступ для смены простыней верхней части кровати. |
5. На чистую простыню положите подушку и опустите на нее голову пациента | Обеспечивается удобное положение пациента в постели |
6. Приподнять таз, -затем ноги пациента, сдвинуть грязную простыню, продолжая расправлять чистую | Исключаются активные действия пациента в постели, проводится замена простыней. |
7. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац. | Исключается риск образования складок на простыне |
8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок. | Исключается риск инфицирования. |
| |
5. Подача судна и мочеприемника
Цель: освобождение кишечника и мочевого пузыря у пациентов, находящихся на постельном режиме
Действие | Обоснование |
1. Отгородить пациента ширмой | Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали |
2. Положить под таз пациента клеенку | Исключается риск загрязнения постели |
3. Ополоснуть судно теплой водой, оставить в нем немного воды | Исключается риск неприятных ощущений у пациента при подаче судна |
4. Помочь пациенту слегка повернуться на бок, ноги его при этом согнуты в коленях | Обеспечивается удобное положение для подачи судна |
5. Правой рукой подвести судно под ягодицы пациента, повернуть пациента на спину так, чтобы его промежность оказалась под отверстием судна | Обеспечивается подача судна |
6.Мужчине одновременно подать мочеприемник | Обеспечивается подача мочеприемника |
7. Снять перчатки | Исключается риск инфицированияконтактным путем. |
8. Поправить подушки, чтобы пациент мог находиться в положении «полусидя» | Создается удобное положение пациенту |
9. По окончании дефекации у пациента – надеть перчатки | Исключается риск инфицированияконтактным путем. |
10. Слегка повернуть пациента на бок, придерживая судно правой рукой | Обеспечивается удобное положение для забора судна |
11.Убрать судно из-под пациента | Обеспечивается забор судна |
12.Вытереть область анального отверстия туалетной бумагой | Исключается риск загрязнения постели каловыми массами |
13.Снять перчатки | Исключается риск инфицированияконтактным путем. |
14.Подставить чистое судно пациенту | Обеспечивается подготовка для подмывания пациента |
15. Подмыть пациента, тщательно осушить промежность | Исключается риск инфицирования, соблюдаются правила личной гигиены |
16.Убрать судно, клеенку, ширму | |
17.Помочь пациенту удобно лечь | Обеспечивается чувство комфорта у пациента |
18.Вылить содержимое судна в унитаз, ополоснуть его горячей водой | Обеспечивается механическое очищение судна |
19.Продезинфицировать судно | Исключается риск инфицирования |
6. Подмывание мужчин
Показания: плановая гигиеническая обработка половых органов после акта дефекации и мочеиспускания
Действие | Обоснование |
1. Надеть перчатки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
2. Отгородить пациента ширмой | Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали |
3. Бережно оттянуть крайнюю плоть пациента, обнажив головку полового члена | Создание максимального доступа для обработки головки полового члена |
4. Смочить варежку в теплой воде, отжать ее и протереть головку полового члена | Обеспечивается обработка головки полового члена |
5. Протереть кожу полового члена и мошонки, затем тщательно просушить ее | Обеспечивается обработка наружных половых органов |
6. Протереть область анального отверстия, тщательно просушить | Исключается риск распространения инфекции из прямой кишки на наружные половые органы |
7. Снять перчатки, вымыть руки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
7. Подмывание женщин
Цель: соблюдение правил личной гигиены у пациентов, находящихся на постельном режиме
Оснащение: судно, клеенка, кувшин со слабым раствором калия перманганата, стерильные марлевые тампоны, перчатки
Действие | Обоснование |
1. Надеть перчатки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
2.Под таз пациентки подложить клеенку и поставить судно | Исключается риск загрязнения простыни |
3. Попросить пациентку согнуть ноги в коленях и слегка развести их в сторону | Обеспечивается доступ для подмывания пациентки |
4.Взять кувшин с приготовленным раствором ( t35 -38ºC) в левую руку, а корнцанг с марлевым тампоном в правую руку | Обеспечивается подготовка к подмыванию |
5. Полить раствором из кувшина на половые органы, тампоном обработать наружные половые органы по направлению к заднему проходу | Обеспечивается подмывание пациентки. Исключается риск распространения инфекции из прямой кишки на наружные половые органы |
6.Сменить тампон и сухим тампоном вытереть кожу пациентки насухо в той же последовательности и направлении | Обеспечивается чувство комфорта пациентки |
7. Убрать судно, клеенку, ширму | Обеспечивается завершение манипуляции |
8.Снять перчатки, вымыть руки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
8. Обработка полости рта, чистка зубов
Оснащение: 2% содовый раствор, пинцет, шпатель, марлевые салфетки, перчатки, зубная щетка, зубная паста, кипяченая вода, стакан
Действие | Обоснование |
1. Удобно усадить пациента | Создание пациенту удобного положения |
2. Надеть перчатки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
3. Шпателем отодвинуть к верху верхнюю губу и обработать слизистую оболочку верхней десны, затем отодвинуть нижнюю губу и обработать слизистую оболочку нижней десны | Обеспечивается обработка слизистой рта |
4.Обернуть язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта | Обеспечивается доступ для обработки языка |
5. Смочить марлевую салфетку антисептическим раствором и снимая налет, протереть язык, меняя салфетки 2-3 раза | Обеспечивается обработка языка |
6. Меняя салфетки, смоченные водой, обработать заднюю поверхность верхних, а затем нижних зубов | Обеспечивается обработка задней поверхности зубов |
7. Нанести на зубную щетку пасту и тщательно очистить ею жевательные поверхности зубов | Обеспечивается механическое очищение жевательных поверхностей зубов |
8.Очистить переднюю поверхность зубов, проводя щетку сверху вниз и снизу вверх кругообразными движениями | Обеспечивается механическое очищение передней поверхности зубов |
9. Предложить пациенту прополоскать рот водой | Обеспечивается удаление остатков зубной пасты |
Снять перчатки, вымыть руки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
9. Обработка глаз
Показания: наличие выделений из глаз, склеивающих ресницы и веки
Действие | Обоснование |
1. Тщательно вымыть руки, одеть перчатки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
2. В стерильный лоток налить антисептический раствор и смочить в нем стерильный шарик | Обеспечивается подготовка для промывания глаз |
3. Слегка отжать шарик и протереть им ресницы и веки по направлению от наружного угла к внутреннему, использованный тампон выбросить | Обеспечивается обработка глаз |
4. Взять другой смоченный тампон и повторить протирание 4 -5 раз (разными тампонами) | Обеспечивается обработка глаза |
5. Промокнуть остатки раствора сухим тампоном | Обеспечивается удаление остатков антисептического раствора |
6. Таким же образом обработать второй глаз | Обеспечивается обработка второго глаза |
7. Снять перчатки, вымыть руки | Исключается риск распространения инфекции в глублежащие ткани |
10. Уход за полостью носа
Показания: выделения из носа, образование корок в носу
Оснащение: ватные турунды, вазелиновое или глицериновое или растительное масло
Действие | Обоснование |
1.Надеть перчатки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
2.Смочить в масле ватные турунды и поочередно ввести их в правую и левую ноздрю на 1-2 минуты | Обеспечивается размягчение корочек |
3.Вращательными движениями извлечь турунды | Обеспечивается удаление корочек из носовых ходов |
4. Снять перчатки, вымыть руки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
11. Обработка ушей
Показания: выделение серы у пациентов, находящихся на постельном режиме
Действие | Обоснование |
1. Надеть перчатки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
2.Марлевую салфетку смочить в мыльном растворе и протереть наружный слуховой проход | Обеспечивается механическое очищение наружного слухового прохода |
3. Ватную турунду смочить в 3% р-ре перекиси водорода и ввести ее в наружный слуховой проход на 2-3 минуты | Обеспечивается разжижение серы |
4.Извлечь турунду | Обеспечивается доступ для удаления серы |
5. Чистой, сухой турундой вращательными движениями прочистить слуховой проход | Обеспечивается удаление серы |
6. Снять перчатки, вымыть руки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
12. Уход за волосами
Цель: соблюдение правил личной гигиены, профилактика педикулеза
Действие | Обоснование |
1. Завернуть головной конец матраца валиком под шею пациента | Обеспечивается доступ для мытья головы пациента |
2. На сетку кровати поставить таз с теплой водой | Обеспечивается подготовка к мытью головы |
3. Вымыть голову пациента теплой водой с применением шампуня или мыла | Соблюдение правил личной гигиены |
4.Из кувшина, теплой водой сполоснуть волосы пациента | Обеспечивается удаление остатков шампуня |
5.Убрать таз, расправить матрац | Обеспечивается завершение манипуляции |
6. Смочить гребень в слабом р -ре уксуса и расчесать волосы: длинные от концов к корням, а короткие от корней | Обеспечивается соблюдение правил личной гигиены |
13. Стрижка ногтей
Оснащение: емкости с теплой водой, жидкое мыло, полотенце, ножницы
Действие | Обоснование |
1. Надеть перчатки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
2.Опустить кисть пациента на 2-3 минуты в емкость с теплой водой, добавив туда немного жидкого мыла | Обеспечивается размягчение ногтей |
3.Извлечь из воды V палец, вытереть его и аккуратно отрезать ноготь, оставив 1 -2 мм | Исключается риск травмирования ногтевого ложа |
4. Поочередно извлечь пальцы из воды, вытереть их и аккуратно обрезать ногти | Обеспечивается стрижка ногтей на руках |
5. В другую емкость с теплой водой и мылом опустить стопу пациента на 3 -5 мин. | Обеспечивается размягчение ногтей на ногах |
6. Извлечь стопу пациента из воды, высушить ее и установить на полотенце | Обеспечивается подготовка к выполнению манипуляции |
7.Аккуратно укоротить ногти | Обеспечивается стрижка ногтей на ногах |
8. Снять перчатки, вымыть руки | Исключается риск инфицирования контактным путем |
Критерии оценивания к заданию:
Оценка выставляется по каждой манипуляции
Все графы заполнены – «5»
Не заполнена одна графа – «4»
Не заполнено 2 графы - «3»
Не заполнено более двух граф - «2»
Список литературы:
Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела» Роств-на-Дону «Феникс» 2015;
«Основы сестринского дела» Алгоритмы манипуляций Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва «ГЭОТАР-Медиа» 2015;
Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013;
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
Лекция по теме.
Информационные-ресурсы Интернет www.yamedsestra.ru/
35